Quiet Don: What is heard about the most powerful rocket in Russian history

Recently it became known that Russia wants to create the most powerful of all ever designed domestic missiles.




The most powerful rocket

Before the passions around the promising Yenisei had calmed down, the Russian space industry started talking about an even more powerful carrier. With an equally poetic name - “Don”. Given the choice of the name “Irtysh” for the new Soyuz-5 (not to be confused with a Soviet-developed missile), the real dependence of the space department on the water element can be traced. However, the names are not so important, if only because of the speed with which they change. Apparently, the whole point is in the mood of the new head of Roscosmos Dmitry Rogozin, who, recall, recently proposed to change the name of the ship “Federation” to another, because it is “too feminine”. “Still, the ship should not be called like a girl, but by a man’s name,” said the current head of the space industry of the Russian Federation.

But whatever the name of the promising missile, it can already be said to go down in history. Neither the Soviet Union nor the modern Russian Federation had a more powerful missile. If someone forgot, then recall that the most powerful rocket in Soviet history was the N-1 to launch astronauts to the moon. With a starting weight of almost 3000 tons, it could launch up to 100 tons of cargo into a low reference orbit. The fate of the rocket, however, was difficult: all four launches ended in accidents, and then the project was completely closed. Similar characteristics were possessed by Energy (the one that was part of the Energy-Buran complex). Its most powerful version - Vulcan - has never been realized.


Super-Class Energy Launch Vehicle

What can surprise a new Russian rocket?

The difference between the Don and the Yenisei will be the addition of one more step, which will make the Don more load-lifting than the Yenisei. The Yenisei (or the first-stage superheavy class launch vehicle, STK-1) will be able to put payloads from 88 to 103 tons into low Earth orbit, and from 20 to 27 tons into lunar orbit. At Don (or the second-stage superheavy class launch vehicle, STK-2), these figures will be 125-130 tons and 32 tons, respectively

- declared RIA News source in the space rocket industry.

Thus, we can expect that the Don rocket will become a thickened version of the Yenisei, which received the fourth stage. Nowadays, it is quite difficult to imagine such a "high-rise building", especially when you consider that even the superheavy Falcon Heavy has two steps. However, the aforementioned H-1 had, for a second, five (!) Steps. And they all should have worked fine. At least on paper.


Super Heavy Class H-1 Booster

It may seem that the Don will be just a variation of the Yenisei, but this is not entirely true, since all issues related to the creation of superheavy rockets - the most complex, expensive and heavy carriers of all - require special control and incredible efforts. That is, just take and add one step will not work. Just look at the torment of SpaceX with the Falcon Heavy, which, in general, was the development of the long-running Falcon 9.

To understand more specifically what Don will be, you need to look at its prototype in the person of the Yenisei, which we already know enough about. Her general concept looks like this

- The first stage will consist of 5-6 blocks from the promising Irtysh missile. The engines chosen were RD-171MV;
- The second stage is one unit with engines RD-171MV or RD-180;
- The third stage will become a modification of the unit from the Angara-A5V launch vehicle.

The described concept has both obvious advantages and quite noticeable disadvantages. Let's start with the good. Russian promising superheavy rockets are based on reliable and proven engines based on the RD-170 - the Soviet liquid rocket engine developed by Energomash in the 80s and designed, which is noteworthy, for another superheavy rocket - Energia. She, as we know, has long been “dead”, but engines built on the basis of the 170th are in demand both in Russia and in the West (RD-180 is used for the Atlas V American missile).

The flip side of the coin may be that by the time the Yenisei and Don rockets are tested, the engines will already be out of date. Even if nothing revolutionary appears (perhaps it’s not worth waiting for a new nuclear rocket engine), developed countries can already by the end of the 2020s completely switch to new, more economical methane engines, the advantage of which was recognized in Russia itself.

To the greatest extent these requirements (the requirements of the modern market - approx. Reporter) are met methane today, since it has a more developed raw material base, and surpasses kerosene in energy

- said in 2018 the general director of Energomash Igor Arbuzov.


A promising Russian methane rocket engine, which has already begun to develop, was called RD-169. We are talking about a new development based not on Soviet technologies, but on the developments of the 2000s. However, the timing of his tests is very vague (de facto, nothing concrete has been announced), and since last summer, no important News about RD-169 no. It is unknown whether many other ambitious Russian space projects will suffer its fate, but when the survival of the entire industry is at stake, there are not many options. Either do something modern, or do nothing.

Flying in a dream and in reality

According to the source mentioned above, the Don rocket will carry out its first flight in 2029 as part of the sending to the moon of the take-off and landing complex, which they intend to use to work out the lunar missions of the future. As a conditionally typical load, they are now considering the Federation manned spacecraft (which is no longer the Federation), the lunar-landing module for the future lunar base.

Strictly speaking, most likely there will be no other load for the rocket, since it is possible to launch satellites and spacecraft to the ISS with the help of cheaper medium and heavy class rockets. And to use superheavy media, which by default is much more expensive than them, there is no sense. Simply put, the Don is needed exclusively for the realization of Russia's lunar ambitions, which are not fully understood and that are constantly changing, following economic situation in the country. For the sake of justice, Russia here is not a unique example. NASA is also constantly rushing about in its dreams: from the moon to Mars and vice versa. On the other hand, the American taxpayer is a generous taxpayer. And the States can afford to start the lunar program, and then collapse it, without inflicting the fatal damage to its space industry. In this case, Russia will have to act more selectively. If, apart from the Moon, there are no other goals for flights (and, most likely, it will turn out that way), then it makes sense to cooperate as close as possible with Europe, the USA or China to achieve the goals set.
  • Author:
  • Photos used: https://mtdata.ru/
Ad
We are open to cooperation with authors in the news and analytical departments. A prerequisite is the ability to quickly analyze the text and check the facts, to write concisely and interestingly on political and economic topics. We offer flexible working hours and regular payments. Please send your responses with examples of work to [email protected]
6 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. One must fly to Mars, is there a devil in that Moon?
    1. wax Offline wax
      wax (Valery Zyukov) 1 March 2019 21: 10
      0
      Do not trifle: fly, fly like that - to Alpha Centauri.
      1. Former optimist Offline Former optimist
        Former optimist (Former optimist) 7 March 2019 10: 08
        0
        In the sun immediately (at night)!
  2. Galar Offline Galar
    Galar (Timur) 1 March 2019 21: 09
    0
    Putin’s Russia will have nothing ...
    1. General Black Offline General Black
      General Black (Gennady) 26 March 2019 12: 25
      0
      You will have.
  3. Former optimist Offline Former optimist
    Former optimist (Former optimist) 7 March 2019 10: 09
    0
    There is hope that our waters are turbid, but there is little hope.

Тихий «Дон»: Что слышно о самой мощной ракете в русской истории

Недавно стало известно, что Россия хочет создать самую мощную из всех когда-либо проектированных отечественных ракет.





Самая мощная ракета

Не успели утихнуть страсти вокруг перспективного «Енисея», как в космической индустрии России заговорили о еще более мощном носителе. Со столь же поэтичным именем — «Дон». С учетом выбора названия «Иртыш» для нового «Союз-5» (не путать с ракетой советской разработки) прослеживается настоящая зависимость космического ведомства от водной стихии. Впрочем, названия не столь важны хотя бы в силу той скорости, с которой они меняются. Видимо все дело в настроении нового главы Роскосмоса Дмитрия Рогозина, который, напомним, недавно предложил изменить название корабля «Федерация» на другое, потому что это «слишком женское». «Все-таки корабль должен не как девочка называться, а мужским именем», — заявил нынешний руководитель космической индустрии РФ.

Но как бы ни называлась перспективная ракета, она уже, можно сказать, вошла в историю. Более мощной ракеты не было ни у Советского Союза, ни у современной РФ. Если кто-то забыл, то напомним, что мощнейшей ракетой в советской истории стала Н-1 для запуска космонавтов на Луну. При стартовой массе почти 3000 тонн она могла выводить на низкую опорную орбиту до 100 тонн грузов. Судьба ракеты, правда, была тяжелая: все четыре запуска закончились авариями, а потом проект и вовсе закрыли. Похожими характеристиками обладала «Энергия» (та самая, которая была частью комплекса «Энергия-Буран»). Ее мощнейший вариант — Вулкан — так никогда и не реализовали.


Ракета-носитель сверхтяжёлого класса «Энергия»

Чем же может удивить новая российская ракета?

Отличием «Дона» от «Енисея» станет добавление еще одной ступени, что сделает «Дон» более грузоподъемным, чем «Енисей». «Енисей» (или ракета-носитель сверхтяжелого класса первого этапа, СТК-1) сможет выводить на низкую околоземную орбиту полезный груз массой от 88 до 103 тонн, а на лунную орбиту — от 20 до 27 тонн. У «Дона» (или ракеты-носителя сверхтяжелого класса второго этапа, СТК-2) эти показатели составят, соответственно, 125-130 тонн и 32 тонны

– заявил РИА Новости источник в ракетно-космической индустрии.

Таким образом, можно ожидать, что ракета «Дон» станет потолстевшей версией «Енисея», получившей четвертую ступень. В наше время представить себе такую «многоэтажку» довольно тяжело, особенно если учесть, что даже сверхтяжелый Falcon Heavy имеет две ступени. Однако упомянутая выше Н-1 имела, на секундочку, пять (!) ступеней. И все они должны были нормально сработать. По крайней мере, на бумаге.


Ракета-носитель сверхтяжёлого класса Н-1

Может показаться, что «Дон» будет просто вариацией «Енисея», но это не совсем так, поскольку все вопросы, связанные с созданием сверхтяжелых ракет — наиболее сложных, дорогих и тяжелых носителей из всех существующих — требуют особого контроля и невероятных усилий. То есть, просто взять и добавить одну ступень не выйдет. Достаточно посмотреть на мучения компании SpaceX с Falcon Heavy, которая, в целом, стала развитием давно находящейся в эксплуатации Falcon 9.

Чтобы более конкретно понять, чем будет «Дон», нужно взглянуть на его прообраз в лице «Енисея», о котором мы уже знаем достаточно. Общая ее концепция выглядит так

– Первая ступень будет состоять из 5-6 блоков от перспективной ракеты «Иртыш». В качестве двигателей выбрали РД-171МВ;
– Вторая ступень представляет собой один блок с двигателями РД-171МВ или РД-180;
– Третья ступень станет модификацией блока от ракеты-носителя «Ангара-А5В».

Описанная концепция имеет как очевидные плюсы, так и вполне заметные минусы. Начнем с хорошего. В основе российских перспективных сверхтяжелых ракет лежат надежные и проверенные двигатели, созданные на базе РД-170 — советского жидкостного ракетного двигателя, разработанного «Энергомашем» в 80-е и предназначенного, что примечательно, для другой сверхтяжелой ракеты — «Энергии». Ее, как мы знаем, уже давно нет «в живых», зато двигатели, построенные на базе 170-го, востребованы как в России, так и на Западе (РД-180 используют для американской ракеты «Атлас V»).

Обратной стороной медали может стать то, что к моменту испытаний ракет «Енисей» и «Дон» двигатели уже успеют устареть. Даже если не появится ничего революционного (пожалуй, ждать нового ядерного ракетного двигателя не стоит) развитые страны могут уже к концу 2020-х полностью перейти на новые, более экономичные метановые двигатели, преимущество которых признали и в самой России.

В наибольшей степени этим требованиям (требованиям современного рынка — прим. Репортёр) сегодня отвечает метан, поскольку он имеет более развитую сырьевую базу, а по энергетике превосходит керосин

– заявил в 2018 году гендиректор «Энергомаша» Игорь Арбузов.


Перспективный российский метановый ракетный двигатель, который уже начали разрабатывать, назвали РД-169. Речь идет о новой разработке, основанной уже не на советских технологиях, а на разработках 2000-х годов. Однако сроки его испытаний очень расплывчаты (де-факто, ничего конкретного заявлено не было), а с лета прошлого года никаких важных новостей про РД-169 нет. Постигнет ли его участь многих других амбициозных российских космических проектов — неизвестно, но когда на кону выживание всей отрасли, вариантов, не очень много. Либо делать что-то современное, либо не делать ничего.

Полеты во сне и наяву

По словам упомянутого выше источника, ракета «Дон» осуществит первый полет в 2029 году в рамках отправки к Луне взлетно-посадочного комплекса, который намерены использовать для отработки лунных миссий будущего. В качестве же условно типовой нагрузки сейчас рассматривают пилотируемый космический корабль «Федерация» (который уже не «Федерация»), лунно-посадочный модуль для будущей лунной базы.

Строго говоря, другой нагрузки для ракеты, скорее всего, не будет, так как запускать спутники и космические аппараты к МКС можно с помощью более дешевых ракет среднего и тяжелого классов. И применять сверхтяжелый носитель, который по умолчанию намного дороже их, смысла никакого нет. Если говорить еще проще, то «Дон» нужен исключительно для реализации лунных амбиций России, которые до конца не понятны и которые постоянно меняются, вслед за экономической ситуацией в стране. Ради справедливости, Россия здесь — не уникальный пример. NASA тоже постоянно мечется в своих мечтаниях: от Луны к Марсу и обратно. С другой стороны, американский налогоплательщик — щедрый налогоплательщик. И Штаты могут себе позволить начать лунную программу, а затем свернуть ее, не нанеся смертельного урона своей космической индустрии. России в этом случае придется действовать более избирательно. Если уж кроме Луны других целей для полетов не будет (а, скорее всего, так и получится), то есть смысл в максимально тесной кооперации с Европой, США или Китаем для реализации поставленных целей.
Использованы фотографии: https://mtdata.ru/
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

6 комментариев
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти

  1. На Марс надо лететь, черта ли в той Луне?
    1. вакса Офлайн
      вакса (Валерий Зюков) 1 марта 2019 21:10
      0
      • 0
      • 0
      Не мелочись: лететь, так лететь - к Альфа Центавра.
      1. Бывший оптимист (Бывший оптимист) 7 марта 2019 10:08
        0
        • 0
        • 0
        На Солнце сразу (ночью)!
  2. Галар Офлайн
    Галар (Тимур) 1 марта 2019 21:09
    0
    • 2
    • 2
    ничего у этой путинской России не будет...
    1. Женераль Чернота (Геннадий) 26 марта 2019 12:25
      0
      • 0
      • 0
      У Вас будет.
  3. Бывший оптимист (Бывший оптимист) 7 марта 2019 10:09
    0
    • 0
    • 0
    Есть надежда, что мутят воду наши, но слабая надежда.