Может ли российский дальнемагистральный лайнер будущего быть трехдвигательным?

6 568 37

McDonnell Douglas DC-10-40(F) в составе «Аэрофлот-Карго», 2005 год.

Как заявил глава госкорпорации «Ростех» Сергей Чемезов, в нашей стране будет разработан современный широкофюзеляжный авиалайнер, позиционирующийся как «убийца» американского Boeing 787-9 Dreamliner. Но пока дело осталось за малым, а именно, сверхмощным двигателем ПД-35.

«Убийцы лайнера мечты»


Как сообщают СМИ, в конце августа 2025 года Объединенная авиастроительная корпорация запатентовала проект перспективного лайнера, сравнивая его с ближайшим конкурентом из США:



Изобретение относится к авиационной технике, а именно к конструкции широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета (ШФДМС). ШФДМС предназначен для перевозки пассажиров, багажа и дополнительной платной нагрузки на регулярных коммерческих рейсах. Самолеты семейства способны выполнять перелеты дальностью 13 600 км, 12 000 км и 10 300 км, в том числе над океанами и безориентирной местностью. Вместимость базового самолета семейства – 281 пассажиров в трехклассной компоновке. Также предусмотрены укороченная и удлиненная версии самолета вместимостью 240 и 320 мест в трехклассной компоновке соответственно.

В техническом описании данного изобретения подчеркивается, что по эксплуатационным расходам на рейс базовый представитель этого авиасемейства имеет преимущество в 3% по непосредственным эксплуатационным расходам и около 6% по прямым эксплуатационным расходам перед основным конкурентом B787-9. Звучит здорово!

Самое интересное, что у нашей страны уже есть свой собственный широкофюзеляжный дальнемагистральный лайнер, производимый малой серией. Это Ил-96-300, который используется для перевозки президента РФ и министра обороны РФ. Для коммерческой эксплуатации эти самолеты как бы не подходят из-за того, что в конструкции используются не два, а четыре двигателя ПС-90А со взлетной тягой в 16000 кгс.

Считалось, что они слишком прожорливы и неконкурентоспособны. Однако после введения санкций на поставку в Россию американских и европейских гражданских лайнеров было решено, что Ил-96 не так уж и плох, и его все-таки можно использовать в пассажирских перевозках. Высказывались даже идеи о его ремоторизации на более мощные двигатели ПД-35 и облегчении конструкции за счет более широкого использования композитных материалов. Однако это потребовало бы существенного перепроектирования самолета, внутренние потребности в котором оцениваются на уровне в 3-4 новых лайнера в год.

Другой «убийца лайнера мечты» – это бывший совместный российско-китайский CR929, рассчитанный на перевозку 250-300 пассажиров, в зависимости от модификации. Изначально предполагалось, что доли России и Китая в проекте составят по 50%, и он будет продаваться одновременно на внутреннем китайском и российском рынках, в равной степени обогатив партнеров.

Наша страна должна была войти в совместный проект технической документацией, производить композитные крылья и по готовности предоставить сверхмощные двигатели ПД-35. Вот только после 24 февраля 2022 года китайские партнеры предпочли двигаться дальше самостоятельно, без нас, обратившись за технической помощью к западным партнерам, а CR929 превратился в C929.

Иначе говоря, в наличии имеется уже серийно производимый Ил-96 с устаревшими, но серийными двигателями ПС-90А, а также проект современного и перспективного широкофюзеляжного лайнера без названия, для которого как бы есть композитные крылья, но физически еще нет двигателя.

И тут на сцену выходит третий проект дальнемагистрального лайнера вместимостью от 240 и 320 пассажиров, в зависимости от модификации, для которого также нет двигателя ПД-35. О том, что «Ростех» будет очень стараться его произвести, как только двигатель появится, заявил его глава Сергей Чемезов:

Мы будем стараться делать свой [российский дальнемагистральный лайнер]. Как только сделаем ПД-35, двигатель, будем делать широкофюзеляжный свой самолет.

Кстати, а что там у нас с ПД-35?

Три вместо двух?


На перспективный ПД-35 у нас возлагаются очень большие надежды, поскольку без мощного авиадвигателя невозможно создать ни конкурентоспособный широкофюзеляжный дальнемагистральный лайнер, ни тяжелый военно-транспортный самолет на замену стареющим Ан-124 «Руслан».

Однако дело это долгое и исключительно технически сложное, поэтому заявления главы Минпромторга и вице-премьера Мантурова, сделанные в октябре 2023 года на пленарной сессии «Двигателестроение на форсаже. Приоритеты отрасли в современных условиях», не вызвали особенного удивления:

К 2030 году должен появиться уже двигатель с рабочим названием ПД-35. Хотя не факт, что это будет 35 тонн, скорее всего это будет от 26 до 35. В марте следующего года мы будем понимать более точно.

О том, что рассчитывать в среднесрочной перспективе стоит именно на ПД-26, дал понять накануне президент Путин, призвавший к его скорейшей разработке:

Необходимо оперативно завершить разработку и начинать серийный выпуск турбореактивного двигателя ПД-26. Это, напомню, первый авиадвигатель большой тяги, разработанный в России. У него принципиально новые возможности по мощности, тяге. При этом он эффективный и экономичный.

По всей видимости, в данном откорректированном проекте будут широко использоваться технологии, отработанные на ПД-35, и менее мощный двигатель реально можно будет получить году к 2030-му. Вопрос в том, куда его можно будет поставить?

Очевидно, что ПД-26 смогли бы заменить украинские двигатели Д-18Т серии 4 тягой 25400 кгс, которые ставились на Ан-124. Это дало бы возможность реально возродить в России производство отечественного аналога «Руслана», что можно только поприветствовать. А вот с широкофюзеляжным гражданским лайнером, о котором говорил господин Чемезов, все сложнее.

Тяги всего двух ПД-26 для дальнемагистрального самолета будет недостаточно, а четырех – окажется избыточной и экономически нецелесообразной. Потому хотелось бы обратить внимание на технические решения, уже примененные западными конкурентами для решения указанной проблемы. В частности, можно вспомнить американские лайнеры Lockheed L-1011 TriStar и McDonnell Douglas DC-10, которые были построены по трехдвигательной схеме.

По одному двигателю было установлено под каждым полукрылом, а третий – в основании киля. Три хуже, чем два, но лучше, чем четыре, верно? Быть может, имеет смысл уже сейчас начать разрабатывать современный широкофюзеляжный лайнер именно под ПД-26 и именно под трехдвигательную схему, чтобы не пришлось это же делать потом, но тратя на это драгоценное время и ресурсы?
37 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +11
    13 сентября 2025 13:00
    Повтор для тех кто не читал. Выпуск ИЛ-96 это стратегическая цель РФ и обсуждать сколько керосина он съест в сравнении с А или Б не правильно. Если Вы гонитесь за экономией в угоду развала развития своей авиации, то возьмите лошадь, она ест сено и ей керосин не нужен. Мы не сравниваем ИЛ-96 с самолётами стран НАТО, хорош он или плохой. ИЛ-96 у нас один, что обсуждать. Покупка, лизинг А и Б за доллары, обслуживание $100 тыс./год без запчастей происходит за доллары, а ИЛ-96 всё в руб. Всё, что сейчас покупается за границей, покупается на деньги за нефть, газ, лес и т.д., цены на нефть в будущем никогда не будут стоить $150, поэтому очень скоро придёт время, когда в РФ летать будет не на чём, нет долларов. Как все заявляют у нас РЫНОК, капитализм. Для того, чтобы не ездить на телеге, нужен свой самолёт. Надо всегда помнить про санкции НАТО. Все НАТОвские самолеты имеют внешнее управление, запчасти, обслуживание, так что те самолёты, которые не улетят на запад, будут гнить на земле. Почему авиакомпании используют самолёты стран НАТО. Посмотрите, кто владеет этими авиакомпаниями и, где они зарегистрированы? Всё на Западе. Пример, "российский Аэрофлот", 51,173% акций принадлежат акционерам РФ, остальные иностранцам, если Вы начнёте шерстить российских акционеров, то увидите, что через третьих лиц, акции РФ принадлежат НАТО и так по всем авиакомпаниям, аэропортам, т.е. все они иностранные. Без государственного окрика ни одна авиакомпания не будет эксплуатировать российский самолёт, даже если он будет по всем параметрам лучший в мире. А и Б не разрешат. Государство обязано лоббировать интересы РФ. Правительство РФ обязано дотировать, на внутренних рейсах, билеты на самолёты российского производства, билеты должны стоить на 25% дешевле, чем на чужие самолеты. Пусть пассажир выбирает сам, на каком лететь, российском или чужом. Количество на самолёте двигателей это не главное, главное, что линейки современных своих двигателей в РФ нет.
    Все беды в чиновниках, которые не дают развиваться российской авиационной промышленности.
    1. Oao
      +2
      Вчера, 04:24
      Да поняли, поняли мы. Нужен. Только он строится в том числе и на деньги от продажи тех же ресурсов за валюту, впрочем не только он.
  2. +1
    13 сентября 2025 13:14
    Когда двигатель в хвосте разрушается, повреждаются трубопроводы гидравлики и самолёт становится неуправляемым. Третий двигатель в хвосте - это дичь.
    1. +5
      13 сентября 2025 13:44
      Поэтому и нужен двухдвигательный ШФДМС с ПД-35.Аналог Ил-96-400М,но с двумя двиглами,а не четырьмя.Потому что иначе создать адекватный ШФДМС не получится. Но дело в том что как заметили в статье внутренний спрос на ШФДМС внутри страны не высок,а создание такого самолёта выйдет дорого.Поэтому и решили создать ШФДМС на основе ПД-26,но по-моему это дичь.Пусть лучше тогда серийное производство Ил-96-400М наладят.А вообще лучший вариант это к 2030 году создать и ПД-35 ,и ПД-26.Пусть лучше поменьше бесполезных щедрых подарков зарубежным партнёрам делают,а эти деньги направляют на двигателестроение. Тогда все по уму будет.А то создадут ШФДМС с ПД-26,с которым потом все мучаться будут из-за непонятных хотелок сэкономить.Потому что тяги ПД-26 не будет хватать новому ШФДМС.Проще было бы воссоздать производство Ан-124 с двиглами Д-18Т,локализацию которых производили на УЗГА,а новые ПД-35 на новый ШФДМС.
      1. +6
        13 сентября 2025 15:41
        Американский Б-52 имеет по сути 8 двигателей и ничего, не парятся. Точно так же Ил-96 может летать и на 4-х двигателях. Особенно, если усовершенствовать двигатели. Но, все хотят разработать что то новое и распилить побольше денег из бюджета.
        1. +1
          13 сентября 2025 16:00
          Самолёты должны быть конкурентноспособны в условиях рынка.Те же ПД-14,ПД-35 это большой прорыв для страны.Это двигатели 5 поколения.
          1. +4
            13 сентября 2025 16:27
            Конкурентноспособны в условиях рынка, могут быть только при наличие Рынка.
            Где рынок???
            1. -1
              Вчера, 10:56
              И тем не менее авиакомпании привыкли считать каждую копейку и без классического рынка.Так что экономическая эффективность двигла на первом месте.
      2. +3
        13 сентября 2025 16:01
        Это было давно, лет 15 назад, обсуждали Ил-96. Буквально все тогда заявляли, что выпуск Ил-96 надо закрыть, он не интересен коммерсантам. Вот тогда я и написал свой коммент. Тогда и посчитали, чтобы закрыть потребности линий в Сибирь, Дальний Восток, КНР, Корея, Япония, Северную и Южную Америку, Кубу, туристы на Юга и др. нужно построить минимум 80 бортов Ил-96. В отношении керосина все согласны, что государство обязано компенсировать разницу расхода керосина в сравнении с двухдвигательными А и В. Тоже касается третьего члена экипажа, з/п ему обязано оплачивать государство. Стоит вопрос государственного развития авиа перевозок, поэтому государство обязано присутствовать. Был дальнемагистральный Ил-62, почему нельзя его повторить? В отношении выпуска новых двигателей, когда не могут повторить старые появилось неверие. Есть Д-18Т, что нельзя выпускать? Вот когда сделают ПД-35, тогда и Д-18Т не будет нужен.
        1. +3
          13 сентября 2025 16:15
          Если бы запустили производство двигателей ПС-90А3 и поставили на Ил96, то проблема топливной экономичности существенно снизилась. Тем более, что этот двигатель можно поставить и на 76-й. Почему это заглохло? Большой вопрос.
          1. +3
            13 сентября 2025 16:25
            Откаты А и В избаловали чиновников. Все они как сидели, так и сидят в правительстве, многие получили повышение. РФ в первую очередь нужны новые люди, а не эти барыги и хапуги.
            1. +2
              13 сентября 2025 16:42
              Да не в откатах дело?Какие откаты если зарубежные лайнеры нам никто не продаёт и не даёт в лизинг,в аренду? Просто двигателестроение само по себе наукоемко и затратно. В мире только три конторы двигателями для ШФДМС занимаются - британская Роллс-Ройс,американские Дженерал Электрик и Пратт энд Уйтни.
              Вот про сложность создания ПД-14.

              Специалисты, подарившие небу этот шедевр инженерной мысли, с юмором и легкой дрожью в голосе вспоминают самые сложные моменты. Пристегните ремни, мы взлетаем!

              1. Момент первый: Бриллиантовая пыль и керамика, которая не хотела жить дружно

              Сердце любого современного двигателя это жаровая часть, та самая, где температура газов запросто переваливает за 1500-1600 °C. Это выше температуры плавления самих лопаток! Как же они не плавятся? Секрет в сложнейшей системе охлаждения и… саперах. Нет, не тех, что ищут мины. Речь о монокристаллических лопатках и керамическом теплозащитном покрытии.
              Один из ведущих материаловедов на условиях анонимности (чтобы его не заставили делать еще и ПД-28) признается: Представьте, что вы выращиваете идеальный бриллиант. Малейшее отклонение в температуре, давлении, чихе в соседней комнате и вместо драгоценности получается кусок стекла. Так и с монокристаллом лопатки. Кристаллическая решетка должна быть безупречной, иначе она треснет под нагрузкой. Мы иногда шутили, что наше главное достижение это не двигатель, а создание самого большого в мире сапфира авиационного назначения.
              А потом эту идеальную лопатку нужно покрыть слоем керамики, которая будет отражать жар. И здесь началась магия, граничащая с шаманством. Покрытие то отслаивалось, то трескалось, то вело себя абсолютно непредсказуемо. Инженеры вспоминают, как после очередной неудачной испытательной партии кто-то из уставших техников написал на доске: Дорогое покрытие, мы тебя любим. Пожалуйста, полюби и ты нас. Останься на своем месте. Юмор юмором, но именно прорыв в материалах стал ключом к успеху.4. Момент четвертый: Цифровой близнец и кошмар системного инженера

              ПД-14 один из первых двигателей в мире, который с самого начала проектировался с помощью цифровых двойников. Это виртуальная 3D-модель, в которой просчитано все: от аэродинамики до прочности каждой заклепки.

              Звучит футуристично? Так и есть. Но и здесь не обошлось без сложностей. Системные инженеры рассказывают байку о войне моделей. Одна программа (прочнистов) показывала, что деталь выдержит. Другая (тепловиков) что она расплавится. Третья (аэродинамиков) что вокруг нее будет неправильный поток.

              Мы шутили, что наш цифровой двойник страдает раздвоением личности, смеется один из IT-специалистов. Иногда казалось, что мы разрабатываем не двигатель, а пытаемся заставить три разных оркестра, играющих в разных жанрах, исполнить одну симфонию. Дирижером был главный конструктор, а палочкой общая логика. Случалось, что палочка ломалась.

              Синхронизация тысяч процессов вот что было настоящим адом. Ошибка в одной модели могла потянуть за собой шлейф изменений в других. Порой проще было бы выточить деталь в металле и проверить вживую, но это слишком долго и дорого. Пришлось учить цифровых близнецов дружить между собой. Этот опыт стал бесценным для всей отечественной промышленности.

              Не сделали с нуля, а вернулись в будущее

              Главный вывод, который делают все специалисты, звучит иронично и мудро: Мы не изобретали велосипед. Мы собирали феррари по старым чертежам, но с новыми технологиями и материалами, которых у авторов тех чертежей и в помине не было.

              https://dzen.ru/a/aMAPLNK7Q3G-eTGB
              1. +1
                13 сентября 2025 17:07
                В продолжении поста про ПД-14.

                . Разработка авиадвигателей следующего, пятого поколения производится в 2000-2010-е годы, основные параметры цикла характеризуются их дальнейшим значительным ростом:

                – температуры газа перед турбиной – до 1800-1900 К;

                – степени сжатия – до 40-50;

                – степени двухконтурности – до 8-10,

                основанным на дальнейшем технологическом рывке.

                Первый отечественный гражданский авиадвигатель пятого поколения ПД-14 для ближне- и среднемагистральных самолетов разработан в АО «ОДК-Авиадвигатель» в широкой кооперации с предприятиями ОДК с участием отраслевых научных институтов. При разработке двигателя ПД-14 также, как и ранее двигателя 4-го поколения ПС‑90А, сделан новый скачок в повышении основных параметров относительно ПС-90А: степени двухконтурности – в 2 раза, температуры газа перед турбиной – на 200 К, суммарной степени сжатия в компрессоре – на 10…20 %, что обеспечило снижение крейсерского удельного расхода топлива на 12%. Создание конкурентоспособного двигателя 5-го поколения в наиболее емком и конкурентном сегменте рынка потребовало внедрения комплекса критических технологий. Важнейшие из них:

                - технология изготовления облегченной широкохордной лопатки из титанового сплава с применением сверхпластичного деформирования и диффузионной сварки;

                - технология изготовления и ремонта моноколес (блисков) осевого компрессора и сварных роторов из титановых и никелевых сплавов;

                - технология создания жаровых труб большого ресурса для экологических чистых камер сгорания с использованием лазерной и электроэрозионной перфорации и термозащитным покрытием;
                - технология изготовления лопаток ТВД с высокоэффективным охлаждением из новых монокристаллических и интерметаллидных сплавов и теплозащитным покрытием нового поколения;

                - технология изготовления звукопоглощающих конструкций из композиционных материалов и металлов;

                - технология обеспечения и подтверждения конкурентноспособного ресурса основных деталей с учетом современных требований международных норм летной годности;

                - система автоматического управления с полной ответственностью, которая обеспечивает надежное управление и контроль за параметрами всех узлов и систем.При проектировании и сертификации двигателя ПД-14 проведен большой комплекс исследований механических характеристик материалов основных и особо ответственных деталей – специальная квалификация материалов, создан Банк данных конструкционной прочности материалов.

                https://dzen.ru/a/aMQnge_tkE1Urgsg
          2. +2
            13 сентября 2025 16:39
            Одно время работы шли над более топливноэкономичным ПС-90А3М,но видать долго,дорого ,да и приоритеты как всегда изменились.Его хотели на Ил-96-400М ставить вместо ПС-90А1.Но решили серийно производить отработанные Ил-96-300,а не Ил-96-400М.

            ОДК заявляет, что активно работает над запуском серийного производства ПС-90А3. Однако успех этого проекта зависит от нескольких факторов:

            Объёмы заказов на Ту-214 и Ил-96. Если спрос будет недостаточным, производство двигателей окажется экономически нецелесообразным.
            Приоритет других проектов, таких как новейшие двигатели ПД-14 для МС-21 и ПД-35 для дальнемагистральных самолётов.
            На данный момент мощности «Пермских моторов» загружены именно выпуском ПД-14, а ОАК планирует поставить до 2030 года 270 самолётов МС-21.

            https://dzen.ru/a/Z2GWZh8FKnjugcLz
        2. 0
          13 сентября 2025 16:49
          Проблема в том что проще ПД-35 доделать,чем попытаться локализовать Д-18Т на УЗГА.
          1. 0
            13 сентября 2025 17:48
            ПД-35 доделать, т.е. доделать то, чего нет.
            Д18Т сделан в 1982 году, в 1985 г. пошел в серию. Это рабочий двигатель, почему его нельзя выпускать? Новая разработка на базе ПД будет, правда, когда неизвестно.
            Наверно, стыдно заявить, что нет компетенций. СССР мог делать, а в РФ ничего нет, даже повторить не может. Все вопросы к правящей власти.
            1. 0
              13 сентября 2025 22:24
              ПД-35 выдает на стенде уже год тягу в 37 тонн.Он есть в металле и его можно довести до ума.Д-18Т пока возможно только ремонтировать и этот двигатель производили только в городе Запорожье.
              1. 0
                13 сентября 2025 23:28
                Мы о чём говорим. Нам прямо сейчас нужен двигатель. Есть рабочий Д-18Т и есть проекты ПД-26 и ПД-35. Новые двигатели, особенно в современной РФ это долго, десятки лет. Через 10 лет будет новый двигатель, какой не знаю. В качестве примера, есть суперджет и МС-21. В моём понимании надо запускать производство Д-18Т.
                Тяга ПС-90 - 16 тонн с, Д-18Т - 23 тонны с, то самое для удлинённого Ил-96 и Ил-76,
                для Руслана. Ждать нет смысла. Что будет через 10 лет???
                1. +1
                  Вчера, 10:29
                  Для Ил-96-400М уже есть серийные движы ПС-90А1 по 17,4 тонн тяги каждый , Д-18Т с тягой 23,4 тонн слишком излишен по тяге для Ил-96-400М .Просто авиакомпании не устраивает что ПС-90А1 это двиглы 4 поколения,а им нужен ШФДМС с двумя двигателями 5 поколения ПД-35,тогда экономия топлива будет и нормальная экономика у авиакомпаний как следствие.Д-18Т тут вообще не в тему он подходит только для военно-транспортного Ан-124 и он такой же двигатель 4 поколения и так же не подойдёт для экономики авиакомпаний.ПС-90А-76 тягой 16 тонн идеален для Ил-76МД-90А,для которого Д-18Т также излишен по тяге со своими 23,4 тонн.

                  Есть рабочий Д-18Т и есть проекты ПД-26 и ПД-35. Новые двигатели, особенно в современной РФ это долго, десятки лет.

                  В том то и дело что пока нет в России серийного производства Д-18Т,его производство только планировали локализовать на УЗГА в России.Производился он в Запорожье.Да к тому же этому двиглу уже 40 лет и понятно что топливная эффективность у него на уровне 4 поколения,а нужен движ 5 поколения с улучшенной топливной эффективностью.
                  ПД-35 и ПД-26 будут готовы к серийному производству по мнению многих экспертов в 2030 году,то есть чуть больше чем через 4 года,так как технологии уже отработанны на стендовых испытаниях ПД-35,то есть их делают не с нуля,а на основе уже полученных технологий и опыта,их надо просто доделать.
                  Просто Д-18Т это двигатель 4 поколения,созданный в СССР и понятно что будущего у него нет.ПД-35 и ПД-26 это двиглы 5 поколения.Вот они реально нужны,у них нормальная топливная эффективность.
                  1. 0
                    Вчера, 13:10
                    Никто не отрицает необходимость нового поколения двигателей. Есть ПС-90А1-3.
                    Необходимо развести вопросы экономичности в вопросе керосина и обеспечения авиа перевозок. Вопрос экономии керосина, это для коммерсантов. Для государства, это авиа перевозки. Если коммерсанты могут подождать, то развитие государства ждать не может. Так как существует взаимосвязанная экономическая цепочка с авиа перевозками. Сдвиг на 5-10 лет тянет потери в триллионы, которые не восполнимы, как и потерянное время.
            2. -5
              13 сентября 2025 22:28
              СССР мог делать, а в РФ ничего нет, даже повторить не может. Все вопросы к правящей власти.

              Вот чего-чего РФ повторить не может, так это "колбасных электричек" от Твери (Рязани) до Москвы и обратно ... тотальных очередей буквально за всем ... материалов съездов и пленумов ЦК ... открытых партсобраний с цитированием генсеков.
              1. +1
                13 сентября 2025 23:38
                Вам повезло. Вы видели "колбасных электричек" и ездили в них. Мне не довелось. Жил во многих городах СССР, хорошо помню, где-то с 1955 года. Для меня жизнь в СССР была счастливой, были сыты и одеты, дефицит появился в 1988 году. Его создал Горбачёв, а затем Ельцин со своими птенцами, но это другая тема.
                1. дефицит появился в 1988 году.

                  Дефицит (за МКАДом) был практически с начала 1970х годов.
                  Были сыты ... варили макароны и посыпали сахаром ... грузинский чай №36, "Экстра" - если посчастливится ... июнь-июль - дефицит сахара, август-сентябрь - дефицит растительного масла. Молоко, сметана - если успел к привозу. Трехлитровые банки с березовым (куда сейчас делся?) и томатным соками в практически пустых магазинах. Покупка туалетной бумаги - праздник! Дальше перечислять?
                  Хорошее - молодость и вся жизнь, которая была ещё впереди + уверенность, что завтра будет таким же, как и сегодня, во всяком случае, не хуже.
            3. 0
              Вчера, 10:49
              Цитата: vlad127490
              ПД-35 доделать, т.е. доделать то, чего нет.
              Д18Т сделан в 1982 году, в 1985 г. пошел в серию. Это рабочий двигатель, почему его нельзя выпускать? Новая разработка на базе ПД будет, правда, когда неизвестно.
              Наверно, стыдно заявить, что нет компетенций. СССР мог делать, а в РФ ничего нет, даже повторить не может. Все вопросы к правящей власти.

              В смысле нет?ПД-35 уже год как крутится на стенде.Он полностью собран и проходит успешно стендовые испытания.Уже сказали что можно приступать к финальной отработке ПД-35,то есть технологии для серийного образца ПД-35 созданы,его надо просто пару лет прокрутить на стенде и начать лётные испытания.То есть довести до логического завершения уже начатое дело.

              .Д18Т сделан в 1982 году, в 1985 г. пошел в серию. Это рабочий двигатель, почему его нельзя выпускать?

              Потому что он серийно выпускался только в городе Запорожье ныне подконтрольного ВСУ.

              Наверно, стыдно заявить, что нет компетенций. СССР мог делать, а в РФ ничего нет, даже повторить не может. Все вопросы к правящей власти.

              Аналог Д-18Т это движ Изделие-РФ тягой 24 тонны, разработанный для перспективного стратегического бомбардировщика известного как ПАК ДА,но там к нему требования не как к коммерческому двиглу,а специфические как для военного двигла,требования по устойчивости к радиации и тому подобное,что не нужно для коммерческого двигла ,того же ПД-26,который будет именно для гражданского борта,того же ШФДМС и который будет экономически эффективен для применения на гражданских бортах.Надо просто подождать ещё 4 года.
        3. -1
          Вчера, 10:58
          Есть Д-18Т, что нельзя выпускать? Вот когда сделают ПД-35, тогда и Д-18Т не будет нужен.

          Да где есть производство серийного Д-18Т?Его даже в Запорожье сейчас не производят. Где оно у вас есть?Проще доделать новые движы ПД-35 и ПД-26.
          1. 0
            Вчера, 12:38
            Барыги понимают. Выпускать Д-18Т нельзя. На нём нет распила бабок. Нельзя заявить, что невозможно сделать, не те лопатки, нет технологий и др. Он для барыг опасен. Так что вопрос, где делать надуманный.
            1. 0
              Вчера, 12:39
              Ещё раз повторяю Д-18Т производился только в городе Запорожье.Вопросы ещё есть?
              1. 0
                Вчера, 12:56
                Ещё раз повторяю Д-18Т производился только в городе Запорожье

                Здесь не ставился вопрос, где было географическое расположения производства.
                Здесь стоит вопрос, что нужны двигатели прямо сейчас, а не завтра.
                Какие двигатели РФ может выпускать прямо сейчас, двигатели должны быть рабочие и сертифицированные, надёжные, проверенные.
                Предлагают начать производство Д-18Т. Вот дальше начинаются вопросы.
                Нужен, а может не нужен Д18Т, проживём ещё 10 лет без него.
                Промышленность РФ может повторить Д-18Т или нет. Далее идут место производства, кадры, сроки запуска производства, количество выпуска в год и т.д.
                Как то так.
      3. Oao
        +1
        Вчера, 04:26
        Делайте 96е на 4х движках и ждите пд35 и не ... мозг.
  3. +3
    13 сентября 2025 16:35
    В частности, можно вспомнить американские лайнеры Lockheed L-1011 TriStar и McDonnell Douglas DC-10, которые были построены по трехдвигательной схеме.

    Можно вспомнить и о Ту-154, и Як-42.
  4. +5
    13 сентября 2025 17:05
    Пустые мечты....
    Почему?
    Стоит только вспомнить, кто подписывал распоряжения на покупку боингов вместо развития своей авиации... ( подсказка - его сын оказалось , уже жил в Омерике ,откуда его вытурили только после начала СВО. Чистое совпадение, ясен пень.)
  5. +2
    13 сентября 2025 22:22
    Может ли российский дальнемагистральный лайнер будущего быть трехдвигательным?

    ... только два русские мужика, стоявшие у дверей кабака против гостиницы, сделали кое-какие замечания, относившиеся, впрочем, более к экипажу, чем к сидевшему в нем. "Вишь ты, – сказал один другому, – вон какое колесо! что ты думаешь, доедет то колесо, если б случилось, в Москву или не доедет?" – "Доедет", – отвечал другой. "А в Казань-то, я думаю, не доедет?" – "В Казань не доедет", – отвечал другой. Этим разговор и кончился.
  6. Vbr
    +2
    13 сентября 2025 23:19
    Дилетантские россказни о страшной неэффективности 4-д схемы и таком же страшном бортинженере когда-нибудь прекратятся? ПС на ПД надо было, но видимо какие-то одарённые тормознули разработку реукторного пд-18, которую было начали пермяки. С такими никаких врагов с их санкциями не надо, точно на лошадях ездить станут. В конце концов можно делать и летать на пс или существующем пд, и то проблем выше крыши на авиа и приборостроительных заводах. Про прожекты сейчас забудьте. Самолёт нужен уже позавчера.
  7. +1
    Вчера, 03:38
    При нынешней войне с Западом самолёты и двигатели должны быть не конкурентными, а просто БЫТЬ. Свои, русские! И не важно, сколько он жрёт керосина. Поднимите ненамного налог для олигархов, они же патриоты.
  8. +1
    Вчера, 12:01
    А вот что ресурс Дзен публиковал полтора года назад:
    Д-18Т возвращается на конвейер: легендарный двигатель для Ан-124 полностью переедет на мощности УЗГА
    9 марта 2024

    По словам Сергея Шойгу, серийное производство российских двигателей Д-18Т с большим ресурсом и увеличенной тягой запланировано на 2027 год. Производить их, вероятно, также будет УЗГА, специалисты которого имеют богатый опыт работы с этими силовыми агрегатами. За многие годы на заводе отремонтировали 49 Д-18Т.

    Получается что Д-18Т мощностью более 23 тыс у нас в кармане?
    А если его модернизируют о чем в статье пишут, то глядишь ещё и тонну вторую добавят.
    1. +1
      Вчера, 12:30
      У чиновников, фамилии вам известны, стоит задача, как не допустить развития авиационной промышленности в РФ. Сделать так, чтобы никто не понял, что они творят. Ил-96 с ПС-90А летает, что ещё надо. Коммерсанты не хотят его брать? Так сделайте государственную (казённое) компанию и пусть там летают Ил-96, а барыги с А и Б пусть конкурируют с государствам в ценах. Государство будет держать цены на 25% ниже, у государства главная цель обеспечить перевозки, за счёт массовости и прибыль появится. Вопрос. Власти это надо???
  9. Voo
    +2
    Вчера, 12:50
    Может ли российский дальнемагистральный лайнер будущего быть трехдвигательным?

    Живи я в годах 80-х 20 века, я бы сказал, преисполненый патриотическими чувствами, а нах нам три движка - у нас один справится.