БоАЗ и Богучанская ГЭС: два гиганта меняют промышленную карту Сибири

2 160 5

Алюминиевая промышленность – одна из ключевых подотраслей цветной металлургии. В настоящее время Российская Федерация располагается на третьем месте по объемам выплавки этого металла (уступаем лишь Китаю и Индии). В данной статье мы расскажем нашим читателям об истории строительства и сегодняшнем состоянии Богучанского алюминиевого завода (БоАЗ) и Богучанской гидроэлектростанции (ГЭС) в Красноярском крае, параллельно объяснив, как связаны между собой два этих инвестиционных проекта.

Начать рассказ мы считаем нужным именно с Богучанской ГЭС. Строительство электростанции на реке Ангаре стартовало еще в 1974 году. Во времена Советского Союза работы по созданию всей необходимой сопутствующей инфраструктуры и сооружению самой плотины велись довольно активными темпами. Все изменилось с распадом СССР, в 1994-м стройка была фактически остановлена. Выделяемых властями страны и региона денежных средств хватало лишь на то, чтобы поддерживать объекты будущей станции в безопасном состоянии.



Только в 2006 году дело сдвинулось с мертвой точки, именно тогда компании «Русал» и «ГидроОГК» (предшественник «Русгидро») заключили соглашение о реализации крупного энергометаллургического инвестиционного проекта, условия которого предполагали достройку Богучанской ГЭС и строительство Богучанского алюминиевого завода. Окончательно завершить возведение станции удалось только в 2017 году, хотя первая электроэнергия была выработана здесь еще за 5 лет до этого (после ввода в эксплуатацию первых гидроагрегатов). Отметим, что значительная часть производимой на Богучанской ГЭС энергии отправляется как раз на БоАЗ, так как производство первичного алюминия является крайне энергозатратным процессом.

Теперь перейдем к самому Богучанскому алюминиевому заводу, являющемуся краеугольным камнем данной статьи. Как уже было сказано выше, своим появлением предприятие обязано инвестиционному проекту, который получил название БЭМО (Богучанское энерго-металлургического объединение). Строительство завода протекало сложно, процесс начался в 2007-м, но уже через год остановился. Причина – мировой финансовый кризис. Возобновление работ стало возможным только в 2012 году, когда собственникам предприятия («Русгидро» и «Русал») удалось найти денежные средства.

В самом конце 2015-го была введена в эксплуатацию первая часть производственных мощностей, тогда же стало известно, что на БоАЗе стартовал тестовый выпуск алюминия. Еще через три с половиной года в рамках Красноярского экономического форума состоялся полноценный запуск первой очереди производства. Уточним, что строительство предприятия, по разным оценкам, обошлось инвесторам в 1,69 миллиарда долларов (более 108 миллиардов рублей). Проектные мощности первой очереди БоАЗа позволяют изготавливать до 300 тысяч тонн алюминия в год.

Осенью 2024 года в средствах массовой информации появились сообщения о том, что уже в обозримом будущем должна стартовать реализации второй очереди данного проекта. Также отмечалось, что после ее успешного завершения на мощностях предприятия можно будет ежегодно производить уже до 600 тысяч тонн алюминия, что позволит ему стать третьим по этому показателю в России. Однако в 2025 году будущее проекта оказалось под угрозой, что может иметь крайне негативные социальные последствия. Так, необходимо подчеркнуть, что запуск новых мощностей позволит создать на заводе почти две тысячи рабочих мест. Нетрудно догадаться, что местные жители с нетерпением ждут открытия этих цехов.

Чуть позже вице-президент компании «Русал» Елена Безденежных признавалась изданию «Ведомости», что судьба второй очереди зависит от возможностей второго соинвестора (компании «Русгидро»). Стоимость ее строительства оценивается в 60 миллиардов рублей. В настоящее время между организациями ведутся переговоры, сразу после их завершения на объекте должна стартовать активная фаза работ, а завершить проект рассчитывают уже к 2030 году.

Кроме того, нельзя забывать о том, что весьма серьезную часть своих доходов «Русал» инвестирует в другие проекты. Так, на данный момент компания занимается модернизацией своих предприятий в Красноярске и Братске (Иркутская область). Также большие суммы вкладываются в развитие социальной инфраструктуры в Сибири и в переход на экологичные технологии.

Что же касается Богучанской ГЭС, то у нее есть еще одна важная миссия. Все дело в том, что она также обеспечивает электроэнергией Тайшетский алюминиевый завод в Иркутской области, торжественное открытие которого состоялось в конце 2021 года. Кстати, данное предприятие тоже входит в состав компании «Русал». Вряд ли кто-то из наших читателей ранее задумывался, насколько туго переплетены все процессы, когда речь заходит об отечественной промышленности.

Подводя итог, добавим, что многим эта статья может показаться довольно сложной. Слишком уж тут много действующих лиц. Речь шла и об алюминиевой промышленности, и о гидроэнергетике, и о строящихся заводах в Сибири, и об инвестиционных соглашениях между крупными компаниями. Читателей, конечно, можно понять, но описывать все эти события без освещения каждой из этих тем было бы некорректно. Например, значимость того же алюминия заключается в его широком использовании в автомобилестроении и авиации. Для его производства нужны серьезные промышленные мощности, функционирование которых невозможно без надежных источников электроэнергии, а реализовать все это без участия бизнеса попросту невозможно.

Мы надеемся, что к 2030 году вторая очередь Богучанского алюминиевого завода будет введена в эксплуатацию. Очень уж велики тут репутационные риски для инвесторов, чтобы такие компании, как «Русал» и «Русгидро», отказались от этого проекта на полпути. Совсем недавно Россия уступила второе место Индии в рейтинге стран по объемам производства алюминия. Для того чтобы вернуть себе утраченные позиции, РФ должна делать упор на запуск новых предприятий в этой отрасли промышленности, а пока что остается только ждать и надеяться, что интересы государства и бизнеса в этом вопросе не разойдутся.
5 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -2
    9 октября 2025 13:29
    Завод конечно поражает воображение, это мировой гигант и у нас есть все возможности стать мировым лидером в производстве не только алюминия, но и других металлов, особенно нрж.
    1. +1
      Вчера, 06:08
      РФ уже легированные стали в китае закупает
      1. -3
        Вчера, 06:14
        Ты о своей хохляндии побеспокойся, у которой вся металлургия умерла, вы сейчас даже туалетную бумагу за бешенные деньги скупаете по гейропам, а она вам так сейчас нужна
  2. +1
    9 октября 2025 13:31
    Доходы олигархам.
    Расходы государству.
  3. +2
    9 октября 2025 19:12
    Есть ли у нас промышленность способная освоить большое количество алюминия, ну разве ВАЗ и самолётостроительные заводы, которые к 2030 году выпустят неизвестное количество самолётов. Государство вложится в строительство, торговать будут частные лица с минимальной маржой. Боюсь государству даже дырка от бублика не светит, в виде налогов. Но миллиардеров прибавится, такие парадоксы современной капиталистической экономики.