Как РЖД гробит угольную, лесную и строительную отрасли России

5 553 45

Тарифная политика государственного ОАО «Российские железные дороги (РЖД) давно вызывает вопросы у общественности и бизнеса. Теперь этим заинтересовались и региональные чиновники. Компанию заподозрили в том, что она буквально гробит угольную, лесную и строительную отрасли России. Об этом говорится в статье на данную тему обозревателя издания «Монокль» Евгения Огородникова, опубликованную 27 октября в его Telegram-канале «Графономика» (свыше 13 тыс. подписчиков).

Он отметил, что губернатор Самарской области, председатель комиссии Госсовета по направлению «Промышленность» Вячеслав Федорищев (недавно громко уволил главу Кинельского района Юрия Жидкова) привел интересную информацию. Оказывается, грузовые железнодорожные тарифы на перевозки в РФ выросли за 1,5 года почти на 19%. С его слов, это очень сильно влияет на экономику и развитие предприятий.

Доля логистических расходов в экспортной стоимости товаров химической промышленности достигает в основном 60–70%

– уточнил Федорищев.

Огородников возмутился подобной ситуации, так как государство не должно само себе вредить, поощряя монополиста.

Кто-то сошел с ума: либо Минэконом, согласовавший резкий рост тарифов РЖД, вызвавший огромный дисбаланс в реальной экономике страны, либо ФАС, одобрившая этот рост

– заметил Огородников.

Обозреватель также привел график от Союза операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ), на котором отображены расценки за последние 16 лет.

Как РЖД гробит угольную, лесную и строительную отрасли России

Тот, что красный, – это тарифы РЖД, устанавливаемые государством. Много лет они индексировались по инфляции, но ускорение получили с 2022 года. В итоге с начала 2008 года услуги железных дорог подорожали на 342% при накопленном уровне инфляции 266%. То есть стоимость рельсов для грузоотправителя опередила инфляцию за это время на 76% и в основном за последние годы. Тогда как аренда вагонов (синий) за это время стала дороже лишь на 62%. С учетом инфляции аренда подвижного состава подешевела для грузоотправителя в 2,2 раза

– пояснил журналист.

Получается, что операторы подвижного состава, работая себе в убыток, во многом выступают своеобразным буфером и смягчают рост стоимости перевозок грузов по железным дорогам России для огромного количества хозяйствующих субъектов.

Но операторы вагонного парка тоже не бессмертны и долго не продержатся, просто начав банкротиться. С выбытием крупных операторов цены на услуги оставшихся, естественно, поползут вверх. Видимо, в этот момент ФАС и проснется. Однако от стоимости перевозок грузов по системе РЖД воют уже не сибирские угольщики, а вполне себе центральнороссийские химики, мнение которых и озвучил Вячеслав Федорищев

– добавил автор Telegram-канала «Графономика».

Он обратил внимание, что действия топ-менеджеров РЖД вполне понятны. Баланс компании, вероятно, не сходится и они не хотят, чтобы она рухнула. Поэтому и лоббируют ускоренный рост цен на услуги. Однако они не учитывают то, что железные дороги – инфраструктурный каркас государства, его экономики. Рост тарифов делает недоступными услуги для множества отправителей. При этом отказ грузоотправителя от услуг монополии, т. е. РЖД, вероятно, будет означать конец его деятельности, так как альтернативы нет. Следовательно, все эти фирмы «не вписались в рынок» и это плохо.

А это потеря тысяч рабочих мест, в основном в угольной, лесной и строительной отраслях экономики. Минфин, срезавший субсидии РЖД, теряет налоги, субъекты федерации впадают в кризис. В итоге РЖД запускают «спираль смерти»: затраты монополии начинают размазываться на меньшее число перевозчиков, и для них тарифы вновь растут, так как баланс монополии вновь не сходится. Это вынуждает часть бизнеса к новому витку исхода из сети, остановить этот процесс практически невозможно. В итоге потеряют все: и РЖД, и экономика страны, и бюджет

– подытожил Огородников.
45 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -4
    28 октября 2025 20:58
    Возите уголь самолетами-кто запрещает? laughing
    1. -1
      29 октября 2025 18:02
      Критично. Любые монополии являются рассадником грабежа, потому должны постоянно контролироваться. Когда поделено среди клана власти такие "прииски золота", о каких контролях может идти речь. Только изредка, когда жадность выходит за края, начинается возня с почти никакими последствиями. Вывод: когда законность и суды низведены и являются более исполнителями, так "правомерные" грабежи населения есть и будут системными и постоянными...
  2. -2
    28 октября 2025 21:23
    Оказывается, грузовые железнодорожные тарифы на перевозки в РФ выросли за 1,5 года почти на 19%

    И что тут такого?? request
    Все тарифы так выросли.. и проезд, и ЖКХ..
    Чему он удивлен??
    1. -1
      29 октября 2025 05:37
      Все тарифы так выросли.. и проезд, и ЖКХ..
      Чему он удивлен??

      во-первых, проезд и ЖКХ - это для быдла...а тут зацеплены интересы "ылиты", понимать надо...

      во-вторых, судя по "-2" на момент моему ответа Вам, у некоторых дормидонтов в РФ стоимость ЖКХ не растёт laughing
  3. +3
    28 октября 2025 21:26
    Так это бизнес по русски ,что тут не понятного. Сколько ты этих " бизнесменов "не лови,меньше не становится . Возникает вопрос- почему? А ответа не будет
  4. 0
    28 октября 2025 21:33
    РЖД давно уже все гробит. Об этом еще Навальный писал. И паралельно с ним уже другие , уже патриотичные, экономисты , технологи, журналисты...
    Но видно, цель такая....

    Ездил, кстати ,мимо такой станции "Крюково" . Дорого, богато , долго сооружали...
    Только:
    1)Поездов стало больше, но ходят также медленно, неспеша.... А за крюково в тверь - 1н в час. В обед вообще поездов в тверь нет. .
    2) отменили 2/3 (примерно) автобусов по Ленинградке. хочешь ехать именно на Ленинградку - стой жди. и немало жди...
    3) было 2 перехода из Зеленограда в Крюково - остался один. "не вписался в рыночек"

    Ну как тут цены не поднять на ЖД? Сверкающую холодную махину окупать же надо....
    1. -3
      28 октября 2025 23:20
      Ваше место рядом с Навальным. yes

      Цитата: Сергей Латышев
      Об этом еще Навальный писал.
      1. 0
        29 октября 2025 05:38
        а ещё Навальный хлеб ел и макароны...теперь за еду хлеба и макарон тоже в ШИЗО отправлять всех?
        1. -2
          29 октября 2025 11:45
          Цитата: Николай Волков
          а ещё Навальный хлеб ел и макароны...теперь за еду хлеба и макарон тоже в ШИЗО отправлять всех?

          Тебя из ШИЗО при советской власти за такую "писанину" в течение 25 лет не выпустили бы
        2. 0
          29 октября 2025 13:24
          Коля. Либеральная шваль всегда за Навального. И Гитлер ел хлеб. А ещё сионисты, хлеб кушают. Зеленский, не один хлеб, он и Крым любит.
          Вывод простой, вы его можете сделать сами. yes
    2. 0
      28 октября 2025 23:53
      Сверкающую холодную махину окупать же надо....

      Пишете о том, не зная темы. Выручка этой действительно махины за 2024 год составила 2 трлн 834 млрд руб. Чистая прибыль 13,9 млрд. Т.е. 0,5%. Оценить жд как коммерческое предприятие: низкорентабельное. Такое предприятие не может развиваться т.к. практически нет прибыли. Его чистая прибыль при огромных масштабах - это все равно если бы вам за месячную работу выплатили одну тысячу рублей зарплаты.
      1. 0
        29 октября 2025 00:05
        Так а в чем у вас с ним противоречия??
        Он и написал, что плохо окупается махина.. request
      2. +3
        29 октября 2025 05:40
        да-да...только РЖД из этих копеечных доходов футбольный клуб содержит, хоккейный и т.п...

        Да и штат чинуш в самой структуре думаю ой как расширен по сравнению с советским МПС...

        а вот если мне выплатят 1 тысячу рублей, я ни футбол содержать не смогу, ни себя...
        1. +1
          29 октября 2025 18:38
          Футбольный клуб это хорошо, но когда по полю половина чернокожых бегает - это нонсенс, если клуб содержит государственная организация или бюджет любого уровня.
          Помнится во времена СССР футболисты заводской команды, примерно 4-й лиги, числились слесарями 5-го разряда.
      3. +1
        29 октября 2025 09:00
        Цитата: Алексей Лан
        Такое предприятие не может развиваться т.к. практически нет прибыли

        Офис за 200 лярдов покупать это прям прибыльное дело. Растёт штат офисных сотрудников тогда как работяг не хватает а на одного по 3 должности навешивают.
    3. -1
      29 октября 2025 00:01
      Живу в Зеленограде уже больше 20 лет ,и ваш недовольный опус мне вообще непонятен . Крюково стало по настоящему современной станцией с электронными табло прочими удобствами , такими как экскалаторы и лифты. Теперь не надо толкаться на морозе на открытых под небом платформах в ожидании электричек как раньше. Два перехода в Крюково просто нафиг не нужны , одного вполне достаточно , чтобы перейти на ту или другую сторону . Все допотопные старые и ржавые электрички заменены на современные "Ласточки" с wi-fi , в которых не холодно зимой и не жарко летом. На скорые поезда вполне можно подгодать , глянув расписание в интернете. И не забывайте , что Зеленоград это не какая-то деревня , а административный округ Москвы
      1. 0
        29 октября 2025 05:41
        в 21-м веке цифровое табло - это достижение цивилизации belay

        в Китае поезда 300км за 1 час преодолевают, в РФ 100км электричка Серпухов-Тула идёт 2 часа...но зато у нас цифровое табло good
        1. +2
          29 октября 2025 05:45
          Я пишу про конкретное Ленинградское направление , между Тверью и Москвой всего порядка 40 остановок , зачем там электрички с 300км/ч? Что касается Крюково , вы совершенно видимо не в курсе , как эта станция выглядела раньше и как выглядит сейчас, но свои вечно "ноющие" 5 копеек вставили
        2. +1
          29 октября 2025 06:14
          в Китае поезда 300км за 1 час преодолевают, в РФии 100км

          "Сапсан" Москва-Питер 250 км/ч , есть вам на зло и такие поезда
        3. Комментарий был удален.
        4. -1
          29 октября 2025 11:43
          Цитата: Николай Волков
          в 21-м веке цифровое табло - это достижение цивилизации belay

          в Китае поезда 300км за 1 час преодолевают, в РФ 100км электричка Серпухов-Тула идёт 2 часа...но зато у нас цифровое табло good

          А вот в СССР скоростных поездов не было! Наши поезда самые "поездатые" поезда в мире!
          1. +1
            30 октября 2025 19:01
            Толку от скоростных поездов , если много остановок по пути .Не успел разогнаться , тормози. По этому и подобрали поезда , более удобные для данных участков. А вообще цены на ЖД перевозки растут во всём мире. Становится более сложной техника , меняется сервис , требуют замены участки жд дорог ну и так далее. И что было по стоимости ранее, в сегодняшних условиях уже не окупается.
            Ну и вопрос: А сами то зарабатывать больше , не пробовали? Весь ваш хор тут проистекает из ваших тощих кошельков. Ну а капитализм просто диктует своё. Кстати , все , кто оседает на западе из России , как то дружно забывают чихвостить местные власти этих стран по поводу того же роста цен , гораздо большего и делают вид что это так и надо.
            И вот вопрос : почему на западе это так и надо, а в России это плохо ?
        5. 0
          29 октября 2025 18:44
          в РФ 100км электричка Серпухов-Тула идёт 2 часа...

          Ну, так это хорошо. Помнится в СССР электричка Белгород - Харьков 75 км преодолевала за полтора часа, если останавливалась только по станциям, а если со всеми остановками, то более чем за два часа.
      2. 0
        29 октября 2025 08:47
        А на часы на фасаде новой станции денег и фантазии не хватило.
        Зато повесили две вывески ,Зеленоград-Крюково-D3" с одной стороны фасада, видимо из принципа

        повторение - мать учения

        Надо полагать, что находящиеся на станции пассажиры не знают, где они находятся. А так прочтут - вспомнят.
    4. +1
      29 октября 2025 00:57
      было 2 перехода из Зеленограда в Крюково - остался один. "не вписался в рыночек"

      Как абсолютно бесплатные переходы могли "вписаться или не вписаться в рыночек"?
    5. +2
      29 октября 2025 07:39
      Цитата: Сергей Латышев
      РЖД давно уже все гробит. Об этом еще Навальный писал. И паралельно с ним уже другие , уже патриотичные, экономисты , технологи, журналисты...
      Но видно, цель такая....

      Ездил, кстати ,мимо такой станции "Крюково" . Дорого, богато , долго сооружали...
      Только:
      1)Поездов стало больше, но ходят также медленно, неспеша.... А за крюково в тверь - 1н в час. В обед вообще поездов в тверь нет. .
      2) отменили 2/3 (примерно) автобусов по Ленинградке. хочешь ехать именно на Ленинградку - стой жди. и немало жди...
      3) было 2 перехода из Зеленограда в Крюково - остался один. "не вписался в рыночек"

      Ну как тут цены не поднять на ЖД? Сверкающую холодную махину окупать же надо....

      Не оправдываю РЖД, но у них и так сейчас проблемы с персоналом. За 40к сцепщиком мало кто пойдет работать. Или рельсы таскать. Если курьером работать выгоднее, кто пойдет на железку. И это везде так. Корень в низких зарплатах-что учителей, что врачей, что рабочих. Кроме того, огромный дисбаланс в зарплатах в Москве и Питере и остальных регионах
  5. -4
    28 октября 2025 21:45
    Я так понял, опять все плохо и РФ все хуже и хуже. Правда вопрос, а когда было хорошо. Но то такэ.
  6. -1
    28 октября 2025 22:01
    Российская железная дорога выдержала даже перестройку. smile yes
    Сайт, как-то однобоко освещает события. Либерализмом попахивает. laughing

    P.S. Железная дорога, почта, банки... А где Чубайс, у сионистов в Израиле?
    1. +1
      29 октября 2025 07:41
      Цитата: isofat
      Российская железная дорога выдержала даже перестройку. smile yes
      Сайт, как-то однобоко освещает события. Либерализмом попахивает. laughing

      P.S. Железная дорога, почта, банки...

      Худо бедно существовала до санкций, пока сами же угольщики и металлурги не сократили производство и экспорт.
      1. +1
        29 октября 2025 13:40
        Чего вы до железнодорожников и угольщиков с металлургами докопались? Никак что-то опять приватизировать собрались? smile
      2. 0
        29 октября 2025 22:06
        ...сами же угольщики и металлурги не сократили производство и экспорт.

        Значит надо им наращивать производство и экспорт, тогда железная дорога заработает много денег и снизит тарифы и всем будет хорошо, и стране будет хорошо больше налогов получит.
        1. -1
          30 октября 2025 07:05
          Цитата: Pembo
          ...сами же угольщики и металлурги не сократили производство и экспорт.

          Значит надо им наращивать производство и экспорт, тогда железная дорога заработает много денег и снизит тарифы и всем будет хорошо, и стране будет хорошо больше налогов получит.

          Наращивать невозможно, так как экспорт закрылся/накрылся, а внутри спрос не очень благодаря политике Центробанка. Многие отрасли в кризисе.
          1. -1
            30 октября 2025 08:00
            ....экспорт закрылся/накрылся. Многие отрасли в кризисе

            А что случилось-то? Почему у нас за что не возьмись, всё накрылось медным тазом?
            1. 0
              31 октября 2025 07:45
              Цитата: Pembo
              ....экспорт закрылся/накрылся. Многие отрасли в кризисе

              А что случилось-то? Почему у нас за что не возьмись, всё накрылось медным тазом?

              Вы как будто сами не понимаете. Ипотека стала неподьемной, строительство сократилось, соответственно сократились закупки строителями металла и других стройматериалов. Экспорт упал из-за санкций. Кроме того, упали мировые цены на уголь и многие шахты стали убыточны.
              1. 0
                31 октября 2025 10:36
                Вы как будто сами не понимаете.

                Я то понимаю. Друг и коллега Галилея был Галилея не глупее. Он знал что вертится Земля, но у него была семья. Я туманно намекал на первопричины всего этого.
  7. -6
    28 октября 2025 22:17
    РЖД надо закрывать убыточные пассажирские перевозки, с нашими огромными расстояниями людей следует перевозить исключительно на авиации, а пригород на автобусах, оставить только фирменные поезда.
    1. +1
      28 октября 2025 22:58
      РЖД надо закрывать убыточные пассажирские перевозки,

      А билетов не купить летом. Люди заказывают билеты на юг чуть ли не зимой. Сейчас поезда двух этажные и все забиты. И что убыточно ??? Может зимой пустые ходят.
    2. +4
      28 октября 2025 23:43
      Гениально! Только вот маленькая проблема - свою авиацию угробили в 90е, а боинг\айрбас купить не можем из-за рестрикций.
  8. +1
    29 октября 2025 00:10
    Все никак не нажрутся капиталюги! Немеренные цены на паровоз итак из года в год растут, и ж/д рубят сук на котором сидят!
  9. -2
    29 октября 2025 08:55
    РЖД гробит угольную, лесную и строительную отрасли России

    Ура! Нашли крайнего.
    А за авиационную, космическую, автомобильную, электронную тоже РЖД ответственна?!
    За медицину, образование и цены на продукты, тоже?
    Когда же мы начнём называть вещи своими именами?!
    Начало и причина всему - путиномика.
    Всё остальное - следствие.
    Есть "нефтебабки" - что-то строится. Нет денег - кризис и повышение тарифов и цен.
    1. -2
      29 октября 2025 10:43
      Начало и причина всему - путиномика.

      - а что это?
      1. 0
        29 октября 2025 11:40
        А это та финансово-экономическая политика, которую проводит существующая власть.
        Спросите ещё, что такое культ личности.
        1. -1
          30 октября 2025 21:57
          Цитата: prior
          А это та финансово-экономическая политика, которую проводит существующая власть.
          Спросите ещё, что такое культ личности.

          Нормальное состояние экономики» существует только в экономических учебниках.
  10. +1
    29 октября 2025 10:53
    Кстати, вспомнилось....
    Когдато неприкасаемого с шубохранилищем как раз и обвиняли экономисты и журналисты, что он отсек от ЖД все прибыльные предприятия - гостиницы, питание, недвижимость, производства, добычу сырья и тп. и рассовал их "по своим". (якобы один сын заведует Российскими сетями гостиниц, другой - забугорными, - засветился на яхте в НАТО уже в СВО, паспорта Англии, греции, России). Неприбыльные активы - оставил в ЖД. А сам Якунин в Австрию жить, где фондики держал (там в интервью подтвердил наличие шубохранилища, видео было).

    естественно, поэтому ЖД и малорентабельно. Дело Якунина живет и процветает....
    1. 0
      29 октября 2025 18:55
      Дело Якунина живет и процветает....

      Конечно Якунина надо было гнать поганой метлой, но что поделаешь, если из одного кооператива.
      Только дело в том, РЖД не может устанавливать само тарифы на перевозки. Их устанавливает государство. А тут пришли в Минэкономики угольщики, и не просто так пришли и тарифы установили льготные.
  11. 0
    29 октября 2025 18:55
    Пятая колона в работе. В авиации одни проблемы, автомобилестроения чужое, радиоэлектронной промышленности нет и т.д. РЖД находится в системе, оно не может быть другим, это МПС было в Советском Союзе. Сейчас рынок, всё находится в собственности буржуев, в том числе и РЖД. Не нравится РЖД, есть самолёт, автомобиль, пароход, лошадь. Может пора всех буржуев упростить, как в 1917.