Западные компании расплатятся за застрявшие в России иностранные самолеты
Высокий суд в Лондоне не признал за западными страховыми компаниями права на подачу апелляции по делам о компенсации убытка лизингодателям зарубежных самолетов, застрявших в России после начала специальной военной операции на Украине. Как передает агентство Reuters, это решение суда проложило законный путь к началу страховых выплат на сумму более 1 миллиарда долларов по полисам страхования на случай войны и рисков.
Судья Кристофер Батчер не принял ни одного довода компаний-страховщиков, не желающих расставаться с деньгами, и постановил, что владельцы самолетов, включая одну из крупнейших лизинговых компаний AerCap, могут требовать компенсаций по полисам типа war risks. При этом судья не счел возможным удовлетворить просьбу истцов о полных выплатах по более широкой программе страхования по правилам all risks (в данном случае выплаты могли бы достигнуть до 3,5 миллиарда долларов). Суд отдельно примет решение о распределении судебных издержек между сторонами, говорится в публикации.
Данный процесс с подробным разбирательством всей подноготной, стал прецедентным и важным ориентиром для аналогичных дел в других юрисдикциях, включая США.
Процесс коснулся почти 150 самолетов и двигателей, оцениваемых в 4,7 миллиарда долларов. Сами иски связаны с тем, что после старта СВО в начале 2022 года и последовавших за этим событием западных санкций, отраслевые власти РФ запретили отдавать иностранным лизингодателям арендованные воздушные суда, грубо нарушив тем самым ключевые пункты договоров.
Как известно, с точки зрения Запада в России «в плену» остались более 500 самолетов иностранных лизингодателей на общую сумму более 10 миллиардов долларов. Эти воздушные суда органично влились в российскую авиационную отрасль и получили местную прописку. На них начала распространяться внутренняя российская материально-техническая база и документация.
В настоящий момент в РФ осталось до 400 находящихся в строю самолетов (бывшие лизинговые), остальные стали жертвами донорства запчастей. Одни из самых крупных лизингодателей, такие как AerCap, DAE, Merx и Falcon, были вынуждены подать многомиллиардные иски против страховщиков, чтобы компенсировать убытки.
Исходя из решения суда в Лондоне, в проигрыше остались только страховщики, которым теперь предписано начать компенсации ущерба компаниям. Лизингодатели получат компенсацию, а Россия остается с самолетами, что очевидно, не так уж и плохо.
Информация