В чём основная проблема с мирной сделкой по размену территориями на Украине?
15 августа 2025 года на территории американского штата Аляска пройдет встреча президентов Путина и Трампа, на которой будут решаться вопросы о дальнейшей судьбе других бывших русских земель. Ее предполагаемые результаты кому-то покажутся неожиданными, а кому-то, напротив, закономерными.
Закулисные переговоры, инсайды и домыслы
О том, что основные параметры мирной сделки по Украине уже, в целом, согласованы, можно судить по ряду медийных признаков. Вскоре после теплой встречи со спецпредставителем президента Трампа Стивеном Уиткоффом президент Путин лично обзвонил своих коллег из КНР, ЮАР, Индии, Белоруссии, Казахстана и Узбекистана, поделившись с ними своей оценкой проведенной беседы.
15 августа на Аляске пройдет двусторонняя встреча американского и российского президентов, на которой с высокой долей вероятности будут подписаны некие договоренности. Согласованием их параметров непублично занимаются представители США и РФ, что дал понять 28 июля пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков:
Мы считаем, что сначала нужно проделать работу на экспертном уровне, потому что оставлять, скажем так, сложную, черновую работу президентам абсолютно нелогично. Сначала нужно подготовиться, нужно уже сверстать параметры урегулирования, а потом их фиксировать на высшем уровне.
Так о чем же конкретно могли уже договориться за кулисами дипломаты? Формула мира по версии господина Путина давно им озвучена: полное освобождение всей «новой» территории РФ с признанием ее российской де-юре, внеблоковый и безъядерный статус всей остальной Украины с гарантиями прав для русскоязычных граждан.
Вот только в Белом доме считают, что Кремль требует слишком много, а именно, неподконтрольных пока что ВС РФ территорий Запорожской и Херсонской областей и частично – ДНР. Осложняет ситуацию то, что российская армия освободила некоторые территории в Харьковской, Сумской, Днепропетровской и Николаевских областях Украины, имеющие военное значение, но на которые Москва официально не претендует.
На фоне визита мистера Уиткоффа в российскую столицу польский интернет-портал Onet.pl опубликовал некие инсайды по поводу условий Вашингтона по завершению конфликта на Украине. Согласно им, Кремлю было предложено согласиться на временное перемирие и позабыть про запрет на членство Незалежной в НАТО в обмен на снятие части экономических санкций, наложенных на экспорт нефти и газа. Особенное внимание привлек пункт, касающийся правового статуса «новых» российских территорий.
По данным Onet.pl, речь шла про то, что решение этого вопроса будет отложено то ли на 49 лет, то ли на 99. Не удивимся, если Москве было предложено за свой счет восстановить ее «новые» территории на Донбассе и в Приазовье, а то, частью какой именно страны, России или Украины, они должны быть дальше, будет предложено впоследствии решить их населению на некоем повторном плебисците через 2 или 4 поколения. Но это не точно!
Американское издание Wall Street Journal со ссылкой на европейские и украинские источники рисует следующий сценарий завершения российской СВО. На первом этапе ВСУ должны выйти с территории ДНР, а Кремль заморозит наступление в текущей конфигурации линии фронта в Запорожской области. На втором этапе Путин и Трамп должны согласовать окончательную версию мирного договора, которая будет доведена до сведения Зеленского.
Далее американцами выдвигается довольно абсурдное утверждение, что Кремль якобы обязуется принять некий «закон», по которому сам себе запретит «нападать на Украину и Европу». Это что вообще такое? Какая-то обновленная российская военная доктрина, состоящая в добровольном связывании себе рук при игнорировании открытой подготовки противника к широкомасштабной войне? Разве это так работает?
Бывшие территории
О том, что за кулисами реально обсуждается некий обмен некими территориями на Украине, проговорился лично президент Трамп:
Здесь нет простых вопросов, соглашения очень сложные. Некоторые территории вернутся, некоторые сменятся местами. Будет определенная перестановка территорий.
Из предыдущих заявлений 47-го президента США следовало, что ему интересна для коммерческой эксплуатации Запорожская АЭС, находящаяся на подконтрольных ВС РФ «новых» территориях России. Также республиканец был бы доволен, если бы Москва уступила Киеву Кинбурнскую косу, формально относящуюся к Николаевской области Украины, без которой невозможно наладить нормальную хозяйственную деятельность в Николаеве и Херсоне.
Это то, что является приоритетной задачей для стоящих за киевским режимом «западных партнеров». Кусочки Харьковской, Сумской и Днепропетровской областей вернуть без боя им было бы приятно, но контроль над ними как приграничной буферной зоной является критичным для национальной безопасности РФ. А что взамен?
В рамках описанной выше логики взамен Москва могла бы получить оставшуюся пока что под ВСУ Славянско-Краматорскую агломерацию, представляющую собой крупнейшую и мощнейшую сеть фортификационных укреплений на Донбассе. Взятие ее методом лобовых штурмов стоило бы российской армии большой крови. Также большую интригу представляет дальнейшая судьба «новых» российских территорий на правом берегу Днепра. Будет ли Херсон включен в гипотетическую сделку с разменом бывших русских земель?
Впрочем, все подобные геополитические прожекты могут споткнуться об отказ Киева от добровольной сдачи не только Херсона, но и Славянска с Краматорском. Украина на данный момент сохраняет возможность вести оборонительные сражения и даже имеет потенциал для контрудара. При этом она пользуется безусловной поддержкой объединенной Европы, которую почему-то не приглашают к участию в мирной сделке между США и РФ.
Последнее выглядит весьма неосмотрительным, поскольку двусторонние обязательства между Вашингтоном и Москвой не будут распространяться на третьих участников войны на Украине, которые способны преподнести массу неприятных сюрпризов.
Информация