В России предложили пути решения топливного кризиса

6 894 36

Чуть больше десятилетия назад литр бензина марки АИ-95 в России можно было купить в рознице за 32 рубля. В середине 2025 года его стоимость на АЗС превысила 58 рублей за литр. В последнее время многие регионы РФ охвачены масштабным топливным кризисом. На российском рынке ощущается дефицит автомобильного горючего (бензина и дизельного топлива). Поэтому у экспертов отрасли появились предложения для исправления ситуации.

Сейчас наиболее остро топливная проблема проявилась в Крыму, где наблюдаются перебои с поставками АИ-95 из-за сезонных логистических трудностей (пиковых транспортных нагрузок в районе Крымского моста). В Севастополе этой марки бензина нет на АЗС уже неделю, а в Алуште его отпускают лишь по талонам.



Также напряжённая топливная обстановка сложилась на Дальнем Востоке. В Приморском крае топливо на АЗС заканчивается быстрее, чем его подвозят. В Забайкальском крае временно ограничили продажу АИ-95 из-за задержки отгрузок с НПЗ и возросшей нагрузки на железной дороге. На трассе Хабаровск – Владивосток начали закрываться АЗС.

Несмотря на усилия федеральных властей, рост цен на топливо в РФ продолжается. В августе котировки на бирже несколько раз обновляли рекорды: АИ-92 превысил 72 тыс. руб. за тонну, АИ-95 – 82 тыс. руб. за тонну. Российскому правительству снова пришлось ввести запрет на экспорт бензина, но эта мера вряд ли дает быстрый эффект, как это было в 2023 году.

Отраслевые эксперты утверждают, что без увеличения запасов топлива в регионах РФ и развития сети хранилищ проблематика не решится, т. е. сезонный дефицит топлива будет повторяться из года в год. Кроме того, предлагается повысить обязательные продажи топлива на бирже, сохранить запрет на экспорт, ужесточить контроль за ценообразованием, а также заняться развитием альтернативных каналов снабжения, включая импорт из Беларуси, Казахстана и ряда других стран.

В конце сентября начнётся нормализация, так как закончится повышенный сезонный спрос, а также завершатся ремонты на некоторых НПЗ. Прогнозируется, что по итогам года рост цен на топливо в рознице превысит инфляцию, что приведёт к увеличению нагрузки на потребителей и бизнес. Риски повторного дефицита сохранятся, в этом нет сомнений, ведь эта дилемма уже приобрела характер системного вызова для федеральных властей.

По мнению эксперта в области ТЭК Антона Соколова, изложенному в интервью RTVI, подорожание бензина в РФ связано со многими факторами, включая плановые и внеплановые ремонтные работы на НПЗ из-за атак украинских БПЛА. Согласно данным Росстата, стоимость бензина на АЗС третью неделю превышает показатель общей инфляции. Эксперт также обратил внимание, что когда проходят посевная и уборочная кампании, всегда создаётся напряжённость из-за повышения спроса на топливо со стороны аграриев.

Этим летом очень часто аэропорты закрывались, рейсы отменялись. Соответственно, увеличилась нагрузка на автомобильный транспорт

– подытожил эксперт.
36 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    24 августа 2025 13:27
    АИ-95 ... В середине 2025 года его стоимость на АЗС превысила 58 рублей за литр.

    Где это в России такие приятно-низкие цены на бензин? 64 руб. минимум в Ростове-на-Дону. Это на 10% больше, указанной в статье.
  2. +2
    24 августа 2025 13:44
    Статья сильно отстала от реальности. У меня в Тольятти \ Жигулевске 95-й стоит уже 68 за литр
    1. -5
      24 августа 2025 17:19
      ладно гнать то ,в Самаре 61.6 литр , есть и меньше - но это не проверенные АЗС ,видел в городе и по 59
      1. +1
        24 августа 2025 20:07
        Не знаю кто минусит ,но если не лень через губу переплюнуть - в инете легко можно выйти на любую заправку и увидеть ,сейцчас специально сделал скриншот = Татнефть ,плиз ..
  3. +6
    24 августа 2025 14:08
    Дорогие мои, понимаю как вам нелегко...... Надо просто ещё потерпеть. Ещё потерпеть. Ещё......
    1. +7
      24 августа 2025 14:47
      Родился, потерпел, умер..
      1. +2
        Вчера, 06:50
        ....и попередавал показания счётчиков перед умер
  4. +6
    24 августа 2025 14:12
    Может - всё-таки ТЭК должен быть государственным? Обеспечивая экономику страны, а не бездонные капманцы высокоэффективных собственников и манагеров?
  5. +7
    24 августа 2025 14:15
    Конфискация нефти и газа, конфискация всех НПЗ, передача в собственность государства. Ни какой частной собственности на ресурсы быть не может. Только так можно решить вопрос бензин и газа.
    1. -1
      24 августа 2025 17:22
      небось пенсионер ,тогда и в санаторий на халяву не поедешь ,только вернулся - там бабулек за 80 -море , сейчас ещё новая фича - "мать и дитя" называется ,санаторий просто заполнен мамашками с детьми ,в основном с отклонениями . дауны,суперактивные дети ,гидрофилия итд,жуть короче , одна девочка лет 12 меня напугала -подбезала очень быстро с криком ,прям в ухо = хорошо не тронула меня ,иначе былабы беда ..,никогда не видел мальца 10 лет на поводке -как собака ...
  6. +10
    24 августа 2025 14:42
    Что только не придумают капиталюги в оправдание своей неуёмной алчности! А Путин их всю жизнь отмазывает в своих выступлениях, хотя народ только плюется от этого. Мол мы же не в безвоздушном пространстве живём и за бугор им же выгоднее продавать! А теперь ещё отмаз, что нам же нужны деньги на армию и социалку. Только в МО при Шойгу украли 11 триллионов деревянных, на две армии! Всё никак не нажрутся! Но вечно плачут, что последний хрен с солью доедают.
  7. +6
    24 августа 2025 14:46
    В Севастополе этой марки бензина нет на АЗС уже неделю, а в Алуште его отпускают лишь по талонам.

    "Путин.Итоги."
  8. +4
    24 августа 2025 14:59
    А мы хотим Запад победить! Импотенты не могут много лет простую задачу (бесперебойное снабжение страны топливом — здесь санкции не мешают) решить.

    без увеличения запасов топлива в регионах РФ и развития сети хранилищ проблематика не решится

    — очень своевременное решение — подарок для беспилотников ВСУ, научитесь сначала сохранять то, что есть. Проблема не решиться пока деньги (от роста цен) будут сыпаться на халяву (в карманы бензиновой мафии и государства) — должна быть установлена максимальная цена с нормируемой рентабельностью, а «вершки» возникающие в моменты дефицита и роста цен изыматься в развитие инфраструктуры государственной переработки нефти должной стать уравновешивающим фактором на рынке нефтепереработки, раз существующая система государственного участия и регулирования столь не эффективна (ежегодные проблемы). Ответственные лица государства должны сложить полномочия. Да и на своем ли месте друг Сетчин И.И., и иже с ним?
    1. -5
      24 августа 2025 15:41
      Сечин то, как раз, на месте (был). Когда он был вице-премьером по ТЭК, основной упор по обложению пошлинами/налогами был на экспорте сырой нефти. Когда его оттуда выперли сырьевики, этот упор сделан на продуктах переработки нефти. Тогда и попёрли цены на бензин вверх. А Сечин теперь рядовой олигарх-нефтяник, и вынужден играть по тем же правилам, что и остальные. Правила теперь не он устанавливает.
      И только не надо говорить "куда смотрит Путин". Путин тоже играет по тем правилам, которые установил не он. Экономикой рулят другие группировки. У Путина - другой сектор ответственности, там он справляется хорошо, и постепенно отжимает власть. Вот премьером стал Мишустин, хотя и Мишустин пока занимается в основном производством.
      Для примера посмотрите, как Трамп уже на втором сроке с ФРС ничего сделать не может.
      1. +4
        24 августа 2025 15:51
        У Путина - другой сектор ответственности, там он справляется хорошо, и постепенно отжимает власть.

        Ещё лет 30 подождать осталось..
        А там придет другой.. и будет ещё 50 лет отжимать власть..
        А народ будет их за это хвалить.. laughing
      2. +2
        24 августа 2025 15:59
        В подчинении Сетчина И.И. десятки НПЗ и 30% нефтепереработки и если от него и таких, как он ничего не зависит, то в чем смысл их содержать, какие цели они решают и как эти цели соотносятся со стабильностью в государстве. И если честно, то не уверен, что Путин больший тяжеловес, чем Сетчин. И ваш довод в защиту Сетчина в его бытность в ТЭК, это тактические, а не стратегические вопросы — можно и так и этак, вопрос стабильности и развития не решен.
        1. -1
          24 августа 2025 16:34
          Для начала фамилию правильно напишите.
          1. +2
            24 августа 2025 16:46
            Извини boriz, и остальные простите за ошибку, а по сути есть, что возразить?
        2. -1
          24 августа 2025 16:47
          Вы всё перепутали. В ТЭК Сечин сейчас. А раньше был вице-премьером, который отвечал за ТЭК. И он мог влиять на обложение налогами/пошлинами нефти и нефтепродуктов. Потому и убрали из правительства, в результате чего правила поменяли и бензин подорожал.
          1. +2
            24 августа 2025 17:02
            Еще раз boriz извини, что «все перепутал» (на самом деле просто опустил приставку вице-премьер, предполагая, что суть моей мысли в развитии диалога не пострадает). boriz по сути моего текста (не по ошибкам и опискам) возражения есть?
            1. 0
              24 августа 2025 17:10
              А в чём суть? В 10 раз увеличить количество нефтебаз? И в 10 раз усилить ПВО? И всё по щелчку пальцев?
              ПВО у нас на очень хорошем уровне, лучшая в мире. Но никто не может иметь в мирное время то количество войск и вооружений, которое нужно во время войны. В СССР пробовали, получилось не очень.
              А без ПВО наращивать количество нефтебаз - да, подарок ВСУ.
              1. +2
                24 августа 2025 17:25
                Суть в том, что мы видим результаты руководства Сечина И.И. (30% нефтепереработки РФ) и других иже с ним и эти результаты негативные (ситуация не выправилась за пятилетку) сезонный дефицит на лицо. Вот и встал вопрос о том, на своем ли месте руководители якобы государственных компаний. Какие задачи на их возложены. Нет, я не удивлюсь, если им задачи бесперебойного снабжения РФ топливом сверху (Путиным) не спускались, но, как по мне, на таком уровне, такие разумеющиеся вещи не прилично обсуждать, это, как сомневаться в честности, в достойном обществе.
                1. -1
                  24 августа 2025 17:38
                  Нефтепереработкой на уровне страны руководит не Сечин. Сечин руководит одной компанией с государственным участием. Руководит хорошо, компания очень успешная. Почитайте хотя бы на уровне Вики.
                  Но понимания того, как устроена власть у вас нет. Советую прочитать "Лестница в небо" Хазина и Щеглова. Будете понимать, что и почему происходит. А может и в жизни пригодится.
                  1. +3
                    24 августа 2025 17:47
                    Вообще, сомневаюсь, что компания монополист может быть не успешной и что успех работы такой компании, это результат работы руководителя — это результат высосанной паразитом (государственным монополистом) маржи из ресурсов принадлежащих всему обществу, а вот естественный запрос общества на бесперебойное снабжение топливом это конкретный управленец (и иже с ним) провалил.
                    1. -3
                      24 августа 2025 17:49
                      Вы когда-нибудь чем то руководили?
                      1. +2
                        24 августа 2025 18:01
                        Я построил завод, но по вашему вопросу я понял, что аргументы вами исчерпаны, если честно — очень сложно в таком механизме, как государство добиться полного баланса, но это точно невозможно, если не ставить таких целей — руководители и отвечают за движение к цели, а на таком уровне еще и за целеполагание
              2. +2
                24 августа 2025 17:38
                И по ходу дискуссии, еще один довод в отсутствии или утрате компетенции Сечина — даже если предположить, что его позиция коммерсанта (олигарха), а не государева человека, то и тут — разнеси ремонты НПЗ на более спокойные месяцы (новогодние каникулы, например) и в сезон получи дополнительную прибыль на повышении спроса и цены.
                1. -2
                  24 августа 2025 17:41
                  Вы правда почитайте про Роснефть в Вики. Поймёте масштаб компании. При чём тут ремонт? Ремонтируют по графику или когда БПЛА пробились.
                  1. +2
                    24 августа 2025 17:53
                    БПЛА — беда текущего момента, проблема сезонного дефицита многолетняя. График, это и есть инструмент руководителя и если он не может такую элементарную задачу решить и изменить график, то как оценить его компетенции?
      3. +2
        24 августа 2025 16:11
        Еще скажите, что дефицит топлива, это результат противостояния «башен» с целью дестабилизации обстановки и проталкивания своих политических интересов — этот бардак уже, как минимум 6 лет и он показывает, что всех все устраивает и никакой политической подоплеки это не имеет, это просто стрижка бабла, как и ставка ЦБР и перенаправление этих средств в своих интересах и это ничего общего не имеет с «рынком». Соответственно это воровская схема и огосударствление ресурсов и средств переработки явно меньшее зло (а если вспомнить про «народнохозяйственный эффект», то и явный плюс) по сравнению с таким «рынком».
      4. Комментарий был удален.
      5. +2
        24 августа 2025 16:43
        Я не минусовал, если, что!
      6. +2
        24 августа 2025 17:50
        А какой сектор у него??

        Да и провалено все от слова абсолютно. Какой сектор не возьми...
  9. +5
    24 августа 2025 16:13
    Странно,что сезонное подорожание топлива и его отсутствие на АЗС совпало с усилением ударов ВСУ по НПЗ и добавило внеплановых ремонтов .А удары по Дружбе и сегодняшний по Усть -Луге уже создадут проблемы и для экспорта.Но у нас виноваты аграрии,с уборкой урожая,и народ ринувшийся в отпуска.
    1. +3
      24 августа 2025 16:52
      И вот где они летят к Усть-Луге? Или нам не договаривают и пора бить по е «Балтам» или с нашей территории запускают или над РФ летят тысячу км.?
  10. -1
    24 августа 2025 22:32
    А что ? В России топливный кризис?
  11. +2
    Вчера, 12:20
    Я прочитал констатацию факта, но не предложения решения проблемы. Суть в одном - вдруг "наступила зима а коммунальщики не готовы" Торговля на бирже это американский бич в экономической структуре любого государства, а тем более стратегическим сырьём и продуктом. Пора заканчивать играть по амеровским правилам это раз. Второе - необходимо вернуть Роснефть под 100% госуправление, и после этого надо делать "загашник" бензина зная сезонную вспышку, тем самым установить ценовой дамоклов меч над компаниями вышедших из под контроля государства, а по сути государству необходимо заняться демпингом в так сказать в период эпидемии взлёта цен. Кратко - ликвидация биржи нефтепродуктов и государственный демпинг