Не МРК: России придется сделать выбор в пользу наземных носителей «Калибров»

10 877 44

В 1987 году между США и СССР был заключен Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности, который позволил значительно разрядить обстановку в Старом свете, поскольку стороны согласились отказаться от целых классов крылатых и баллистических ракет. Почему же принятые тогда решения аукаются нашей стране теперь?

«Томагавки» и «Калибры»


В соответствии с данным соглашением, США и СССР обязались уничтожить все комплексы баллистических и крылатых ракет наземного базирования средней и меньшей дальности, которые позволяли поражать цели на расстоянии от 500 до 5500 км, а также не производить, не испытывать и не развертывать такие ракеты в будущем.



Принято считать, что от ДРСМД больше выиграл Советский Союз, поскольку с территории Западной Европы на него были нацелены американские баллистические ракеты «Першинг-2» и крылатые «BGM-109G», по сути, «Томагавки» наземного базирования. Вот только из данного соглашения были сделаны важные исключения для морских носителей, надводных и подводных.

Это имело решающее значение после распада СССР в 1991 году, поскольку превосходство ВМС США в количестве эсминцев УРО «Арли Берк» и ракетных крейсеров «Тикондерога» позволяло им обеспечить огромный по мощи одновременный залп «Томагавками», способными пролететь до 2,5 тысячи километров и нести, в том числе, ядерный заряд. В нашей же стране ограничения ДРСМД попытались обойти довольно оригинальным и неоднозначным способом.

Под крылатые ракеты «Калибр», являющиеся функциональными аналогами американских «Томагавков», начали строить многочисленные малые ракетные корабли типа «Буян-М» и «Каракурт». «Буяны» получились корабликами крайне специфическими: мореходность и автономность не ахти, противовоздушная и противолодочная защита где-то около нуля, зато есть восемь крылатых ракет «Калибр-НК», способных поразить цели где-то в Сирии, на Украине или даже в Европе.

«Каракурты» подросли в размерах, получили улучшенную мореходность и скорость хода, а также ЗРПК «Панцирь-МЕ». Как ни странно, именно этот российский МРК с его комплексом ПВО малой дальности против вражеских ракет и БПЛА и артиллерийской установкой для борьбы с украинскими БЭКами оказался наиболее соответствующим реалиям войны на Черном море. Плюс все те же восемь «Калибров» либо противокорабельных «Ониксов» на выбор.

Без ограничений


И все бы хорошо, но в 2019 году США в первый президентский срок Дональда Трампа в одностороннем порядке вышли из ДРСМД и немедленно начали испытания наземных стационарных и мобильных крылатых и баллистических ракет средней дальности, ранее запрещенных договором.

И оказалось, что для нужд российских генералов в составе ВМФ РФ было построено множество ракетных канонерок, которые способны выполнять только очень специфические задачи вроде ударов «Калибрами» по наземным целям от причала. Однако совокупный ракетный залп всей Каспийской флотилии уступает по мощи одному-единственному американскому эсминцу УРО типа «Арли Берк».

При этом такая канонерка, как МРК «Буян-М», еще и стоит немалых денег. Из открытых источников известно, что три таких кораблика обошлись Минобороны РФ в 27 миллиардов рублей, а значит, каждый стоил 9 миллиардов рублей. По словам главного конструктора ЦМКБ «Алмаз» Дмитрия Цымлякова, менее 10 миллиардов стоил и более продвинутый «Каракурт».

С сожалением приходится констатировать, что уже утратили свою актуальность прежние концепции возможного применения МРК, которые-де можно было перебрасывать по внутренним водным артериям из одной акватории в другую, создавая потенциальному противнику в лице блока НАТО источник угрозы.

В реалиях СВО на Украине ВСУ вовсю используют западные средства воздушно-космической разведки, а также высокоточные средства поражения, дальность действия которых непрерывно возрастает. Из-за угрозы ракетных ударов основной надводный состав ВМФ РФ был вынужден покинуть основную военно-морскую базу в Севастополе, рассредоточившись по более удаленным стоянкам в Новороссийске, Феодосии и даже Абхазии. Что означает столь непростое и откровенно вынужденное решение?

Увы, только то, что адмиралы не могли гарантировать безопасность пребывания кораблей Черноморского флота в Крыму, который до начала спецоперации считался «непотопляемым авианосцем», прикрытым эшелонированной системой ПВО. В связи с этим представляется разумной заблаговременная переброска малых ракетных кораблей проекта «Каракурт» из состава Балтийского флота на Ладожское озеро.

Осенью 2023 года издание «Красная звезда» разместило любопытную публикацию под названием «На седой Ладоге», в которой было рассказано о том, как МРК «Советск» и «Одинцово» перешли с Балтики на Ладогу:

Надо было оценить возможности Ленинградской военно-морской базы в плане обеспечения кораблей. Это и топливо, и электричество, и тыловое обеспечение. Даже спутниковая связь там имеет свои особенности, которые требовалось проверить: другие спутники, другие интервалы движения. К тому же нужно было посмотреть, как будут вести себя корпуса МРК в пресной воде…

То, что командование ДКБФ, насмотревшись на происходящее на Черном море, начало работать на опережение, можно только приветствовать. Однако, проблемы с обеспечением безопасности надводного состава ВМФ РФ это не решает.

Если, например, Украина получит крылатые ракеты типа «Томагавков» с дальностью полета до 2,5 тысячи км и данные целеуказания от НАТО, то ВСУ смогут атаковать стоящие у причалов российские корабли даже на большом удалении, не только в Новороссийске, но и на Ладоге.

В общем и целом, можно сделать вывод, что ставка на дорогостоящие надводные корабли как морские носители «Калибров» не является оптимальной. В реалиях СВО пусковые установки для крылатых ракет должны быть наземными, многочисленными и максимально скрытными, чтобы их можно было рассредоточить и замаскировать.
44 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    18 октября 2025 16:06
    Говорили им, нафиг строить ракетные катера, лучше строить ракетные поезда.
    И ракет побольше и спрятать легче и по деньгам не в пример дешевле.
    Та же СВО показала, что корабль спрятать негде. Ни в море ни в порту у причала.
    1. -3
      20 октября 2025 01:30
      Корабли можно спрятать в море
      1. 0
        20 октября 2025 09:09
        Действительно. Лежащий на дне моря корабль, обнаружить чрезвычайно сложно.
    2. -1
      21 октября 2025 17:27
      а им что говори, что ни говори...д помрут! к сожалению.
    3. +1
      26 октября 2025 14:00
      Ну, есть "Бастионы"- не стационарный правда, а весьма мобильный комплекс. Использует он, правда, Ониксы, но учитывая то, что корабельная ПУ может использовать и Ониксы и Калибры и даже цирконы-скорее всего Бастионы требуют не такой уж и большой доработки под пуски калибров.
  2. +2
    18 октября 2025 16:53
    Увы, только то, что адмиралы не могли гарантировать безопасность пребывания кораблей Черноморского флота в Крыму, который до начала спецоперации считался «непотопляемым авианосцем», прикрытым эшелонированной системой ПВО.

    Ну, во первых в отличие от Каракуртов Крым и является непотопляемым по определению.
    Во вторых: Крымский мост худо-бедно защищают, хотя диверсию и прохлопали.
    В третьих: А кто мешает спрятать ракетные пусковые в туннелях крымских гор., а для каждой ПУ предусмотреть несколько пусковых площадок. Пульнул - спрятался и не нужны дорогостоящие корабли в виде Каракуртов и подводных лодок. А Район базирования должен быть закрыт от посещения посторонними.
    1. +8
      18 октября 2025 18:16
      Однозначно, при сегодняшнем развитии точности и дальнобойности оружия, особенно гиперскоростного, заметные и мало манёвренные цели, как корабли, становятся только мишенями, которых нужно ещё и прятать. Возможен вариант, под видом стандартного сухогруза создать базу ракетного оружия на сотни ячеек, этакий морской БЖРК "Баргузин", с меняемыми декорациями надстройки и пр.. Вывод: война и оружие 21 века предъявляют новые требования и новые решения. Тому классические корабли с середины 21 века уже не найдут места среди используемого оружия
      1. +1
        19 октября 2025 03:13
        Согласен с вами. Тем более, что у нас есть контейнерные пусковые установки. По крайней мере такие разработки были.
        1. +2
          20 октября 2025 01:20
          Нет там ничего и не было как такового. По выставкам что-то возили, но было ли это рабочим или просто макет непонятно. Идея была хорошая, но как обычно все хорошие идеи спускаются в унитаз.
      2. +1
        26 октября 2025 14:10
        Есть еще лучше вариант, который, к слову, разрабатывался еще в СССР. Создается рыболовный траулер, точнее судно его имитирующее. Борта обшиваются листами с радиоактивным кобальтом , имеющий период полураспада около 50 лет, в трюм ставится взрывное устройство на основе ядерного боезаряда и он преспокойно курсирует вдоль берегов сша , ожидая часа "Ч". В случае подрыва-сильнейшее радиоактивное заражение как побережья-так и акватории-гарантировано(при сопутствующем ветре). И это не считая других приятных бонусов в виде других поражающих факторов. А посему "район рыболовства" надо выбирать где есть устойчивый морской бриз. Да и заминировать траулер не мешает. Ну и для охраны траулера недалеко пусть несет боевое дежурство 22350 или многоцелевая АПЛ. Перед взрывом время покинуть опасный район будет.
        1. -1
          26 октября 2025 14:57
          Первейшим, из врагов нужно создавать друзей. В исключительных случаях нужно уничтожать врагов. Уничтожать природу, где и сам обитаешь, это уже перебор (патология)...
          1. +1
            26 октября 2025 15:06
            Ну, обитать то там, где взлетит на воздух траулер-гражданам РФ не придется. А что касается граждан сша....помните сколько радости было с их стороны после атомного удара по Хиросиме и Нагасаки? Может теперь настало время чтобы они на своей шкуре испытали прелести того, чем так щедро одарили других?
            Из врагов делать друзей?)))Мы уже 500 лет стараемся это делать с европой. И ведь что только не делали для них-и земли то дарили и витриной то, за счет СССР делали, и содержали за свой счет, и прощали военные преступления против нашей страны и записывали чуть ли не в победители второй мировой(я о Финляндии говорю)-и что? За такие то благодеяния стали они нашими друзьями?
  3. +2
    18 октября 2025 20:15
    СВО показала,что развитие вооружение пошло огромным скачком,и традиционное уже не играет .Любой корабль-легкая мишень,независимо от размеров .Использование внутренних водных путей для маневра?Так и они легкоуязвимы.Шлюзы,дамбы .И диверсантов не надо.Недавний инцидент на ББК.Когда прорвало дамбу.А в качестве носителей Калибров ( это же не Тополь),просто фуры, Не думаю,что невозможно. Дешево и сердито.Пусть будет по одной ракете,зато много носителей.И более скрытно
    1. +5
      18 октября 2025 20:53
      Фура, или контейнер вместят 4 калибра.
      Дешевое и практичное решение. Автор прав.
      1. 0
        19 октября 2025 03:14
        Цитата: Glagol1
        Фура, или контейнер вместят 4 калибра.
        Дешевое и практичное решение. Автор прав.
        1. +1
          19 октября 2025 14:51
          Подобным разработка сто лет на пасху! "Курьер" ещё в СССР был разработан и поставлен на вооружение
  4. -1
    18 октября 2025 21:20
    очевидна правота автора, выпуск мрк был ошибкой, серия буян м уже полностью закрыта, больше их не закладывают, крайние вымпелы каракуртов сходят со стапеля и серия закрывается.
    1. +1
      19 октября 2025 04:04
      выпуск МРК ошибкой не был, с 1987 года прошло почти 40 лет, Буяны и Каракурты свою роль выполнили
      1. -2
        19 октября 2025 08:33
        первый буян выпустили в 2014
        1. +1
          19 октября 2025 08:52
          и что? зато у нас почти три десятка малых свежих боевых кораблей...., построили относительно быстро и относительно много...
          Первый корвет 20380 заложили в 2001г. и на сегодняшний день их всего десяток, фрегатов шесть....
          1. -1
            19 октября 2025 19:04
            теперь по факту , действительно в условиях списания я всего советского флота целесообразно укомплектовывать закрытые балтийское черное каспийское и японское море только кораблями третьего ранга, новые тральщики и мрк это единственное что есть .. но все эти мрк реально будут выполнять роль гораздо более дешевых пограничных кораблей или патрульников

            Цитата: faiver
            зато у нас почти три десятка малых свежих боевых кораблей

            зато у нас не хватает дронов и гибнут пехотинцы... то же было в 1914 были бессмысленные линкоры но не хватило снарядов полевой артиллерии... и погибла от этих линкоров великая русская империя, если хочешь разорить погубить империю дай ей 5 бесполезных линкоров и придет 1917...

            фрегатов будет всего 5-6, два заложили и отвезли в угол цеха и не строят, денег нет скорее всего аннулируют заказ, не нужно было вообще строить фрегаты, корветы в два раза дешевле и решают те же задачи... и их тоже скорее всего аннулируют 4-6 заказов, то есть их будет наверное всего 13... при этом грядет массовое списание 1155, модернизацию прошел всего один и еще один надеюсь модернизируют
            1. +1
              19 октября 2025 19:11
              зато у нас не хватает дронов и гибнут пехотинцы... то же было в 1914 были бессмысленные линкоры но не хватило снарядов полевой артиллерии...

              - пехотинцы гибли всегда, по части 1914 года - легко рассуждать спустя сотню лет, по части дронов и снарядов тогда - что тогда, что сейчас проблема в промышленности, проблема в верхах...
              1. -2
                19 октября 2025 19:14
                Цитата: faiver
                по части дронов и снарядов тогда - что тогда, что сейчас проблема в промышленности, проблема в верхах...

                аки бизнесмен скажу , любая проблема решается за деньги, если их много и вы не выкинули их на ветер где то в ненужном месте... много денег только у тех кто не выкидывает их на ветер .. если выкидывать деньги на ветер они кончаются
                1. +1
                  19 октября 2025 19:18
                  вы как всегда пришли к переливанию из пустого в порожнее.... hi
                  1. -4
                    19 октября 2025 19:24
                    если вы не умеете считать деньги, то их у вас нет
              2. -4
                19 октября 2025 19:22
                Цитата: faiver
                по части 1914 года - легко рассуждать спустя сотню лет

                проблема 1914-1917 корнем имеет начало 20 века, уже была разработана мудрейшим флотоводцем Гривелем плодотворная развития флота теория и мудрейший адмирал Макаров ее изучил и поддержал, уже была выпущена знаменитая Эсмеральда, и Макаров ее хвалил... кто мешал тупицам предателям адмиралам услышать Макарова? .... если бы вместо 12 тупых линкоров с еще боле бесполезными крейсерами по 8000 тонн в цусиме у русских было бы 30 быстроходных низкобортных канонерок типа эсмеральда 2х305 за те же деньги, то в цусиме бы мы разбомбили все три слабых японских линкора япошек без труда
          2. +1
            20 октября 2025 01:22
            Вы не путайте боевые корабли и бесполезные одноразовые мишени, которых да построили много.
  5. +2
    18 октября 2025 22:20
    Всё время прятаться не получится, когда нибудь достанут. Прячется только трус и слабак. Вы вдумайтесь, прячемся от ракет Украины.
    1. -3
      19 октября 2025 06:31
      Цитата: vlad127490
      прячемся от ракет Украины.

      А что у Украины есть ракеты?
      1. +1
        19 октября 2025 09:01
        Правильно, нет у них ракет, у них только обломки
        1. -2
          19 октября 2025 11:36
          Цитата: Perun61
          Правильно, нет у них ракет, у них только

          подачки от хозяев, где украинские только наклейки.
          1. 0
            19 октября 2025 14:02
            И что? Было бы это их производство - для нас было бы много проще, так как любое производство можно разрушить. А так - производят на Западе, пуляют в нас ВСУ, и ничего поделать не можем (или не хотим).
            1. -2
              19 октября 2025 16:48
              Цитата: УАЗ 452
              И что?

              То что они не украинские. Так что вопли

              Цитата: vlad127490
              Вы вдумайтесь, прячемся от ракет Украины.

              примитивная манипуляция.
  6. 0
    19 октября 2025 03:26
    Я согласен с автором. Тем более, что разработки были. feel
  7. +5
    19 октября 2025 07:14
    То что ДРСМД был выгоден СССР это классическая позднесоветсткая пропаганда. Американцы сохраняли возможность массированного удара томагавками, свыше 2000 ракет в залпе а СССР такой возможности лишался. Эффективно противодействовать флоту США, флот позднего СССР уже не мог. Но зато уже тогда у партноменклатуры было большое и наивное желание встроиться в западную правящую элиту.
  8. +1
    19 октября 2025 12:18
    Хочется, напомнить автору, что МРК «Каракурт», как был с водоизмещением около 900т., так и остался, после установки на его борту ЗРПК «Панцирь МЕ».
    Данная серия кораблей предназначена, на только для ударов по береговым объектам, а в первую очередь для борьбы с вражескими кораблями в прибрежной зоне, а с учетом наличия КР «Калибр», «Оникс» и в дальнейшем с установкой на них «Цирконов» наносить удары из прибрежной зоны по кораблям противника. Любопытно при взаимном ударе «Арли Берка» и «Каракурта», чье повреждение или уничтожение будет болезненнее и более дорогостоящее?
    1. 0
      19 октября 2025 14:06
      Вот если ещё и посчитать вероятность поражения "Арли Берка" (который ещё и вряд ли будет действовать в гордом одиночестве), и "Каракурта" (а она, как раз представляется абсолютной, даже если их будет несколько), то даже не любопытно - что будет болезненнее и дорогостояще.
    2. -1
      19 октября 2025 23:42
      Цитата: Sergey39
      Данная серия кораблей предназначена, на только для ударов по береговым объектам, а в первую очередь для борьбы с вражескими кораблями в прибрежной зоне,

      мрк буян м и каракурт придумали исключительно для обхода рмсд.... .тут вы невольно противоречите сами себе, никто не предназначал такой кринж чтобы каракурт и буян м боролись с вражескими кораблями в прибрежной зоне,..
      1 только очень глупые вражеские корабли придут в прибрежную зону рф на верную гибель,
      2 для уничтожения врага как в прибрежной зоне так и дальше оот нее удобны береговые ракетные комплексы и береговая авиация, они малоуязвимы невидны быстроходны и все видят
      3 мрк располагаются исключительно в закрытых морях где надводные корабли всех видов не выживают в случае войны, хотя способны бороться в мирное время с пиратам браконьерами и конвоировать наш теневой флот... но зачем им тогда калибры?
  9. +1
    19 октября 2025 14:10
    Если флот перестаёт быть основной платформой для запуска ракет, то его значение для России в конвенциальном конфликте становится даже не нулевым, а отрицательным - его, как показала история ЧФ последних лет, весьма трудно защищать, а толку от него гораздо меньше, чем даже от сил и средств ПВО, отвлекаемых на оборону его объектов.
    1. 0
      19 октября 2025 23:53
      Цитата: УАЗ 452
      Если флот перестаёт быть основной платформой для запуска ракет, то его значение для России в конвенциальном конфликте становится даже не нулевым, а отрицательным

      это истина известна была еще Гривелю, адмиралу Макарову, Душенову Лурди , Кожанову, Сталину и ратовавшему за малотоннажный надводный флот и адмиралу Амелько, я пишу об этом годами, но всегда находятся профаны из тоталитарных деструктивных сект авианосников пытающихся протолкнуть всякие авианосцы линкоры супер эсминцы.... но ударная сила флота уже в ВОВ и ВМВ, была подводная! вот ее и надо развивать, а над водой достаточно тральщиков да патрульников и корветов пло.. крупный надводный флот Россия не способна ни построить ни обслуживать ни содержать и задач ему у нас тоже нет. мы сухопутная держава
  10. +1
    20 октября 2025 00:11
    В принципе, можно модернизировать проект Каракурт в сторону универсальности. То есть из МРК сделать корвет. Надо заменить комплекс Калибр комплексом Уран, а освободившееся водоизмещение загрузить комплексом ПЛО (ГАС и торпедные аппараты). ПВО уже усилено, артиллерия есть, так что вполне себе будет Универсальный Боевой Корабль (УБК) класса корвет.
    1. +2
      20 октября 2025 02:39
      Цитата: GR777
      В принципе, можно модернизировать проект Каракурт в сторону универсальности. То есть из МРК сделать корвет. Надо заменить комплекс Калибр комплексом Уран, а освободившееся водоизмещение загрузить комплексом ПЛО (ГАС и торпедные аппараты). ПВО уже усилено, артиллерия есть, так что вполне себе будет Универсальный Боевой Корабль (УБК) класса корвет.

      поддерживаю вашу идею..... разговоры про каракурт пло идут уже давно,он мог бы заменить дорогие корветы 20380 и фрегаты, став основным универсальным надводным кораблем вмф рф, наряду с тральщиками, но вряд ли это станут делать , сложно и не дешево, может быть через 15 лет когда они все пойдут в капремонт и их оборудование придется менять.... , но как раз через 15 лет подойдет срок выпуска новых корветов пло, ибо опять начнется волна списание кораблей, вот может тогда и предложенный вами вариант и запустить в серию?...
  11. +2
    20 октября 2025 01:29
    Совокупный ракетный залп то вроде и меньше, но сложней уничтожить наш флот по сравнению с одним эсминцем. И вообще автор лишен некоторой последовательной логики. Если наши корабли могут передвигаться по рекам, то передвигайте их по рекам. На реках они недоступны для украинских бэков
  12. +2
    26 октября 2025 13:55
    Ну то что говорилось про корабли черноморского флота-в полной мере относится и к "Арли Беркам". Ну по крайней мере в расстоянии 1500-2000 км от наших берегов-АУГ спокойно себя чувствовать не сможет, а значит и томагавки в залпе пройдут не далее 500 км вглубь нашей территории. Впрочем, теперь даже и на большей дистанции (до 5000 км) вряд у натовской АУГ будет ,покой, учитывая дальность дейстия Орешника, его гиперзвуковую скорость(а значит далеко АУГ уйти не сможет) и возможность им отработать СБП по площади.