Россия создала первый собственный индустриальный двигатель на 32 МВт

9 649 2

Еще в советское время конструкторы и ученые задумались над тем, что будет, если использовать проверенные временем авиационные двигатели для создания наземных силовых агрегатов. Они попытались устанавливать газотурбинные агрегаты на поезда, суда и специальную технику для решения инженерных задач. Но это были единичные примеры, а массовым стало использование так называемых индустриальных газотурбинных двигателей, созданных на базе авиационных, в качестве приводов для генерации электроэнергии или транспортировки газа по магистральным газопроводам.

На основе моторов конструктора Николая Кузнецова была создана целая линейка наземных установок различной мощности, без которых и сейчас невозможно обойтись: НК-12СТ, НК-14СТ, НК-16СТ, НК-18СТ и НК-36СТ. Рожденные летать, они обрели вторую жизнь на земле, став отдельным видом инженерного искусства, которое развивается и совершенствуется.



На Петербургском международном газовом форуме (ПМГФ), который проходил 7-10 октября в Санкт-Петербурге в выставочном центре «Экспофорум», где обсуждались ключевые вопросы газовой отрасли, Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК, входит в госкорпорацию «Ростех») показала новинку – первый в России полностью отечественный индустриальный двигатель НК-36СТ-32, мощностью 32МВт, а также продемонстрировала НК-36СТ-25, мощностью 25 МВт.

Гендиректор «ОДК Инжиниринг» Андрей Воробьев сообщил, что двигатели НК-36СТ-25 и НК-36СТ-32 производятся на предприятии «ОДК-Кузнецов» в Самаре. Всего есть порядка 600 разновидностей силовых агрегатов. Внедрение инноваций позволило создать из НК-36СТ-25 более мощный НК-36СТ-32.

Генеральный конструктор «ОДК-Кузнецов» Павел Чупин разъяснил, что двигатель может применяться для привода центробежного нагнетателя природного газа для осуществления транспортировки голубого топлива по системе трубопроводов, а также для компрессоров сжижения природного газа (СПГ) и в приводах электрогенераторов для выработки электроэнергии. Также двигатель можно использовать в составе мобильных электростанций, которые можно в кратчайшие сроки развертывать в труднодоступных местах, где нет традиционной электросети.

Стоит отметить, что создание энергоустановки или газоперекачивающего агрегата – это не монтаж газотурбинного авиационного двигателя на стационарную базу, а совершенно новый, сложный инженерный продукт и от летающего собрата в нем используется лишь газогенератор. В двигателе самолета газовая струя создает реактивную тягу, но на земле она должна вращать вал. В связи с этим к авиационному газогенератору добавляют свободную силовую турбину, которую приводит во вращение энергия газовой струи. Турбина через редуктор соединена с электрогенератором или компрессором. То есть авиационный агрегат полностью адаптируется для работы на земле. Отличительной чертой наземных установок является кратно увеличенный ресурс их работы по сравнению с авиационными двигателями, в 20-25 раз больше.

2 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    27 октября 2025 20:17
    Ясен пень, хорошо.
    Недавно была статья, что американцы массого используют подобные двигатели для временного энергопитания , например ,баз, дата-центров, массивов ИИ и т.п.
    1. 0
      28 октября 2025 17:38
      В ноябре в материале издания The Drive новые серийные двигатели НК-32-02 для Ту-160М были признаны самыми мощными в мире силовыми агрегатами для боевых самолетов. В публикации отмечалось, что НК-32-02 развивает более 55 000 фунтов тяги на полном форсаже. Согласно данным The Drive, данный двигатель увеличит дальность Ту-160М на тысячу километров. «Отсутствие двигателей было серьезным препятствием для амбициозных планов Москвы по возобновлению производства Ту-160, которое первоначально было остановлено в 1994 году», — напоминало издание.

      The Drive — онлайн-издание, которое рассказывает о быстро меняющемся будущем автомобильной промышленности и улавливает наиболее актуальные тренды. Также в издании есть специальный раздел «Военная зона», посвящённый мировым новинкам оборонной промышленности, включая ракетные комплексы и авиацию.

      55 000 фунтов тяги равны 22 679,62 кгс (килограмм-сила) или 22,679 тонн тяги. 

      Для перевода фунтов в кгс нужно значение в фунтах умножить на коэффициент 0,014098. Таким образом, 55 000 фунтов = 55 000 * 0,014098 = 22 679,62 кгс.

      Получается что тяга НК-32-02М2 около 23 тонн.

      Я правильно понимаю что движ НК-36СТ-32 с мощностью нового силового агрегата доведённой до 32 МВт создан на основе двигла Изделия РФ.Тогда как серийный силовой агрегат мощностью 25 МВт НК-36СТ-25 был создан на основе серийного Изделия Р ,он же НК-32-02.Мощность
      НК-36СТ-32 была увеличена до 32 МВт,то есть практически на треть от первоначальной мощности НК-36СТ-25 равной 25 МВт.

      Любопытно, что перспективы НК-32-02 не ограничиваются только проектами семейства Ту-160. Ранее неоднократно сообщалось, что на основе этого двигателя будет создано новое изделие для использования на перспективном бомбардировщике ПАК ДА. Также предлагалось выполнить на основе НК-32 двигатель для транспортных Ан-124.

      https://topwar.ru/176811-dvigateli-nk-32-02-i-buduschee-dalnej-aviacii.html

      Просто тогда по логике получается что НК-36СТ-25 мощностью 25 МВт создан на основе НК-32-02М2 с тягой около 23 тонн.И созданный,скорее всего на основе Изделия РФ,НК-36СТ-32 с мощностью до 32 МВт говорит о том что тяга Изделия РФ в районе 30 тонн тяги,то есть по сути это ПД-30,ранее анансировавшийся.