Стоит ли отказываться от Су-34 в пользу Су-35?

4 116 12

Су-34 эксплуатируется с 2014 года, то есть чуть более 10 лет, а с некоторых пор стал настоящей рабочей лошадкой СВО. Однако в связи с относительно большой статистикой потерь этой машины некоторые военные аналитики стали сомневаться в её исключительности, совершенстве и эффективности.

Как классифицировать будем?


Как известно, боевая нагрузка СУ-34 составляет 8 т, что сделало его популярным носителем бомб с унифицированным модулем планирования и коррекции. Напомним, это ноу-хау превращает обычную неуправляемую ФАБ-250, ФАБ-500, РБК-500 в высокоточную с дальностью действия 40-60 км. Су-34 способен взять на борт 4 ФАБ-500М-62 с УМПК. Столько же берёт многоцелевой сверхманёвренный истребитель с управляемым вектором тяги Су-35 при аналогичных значениях боевой нагрузки.



Самолёт создавался в качестве сменщика фронтового (тактического) бомбардировщика Су-24, который был снят с производства в 1993 году, но продолжал состоять на вооружении ещё более 20 лет, несмотря на моральную старость. На выходе получился многофункциональный сверхзвуковой истребитель-бомбардировщик; по крайней мере, так его позиционируют разработчики.

Однако, по сути, речь идёт всё о том же тактическом бомбардировщике. Достаточно взглянуть на массу пустого изделия и сравнить её с показателями зарубежных аналогов:

• F-16C Block 50/52 (многофункциональный лёгкий истребитель) – 9 т.
• Dassault Rafale (многоцелевой истребитель) – 10 т.
• Eurofighter Typhoon (многоцелевой истребитель) – 11 т.
• F-15E Strike Eagle (истребитель-бомбардировщик) – 14,4 т.
• F/A-18E/F Super Hornet (истребитель-бомбардировщик + штурмовик) – 16 т.
• Су-34 – 22,5 т.

На всякий случай для сравнения: масса Су-24 – 21,2 т, Су-35 – 19 т.

Ниша тактического бомбардировщика давно неактуальна


Концепция фронтового бомбардировщика исчерпала себя в начале девяностых, когда эволюция управляемых авиавооружений привела к тому, что его функции взял на себя модернизированный истребитель, ставший универсальным. Соединённые Штаты в своё время совсем отказались от тактических бомбардировщиков. Это произошло после того, как в 1996 году F-111 Aardvark был выведен из эксплуатации.

Сегодня практически все их истребители продуктивно работают по поверхности. Израиль для атак наземных целей на практике применяет американские F-15, F-16 и F-35 пятого поколения. В их успешности все убедились в ходе недавней 12-дневной войны, когда ПВО Исламской Республики Иран оказалась по большому счёту ликвидированной, а реализация ядерной программы была существенно подорвана. Однако вернёмся к Су-34, в КБ которого старались доказать, что «профессионал» лучше «универсала».

Тяговооружённость → приёмистость → манёвренность


Данный самолёт оснащён двигателем АЛ-31Ф-М1 с форсажной тягой 2×13500 кгс. Эта версия почти равнозначна силовому агрегату АЛ-31Ф с тягой 2×12500 кгс гораздо более лёгкого истребителя Су-27 (массой в среднем 17 т, в зависимости от модификации). Красноречивым критерием выступает здесь тяговооружённость, то есть пропорция тяги к весу ЛА.

Её вычисление позволяет предположить, что для Су-34 этот показатель соответствует уровню 0,7. У Су-35С она составляет где-то 1,1, а, скажем, у Dassault Rafale – около 1,02. По информации в свободном доступе, Су-57 обладает коэффициентом тяговооружённости 1,36. Так как его штатная силовая установка до сих пор находится в стадии доработки и доподлинно неизвестна, приведённая цифра остаётся под вопросом.

И, как показывает опыт, при авианалётах и бомбометании Су-34 ничем не лучше Су-30СМ, Су-30М2 или Су-35С. Во многом потому, что общей базовой моделью послужил Су-27. В сравнении с ними «боевой селезень» не имеет достоинств ни в дальности использования, ни в грузоподъёмности, ни в практическом потолке, ни в живучести. Боевая нагрузка всех перечисленных составляет 8 т, и фактически им по плечу боекомплект Су-34. При этом они считаются полноценными истребителями, а Су-34 – нет.

Ход спецоперации заставляет задуматься над системными нюансами


Эксклюзивная фишка модели – сравнительно надёжная бронекабина. Вроде бы плюс. Вместе с тем технический прогресс успел нивелировать важность этого изобретения. Естественно, бронированная кабина способна защитить от стрелкового оружия и осколков зенитных артбоеприпасов (да и то отчасти). Но это сегодня не основной фактор поражения военной авиации, зато зенитные ракеты представляют гораздо большую угрозу. От попадания AIM-120 AMRAAM класса «воздух – воздух» такая кабина тоже не спасёт.

Далее. РЛС Су-34 может обнаруживать воздушные цели типа «истребитель» на расстоянии 90 км, что непростительно мало в условиях современного воздушного боя. Для поражения наземных целей самолёт получил встроенный прицельно-лазерный комплекс «Платан», который, мягко говоря, при выполнении боевых задач подчас вызывает ряд элементарных неудобств…

Итак, минусы Су-34:

• тяжеловат;
• недостаточно манёвренный;
• радиоэлектронное оборудование нуждается в обновлении;
• лишён технологии невидимости, что в наше время является существенным изъяном.

А что если…


Напоследок осмелимся заметить, что активность Су-34 на поле боя обусловлена не столько преимуществами этого самолёта, сколько полным отсутствием у ВСУ современных истребителей. В связи с чем по логике вещей невольно возникает идея: а не целесообразно ли было бы уменьшить (если не вообще прекратить) выпуск Су-34, заместив его увеличенным производством Су-35?

Ведь здесь просматриваются явная экономия и рациональность. Имеется в виду экономия не в изготовлении (их стоимость соответственно ~$28 млн и ~$35 млн), а в макроорганизации создания воздушных судов с последующей отдачей. Да, для этого придётся свернуть либо перепрофилировать мощности Новосибирского авиазавода им. Валерия Чкалова, где собирают «тридцатьчетвёрку». В общем, надо анализировать.

Дискуссии на сей счёт звучали и прежде, и мы бы не затрагивали эту тему, однако напомним: по некоторым данным, с начала спецоперации количество утраченных ВКС Су-34 приближается к четырём десяткам. Не многовато ли за 3 года для самолёта, не летающего над вражеской территорией? Понятно, что произошло это в силу различных обстоятельств и некоторая часть бортов была поражена на земле. Но статистика – вещь упрямая, и пора, наверное, изучив причины, по такому тревожному и серьёзному поводу делать соответствующие выводы.
12 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    Вчера, 12:52
    Ни су34, ни су35 не отвечают современным условиям. Сейчас производится то, что может производиться.
    1. 0
      Вчера, 13:03
      Сейчас производится то, что может производиться.

      Вопрос: зачем плодить недоделки, загоняя проблему в тупик?
      1. +1
        Вчера, 15:06
        Автор прав, самолётостроение развивается всё убыстряющимися темпами и важно не отставать. По производству С-34, имеется перспектива Су-75 однодвигательного с возможностью в беспилотном варианте. Перенацелить завод им..В.Чкалова на перспективный Су-75 самолёт...
        1. 0
          Вчера, 20:51
          И, как показывает опыт, при авианалётах и бомбометании Су-34 ничем не лучше Су-30СМ, Су-30М2 или Су-35С.

          Су-34 это классический бомбер в отличии от Су-30СМ, Су-30М2 или Су-35С. Истребитель-бомбардировщик в задачи которого входит таскать ФАБы и КР типа Х-35,Х-69,Х-50.Его функционал это работа по земле и по надводным целям в качестве ракетоносца.Это наследник бомбера Су-24.Если автор сравнивает и противопоставляет Су-34 и истребитель завоевания господства в воздухе Су-35С,являющегося наследником Су-27,тогда по его логике следует сравнивать и противопоставлять друг другу классический истребитель завоевания господства в воздухе Су-27 и классический бомбер Су-24,что впринципе не логично,так как слишком разные задачи и функционалТак что Су-34М и Су-35С ни разу не конкуренты.Су-34М вообще в нынешних ВКС незаменим в своей нише.Это рабочая лошадка для работы ФАБами и КР,ПКР в качестве ракетоносца. Конкуренцию Су-35С могут составить многофункциональные истребители Су-57М1, Су-30СМ2.Ну тут понятное дело что сравнение будет не в пользу Су-35С,так как по РЛС Су-30СМ2 не уступает Су-35С,а спарка предпочтительнее для работы ещё и по земле и по надводным целям,чем Су-35С.Ну и понятное дело что Су-57М1 это истребитель 5 поколения,замена истребителя поколения 4 ++ Су-35С и потому 5 поколение предпочтительнее из-за новых расширенных возможностей по сравнению с Су-35С.
          Так что на мой взгляд ставку надо сделать на Су-57М1, Су-34М, Су-30СМ2/Су-75. Причем по мере развития производства Су-75 должны заменить Су-30СМ2.Думаю что Су-75 будет и в варианте спарки.Итого получим тяжёлый истребитель 5 поколения Су-57М1,более дешёвый и многочисленный лёгкий истребитель 5 поколения Су-75 и рабочая лошадка в виде спарки Су-34М ,заточенной для бомбовых ударов ФАБами и высокоточными КР,ПКР.То есть по итогу должна остаться линейка Су-57М1,Су-75, Су-34М.Но пока нет производства Су-75 следует закупать Су-30СМ2.

          Стоит ли отказываться от Су-34 в пользу Су-35?

          Вывод.Конечно нет.Су-34М переживёт в ВКС Су-35С,у которого уже есть замена в лице Су-57М1,а Су-34М у нас незаменим.Кто же ещё будет ФАБы таскать? Истребители 5 поколения Су-57М1 и Су-75?Но если они начнут носить ФАБ-500/1500/3000 на внешней подвеске,то тогда их малозаметность исчезнет и они по малозаметности из-за ФАБов ничем не будут отличаться от того же Су-34М 4 поколения.Для чёрной работы и нужна проверенная в бою,обкатанная в СВО рабочая лошадка Су-34М.Она будет носить рояль,на котором будут играть Су-57М1 и Су-75.
      2. -1
        Вчера, 19:02
        зачем плодить недоделки, загоняя проблему в тупик?

        А когда из-за бездарности власти, мы потеряем десятки СУ-35, вы тоже будите про тупик говорить?
    2. +1
      Вчера, 19:42
      Да ладно, а вы что являетесь признанным экспертом и вы знаете на чём стоит нашим военлётам летать а на чём нет?!
  2. +1
    Вчера, 13:09
    У РФ есть выбор. Есть производственные мощности. Может для начала надо победить Украину. Взять Киев. Всю территорию Украины, в границах 1975 г., включить в состав России в виде областей. После Победы можно на основе результатов войны сделать выводы, что нужно РФ.
  3. +1
    Вчера, 14:16
    их стоимость соответственно ~$28 тыс. и ~$35 тыс.

    - laughing, автор, ты вообще о чем?
    1. 0
      Вчера, 15:43
      Тут только и приходит на ум:

      Я художник, я так вижу.
    2. Ошибся автор, нолей много, вот на три ноля ошибся...По Су-34, пока противник не имеет авиации и ПВО не самое сильное, он действует.. При сильном противнике Су-34 уже никак не сможет исполнять свои задачи фронтового бомбера с ФАБ-ами и прочим. Автор прав, требования к авиации и его оружию всё ужесточаются., так в ближайшем будущем перспективы для самолётов 4 поколения нет, противником намечаются сплошь 5 поколения. Вывод: переходить срочно на пятое поколение с доведением новых образцов в серию, в том числе Су-75 и похожих..-
  4. +1
    Вчера, 14:27
    Цитата: Ярослав Дымчук
    Сейчас производится то, что может производиться.

    Вопрос: зачем плодить недоделки, загоняя проблему в тупик?

    Сейчас и есть тупик, отсюда и тупиковые производные
  5. 0
    Вчера, 18:54
    "утраченных ВКС Су-34 приближается к четырём десяткам."
    Это говорит о том, что бездари у власти! А самолёт хороший! Зачем отказываться от того, что работает? Когда будет готова база для нового, тогда и надо отказываться от старого. Отказываться, а не ломать!