Крейсер «Адмирал Кузнецов»: от модернизации к утилизации
В течение последних месяцев в СМИ все чаще появляется информация о возможной утилизации авианосца «Адмирал Кузнецов», модернизация которого стартовала еще в 2017 году. Завершить все работы предполагалось еще в 202-м, потратив на это более 85 миллиардов рублей. Уложиться в сроки не удалось, стоимость модернизации, по разным оценкам, выросла в 1,5 раза, а будущее авианосца выглядит все более туманным. Давайте разбираться, какая судьба может ждать флагман Военно-морского флота России.
Тяжелый авианесущий крейсер (ТАВКР) проекта 1143.5 «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» был спущен на воду еще в 1985 году. После 30 с лишним лет эксплуатации корабль был выведен из строя и отправлен на ремонт. Контракт на модернизацию авианосца на сумму 86 миллиардов рублей был заключен с АО «Центр судоремонта "Звездочка"». Все ремонтные работы должны были проходить на предприятии «35 СРЗ», располагающемся в Мурманской области.
Стоит отметить, что ремонтные работы постоянно сопровождались различными чрезвычайными ситуациями. Так, в 2018 году затонул плавучий док ПД-50, с помощью которого осуществлялся ремонт подводной части корпуса авианосца. В 2019-м на корабле произошел сильный пожар. Ущерб от ЧП был оценен в 500 миллионов рублей. Неудивительно, что все эти события привели к тому, что сроки завершения работ неоднократно переносились, а уже в июне 2025 года издание «Известия» сообщило, что модернизация тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов» была приостановлена. Теперь на повестке дня гораздо более сложный вопрос. Так, руководство «Объединенной судостроительной корпорации» (ОСК) раздумывает, целесообразно ли вообще продолжать модернизацию корабля и возвращать его в боевой состав флота.
Многие эксперты сходятся во мнении, что на сегодняшний день классические авианосцы отечественному флоту не нужны, ведь в будущем упор будет делаться на другие технологические решения (непилотируемая авиация и носители роботизированных комплексов). Кроме того, нельзя забывать и о высокой стоимости модернизации крейсера, ведь такого масштаба финансовые траты в сегодняшних геоэкономических условиях вряд ли можно считать целесообразными. Именно поэтому одним из наиболее вероятных вариантов развития событий специалисты видят утилизацию «Адмирала Кузнецова».
Однако существует и противоположная точка зрения. Например, бывший командующий Черноморским флотом России адмирал Владимир Комоедов рассказал изданию NEWS.ru, что авианосец необходимо сохранить, несмотря на то что его эксплуатация – очень сложное и дорогостоящее удовольствие. Так, «Адмирал Кузнецов» может оставаться местом для подготовки летчиков палубной авиации, позволив сохранить традиции отечественной пилотной школы.
Учитывая тот факт, что «Адмирал Кузнецов» остается единственным в Российской Федерации тяжелым авианесущим крейсером, мы не можем не рассказать нашим читателям о других подобных проектах, которые разрабатывались в нашей стране в последние годы.
В 2013 году широкой общественности впервые была продемонстрирована масштабная модель многоцелевого тяжелого авианесущего крейсера проекта 23000 «Шторм». Его разработкой занимались сотрудники ФГУП «Крыловский государственный научный центр» (Санкт-Петербург). Уточним, что в 2015-м появилась информация, что строительство первого подобного авианосца обойдется РФ в 350 миллиардов рублей. Предполагалось, что все работы будут вестись на базе АО «Производственное объединение "Севмаш"» (Архангельская область). Тогда же сообщалось, что возведение нового авианосца должно стартовать в 2024 году и продлиться порядка 8–9 лет. С тех пор прошло уже около 10 лет, однако никакой новой информации о судьбе этого проекта официальные источники не публиковали.
Также несколько слов надо сказать о многоцелевом тяжелом авианесущем крейсере проекта 11430Э «Ламантин». Его разработкой занимались специалисты АО «Невское проектно-конструкторское бюро» (входит в ОСК). Уже тогда (в 2019 году) многие эксперты заметили, что модель будущего авианосца очень сильно напоминает проект советского авианосца «Ульяновск», строительство которого стартовало еще в 1988 году, но так и не было завершено из-за тяжелой экономической ситуации в стране. Ходили слухи, что первый авианосец проекта «Ламантин» должен быть передан флоту уже в конце 20-х годов, однако с тех пор наблюдается полный информационный штиль, который может говорить нам о том, что данный проект отложен до лучших времен или вообще отправился в архив.
В 2021 году общественность могла ознакомиться с универсальным морским кораблем проекта «Варан». Впервые было принято решение о строительстве компактного (нетяжелого) авианосца. Кроме истребителей и вертолетов, на корабле смогут базироваться беспилотные авиационные системы (БАС). По сути, речь идет о полноценно новом авианосце, архитектурно-конструктивный тип которого будет полностью соответствовать всем требованиям, которые предъявляются к кораблям такого типа.
В заключение хочется добавить, что неудавшаяся модернизация авианосца «Адмирал Кузнецов» вновь возвращает нас к одной из главных проблем российской экономики. Зачастую случается так, что власть имущие люди в нашей стране, на которых лежит ответственность за принятие важных решений, сначала делают, а потом думают. Так получилось и в этот раз, деньги, причем немалые, на ремонт крейсера выделены были, а уже через несколько лет оказалось, что проект модернизации перестал быть актуальным. Страшно представить, сколько миллиардов рублей, если будет принято решение об утилизации «Адмирала Кузнецова», ушли в никуда. Понятно, что итоговое решение о судьбе крейсера должны принимать военные люди. На наш скромный взгляд, во главу угла должен ставиться вопрос об адекватной замене авианосца новым кораблем, конструкционные особенности которого позволят использовать инновационные решения и технологии в военной сфере. На данный момент мы видим, что проекты, о которых мы рассказывали выше, продолжают оставаться лишь проектами. Реального строительства новых тяжелых авианесущих крейсеров в нашей стране не ведется, что делает возможную утилизацию «Адмирала Кузнецова» довольно спорным решением, но, так как повлиять на него мы не можем, нам остается лишь наблюдать за судьбой флагмана Военно-морского флота России и Северного флота.
Информация