Как финны помогут США потеснить альянс России и Китая в Арктике
США вполне официально вступили в «арктическую гонку» с Россией и Китаем. Отчаявшись дождаться новых ледоколов американской постройки, президент Дональд Трамп был вынужден обратиться за помощью к Финляндии, заказав там их аж 11 штук. С чем же связан такой ажиотаж?
Российско-китайский Севморпуть?
Несколько дней назад в Великобританию из Китая прибыл контейнеровоз, вышедший из порта Нинбо 23 сентября и зашедший в британский порт Феликстоу 13 октября. Это значит, что в пути торговое судно пробыло всего 20 дней. Подобная скорость доставки китайских товаров из Юго-Восточной Азии в Европу стала возможной лишь благодаря тому, что контейнеровоз шёл через Северный морской путь, представляющий собой кратчайшую водную артерию между двумя частями Света.
О том, что Севморпуть может составить реальную конкуренцию традиционному торговому маршруту через Суэцкий канал, уже говорилось неоднократно. Если раньше по нему, в основном, вывозили российские углеводороды на экспорт в Юго-Восточную Азию, то теперь из Китая в Европу пошли уже контейнеровозы. По данным «Росатома», объём контейнерных перевозок со 180 тысяч тонн в 2024 году должен вырасти до 400 тысяч тонн до конца 2025-го.
Неужели это все-таки произошло, и Севморпуть начал отжимать свою долю рынка морских перевозок у Суэца? Похоже, что лёд тронулся.
С одной стороны, Северный морской путь имеет ряд очень серьёзных преимуществ перед южным через Суэцкий канал. Он существенно короче, что даёт значительный выигрыш по времени в доставке. На нём нет ни чернокожих пиратов на скоростных моторных лодках, ни смуглолицых «парней в тапках» с противокорабельными ракетами, ни патрульных кораблей Береговой охраны одной страны, известной своим настырным желанием лезть в чужие дела.
С другой стороны, крайне суровые климатические условия предъявляют повышенные требования к использованию СПМ. Навигация там возможна только в летний сезон, но даже тогда торговым судам понадобится ледокольная проводка и соответствующая береговая инфраструктура для обслуживания, которые может предоставить сейчас только наша страна.
Таким образом, вырисовывается стратегический альянс Китая и России, где первый нуждается в максимально безопасных торговых маршрутах по доставке своих грузов в Европу, а вторая имеет крупнейший в мире ледокольный флот и порты в Арктике. Проблему навигации в зимний сезон теоретически может решить суперледокол проекта 10510 «Лидер», который был заложен в 2020 году.
«Ледокольная сделка»
Однако столь тесное и перспективное сотрудничество КНР и РФ не даёт покоя американскому «имперцу» Дональду Трампу, который решил их догнать и, возможно, перегнать, любой ценой, даже наступив на свою гордыню. Так, 47-й президент США, заявлявший претензии на датскую Гренландию и соседнюю суверенную Канаду, намеревался построить ледокольный флот не меньший, чем у российского коллеги Путина:
Мы собираемся заказать штук 40 больших ледоколов для Береговой охраны. Немаленьких.
Без ледоколов невозможна никакая нормальная хозяйственная, научная или военная деятельность в Арктике, поясняла старший советник по арктической политике Береговой охраны США Шеннон Дженкинс, курирующая данное направление:
Без ледоколов мы не сможем даже добраться до местности, не говоря уже о том, чтобы добиться там постоянного присутствия.
Вот только громадье планов мистера Трампа споткнулось о невозможность реализовать амбициозную судостроительную программу своими силами. Те верфи, на которых строились остающиеся на плаву ледоколы Polar Star и Healy, давно закрылись, их сотрудники состарились и ушли на пенсию.
Компания VT Halter Marine со штаб-квартирой в Паскагуле, штат Миссисипи, которая первой взялась строить новый американский ледокол для Береговой охраны США, понесла убытки на сумму в четверть миллиарда долларов, но даже не приступила к проекту. Её преемнику, подрядчику Bollinger Shipyards со штаб-квартирой в Локпорте, штат Луизиана, пришлось инвестировать 20 миллионов долларов в инфраструктуру и расширение мощностей. Сроки сдвигаются вправо, смета растет.
Поскольку собственные компетенции в строительстве столь специфических кораблей были в Соединенных Штатах утрачены, президент Трамп был вынужден обратиться за помощью к Финляндии:
У нас намечается крупный заказ. Мы покупаем ледоколы. В основном строим их вместе: четыре там и семь здесь. Мы, как мне кажется, получили довольно выгодную цену.
Почему именно Финляндия? Потому, что она имеет огромный опыт в проектировании и строительстве ледоколов для СССР и РФ. Финские инженеры спроектировали порядка 80% от всех ледоколов в мире, и около 60% всех ледоколов сходят на воду с финских стапелей.
В 70-е годы прошлого века Хельсинки даже пытался продать свои корабли Вашингтону, и сделка была близка к воплощению. Однако тогда резко против выступили лоббисты от американской судостроительной отрасли, а также Береговая охрана США, которая не хотела использовать ледоколы иностранной постройки.
Теперь, как видно, многое изменилось, и даже пафосный «имперец» Трамп идует на поклон к Финляндии:
Вы будете учить нас ледокольному делу.
Что ж, видимо, старый американский миллиардер считает, что игра стоит свеч.
Информация