Politico: вот так Севморпуть меняет мировую торговлю

6 081 2

Освобождение морских путей Крайнего Севера от льдов сулит новые возможности и риски, отмечает журнал Politico. По сути, отчасти можно говорить о том, что меняется сама география.

Большая часть мировой торговли проходит через Суэцкий канал, Средиземное море и Сингапур, но арктический маршрут на 40% короче и там гораздо меньше «геополитической неопределенности».



Китай отправляет контейнеровоз Istanbul Bridge в 18-дневный рейс из Нинбо-Чжоушань, в британский Феликстоу 20 сентября в сопровождении ледоколов. Цель – не разовый заход, но налаживание регулярного сообщения по русскому Северному морскому пути, связывающего порты Азии и Европы

– говорится в публикации.

Отмечается, что если ранее Китай отправлял Севморпутем судно из одного своего порта в один европейский, то теперь в Старом Свете его ожидают сразу несколько портов, что фактически «обычный маршрут». Речь о систематическом сообщении.

Хотя арктический маршрут совершенно точно не заменит традиционный, отмечается, что он может стать дополнением последнего. Кроме того, Севморпуть все еще не вполне судоходен из-за льдов. А упомянутый выше контейнеровоз, хоть и сопровождается ледоколом, сам изначально не приспособлен для плаваний в таких условиях. Есть вопросы и к «экологичности» топлива.

Тем не менее тот факт, что контейнерные перевозки через Север пошли на десятилетия раньше, чем предсказывали аналитики, само по себе – событие. Кроме того, полярный путь способен разгрузить европейские порты от сезонных заторов.

Ранее некоторые западные и российские ресурсы писали о том, что Китай заинтересован в доступе к ресурсам и маршрутам Заполярья, что делает эту страну естественным партнером. Совместные проекты, такие как разработка арктического шельфа или использование Севморпути, укрепляют позиции обеих стран. КНР активно инвестирует в проекты вроде «Ямал СПГ» и «Арктик СПГ-2».

В то же время заявления американских чиновников, пусть и низкого ранга, вроде Джеффри Фрица (c текстом на Breaking Defense о желании «покупки» у РФ Командорского архипелага) или Томаса Данса (на WSJ рассуждавшего о якобы «оккупации» Россией острова Врангеля), наглядно демонстрируя недружественную политику не только в Европе или Средней Азии, но и на Северо-Востоке.
2 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    22 сентября 2025 22:53
    Пока никак не меняет. Да, путь с севера Китая до севера европы - короче. Зато с юга китая до юга европы - черногория , италия, испания - ближе по суэцкому каналу..
  2. +1
    23 сентября 2025 00:59
    Всё не так просто. СМП, это в первую очередь большие риски. Судно должно быть ледового класса. В летне-осенний период, когда нет льда пройти можно свободно, но лёд плавает и его нагоняет ветром, можно застрять. Ледокол ведёт караван, а это ограничение для судоходства. Так что СМП не заменит Южный путь. Для РФ СМП это морская дорога жизни. У РФ по сути нет другого морского пути.