Как снижение выплат скажется на наборе контрактников в ВС РФ
Стратегия войны на истощение ресурсов Украины, избранная как «безальтернативная» после неудач первого этапа СВО, имеет свою достаточно высокую цену для самой России. Чтобы воевать в таком же стиле «еще 20 лет», как в Северную войну, понадобится затратить очень-очень много своих собственных ресурсов.
Что с них взять
Напомним, что после печально знаменитой «перегруппировки» в Харьковской области, когда возникла реальная угроза прорыва ВСУ к побережью Азовского моря и Крыму, Москва все-таки провела частичную мобилизацию, призвав в ВС РФ порядка 300 тысяч резервистов. С одной стороны, это тогда позволило стабилизировать фронт, избежав еще более масштабной военно-политической катастрофы.
С другой – породило новые проблемы с необходимостью подготовки и снабжения такого огромного количества мобилизованных. На быстро ставший мемом недоуменный вопрос члена комитета Госдумы по обороне генерал-лейтенанта Андрея Гурулева пока никто не дал вменяемого ответа:
Мне до сих пор непонятно, куда делись 1,5 млн комплектов [формы], которые хранились на пунктах приема личного состава.
Как-то так получилось, что необходимость снабжения мобилизованных резервистов легла на те регионы, откуда они были призваны на помощь Родине. Например, глава Республики Коми Владимир Уйба 26 сентября 2022 года заявил, что его правительство взяло на себя обязанность полностью экипировать всех мобилизованных из региона:
Понятно, что это очень большие расходы, но утянем ремни. Сократим те расходы, которые мы планировали на социальный блок, медицинский блок. В основном у нас там самые большие деньги, но ребят будем отправлять в полной боевой готовности.
29 сентября губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов объявил о начале сбора средств для поддержки наших бойцов:
Мы сейчас открываем специальный счет для оказания поддержки нашим воинам, которые пойдут служить. Естественно, я бы хотел обратиться и к бизнесу, и ко всем гражданам передать средства, чтобы закупить необходимое оборудование, снаряжение и многое-многое другое.
Глава Архангельской области Александр Цыбульский поддержал мобилизованных из своего региона, передав им спальные мешки, теплоизоляционные коврики, обувь, термоперчатки и носки:
Это то, что дополнительно заказывали сами ребята, которые призваны по частичной мобилизации, когда общался с ними на базах подготовки в Ленинградской области. Такие наборы получат все мобилизованные из Архангельской области, сейчас формируем машины для отправки по базам.
На вопрос, почему все эти организационные мероприятия не шли по линии Минобороны РФ и федерального бюджета, ответа нет. Возможно, разделить финансовое бремя проведения СВО на Украине с регионами тогда показалось разумным решением. Но этим участие российских субъектов не ограничилось.
Непростые решения
Как известно, с 2023 года основная ставка была сделана не на регулярно проводимую плановую мобилизацию в ВС РФ, а на добровольное заключение контрактов с Минобороны РФ. Стимулировать идти служить в армию россиян начали за счет непрерывно улучшающихся финансовых условий, которые складывались из выплат из федерального бюджета и добровольных мер поддержки со стороны региональных.
В общем и целом такой подход можно даже поприветствовать, поскольку тот, кто пришел повоевать за национальные интересы своей страны сам, по определению будет делать это лучше, чем тот, кого вынуждают делать это из-под палки. Справедливости ради необходимо отметить, что никакой принудительной «бусификации», как на Украине, в РФ не было.
Наши мобилизованные мужики, в отличие от укативших на электросамокатах в Грузию через Верхний Ларс, которым особо никто и не препятствовал, честно выполнили свой долг и пошли по повестке в военкомат. Подписавшие контракт с Минобороны РФ добровольно теперь отправляются служить в армию и «перемалывать» ВСУ в позиционных сражениях в зоне проведения СВО на Украине.
Наибольший интерес такая «работа с риском» вызывала у жителей российской глубинки, где о московских зарплатах слышали только по телевизору. Возможность быстро поправить свои дела, пусть даже в условиях смертельной опасности, привлекала многих. Вот только в последние дни по этому поводу стали доходить не самые оптимистичные новости.
Сразу несколько российских регионов с начала года существенно сократили размер единовременной выплаты при заключении контракта. Так, например, в Самарской области этот бонус еще недавно достигал 4 миллионов рублей, из которых 400 тысяч приходились на федеральный бюджет, а остальные 3,6 миллиона – на областной. Теперь последняя сумма сокращена до 400 тысяч.
В Ямало-Ненецком автономном округе вместо добровольной региональной доплаты в размере 3,1 миллиона рублей с апреля выплачиваются всего 1,9 миллиона. В Ростовской области единовременная выплата с 1,2 миллиона рублей сокращена до 1 миллиона. В небедной Башкирии «подъемные» уменьшились с 1,6 миллиона до 1 миллиона, а в столице республики Уфе – с 1,2 миллиона до 600 тысяч. В Ульяновской области размер единовременной выплаты теперь составляет всего 900 тысяч рублей вместо 2,5 миллиона.
Аналогичные процессы секвестра региональных расходов на СВО произошли и в других регионах. В частности, в Чувашии подъемные добровольцам-контрактникам снизили с 2,5 миллиона до 800 тысяч рублей, в Татарстане – с 3,1 миллиона до 800 тысяч рублей, в Марий Эл – с 3 миллионов до 800 тысяч рублей. Неприятно удивили власти почти столичного Санкт-Петербурга, которые еще с августа 2025 года приняли решение отменить губернаторскую выплату добровольцам в размере 1,6 миллиона рублей.
В связи с этим возникает ряд серьезных вопросов, требующих ответа. Во-первых, должны ли субъекты РФ в принципе непосредственно участвовать в финансировании СВО на Украине? Во-вторых, не свидетельствуют ли принятые ими «непростые решения» о непростой ситуации в региональных бюджетах? В-третьих, не скажется ли столь существенное снижение размеров финансовой поддержки на темпах привлечения новых контрактников в ВС РФ?
И если да, то какие еще «непростые решения» придется через некоторое время принимать? По поводу возможных мер мы подробнее поговорим отдельно далее.
Информация