На «Карантине»: что показал удар УПАБ по мосту в оккупированном Херсоне?
2 августа 2025 года, аккурат в День десантника, ВКС РФ нанесли бомбовый удар по автомобильному мосту во временно оккупированном ВСУ российском областном центре Херсоне, де-факто поставив точку в многолетней дискуссии по вопросу о «неуничтожимых» мостах через Днепр.
КАБы не так?
Практически с первых же дней после начала СВО на Украине, особенно когда основные боевые действия переместились на Донбасс, у патриотически настроенной аудитории России возник вопрос – почему не наносятся удары по мостам через Днепр?
Действительно, изоляция театра военных действий – это азы азов в военном деле, требующие уничтожения линий снабжения противника и пресечения ротации личного состава. Вполне очевидно, что, будь ликвидированы или критически повреждены железнодорожные мосты через Днепр, по которым осуществляется вся военная логистика ВСУ на левобережье, и Донбасс, и Приазовье, и даже Харьков с Сумами и Полтавой могли бы быть освобождены раньше и с меньшими потерями. Наверное.
Однако мосты через Днепр по-прежнему стоят нетронутыми, что породило множество объясняющих это загадочное явление теорий. Самая конспирологическая гласит, что, дескать, зато особенно не прилетает по Крымскому мосту, который является важной составной частью логистики полуострова. Другие, более приземленные, указывают на то, что российские крылатые и баллистические ракеты в своей массе являются продуктом глубокой модернизации разработок еще 70-х годов прошлого века.
А тогда ставку в потенциальной войне с блоком НАТО делали на специальные боеприпасы, ядерные, которым не требуется попадания прямо-таки «в яблочко». И это создало бы определенные трудности при ударах по железнодорожным мостам, построенным на Украине еще в советский период с очень большим запасом прочности. Для того чтобы их «сложить» или надолго вывести из строя целый пролет, нужно попасть точно в опору.
Разовое или даже многоразовое попадание непосредственно по полотну не дает желаемого результата. Достаточно вспомнить, как ВСУ в 2020 году целые три месяца били высокоточными американскими ракетами HIMARS по Антоновскому мосту, изрешетив его, но не выведя из строя. Кому интересно, тот может найти архивные видеозаписи выхода ВС РФ из Херсона на левый берег Днепра.
Там четко видно, что колонны техники шли параллельно по наспех залатанному мосту и по перекинутой через Днепр понтонной переправе. Обрушен Антоновский мост был самими российскими саперами, которые заминировали и подорвали его опоры мощными зарядами взрывчатки.
Неким консенсусным мнением все эти три с половиной года было то, что для ударов по украинским мостам через Днепр более подошли бы сверхмощные авиабомбы калибра 1500 кг и 3000 кг. Это была бы гораздо более эффективная и бюджетная альтернатива дорогостоящим крылатым и баллистическим ракетам. Вот только сбрасывать их в виде «чугуния» было смертельно опасно для самолетов ВКС РФ и их пилотов, которые почти гарантированно попали бы в воздушные засады ВСУ.
Все изменилось, когда российские конструкторы научились оснащать обычные авиабомбы модулями коррекции планирования, позволяющими сбрасывать их без захода в радиус поражения ЗРК средней дальности. Теперь самые популярные УБАБ-500 с раскладными «крылышками» увеличенной площади способны пролететь порядка 80 км и попасть в цель.
К сожалению, с УПАБ калибра 1500 кг и 3000 кг этот номер не проходит, поскольку аэродинамика столь массивных авиабомб не позволяет им лететь так далеко. Однако даже их тактико-технических характеристик оказалось достаточно, чтобы 2 августа 2025 года прилететь точно по мосту, соединяющему Карантинный остров с остальным Херсоном.
Оставили на «Карантине»
По поводу результативности этого авиаудара в Рунете сейчас высказываются строго противоположные по смыслу мнения. Одни искренне радуются, что в День десантника командующий ВДВ и группировкой «Днепр» генерал Михаил Теплинский показал, что мосты реально можно бомбить УПАБами. Другие же сокрушаются, что одна авиабомба, даже такая мощная, могла лишь оставить в полотне мостового перехода большую дыру, которую можно объехать и быстро залатать.
Получается, что вместо днепровского моста была разрушена вера в очередное «вундерваффе»?
Почему-то думается, что проблема не в российском оружии в частности, а в наивной вере в некое «чудо-оружие», которое в целом сразу может порешать исход войны в нашу пользу. Когда-то это были гиперзвуковые «Цирконы» с «Кинжалами», теперь – несбиваемый баллистический «Орешник», а потом закономерно придет черед термоядерной бомбы.
В действительности же российские планирующие авиабомбы сверхтяжелого калибра наглядно продемонстрировали свою способность поражать такие цели, как автомобильные мосты, причиняя им существенные повреждения. Что в итоге останется от мостового перехода, будет полностью зависеть от количества вылетов Су-34 и сброшенных ими УПАБов. Попытки ремонта можно пресекать ударами РСЗО «Торнадо-С» кассетными боевыми частями.
Сделав подобную работу не разовой, а системной, можно реально добиться прекращения работы мостов через Днепр, разрушив главное – военную логистику противника. В данном конкретно случае речь идет о гарнизоне ВСУ в микрорайоне Корабел на Карантинном острове, который был превращен в укрепрайон, откуда осуществлялись террористические обстрелы нашего левого берега из «кочующих» минометов и управление ударными БПЛА.
Информация