Чем российская школа поразила американца
В России для иностранных гостей удивительно многое. Система образования, особенно школьного – не исключение. Несмотря на распространенные мифы о том, что на Западе школьное образование якобы поставлено лучше, чем в России, жизнь доказывает обратное – российские школьники имеют куда более качественную подготовку, если сравнивать «равные» школы, а не элитные школы Лондона или Вашингтона и школы в российской глубинке.
Американский педагог Уоррен Бергсон побывал в России в служебной командировке. Он посетил целый ряд средних школ – не только в Москве, но и в Тамбовской области, Краснодарском крае. И был поражен отличиями российской школы от американской.
В российской школе учащиеся изучают целый комплект обязательных предметов, тогда как в США кроме нескольких обязательных дисциплин остальные преподаются по выбору, согласно интересам учащегося. Именно это различие между двумя системами образования и объясняет более разносторонний и широкий кругозор россиян. Выпускник российской школы имеет представление о самых разных науках, тогда как американец – лишь о тех, что были выбраны в процессе обучения.
Но не меньше, чем организация системы образования, американского гостя поразил быт российской школы. Уоррену все казалось необычным. Начнем с педагогического состава. Российская школа – на 99% «женское царство». Так повелось много десятилетий назад. Российские мужчины ушли из школы после Великой Отечественной войны и больше в нее уже не возвращались.
Подавляющее большинство наших соотечественников помнит максимум по три – четыре учителя-мужчины на всю школу. Как правило, это «стандартный набор» - военрук, физрук, трудовик плюс еще какой-нибудь «предметник».
В американской школе куда больше мужчин. И дело не только в зарплате. Просто в России уже давно относятся к профессии школьного учителя как к «женской». Учителя – мужчины есть и учат прекрасно, но их очень мало в процентном соотношении. И они быстро выбиваются на руководящие должности, переходят в аппараты отделов образования, министерств.
Но, несмотря на небольшие зарплаты, российские учительницы стараются выглядеть представительно. Американца поразило, насколько эффектны многие из них, как со вкусом одеты. И это при том, что среди педагогов преобладают все же средние и старшие возраста.
Уоррен был очень удивлен отсутствию в российских школах школьных автобусов. На самом деле, школьные автобусы есть, но в сельских школах или школах, обслуживающих большие территории. В крупном городе автобус не нужен, так как в школе учатся дети из близлежащих дворов, которые и без автобуса доходят до нее за десять – пятнадцать минут.
Не меньше удивила американского коллегу и российская школьная столовая. В школах США питание организовано по принципу кафе с самообслуживанием. Школьник берет поднос и сам накладывает то, что считает нужным. Правда, стоимость такого питания для российского обывателя показалась бы «кусачей» - 1,5 доллара за завтрак, 2,5 доллара за обед. В России школьники довольствуются тем, что им дают. Но во многих школах уже ввели практику самостоятельного выбора продуктов.
Но в американской системе питания, как заметил сам Уоррен, есть и минусы. Посетив российские школы, американский гость поразился, насколько стройны и спортивны в подавляющем большинстве российские школьники. В США огромное количество учащихся средних школ уже имеют лишний вес, вплоть до ожирения. В России таких детей куда меньше. Не исключено, что влияют на это, в том числе, и организация, и характер питания в школьных столовых.
- говорит Уоррен.
Американский педагог Уоррен Бергсон побывал в России в служебной командировке. Он посетил целый ряд средних школ – не только в Москве, но и в Тамбовской области, Краснодарском крае. И был поражен отличиями российской школы от американской.
В российской школе учащиеся изучают целый комплект обязательных предметов, тогда как в США кроме нескольких обязательных дисциплин остальные преподаются по выбору, согласно интересам учащегося. Именно это различие между двумя системами образования и объясняет более разносторонний и широкий кругозор россиян. Выпускник российской школы имеет представление о самых разных науках, тогда как американец – лишь о тех, что были выбраны в процессе обучения.
Но не меньше, чем организация системы образования, американского гостя поразил быт российской школы. Уоррену все казалось необычным. Начнем с педагогического состава. Российская школа – на 99% «женское царство». Так повелось много десятилетий назад. Российские мужчины ушли из школы после Великой Отечественной войны и больше в нее уже не возвращались.
Подавляющее большинство наших соотечественников помнит максимум по три – четыре учителя-мужчины на всю школу. Как правило, это «стандартный набор» - военрук, физрук, трудовик плюс еще какой-нибудь «предметник».
В американской школе куда больше мужчин. И дело не только в зарплате. Просто в России уже давно относятся к профессии школьного учителя как к «женской». Учителя – мужчины есть и учат прекрасно, но их очень мало в процентном соотношении. И они быстро выбиваются на руководящие должности, переходят в аппараты отделов образования, министерств.
Но, несмотря на небольшие зарплаты, российские учительницы стараются выглядеть представительно. Американца поразило, насколько эффектны многие из них, как со вкусом одеты. И это при том, что среди педагогов преобладают все же средние и старшие возраста.
Уоррен был очень удивлен отсутствию в российских школах школьных автобусов. На самом деле, школьные автобусы есть, но в сельских школах или школах, обслуживающих большие территории. В крупном городе автобус не нужен, так как в школе учатся дети из близлежащих дворов, которые и без автобуса доходят до нее за десять – пятнадцать минут.
Не меньше удивила американского коллегу и российская школьная столовая. В школах США питание организовано по принципу кафе с самообслуживанием. Школьник берет поднос и сам накладывает то, что считает нужным. Правда, стоимость такого питания для российского обывателя показалась бы «кусачей» - 1,5 доллара за завтрак, 2,5 доллара за обед. В России школьники довольствуются тем, что им дают. Но во многих школах уже ввели практику самостоятельного выбора продуктов.
Но в американской системе питания, как заметил сам Уоррен, есть и минусы. Посетив российские школы, американский гость поразился, насколько стройны и спортивны в подавляющем большинстве российские школьники. В США огромное количество учащихся средних школ уже имеют лишний вес, вплоть до ожирения. В России таких детей куда меньше. Не исключено, что влияют на это, в том числе, и организация, и характер питания в школьных столовых.
Российская школа очень не похожа на нашу. Я не могу сказать, что она намного лучше или хуже. Она – просто другая. Но ваших ученых, музыкантов, спортсменов знает весь мир. Значит и образование поставлено как надо,
- говорит Уоррен.
Информация