На «Карантине»: что показал удар УПАБ по мосту в оккупированном Херсоне?

36 830 19

2 августа 2025 года, аккурат в День десантника, ВКС РФ нанесли бомбовый удар по автомобильному мосту во временно оккупированном ВСУ российском областном центре Херсоне, де-факто поставив точку в многолетней дискуссии по вопросу о «неуничтожимых» мостах через Днепр.


КАБы не так?


Практически с первых же дней после начала СВО на Украине, особенно когда основные боевые действия переместились на Донбасс, у патриотически настроенной аудитории России возник вопрос – почему не наносятся удары по мостам через Днепр?



Действительно, изоляция театра военных действий – это азы азов в военном деле, требующие уничтожения линий снабжения противника и пресечения ротации личного состава. Вполне очевидно, что, будь ликвидированы или критически повреждены железнодорожные мосты через Днепр, по которым осуществляется вся военная логистика ВСУ на левобережье, и Донбасс, и Приазовье, и даже Харьков с Сумами и Полтавой могли бы быть освобождены раньше и с меньшими потерями. Наверное.

Однако мосты через Днепр по-прежнему стоят нетронутыми, что породило множество объясняющих это загадочное явление теорий. Самая конспирологическая гласит, что, дескать, зато особенно не прилетает по Крымскому мосту, который является важной составной частью логистики полуострова. Другие, более приземленные, указывают на то, что российские крылатые и баллистические ракеты в своей массе являются продуктом глубокой модернизации разработок еще 70-х годов прошлого века.

А тогда ставку в потенциальной войне с блоком НАТО делали на специальные боеприпасы, ядерные, которым не требуется попадания прямо-таки «в яблочко». И это создало бы определенные трудности при ударах по железнодорожным мостам, построенным на Украине еще в советский период с очень большим запасом прочности. Для того чтобы их «сложить» или надолго вывести из строя целый пролет, нужно попасть точно в опору.

Разовое или даже многоразовое попадание непосредственно по полотну не дает желаемого результата. Достаточно вспомнить, как ВСУ в 2020 году целые три месяца били высокоточными американскими ракетами HIMARS по Антоновскому мосту, изрешетив его, но не выведя из строя. Кому интересно, тот может найти архивные видеозаписи выхода ВС РФ из Херсона на левый берег Днепра.

Там четко видно, что колонны техники шли параллельно по наспех залатанному мосту и по перекинутой через Днепр понтонной переправе. Обрушен Антоновский мост был самими российскими саперами, которые заминировали и подорвали его опоры мощными зарядами взрывчатки.

Неким консенсусным мнением все эти три с половиной года было то, что для ударов по украинским мостам через Днепр более подошли бы сверхмощные авиабомбы калибра 1500 кг и 3000 кг. Это была бы гораздо более эффективная и бюджетная альтернатива дорогостоящим крылатым и баллистическим ракетам. Вот только сбрасывать их в виде «чугуния» было смертельно опасно для самолетов ВКС РФ и их пилотов, которые почти гарантированно попали бы в воздушные засады ВСУ.

Все изменилось, когда российские конструкторы научились оснащать обычные авиабомбы модулями коррекции планирования, позволяющими сбрасывать их без захода в радиус поражения ЗРК средней дальности. Теперь самые популярные УБАБ-500 с раскладными «крылышками» увеличенной площади способны пролететь порядка 80 км и попасть в цель.

К сожалению, с УПАБ калибра 1500 кг и 3000 кг этот номер не проходит, поскольку аэродинамика столь массивных авиабомб не позволяет им лететь так далеко. Однако даже их тактико-технических характеристик оказалось достаточно, чтобы 2 августа 2025 года прилететь точно по мосту, соединяющему Карантинный остров с остальным Херсоном.

Оставили на «Карантине»


По поводу результативности этого авиаудара в Рунете сейчас высказываются строго противоположные по смыслу мнения. Одни искренне радуются, что в День десантника командующий ВДВ и группировкой «Днепр» генерал Михаил Теплинский показал, что мосты реально можно бомбить УПАБами. Другие же сокрушаются, что одна авиабомба, даже такая мощная, могла лишь оставить в полотне мостового перехода большую дыру, которую можно объехать и быстро залатать.

Получается, что вместо днепровского моста была разрушена вера в очередное «вундерваффе»?

Почему-то думается, что проблема не в российском оружии в частности, а в наивной вере в некое «чудо-оружие», которое в целом сразу может порешать исход войны в нашу пользу. Когда-то это были гиперзвуковые «Цирконы» с «Кинжалами», теперь – несбиваемый баллистический «Орешник», а потом закономерно придет черед термоядерной бомбы.

В действительности же российские планирующие авиабомбы сверхтяжелого калибра наглядно продемонстрировали свою способность поражать такие цели, как автомобильные мосты, причиняя им существенные повреждения. Что в итоге останется от мостового перехода, будет полностью зависеть от количества вылетов Су-34 и сброшенных ими УПАБов. Попытки ремонта можно пресекать ударами РСЗО «Торнадо-С» кассетными боевыми частями.

Сделав подобную работу не разовой, а системной, можно реально добиться прекращения работы мостов через Днепр, разрушив главное – военную логистику противника. В данном конкретно случае речь идет о гарнизоне ВСУ в микрорайоне Корабел на Карантинном острове, который был превращен в укрепрайон, откуда осуществлялись террористические обстрелы нашего левого берега из «кочующих» минометов и управление ударными БПЛА.
19 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    Вчера, 18:07
    Вобщем, СССР с его "калошами" построил так прочно, так много, что только на третий год "лунных пейзажей" смогли
    1. Справка. Строительные нормы в СССР закладывали трёхкратный коэффициент для прочности и устойчивости конструкций. При капитализме в лучшем случае коэффициент два, и даже полтора, Вот и рушатся здания и конструкции капиталистического образца только от несколько увеличенных нагрузок, особенно часто в третьеразрядных странах, где качество строительства похуже. По поводу разрушения мостов. Капитально разрушить мост возможно разрушая опоры, для СВО достаточно пролёт перекрытия моста (после нужно будет отстраивать). Снаряды и авиабомбы пробивают тонкое перекрытие проезжей части и взрываются под мостом полностью не разрушая покрытие. Уже писал, , для разрушения покрытий нужен специальный взрыватель, срабатывающий в метре-два над покрытием, тогда ударная волна переломит пролётное строение. Вывод: взрыватели для подрыва БЧ у покрытия нужны для нескольких задач: для уничтожения перекрытий, для уничтожения живой силы, лёгкой техники и конструкции ударной поверхностной волной мощной БЧ. (авиабомб , крылатых ракет и пр.).
      1. 0
        Вчера, 23:50
        Вроде такие взрыватели давно известны.
      2. +2
        Сегодня, 00:19
        Владимир, да вот именно такой взрыватель у применённого боеприпаса и был. Наоборот, бетонобойная бомба должна пробить покрытие моста и взорваться снизу, непосредственно под мостом. Тогда возможны варианты в зависимости от попадания боеприпаса. Если бомба пройдёт между балок и сразу взорвётся, то балки переломит вбок и разбросает в стороны. А если бомба попадёт в балку, то проломит её кинетикой, а взрыв доделает остальное. Снизу или между балками взрыв должен быть. Но однозначно не над полотном.
        1. 0
          Сегодня, 13:07
          Проблема в том, что подрыв, пробив перекрытие, происходит слишком низко и далеко (опыт подтверждает). Переломить перекрытие можно снизу, и сверху близким подрывом (метр-два)., о чём и реч. Вывод: существующие контактные взрыватели не достаточного мгновенного действия ,после контакта с перекрытием, подрыв БЧ происходит слишком отдалённо, без полного разрушения перекрытия моста..
          1. -1
            Сегодня, 19:24
            Дополнение. Припоминая, сила ударной волны равняется силе ударной волны на единицу площади умножив на поражаемую площадь. В случае подрыва посередине перекрытия, волна ударит по тонкому жёсткому слою перекрытия, проём образуется большой, но перекрытие устоит (с большой вероятностью). При подрыве в близком отдалении, сила на излом перекрытия станет существенной (большая площадь под напором ударной волны), в таком случае вероятность перелома и обрушения перекрытия более вероятна. Увеличение расстояние подрыва, уменьшает ударную волну в квадрате, потому на сегодня в мостах остаются только отверствия..
  2. 0
    Вчера, 23:54
    автор, для патриотически настроенной аудитории может это подойдёт:
    https://auto.ru/mag/article/bridgeexplosivevideodec/
  3. Oao
    +1
    Сегодня, 02:31
    Все уже. Нет моста.
    1. -1
      Сегодня, 06:07
      так их там два, ещё жд мост. да и какие удары? в "молоко", землю пашут. один вариант победы : уничтожать население оружием массового поражения при чем не на Украине, а в Румынии и Польше. Фашисткая Румыния нам ещё за Вторую мировую должна, а к Польше у нас взаимная нелюбовь с времен Екатерины. Союзники снесли Гамбург в 40-е, вот так и надо действовать, а не по принципу : если долго мучиться, что нить получится.
  4. +3
    Сегодня, 07:18
    Удар показал, что предложение заключить воздушное перемирие, очередная глупая выходка, на грани предательства.
  5. -1
    Сегодня, 09:51
    Днепровские мосты показали необходимость разработки нового типа конвенционального оружия для уничтожения подобных объектов.
    Что это будет, ракета или сверхзвуковой самолёт-беспилотник , груженный десятками тонн взрывчатки, ответ за конструкторами.
  6. +4
    Сегодня, 10:09
    Не понял.Нельзя бомбить?Можно бомбить? Крымский мост хрупкий и его взрывали дважды и успешно.А вот Мосты через Днепр прочные,и их ни разу не взрывали.Дяди из МО нас держат за долбойобов?Где СМЕРШ? Почему командуют войной предатели и негодяи?
    1. -2
      Сегодня, 10:29
      а я думаю, что уничтожение мостов ни чего не даст. понтоны наведут. 100 пудов уже предусмотрено и запасено. а чтобы понтоны сносить, нужно будет бомбардировочную
      авиацию поднимать( а она есть в таком количестве и качестве?), на это никто не пойдёт.
      понтоны будут работать ночью и в пасмурную погоду. днём допустим Искандер прилетит, а уже ночью новый наведут. запад им поможет.
      трансформаторные подстанции горят, а уже в течении суток свет есть. НПЗ, нефтебазы горят, транспорт как ездил так и ездеет. ( касается для обоих сторон конфликта) - эт для сравнения...

      одновременно с мостами, нужно будет выносить базы снабжения, а они сами знаете где находятся...
  7. -1
    Сегодня, 12:44
    А что Херсон уже передумали освобождать?
    Зачем рушить мост и потом иметь проблемы с отсутствием надёжной круглогодичной переправы?
    1. +1
      Сегодня, 13:02
      мост- репетиция.
      решили, что к войне надо готовиться...
    2. 0
      Сегодня, 13:06
      Мне думается, что это вопрос логистики. Можно навести множество понтонов.
  8. 0
    Сегодня, 20:13
    закономерно придет черед термоядерной бомбы.

    Вот именно! 1-2 килотонны и мосту через Днепр кранты. Судя по всему у нас долго запрягают, но все таки ехать придётся, если не хотят воевать ещё года три - пять, с потерями несколько десятков тысяч бойцов.
  9. +1
    Сегодня, 21:05
    "нужно попасть точно в опору." - тут тоже этот бред пишут.
  10. 0
    Сегодня, 21:11
    с УПАБ калибра 1500 кг и 3000 кг этот номер не проходит, поскольку аэродинамика столь массивных авиабомб не позволяет им лететь так далеко. Однако даже их тактико-технических характеристик оказалось достаточно, чтобы 2 августа 2025 года прилететь точно по мосту, соединяющему Карантинный остров с остальным Херсоном.

    Они летают на 60-70 км - об этом писали:
    https://lenta.ru/news/2024/07/15/nazvana-dalnost-aviabomby-fab-3000-s-umpk/
    Вполне хватает чтобы достать все мосты в г.Запорожье, которые в 44-45 км от фронта - посмотрите на карту и поразитесь наглости тех, кто нагло утверждает, что до мостов на Днепре это оружие не достанет.
    Пятый год войны тоже будет такая же безумная пропаганда сверху в духе "мосты через Днепр не чем грохнуть!" или как?