«Щедрый подарок»: стоит ли переносить в Китай производство ПД-14 и ПД-8?

9 345 41

В преддверии поездки Владимира Путина на саммит Шанхайской организации сотрудничества и военный парад в Пекине в сентябре 2025 года стало известно о необычайно щедром подарке, который российский лидер готов сделать своим китайским партнерам. О чем же может идти речь?

Как утверждает китайское издание Sohu, глава госкорпорации «Ростех» Сергей Чемезов предложил спасти набирающее обороты китайское национальное авиастроение путем начала поставок для него российских авиадвигателей.



Подрезали крылья


По понятным причинам, данная новость у нас в стране вызвала оживление в определенных кругах, поскольку возникает множество очень серьезных вопросов к тому, как именно будет строиться подобное технологическое сотрудничество. Печальный опыт совместной с КНР разработки широкофюзеляжного дальнемагистрального лайнера CR929, который в итоге оказался чисто китайским, перед глазами.

Спасать мы, судя по всему, должны китайский среднемагистральный лайнер Comac C919, рассчитанный на 156-192 посадочных места. Это прямой конкурент российского узкофюзеляжного лайнера МС-21, а также советского Ту-214. Не исключено, что спасать придется и ближнемагистральный Comac C909, до 2024 года называвшийся ARJ21. Рассчитанный на перевозку от 70 до 90 пассажиров, он является одноклассником нашего многострадального «Суперджета».

Как известно, КНР активно развивает собственное гражданское авиастроение, кооперируясь с иностранными производителями, что хорошо, пока все хорошо. Так, по самому сложному широкофюзеляжному лайнеру CR929 она успешно получила российские технологии и документацию. Когда возникли санкционные проблемы в 2022 году, наши пути быстро разошлись.

На ближнемагистральном Comac C909 используются американские двигатели General Electric CF34-10A. На среднемагистральном Comac C919 устанавливаются двигатели CFM International LEAP 1C французско-американской разработки. Однако одним из наиболее весомых санкционных ударов США по Китаю стала угроза приостановить поставки двигателей CFM International LEAP 1C, в которых используются американские технологии.

И это реально способно подрезать крылья китайскому конкуренту Airbus A320neo и Boeing 737 MAX, который только-только начал серийно производиться в 2023 году. Следующим на очереди может оказаться ближнемагистральный Comac C909.

Таким образом, китайское национальное авиастроение рискует повторить судьбу российских МС-21 и «Суперджета», изначально проектировавшихся в широкой международной кооперации. Мучения с их импортозамещением начались еще в 2014 году и продолжаются де-факто по сей день.

Жест доброй воли


Да, производственные мощности КНР несопоставимы с российскими, но именно импортозамещение авиационного двигателя, самой технически сложной и дорогостоящей части в самолете, остается проблемой даже для Поднебесной. В связи с этим в китайских СМИ весьма высоко оценили «неожиданный подарок» господина Путина Пекину.

Наши разномастные эксперты начали выдвигать различные предположения о том, насколько выгодным будет такое сотрудничество для России, как мы озолотимся, и в какой оно может быть реализовано форме. И это действительно очень серьезные вопросы, не допускающие профанации или политизации!

Ремоторизация Comac C919 и Comac C909 на отечественные ПД-14 и ПД-8, о которых, судя по всему, может идти речь, является весьма непростым делом в организационном и техническом плане.

С одной стороны, как отмечают сами журналисты Sohu, китайские среднемагистральные и ближнемагистральные самолеты сперва придется перепроектировать под новые силовые установки, что займет определенное время. Но с этим Пекин наверняка самостоятельно справится, и без особых сдвигов сроков вправо. С другой стороны, сдвигов вправо следует ожидать именно от российской стороны, увы.

Начнем с того, что ПД-8, например, до сих пор находится на стадии летных испытаний на импортозамещенном «Суперджете». ПД-14 прошел российскую сертификацию, но производится пока что малосерийно. При этом на эти двигатели стоит очередь на много лет вперед на «Суперджет», Бе-200 и МС-21. О каких вообще поставках за рубеж на конвейер в КНР можно говорить всерьез?

Масштабировать и расширять производственные мощности в РФ так, чтобы хватало и российским авиастроителям, и китайским? Да, звучит красиво, но поверить в это, глядя на мучительное многолетнее импортозамещение МС-21 и «Суперджета», как-то не получается. Да и как это сделать в условиях дефицита квалифицированной рабочей силы и высоких процентных ставок от ЦБ РФ, делающих обслуживание банковских кредитов коммерчески невозможным?

В сухом остатке получается, что реально ориентироваться следует на уже отработанную китайскими партнерами бизнес-модель по переносу производства, лицензионного и нелицензионного, в Китай. Подобный жест доброй воли вполне вписался бы в трудно идущий переговорный процесс по судьбе «Силы Сибири-2», где стороны никак не могут определиться, продавать газ в КНР с привязкой к котировкам нефти Brent, или же по той же цене, что и российским потребителям.

Говорят, критикуешь – предлагай. Что ж, быть может, на фоне проблем у Comac C919 и Comac C909 из-за критической зависимости от американских технологий договориться с Пекином о поставках в КНР МС-21 и «Суперджета» с российскими двигателями? А то и о частичной их локализации в Китае, но без силовых установок?
41 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +11
    30 августа 2025 10:25
    Действительно.
    У нас самих этих двигателей и разных отечественных самолётов, как грязи, как гуталина на гуталиновой фабрике.
    Почему бы с китайцами не поделиться?! А точнее отдать последнее.
    Космос уже почти добили, осталось добить остатки авиации.
    1. -1
      30 августа 2025 10:53
      уася может все(((
    2. +2
      3 сентября 2025 09:06
      Не почти, к сожалению.
    3. +1
      5 сентября 2025 13:41
      быть может, на фоне проблем у Comac C919 и Comac C909 из-за критической зависимости от американских технологий договориться с Пекином о поставках в КНР МС-21 и «Суперджета» с российскими двигателями? А то и о частичной их локализации в Китае, но без силовых установок?

      Утопия конечно. Зачем это нашему руководству? Оно лучше за бесценок или вообще бесплатно отдаст лицензии на производство наших двигателей товарищу СИ, чтобы он не отвернулся от нас, когда его начнут прижимать санкциями. Или пойдут на продажу небольшой партии двигателей, которые китайцы быстро скопируют и откажутся от их дальнейших закупок. Как было уже не раз с нашим оружием, поставленным китаю. Уж если мы сейчас строим АЭС в турции на деньги от поставляемого туда газпромом газа, т.е. практически бесплатно, то ожидать какой то коммерческой и экономической выгоды от сделок с китаем не приходится.
      1. 0
        6 сентября 2025 21:45
        И что, Китай уже скопировал дженерал электрик и лип??? )))))

        Вы ребёнок просто
  2. +4
    30 августа 2025 10:40
    Опять Шахматист поставил мат первым же ходом.
  3. +12
    30 августа 2025 10:46
    Барыги продают всё из России, как алкоголики из своей квартиры.
  4. -3
    30 августа 2025 10:59
    Никакой локализации. Это явный бред. А вот продажа помогла бы решить другую проблему - создание ремонтных центров в других странах с большими складами запчастей.

    И я не совсем понимаю, что означает передача технологий. Это ведь означало бы самим с нуля построить завод и весь цикл производства. Передача технологий не означает автоматическое появление завода, использующую данную технологию. Людей так же не будет, а пока они поймут что к чему, технология устареет
  5. +3
    30 августа 2025 11:13
    Ну - достаточно очевидно что наши самолёты только для России. Запад - костьми ляжет, но не позволит другим странам их закупать. Да и с мощностями - у нас увы не ах, чай не СССР а благословенная Буржуиния.. А вот у КНР - расклад совсем иной. Так почему бы не заработать хотя бы на движках? К тому же - сильно вряд ли это типа подарок, явно ведь на что полезное сменяли..
    1. -1
      1 сентября 2025 09:36
      Статья-то паническая: нас предали, кругом предатели! В таком ключе автор и хочет видеть комменты.
    2. 0
      6 сентября 2025 21:47
      Заводов у нас полно. Стран под санкциями полно. Стран, которые просто не хотят связывться с сша тоже полно.
  6. +4
    30 августа 2025 11:57
    «Щедрый подарок»: стоит ли переносить в Китай производство ПД-14 и ПД-8?

    Этот подарок открыто показывает, что чиновники выполняют приказ НАТО.
    Любыми средствами и действиями не допустить развития российской авиации. Те кто погубил, разрушили авиацию России сидят в кремле и правительстве. Двигателестроение начало развиваться и тут же тормоз, передать в Китай. Китай, это же не Запад, народ не поймёт, всё проглотит. Зачем переносить, отдавать. Развивайте производство в России, выпускайте двигатели большими сериями и продавайте всем. Таких менеджеров, чиновников надо ставить к стенке.
  7. -2
    30 августа 2025 12:29
    Авторство статьи легко угадывается уже по названию.
    Далее. Озолотиться? Вряд ли. Китайцам нужны технологии. С этим напряг. А вот с реализацией никакого напряга нет. Миллиард денег сюда, миллиард туда? Делов-то! Рабочей силы для реализации сколько угодно.
    Для России же главное - выйти через Пекин на международный рынок.
    Поэтому решение, хоть и не бесспорное, но, в принципе, имеющее место быть.
  8. +2
    30 августа 2025 13:40
    Думаю, что стоит и еще как, технологию проектирования Китай не получит, а движки массово нужны и подешевле, а у нас цены космос am
  9. +4
    30 августа 2025 15:48
    Ну давайте пойдём проторенной дорожкой Украины! Всё высокотехнологичное производство, на которое ещё способны, спихнём в Китай, а олигархи от нефти газа и прочих ископаемых в Россию привезут мигрантов из Азербайджана (у них нефть кончается), из средней Азии (дешёвая рабочая неквалифицированная рабсила), из Северной Кореи (добросовестные и трудолюбивые) Кому нужен российский пролетариат? В сырьевой супердержаве местные аборигены создают только проблемы для глобального капитала...
  10. +4
    30 августа 2025 15:52
    Нужно брать пример с французов, как они продали РФ двигатель для Суперджет 100, но самую ответственную и сложную "горячую" часть они поставляли из Франции...
  11. +7
    30 августа 2025 16:29
    глава госкорпорации «Ростех» Сергей Чемезов предложил спасти набирающее обороты китайское национальное авиастроение путем начала поставок для него российских авиадвигателей.

    А может сначала спасём российское авиастроение, путем поставки ему авиационных двигателей, а потом уже и китайское?
    1. +4
      31 августа 2025 00:13
      В морге не кого спасать.
      1. +1
        31 августа 2025 12:33
        Цитата: Ыырп
        В морге не кого спасать.

        Все бандеровцы будут в морге, однозначно
      2. +1
        31 августа 2025 13:29
        В морге не кого спасать.

        Зачем же тогда Китаю услуги российских патологоанатомов?
      3. +1
        31 августа 2025 20:45
        Там спасать надо санитара.
  12. -1
    30 августа 2025 18:07
    Ну...))) Китайцы вполне могли пригласить российских представителей на поговорить и сделать им предложение от которого невозможно отказаться))) вы нам двигатели, а мы вам большое китайское спаисибо и так и быть продолжим покупать вашу нефть и газ а так же продавать вам электронную рассыпуху их которой вы делаете свои "100%" российские дроны)))
  13. +3
    31 августа 2025 00:11
    Господи куда мы катимся.
  14. Voo
    +1
    31 августа 2025 05:42
    Как утверждает китайское издание Sohu, глава госкорпорации «Ростех» Сергей Чемезов предложил спасти набирающее обороты китайское национальное авиастроение путем начала поставок для него российских авиадвигателей

    Я так и знал.... Китайский агенты, внедрились в ростех, а может даже и в кремлин
    1. 0
      31 августа 2025 12:35
      Цитата: Voo
      Как утверждает китайское издание Sohu, глава госкорпорации «Ростех» Сергей Чемезов предложил спасти набирающее обороты китайское национальное авиастроение путем начала поставок для него российских авиадвигателей

      Я так и знал.... Китайский агенты, внедрились в ростех, а может даже и в кремлин

      Как пишут на Репортере в комментариях в органах исп. власти нашей страны одни агенты: китайские, американские, еврейские, азербайджанские, таджикские... Скоро своих совсем не останется... Так ведь?
      1. Voo
        0
        31 августа 2025 15:48
        Нет. Почему? Так ведь народ то разный - "в органах исп. власти нашей страны одни агенты: китайские, американские, еврейские, азербайджанские, таджикские..." кому то они свои, как маркову например.
        1. -1
          31 августа 2025 22:01
          Цитата: Voo
          Нет. Почему? Так ведь народ то разный - "в органах исп. власти нашей страны одни агенты: китайские, американские, еврейские, азербайджанские, таджикские..." кому то они свои, как маркову например.

          А на Китай кто работает?
          1. Voo
            0
            1 сентября 2025 00:48
            Давайте подумаем.... Сначала мы, т. е. они дружили с Западом, теперь с Китаем, а с учетом того, что всё это время им небыло замены, то налицо, у них, профдеформация связаная с ориентацией в политическом пространстве.
          2. 0
            3 сентября 2025 12:32
            На Китай работает сам с братвой.
      2. 0
        3 сентября 2025 12:32
        А своих там итак нет для русского народа. Одни "свои", коих не бросают! Кериенко, например, сделал губительный дефолт народу в 98-м, за что получил о-о-чень кругленькую сумму(по слухам 2 ляма зелени! и в Австралии, то ли с/х бизнес, то ли золотой) и свалил за бугор. А потом отлично вернулся во власть при Путине и прекрасно сейчас там шибуршит!
  15. +4
    31 августа 2025 09:21
    А нельзя ли для спасения китайского авиастроения продать им Чемезова? Ну или на крайняк подарить.... bully
    1. +1
      3 сентября 2025 12:34
      И хрипатого Мантурова с ним в придачу! Пусть там уже проворуются, они по-другому то не умеют, и их там расстреляют наконец-то!
  16. -2
    31 августа 2025 09:35
    Что вы всё спорите. Отдадут, продадут , прое...т и т.п.
    Правду вы всё равно не узнаете.
    Моё мнение :

    Если у нас нет завода в, который будет эти моторы выпускать (например в с января 2026 года), то у российской власти почти нет шансов привлечь китайские деньги на строительство подобного завода в России. Тут только можно будет продать Китаю лицензию на выпуск моторов (а вот даром или почти даром, это уже от Путина зависит).
  17. +2
    31 августа 2025 17:32
    А народ российский не может импортозаместить этих дегенератов с Кремля??
    1. Комментарий был удален.
      1. Комментарий был удален.
    2. Комментарий был удален.
    3. -2
      31 августа 2025 23:22
      Народ российский поддерживает Путина. А сионистские пропагандисты стараются российскую власть опорочить. Дегенераты все переехали к вам на пмж на историческую родину
      1. +1
        6 сентября 2025 03:50
        Просто "народ" - называется ещё и словом "толпа". Она что угодно поддержит. Дело обычное всегда и повсюду.

        А вот главный политик страны, не состоящий 35 лет ни в одной политической партии и не подчиняюшийся никакой российской организации-это уникально!
  18. 0
    31 августа 2025 21:39
    Лажа все???
    в 22 м писали ,что не " успешно получила российские технологии и документацию. ", а чиновники заявляли: ( недословно) "мы не можем обеспечить столько китайских самолетов крыльями из композитов"
    Про передачу технологий и документаций не встречал. а про проблемы у нас с композитными материалами - встречал.

    имхо, и эти двигатели для китая - одни гадания...
    1. +1
      1 сентября 2025 10:25
      Вот только неделю назад была новость о покупке Китаем 500 Боингов. Эта сделка нужна Боингу как воздух, чтобы поправить финансы и не обанкротиться, а значит ее будут лоббировать во все щели. Значит и двигатели можно будет закупать, и запчасти. Самый большой авторынок в мире.
      1. 0
        1 сентября 2025 10:31
        Логично. Как китай не торопится, а развить свое авиастроение быстро, да еще по куче направлений, нельзя. Вот возможно и покупает, наверняка с запчастями, с штрафными санкциями в договоре, по скидочной цене и т.п.
  19. -1
    4 сентября 2025 16:46
    Китайцы уже начали С919 поставлять на внешний рынок. Им российские движки (которых в серии-то еще даже и нет) нужны, как в бане пассатижи.
  20. +1
    6 сентября 2025 11:47
    Так пусть китайцы построят завод на Дальнем Востоке и масштабируют производство.