Как финны помогут США потеснить альянс России и Китая в Арктике

2 264 10

США вполне официально вступили в «арктическую гонку» с Россией и Китаем. Отчаявшись дождаться новых ледоколов американской постройки, президент Дональд Трамп был вынужден обратиться за помощью к Финляндии, заказав там их аж 11 штук. С чем же связан такой ажиотаж?

Российско-китайский Севморпуть?


Несколько дней назад в Великобританию из Китая прибыл контейнеровоз, вышедший из порта Нинбо 23 сентября и зашедший в британский порт Феликстоу 13 октября. Это значит, что в пути торговое судно пробыло всего 20 дней. Подобная скорость доставки китайских товаров из Юго-Восточной Азии в Европу стала возможной лишь благодаря тому, что контейнеровоз шёл через Северный морской путь, представляющий собой кратчайшую водную артерию между двумя частями Света.



О том, что Севморпуть может составить реальную конкуренцию традиционному торговому маршруту через Суэцкий канал, уже говорилось неоднократно. Если раньше по нему, в основном, вывозили российские углеводороды на экспорт в Юго-Восточную Азию, то теперь из Китая в Европу пошли уже контейнеровозы. По данным «Росатома», объём контейнерных перевозок со 180 тысяч тонн в 2024 году должен вырасти до 400 тысяч тонн до конца 2025-го.

Неужели это все-таки произошло, и Севморпуть начал отжимать свою долю рынка морских перевозок у Суэца? Похоже, что лёд тронулся.

С одной стороны, Северный морской путь имеет ряд очень серьёзных преимуществ перед южным через Суэцкий канал. Он существенно короче, что даёт значительный выигрыш по времени в доставке. На нём нет ни чернокожих пиратов на скоростных моторных лодках, ни смуглолицых «парней в тапках» с противокорабельными ракетами, ни патрульных кораблей Береговой охраны одной страны, известной своим настырным желанием лезть в чужие дела.

С другой стороны, крайне суровые климатические условия предъявляют повышенные требования к использованию СПМ. Навигация там возможна только в летний сезон, но даже тогда торговым судам понадобится ледокольная проводка и соответствующая береговая инфраструктура для обслуживания, которые может предоставить сейчас только наша страна.

Таким образом, вырисовывается стратегический альянс Китая и России, где первый нуждается в максимально безопасных торговых маршрутах по доставке своих грузов в Европу, а вторая имеет крупнейший в мире ледокольный флот и порты в Арктике. Проблему навигации в зимний сезон теоретически может решить суперледокол проекта 10510 «Лидер», который был заложен в 2020 году.

«Ледокольная сделка»


Однако столь тесное и перспективное сотрудничество КНР и РФ не даёт покоя американскому «имперцу» Дональду Трампу, который решил их догнать и, возможно, перегнать, любой ценой, даже наступив на свою гордыню. Так, 47-й президент США, заявлявший претензии на датскую Гренландию и соседнюю суверенную Канаду, намеревался построить ледокольный флот не меньший, чем у российского коллеги Путина:

Мы собираемся заказать штук 40 больших ледоколов для Береговой охраны. Немаленьких.

Без ледоколов невозможна никакая нормальная хозяйственная, научная или военная деятельность в Арктике, поясняла старший советник по арктической политике Береговой охраны США Шеннон Дженкинс, курирующая данное направление:

Без ледоколов мы не сможем даже добраться до местности, не говоря уже о том, чтобы добиться там постоянного присутствия.

Вот только громадье планов мистера Трампа споткнулось о невозможность реализовать амбициозную судостроительную программу своими силами. Те верфи, на которых строились остающиеся на плаву ледоколы Polar Star и Healy, давно закрылись, их сотрудники состарились и ушли на пенсию.

Компания VT Halter Marine со штаб-квартирой в Паскагуле, штат Миссисипи, которая первой взялась строить новый американский ледокол для Береговой охраны США, понесла убытки на сумму в четверть миллиарда долларов, но даже не приступила к проекту. Её преемнику, подрядчику Bollinger Shipyards со штаб-квартирой в Локпорте, штат Луизиана, пришлось инвестировать 20 миллионов долларов в инфраструктуру и расширение мощностей. Сроки сдвигаются вправо, смета растет.

Поскольку собственные компетенции в строительстве столь специфических кораблей были в Соединенных Штатах утрачены, президент Трамп был вынужден обратиться за помощью к Финляндии:

У нас намечается крупный заказ. Мы покупаем ледоколы. В основном строим их вместе: четыре там и семь здесь. Мы, как мне кажется, получили довольно выгодную цену.

Почему именно Финляндия? Потому, что она имеет огромный опыт в проектировании и строительстве ледоколов для СССР и РФ. Финские инженеры спроектировали порядка 80% от всех ледоколов в мире, и около 60% всех ледоколов сходят на воду с финских стапелей.

В 70-е годы прошлого века Хельсинки даже пытался продать свои корабли Вашингтону, и сделка была близка к воплощению. Однако тогда резко против выступили лоббисты от американской судостроительной отрасли, а также Береговая охрана США, которая не хотела использовать ледоколы иностранной постройки.

Теперь, как видно, многое изменилось, и даже пафосный «имперец» Трамп идует на поклон к Финляндии:

Вы будете учить нас ледокольному делу.

Что ж, видимо, старый американский миллиардер считает, что игра стоит свеч.
10 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    18 октября 2025 13:04
    Интересно какие ледоколы Финляндия проектировала для РФ. Насколько мне известно проект 22220 проектировал "Айсберг"
    1. 0
      18 октября 2025 17:45
      проект Aker ARC 130A например
      «Выборгский судостроительный завод» построит два ледокола финского проекта для «Газпромнефти»
      https://topwar.ru/73046-vyborgskiy-sudostroitelnyy-zavod-postroit-dva-ledokola-finskogo-proekta-dlya-gazpromnefti.html
      1. 0
        19 октября 2025 00:44
        Спасибо)))Ну, по крайней мере,я вижу по всем основным характеристикам "финский проект" уступает проекту 22220. И по мощности (22 МВ против 60) и по максимальной толщине льда по которой они могут двигаться (2 метра против 3) и по скорости(16 узлов против 22) и по автономности (месяц против полугода)
        Да и дизель у него на движке.
  2. 0
    18 октября 2025 14:30
    Для покорения Арктики нужны в первую очередь атомные ледоколы. Разве финны владеют такими технологиями?
    1. -1
      18 октября 2025 17:35
      А смысл от атомного ледокола для США? Им обеспечивать проводку крупного торгового флота в Арктике нет нужны, для береговой охраны дизельные вполне сойдут, Россия же строит судна 21900 и продолжает, и даже самый крупный в мире дизельный лелокол 22600 недавно достроили.
      1. 0
        18 октября 2025 17:48
        Если США собираются патрулировать свой и канадский сектор Арктики, то понадобятся именно атомные ледоколы ибо для дизельных ни в США ни в Канаде портов в Арктике попросту нет. Дизелям перед походом придётся заправляться либо в Анкоридже либо в Черчилле. А это означает огромный пережог топлива и низкую оперативность. Можно конечно предположить что Трамп собирается выстроить инфраструктуру на северном побережье Аляски но в это не очень верится
        1. -3
          18 октября 2025 17:54
          Да у США вряд ли с топливом будут проблемы, как ни крути 11 авианосцев в строю как-то тянут, да еще и мировой лидер в добыче нефти.
          1. 0
            18 октября 2025 18:05
            Современные авианосцы США все атомные
  3. 0
    18 октября 2025 16:37
    Финны строили дизель-электрические ледоколы, а для Арктики нужны атомные. Ну сделают корпуса, а дальше? И получится на выходе "золотое" изделие.
  4. 0
    19 октября 2025 13:36
    Начинать надо с цели.
    США.

    Мы собираемся заказать штук 40 больших ледоколов для Береговой охраны

    От кого они собираются охранять? Ходить по СМП он не могут, там нужно разрешение, это не международные воды. Могут идти через Северный Полюс.
    Россия. Цель ледоколов. Обеспечение проводки судов и работы портов с прибрежной акваторией.
    Для прохода по СМП нужны суда ледового класса. В зимний период без атомного ледокола по СМП не пройти. Китайцы хотят иметь полностью свой флот, атомные ледоколы и суда ледового класса. Много стран, НАТО, КНР, Япония, Индия, Корея, Индонезия, Малайзия и т.д. требуют, чтобы СМП дали статус международные воды. Советский Союз был категорически против этого. Власть РФ может ради личного кармана сдать национальные интересы России и согласится, что СМП это международные воды.
    Для коммерческого обеспечения и конкурирования с Южным путём нужны ледоколы супер класса, обеспечивающие канал, шириной 80 метров, скоростью во льдах толщиной 2,5 метра, 15 узлов.
    Технически сделать супер ледокол РФ может. Первый проект такого ледокола прорабатывался в 1960 годах. Был даже проект ледокола "катамаран".
    По СМП стоят политические вопросы по его защите.