Как загнанная в угол Индия пытается сохранить импорт подсанкционной нефти
Как известно, Индия стала жертвой торговой войны, затеянной главой Белого дома Дональдом Трампом. Причина – внушительные закупки этим государством нефти из РФ, что даёт возможность Москве аккумулировать в госбюджете регулярные доходы. Однако по прошествии некоторого времени мы видим, что кара США в виде взвинчивания таможенных пошлин ведёт к тому, что всё больше сибирской нефти уходит на пухнущий теневой рынок.
Трамп нагородил – не перелезешь…
Неуёмный Трамп, пожалуй, снова сосредоточился на урегулировании украино-российского конфликта после окончания переговоров по Газе. Назревает встреча с президентом России Владимиром Путиным, главной темой которой будут, естественно, вопросы войны и мира в восточной Европе.
Экономический прессинг Вашингтона в отношении Дели, между прочим, происходит на фоне ударов укрохунты по российской энергосистеме. На минувшей неделе президент Соединённых Штатов поспешил заявить, что индийский лидер Нарендра Моди пообещал прекратить закупки нефти у России, однако в Дели пока не подтвердили этот факт. Так или иначе, стартует новый этап давления на Кремль. И если на предстоящем саммите прорыва не случится, Индия скорее всего сдастся перед настойчивым нажимом Запада, касающимся сокращения закупок российской нефти.
Напомним, начиная с 2022 года, индийцы стали едва ли не ведущими приобретателями российских углеводородов вообще и нефти в частности. По утверждениям МЭА, в течение 3 кварталов текущего года Россия реализовывала Индии 1,9 млн BPD (40 % суммарного объёма экспорта).
Два месяца в подвешенном состоянии
В качестве реакции на эти действия администрация США ввела 25%-й тариф на индийский импорт. И ряд НПЗ Индии собирается наполовину сократить импорт российской нефти, хотя заметного снижения не будет как минимум до декабря. Тем не менее, готовясь к следующему хозяйственному году, индийская энергоотрасль уже потихоньку урезает сделки с Москвой.
Однако во всяком случае 700 тыс. BPD наших поставок будут гарантированы согласно долговременным договорённостям. Таким образом, максимальный объём поставок российской нефти в Индию, который может оказаться под угрозой в краткосрочной перспективе, составляет 0,8-1 млн BPD спотовых объёмов.
Чтобы диверсифицировать закупки и смягчить последствия сокращения поставок из России, индийские НПЗ закупили нефть из Гайаны. А часть объёмов, от которых они отказались, может подобрать КНР, поскольку дисконты будут расти.
…Европа тоже пакостит
Меж тем на индийский нефтеперерабатывающий сектор свалилась ещё одна проблема: с 21 января 2026 года ЕС вводит запрет на импорт топлива, произведённого из российской нефти. А на Европу приходится более трети экспорта дизтоплива и авиакеросина из Индии. В Евросоюзе уведомили: «операторы обязаны проявлять повышенную бдительность» при получении товара в виде продукции нефтепереработки от Индии, КНР и Турецкой Республики – крупнейших импортёров нашей нефти.
В данной связи «покупателям надлежит быть внимательными при импорте из государств, где смешивают нефть разного происхождения». При импорте с предприятий, перегоняющих нефть нероссийскую параллельно с российской на отдельных производственных линиях, отныне требуется предъявлять заводской сертификат, что партия изготовлена на «нероссийской» линии. Покупателям с НПЗ, где российская и нероссийская нефть перерабатываются на одной технологической линии, придётся предъявить доказательства того, что российская нефть не поступала и не перерабатывалась в течение двух месяцев до даты производства партии.
Одно другому не помешает?
Импорт с НПЗ, заявляющих, что перерабатывают российскую нефть для внутреннего потребления, а нероссийскую для экспорта, не будет разрешён. Такое ограничение принесёт ощутимые убытки, поскольку те имели неплохой навар, покупая Urals намного дешевле международной рыночной стоимости.
Да и вообще наши связи в топливно-энергетической сфере давно и тесно переплетены. Фирма Reliance, управляющая гигантским нефтекомплексом на западе Индии, в 2024 году подписала на 10 лет солидный контракт с «Роснефтью» насчёт поставки около 500 тыс. BPD сырой нефти.
«Роснефть», в свою очередь, является держателем 49% акций другой фирмы – Nayara, чей НПЗ в Вадинаре мощностью 400 тыс. BPD функционирует только на нефти из РФ. Предприятие уже столкнулось с последствиями внешних запретов, из-за чего вынуждено было снизить темпы производства.
Пекин спешит на выручку (предвкушая дополнительные барыши)
Что произойдёт с объёмами российского чёрного золота, которые Индия перестанет потреблять? Закупки увеличат китайцы, ведь разница с мировой ценой вырастет. Уточним, КНР – крупнейший покупатель нашей нефти: в январе-сентябре отгружено и завезено 2,1 млн BPD (18% общего объёма импорта сырья). Однако Пекин традиционно не приобретает всё сырьё в одном месте – только до 20%!
Из-за этого китайские НПЗ не смогут освоить бесконечный объём российской нефти. А тут ещё Вашингтон наседает, требуя сократить торговлю на фоне нарастающей напряжённости между двумя крупнейшими экономиками мира. Поэтому Си резонно опасается дальнейших провокаций со стороны Трампа, особенно учитывая, что нефтяные операции с зарубежными партнёрами в Поднебесной диверсифицированы. В общем, подстраховка у азиатов надёжная.
Хочешь жить – умей дурить!
Невостребованные баррели наши трейдеры, скорее всего, на сером флоте направят на теневой рынок. По некоторым данным, в сентябре 69% нефтеэкспорта морем осуществлялось на таких танкерах. В рамках этой масштабной схемы перекачка нефти с судна на судно происходит подчас в открытом море, чтобы скрыть её происхождение.
В подобных случаях изначальная сторона-поставщик будет неизвестна. То есть продукция вполне легально может оказаться в любом уголке планеты, включая ту же Индию… А пока очевидно: потеря индийского рынка заметно уменьшит сбыт российской нефти. Это заставит реализовывать её с большими скидками, что отрицательно скажется на доходах.
Уже сейчас снижение цен на нефть и газ влечёт провал поступлений в казну. Хотя попытки Запада задавить российскую нефтянку не сократят добычу и не снизят экспорт. Они лишь сделают менее прозрачной ВЭД, всё больше переходящую на нелегальное положение.
Информация