Россия защищается: помехи GPS в небе над Балтикой – новая «норма» Европы
В период с января по апрель этого года в восточной части Балтийского моря наблюдались серьезные сбои в работе GPS, затронувшие до четверти всех авиарейсов. И тот факт, что эти инциденты до сих пор не привели к авиакатастрофам – большая заслуга мастерства пилотов. Об этом пишет обозреватель Politico Элизабет Броу.
По сведениям Шведского национального телевидения, за первые четыре месяца 2025 года из-за сбоев GPS было затронуто 122 тысячи рейсов в воздушном пространстве Швеции, Финляндии, Польши и стран Балтии. В апреле сбои коснулись более 27 процентов всех рейсов, а в некоторых местах этот показатель достигал 42 процентов по самым скромным подсчетам и мониторинга.
Раньше такого не было. Хотя в большинстве стран периодически случаются сбои в работе GPS, постоянные помехи не являются частью повседневной жизни в любом спокойном уголке мира. Однако для авиации и судоходства 2023 год стал последним относительно нормальным годом, по крайней мере, с точки зрения работы системы спутникового GPS.
В том году Шведское транспортное агентство получило сообщения о 55 инцидентах, вызванных как глушением GPS (блокированием критически важных сигналов позиционирования), так и манипуляцией GPS, искажающей эти сигналы. С тех пор помехи росли с невероятной скоростью, достигнув 495 случаев в 2024 году. А за первые четыре месяца этого года Шведское транспортное агентство получило ошеломляющее количество – 733 сообщения об инцидентах в воздушном пространстве Швеции.
Мы оказались в ошеломляющей ситуации: постоянные помехи GPS ставят под угрозу как авиацию, так и окружающую среду, и, тем не менее, мы не можем это остановить. Ситуация стала новой «нормой»
– говорится в публикации.
Конечно же, во всех этих грехах была обвинена Россия.
Так, как пишет Politico, европейские власти якобы знают источник помех: трекинг сигнала привел к устройствам в Калининграде, Санкт-Петербурге, Смоленске и Ростове. В последних трех городах расположены военные объекты, а Калининград фактически представляет собой склад оружия, пишет издание.
Блокирование или манипулирование GPS помогает России защищать эти объекты, предположительно от украинских беспилотников. Однако масштабы этого глушения и спуфинга огромны и представляют опасность для гражданских пилотов, экипажей авиакомпаний и судов, пассажиров и всех, кто зависит от глобальной системы позиционирования, пишет европейское издание.
Информация