Не конкурент Boeing и Airbus: гордость Китая, самолет Comac C919, складывает крылья

14 137 47

Китайская компания Comac стала одной из первых и главных жертв напряженных торговых отношений между США и Китаем после прихода к власти президента Дональда Трампа. Флагманский проект самолета C919 должен был полноценно встать на крыло и взлететь уже в этом году, но пока что он собирается самыми мелкосерийными партиями поштучно. Об этом пишет Bloomberg.

Учитывая геополитические обстоятельства, компания Comac вынужденно сокращает объем производства новых самолетов с 75 запланированных единиц до 25 с возможностью дальнейшего уменьшения плана сборки. Агентство напоминает, что на данный момент пока что собрано всего пять единиц.



Китайский авиапроизводитель сталкивается с узкими местами практически во всех ключевых цепочках поставок запчастей и узлов, что препятствует сборке авиалайнеров в устойчивом темпе на конвейере.

Как пишет Bloomberg, Comac находится в глубочайшей зависимости от поставщиков из Америки, включая критически значимую авионику, систему управления полетом и, главное, двигатели. Их китайскому производителю продают американские компании.

На фоне такой ситуации у руководства компании больше не осталось даже капли амбиций по конкурированию с Boeing или Airbus. Гордость КНР, собственный самолет, фактически сложил крылья. Ситуация пока не имеет быстрого решения, пишет агентство.

Также существуют признаки того, что трудности застали авиационную компанию врасплох. Изначально цель по сборке была 50 самолетов, и это обеспечивалось всеми показателями. Затем было решено увеличить темпы до сборки 75 штук до конца года. Однако возвращение Трампа в Белый дом сломало все планы. Теперь правление компании не уверено, что будет собрано даже 25 лайнеров согласно новому производственному плану.

За девять месяцев текущего года Comac поставила только пять самолетов C919, все – в Китай. Клиентами стали China Eastern Airlines Corp., China Southern Airlines Co. и Air China Ltd. Один лайнер был отправлен во внутреннюю дочернюю компанию, которая выполняет чартерные рейсы. Так называемая большая тройка китайских авиакомпаний ожидала поставки около 32 самолетов C919 в 2025 году, но теперь не дождется и десяти.

К большому сожалению китайских властей, Comac также не удалось найти покупателей в Южной и Юго-Восточной Азии, несмотря на активизацию усилий. Будущее лайнера теперь зависит уже даже не от поставщиков, а от политики двух противоборствующих государств.
47 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +8
    24 сентября 2025 08:56
    Мы о пяти своих новых самолётах в год только мечтаем!
    1. +2
      24 сентября 2025 12:23
      ну так и нас не полтора миллиарда bully
      1. +1
        24 сентября 2025 18:20
        Если мне память не изменяет, то у США и ЕС нет полтора миллиарда.
        1. 0
          24 сентября 2025 19:20
          зато они мировые промышленные локомотивы последние полтораста лет
      2. +2
        25 сентября 2025 10:47
        А как влияет количество населения на производство самолётов? В Индии например тоже полтора ярда, и много они своих самолётов создали?
        У нас и в СССР не было даже пол миллиарда(250 млн.), а производили самолётов больше чем весь Китай и Индия вместе взятые. Да, что они, я подозреваю, что наши тогда производили самолётов никак не меньше, а может и больше, чем вместе взятые Китай,Индия, США и ЕС!
        1. -2
          25 сентября 2025 14:30
          А как влияет количество населения на производство самолётов?

          - да никак не влияет, просто к слову пришлось...

          У нас и в СССР......

          - ностальгия замучила? ну так забейте в поисковик ваш вопрос и вы узнаете что СССР выпускал самолетов несравнимо меньше чем США и Европа.....
          1. +2
            25 сентября 2025 20:04
            Если " к слову пришлось и никак не влияет" , то незачем это приводить как довод в свою пользу. И уж после этого неважно больше или меньше врагов выпускал Совеиский Союз самолётов. Главное,что выпускал и достаточно для нас и для продажи союзникам, и хорошие выпускал!
            И да, ностальгия замучила, и что с того?
            1. +1
              26 сентября 2025 01:36
              то незачем это приводить как довод в свою пользу

              - ой, простите, у вас разрешения не спросил - не говорите людям что им делать и вы не узнаете куда вам пойти...
        2. +1
          26 сентября 2025 08:59
          Для 1,5 миллиардов населения самолётов требуется сильно больше, чем для 150 миллионов.
    2. 0
      26 сентября 2025 13:44
      Так мы мечтаем о своих, а китайцы собирают из чужих комплектующих.
      1. 0
        27 сентября 2025 09:44
        Это понятно, но результат на лицо у них и у нас. Мы и новый Кукурузник то не смогли сделать.
        1. 0
          27 сентября 2025 11:41
          А где результат?
          Наш SSJ давно летает, сейчас разработали новую модификацию, плюс двигатель для замены французских, на уже летающих бортах. МС-21 готов, заканчивается сертификация плюс начали ремоторизацию Ту-214, стоящих в отстойниках, возвращая самолеты в работу.
          А что у китайцев? Ввели санкции и все встало.
  2. +13
    24 сентября 2025 09:43
    Надежда китайцев на дружескую США дают свои плоды. Когда большая часть экономики в полной зависимости от США другого ждать и не следовало. Пока бегаешь в лакеях, тебе дают кое чего со стола, а как становишься конкурентом, добывай кормёжку сам.
    1. 0
      26 сентября 2025 09:01
      А как же международное разделение труда, ранее декларируемое коллективным Западом ?
  3. +8
    24 сентября 2025 12:11
    О, у них свои эффективные манагеры =))) конкурировать с боингом, собирая из американских комплектующих... Это ж умора просто. Наивность 80го уровня =)))
  4. -2
    24 сентября 2025 12:14
    Есть вариант установки российских двигателей.
    1. +7
      24 сентября 2025 12:28
      Это вы двигателями ПД-14 решили поразбрасываться? сколько их в этом году сделали?
    2. +3
      25 сентября 2025 00:16
      паша, вы где их возьмете?
      1. +1
        25 сентября 2025 14:31
        наверно из волшебного ларца достанет bully
        1. +1
          25 сентября 2025 20:30
          Это да. Наивнейшие люди. Только родили их. )
    3. -2
      25 сентября 2025 08:04
      Цитата: Pavel57
      Есть вариант установки российских двигателей.

      совершенно верно , двигатели уже есть, теперь запустить их в серию!
      1. +2
        25 сентября 2025 14:19
        согласно планам Минпромторга и ОДК производство двигателей ПД-14 в 2025г должно составить СЕМЬ штук, а в 2026 уже 28шт, вряд ли китайцев заинтересуют такие объемы
        1. 0
          25 сентября 2025 20:48
          планы минпромторга рассчитаны на госфинансирование (бюджет рф) и привязаны к процессу запуска в серию отечественных самолетов, а для запуска самолетов в серию нужны очень большие производственные цеха , которые еще надо сначала строить, серийность двигателя не требует таких сложных работ, при переходе от односменной работы к трехсменной легко увеличить производство в три раза, а если пойдет китайское финансирование производства через массовые закупки,,то нарастить производство можно в десятки раз, лишь бы китай платил,... то же касается авионики и прочих ставляющих авиапроизводства, все они в целом гораздо проще чем самолет... и серийность таи организовать на порядок проще
          1. 0
            26 сентября 2025 01:34
            серийность двигателя не требует таких сложных работ

            - да, да, это примерно как тапочки в подвале шить laughing , ведь именно поэтому у китайцев проблемы с производством авиадвигателей... рука лицо блин...
            1. 0
              26 сентября 2025 09:19
              я работал на заводе где делали двигатели по серьезнее авиационных и размерами в десятки раз больше, проблем выпуска не вижу ибо готовы уже головные образцы а значит есть металлы и технологии их закалки, нужные для этого, есть оборудование и персонал, в чем проблема?
              1. +1
                26 сентября 2025 13:03
                в 2021 на Авиастаре в Ульяновске смонтировали поточную линию по производству Ил-76 мощностью 12штук в год, и? Прошло уже 4 года, а Авиастар до сих пор не может выйти на данную цифру, не выходит у них "каменный цветок", это Россия и жестокая действительность. ОДК предполагает что сможет выйти на уровень производства в 160ед. двигателей к 2030 году, но что там получится мы пока не знаем...
                1. -4
                  26 сентября 2025 13:33
                  ваш учитель геббельс же предупреждал вас , но ваших преподавателей слушали вы невнимательно и ... ложь же должна быть оглушительной но такой чтобы ее невозможно было проверить

                  УЛЬЯНОВСК, 30 мая - РИА Новости. Производство самолетов Ил-76 на заводе в Ульяновске в текущем году достигло 7 бортов в год, к 2027 году объемы выпуска планируется нарастить в 1,7 раза - до 12 машин в год, сообщил журналистам глава Минпромторга РФ Антон Алиханов.
                  "На заводе "Ил" были. Посмотрели, как налажено производство. За последние четыре года очень многое было сделано командой, которая здесь работает в Ульяновске… Они вышли на темп 7 самолетов в год в этом году. Наша задача помочь им расшить узкие места, закупить новое оборудование, в том числе и производства ульяновское, и не только российское, и различные, в том числе импортные, с разных дружественных стран оборудования, для того, чтобы довести на первом этапе в конце 2027 года уровень производства до 12, и дальше до 18 Ил-76 в год", - сказал министр.

                  год не 2019 а 2025 и не 12 бортов а семь уже делают и сделали и 12 бортов в год планируют выпускать к к 2027.... итак вас поймали на месте преступления, ваша ложь очевидна, вы разоблачены! позор !!!!
                  а а сколько транспортников выпускают вероятные противники,???

                  американская корпорация McDonell Douglas выпустила военный транспортник C-17 Globemaster III. Данная модель поступила на вооружение в 1993 году, когда холодная война уже была закончена. Вскоре фирму-производителя выкупил концерн Boeing, но история С-17 не была завершена, просто его начали выпускать под другим именем.

                  Поскольку самолет способен доставлять из Америки в Европу даже такие массивные грузы, как танки М1 Abrams, правительство США планировало взять на вооружение несколько экземпляров таких транспортников, но так как главный соперник в геополитическом мире исчез, всего на свет появилось 270 машин, а уже в 2015 году производство свернули.

                  https://ria.ru/20250530/il-76-2020077407.html

                  итого 260 самолетов за 23 года.... то есть США вторая экономика мира со всей мощью неограниченного кредита от фрс сша выпускает.. меньше аналогичных ил62 12 самолетов в год а с 2015 вообще ничего не делает..... это даже не просто победа нашей ОАК, это значимое достижение!!
                  ! только китай первая экономика мира делает больше транспортных самолетов чем мы, причем до сих пор выпускает именно аналог нашего лучшего в мире транспортника ил 76... Слава нашим талантливым инженерам! слава нашим умелым управленцам ОАК, слава нашим трудолюбивым и квалифицированным рабочим! слава России! так же как мы добились выпуска серийного ил 76 и боевых самолетов , добьемся и выпуска гражданских самолетов и наладим поставки в дружественный братский китай нужных им двигателей и авионики.. ура ура ура мы патриоты! позор всем пропальщикам и пессимистам, да придут к каждому пессимисту два оптимиста в штатском...
                  1. +3
                    26 сентября 2025 13:41
                    очень интересно, что вы такое курите? fool
                    ну да это не мои проблемы bully
                    1. -4
                      26 сентября 2025 13:45
                      вы разоблачены и посрамлены у вас иссякли ваши слабые аргументы под напором моих непревзойденных неопровержимых аргументов и во вы... ак в деском саду пытаетесь обзываться и оскорблять бессильно брызжа ядовитой слюной... детский сад ясельная группа! тогда напрасно вы прибегните к злословью оно вам не поможет вновь.... делаете хорошую мину при плохой игре, пытаетесь уйти от темы зная свою тотальную слабость в полемике! .... позор вам!
                    2. -3
                      26 сентября 2025 13:47
                      вы разбиты как швед под полтавой иакм хохол в авдеевке, в пух и прах, и летите кверх тормашками... ну ка признавайте ваше поражение !
                      1. +2
                        26 сентября 2025 13:49
                        советую почитать на досуге bully
                      2. -2
                        26 сентября 2025 13:52
                        а вы давно посещаете это учреждение? и уже и прочитали не привлекая внимания санитаров?? ага...... понятно..... и что вас там заинтересовало? ваши душевные болезни да???... придите я все прощу, смиритесь и слушайтесь меня и тогда и обретете счастье!
      2. 0
        25 сентября 2025 20:31
        1155, опять вы!

        Ждем когда вы лично их запустите. 10 лет хватит?
        1. -3
          26 сентября 2025 09:16
          Цитата: Savage3000
          Ждем когда вы лично их запустите

          спасибо за доверие, если назначат президентом оак то запущу лично
          1. 0
            26 сентября 2025 11:56
            Увы, вы не директор.
  5. +2
    24 сентября 2025 12:29
    Какое нам дело до китайского самолета?
    1. +1
      24 сентября 2025 20:06
      А такое нам дело до китайского самолёта что страна вдесятеро больше нас по экономики и населению, динамичноразвивающаяся не воюющая, не находящаяся под санкциями. Тем не менее испытывает колоссальные трудности в развитии авиастроения. Что же говорить о наших перспективах. Похоже они еще печальнее чем можно было бы подумать. Кстати пишут, что у нас разработана программа, нет не производства самолетов, а производство статей о производстве самолётов, где нам постоянно обещают что вот вот производство расцветет.
      1. 0
        26 сентября 2025 11:57
        Вы сравниваете нас, которая имеет свою авиацию и китай, который ничего такого никогда не производил и не умеет? Реально?
        1. +1
          26 сентября 2025 12:43
          Вы сравниваете нас, которая имеет свою авиацию и китай, который ничего такого никогда не производил и не умеет?

          Южная Корея тоже ничего не умела. То что мы умели это прошлый век технологический уровень 50-летней давности, но даже это мы утратили. Распалась связь времён.
          1. -1
            26 сентября 2025 22:52
            Пембо, что мы утратили конкретно? Ю корея ничего особо не может.
    2. -1
      27 сентября 2025 22:35
      А такое, что простаивающие мощности Комак можно задействовать, в том числе, и под производство МС-21, с большой серией которого у нас самих - большие проблемы, чисто производственная кооперация с китайцами нам может помочь. Мы даже можем им помочь "импортозаместиться" С919 на наши компоненты, при условии производственного приоритета МС-21
      1. 0
        28 сентября 2025 09:37
        не-не-не, спасибо, чтоб перед каждым полетом выяснять где собран самолет на котором собираюсь лететь....
  6. 0
    25 сентября 2025 08:02
    понятно что КНР нужно увеличивать сотрудничество с РФ, мы импортозаместили наши самолеты успешно и ожидаем серийного выпуска в 2026, во всяком случае РФ наладила выпуск авионики и прочих узких частей авиапроизводства... импортозамещение вот что спасает китайских авиастроителей
  7. 0
    26 сентября 2025 18:30
    Цитата: Дваждырождённый
    Мы о пяти своих новых самолётах в год только мечтаем!

    Согласен. И добавлю: о пяти - разных типов. Всего о пяти
  8. -1
    6 октября 2025 20:09
    У нас прекрасный Ту-214, Ту-334 готовы в серию, не знаю, нафига СС-100 и МС-21, ну через пять десять лет и их можно будет строить hi
    1. 0
      10 октября 2025 13:46
      214 слишком старый, без модернизации он - временная мера. К тому же он немного другой размерности, чем МС-21, он скорее аналог Б757го, чем Б737/А320, как МС-21, хотя на нашем безсамолётье это не так важно, а вот на экспорт хотя бы даже в тот же Китай - уже существенная разница. Ну и 334ый - тоже довольно устаревший по компоновке самолет для ближнемагистрала/регионала, такие с новья в этом сегменте уже не производятся, хотя нам от них тоже воротить нос сейчас смысла нет. Но в целом ССДж и МС-21 - гораздо более современные самолеты, чем 334 и 214
      1. 0
        11 октября 2025 05:16
        В данной экономической ситуации переход на Ту-334М и Ту-214М с дальнейшей модернизацией начнет двигать экономику страны