Западные компании расплатятся за застрявшие в России иностранные самолеты

11 488 12

Высокий суд в Лондоне не признал за западными страховыми компаниями права на подачу апелляции по делам о компенсации убытка лизингодателям зарубежных самолетов, застрявших в России после начала специальной военной операции на Украине. Как передает агентство Reuters, это решение суда проложило законный путь к началу страховых выплат на сумму более 1 миллиарда долларов по полисам страхования на случай войны и рисков.

Судья Кристофер Батчер не принял ни одного довода компаний-страховщиков, не желающих расставаться с деньгами, и постановил, что владельцы самолетов, включая одну из крупнейших лизинговых компаний AerCap, могут требовать компенсаций по полисам типа war risks. При этом судья не счел возможным удовлетворить просьбу истцов о полных выплатах по более широкой программе страхования по правилам all risks (в данном случае выплаты могли бы достигнуть до 3,5 миллиарда долларов). Суд отдельно примет решение о распределении судебных издержек между сторонами, говорится в публикации.

Данный процесс с подробным разбирательством всей подноготной, стал прецедентным и важным ориентиром для аналогичных дел в других юрисдикциях, включая США.

Процесс коснулся почти 150 самолетов и двигателей, оцениваемых в 4,7 миллиарда долларов. Сами иски связаны с тем, что после старта СВО в начале 2022 года и последовавших за этим событием западных санкций, отраслевые власти РФ запретили отдавать иностранным лизингодателям арендованные воздушные суда, грубо нарушив тем самым ключевые пункты договоров.

Как известно, с точки зрения Запада в России «в плену» остались более 500 самолетов иностранных лизингодателей на общую сумму более 10 миллиардов долларов. Эти воздушные суда органично влились в российскую авиационную отрасль и получили местную прописку. На них начала распространяться внутренняя российская материально-техническая база и документация.

В настоящий момент в РФ осталось до 400 находящихся в строю самолетов (бывшие лизинговые), остальные стали жертвами донорства запчастей. Одни из самых крупных лизингодателей, такие как AerCap, DAE, Merx и Falcon, были вынуждены подать многомиллиардные иски против страховщиков, чтобы компенсировать убытки.

Исходя из решения суда в Лондоне, в проигрыше остались только страховщики, которым теперь предписано начать компенсации ущерба компаниям. Лизингодатели получат компенсацию, а Россия остается с самолетами, что очевидно, не так уж и плохо.
12 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -2
    17 сентября 2025 05:04
    ...10 лярдов, конечно, не компенсирует 300, но хоть что-то
    1. -3
      17 сентября 2025 11:27
      В России по последним данным 285 млрд европейских активов.
      1. -1
        17 сентября 2025 14:10
        ...дело не в количестве, хотя чем больше, тем лучше, а в том, что они есть и будут использованы... может быть.
        1. -1
          17 сентября 2025 14:22
          Не факт, количество то-же важно. У Fortum и Uniper забрали активы, крику было море. А там сумма всего в пределах 10 млрд. А тут 285 млрд на кону. В ЕС постоянно кричат о конфискации наших активов, а потом чешут репу и оставляют все как есть.
      2. +1
        18 сентября 2025 04:01
        Из этих 285 млрд почти 150 млрд - инвестиции Кипра. Это деньги наших же бизнесменов, заведенные через Кипр. Реальных западных инвестиций около 100 млрд. Тоже не копейки конечно. Что касается самолетов. Сейчас мы имеем в сухом остатке плюсы от политики основных наших авиакомпаний до СВО не брать во флот старье. Часть самолетов были новыми, часть -молодые и средние б/у. И только около 10% были старьем. Это старье как раз сейчас и выбывает, а на остальном мы летаем. Этих бортов хватит еще лет на 10, за это время промышленность поставит уже свое, ну кроме дальнемагистральных.
        1. 0
          18 сентября 2025 13:35
          Деньги с Кипра, это уже не "наши" деньги. От того, где родился, тот, или иной бизнесмен, факт его западной ориентации и прописки не меняется. Фактически идет национализация уведенных из России активов в обмен на замороженные ЗВО. Кроме прочего это отличный воспитательный стимул для бизнеса вроде Альфы и Лукойла, "Банки в Техасе должны грабить только техасцы", а бизнес в России ведут россияне.
  2. -2
    17 сентября 2025 08:01
    Кто-то же должен был расстаться с деньгами, раз кто-то по воле властей расстался с имуществом. Власти в любом случае никогда не несут издержки, именно поэтому суд не уточнял на какую такую войну, кого кому объявленной он сослался принимая решение. Адвокаты вполне могут и опротестовать его.
  3. +3
    17 сентября 2025 08:19
    Радоваться нечему. Ничего удивительного нет. Страховщики , выплатив, подадут в "Высокий суд", на Россию, и безусловно выиграют дело. laughing Деньги получат из наших средств , оставленных на западе. Как то так! fellow
  4. -4
    17 сентября 2025 08:53
    Чтож. А кто все это начал, прикарманив чужие самолеты, как бы и не причем. Им за это ничего не будет. Платить будут другие
    1. -2
      17 сентября 2025 14:04
      Насчёт "прикарманив", Вы не совсем правы. Лизинг - это вообще такая хитрая форма кредита, которая в принципе не подразумевает возврата. Нет, конечно, есть варианты, но это точно не наш случай. Так что страховые компании по любому должны платить. А самолёты - они по любому остаются у нас, опять же таки в соответствии с правилами лизинга.
      1. -1
        17 сентября 2025 14:52
        Согласен. Вы правы. Хитрая форма. Поэтому не совсем прикарманив.
        Но остальное вроде прежнее остается. "....не причем. Им за это ничего не будет. Платить будут другие"
  5. -1
    17 сентября 2025 20:24
    Украсть у воров не так уж и неправильно.