Для индийского рынка «Суперджет-100» придется удлинить и укоротить

2 619 8

Информация о том, что российская ОАК и индийская HAL подписали меморандум о совместном производстве в «стране слонов» ближнемагистрального лайнера «Суперджет-100», вызвала больше вопросов, чем ответов. Нужен ли вообще Нью-Дели такой самолет?

Наш товар, их купец


В предыдущей публикации, посвященной данной тематике, мы пытались разобраться, о какой именно версии «Суперджета» может идти речь: об оригинальном, где доля импортных комплектующих достигала 70%, права на производство которого Объединенная авиастроительная корпорация продала компании Mark AB Capital Investments из ОАЭ, или же про полностью импортозамещенный Superjet-New.



Логичное на первый взгляд решение совместно собирать в Индии Superjet-New может упереться в банальную нехватку двигателей ПД-8, которые нужны для производства этого лайнера в России наряду с гидросамолетом Бе-200 и необходимостью ремоторизировать вырабатывающие свой ресурс изначальные «Суперджеты», летающие на двигателях с подсанкционной французской «горячей» частью. Передача же Нью-Дели лицензии на самостоятельно производство этой силовой установки не представляется разумным и дальновидным решением.

Но есть и другие, не менее серьезные вопросы, которые, несомненно, возникнут у индийских партнеров. Первый и главный будет звучать так – а зачем им вообще понадобился ближнемагистральный лайнер на 100 мест, если Индии никто не запрещает покупать продукцию Boeing и Airbus, куда более соответствующую требованиям ее национальных авиаперевозчиков?

Действительно, еще когда «Суперджет» только проектировался при помощи американских консультантов из Boeing, отечественные специалисты с недоумением спрашивали, какую долю рынка рассчитывает занять компания «Гражданские самолеты Сухого». Лайнер вместимостью на 100 пассажирских кресел является достаточно редкой птицей, поскольку представляет собой среднюю арифметическую от реальных потребностей своего класса.

Достаточно посмотреть, на каких самолетах летает, например, крупнейшая индийская частная авиакомпания IndiGo, которая контролирует 40% всех авиаперевозок в Индии. Из 242 самолетов, принадлежащих ей, 29 представляют ближнемагистральный турбовинтовой франко-итальянский ATR 72 вместимостью в 72 пассажира, плюс ее 5 самолетов этого типа заказано.

Остальные приходятся на среднемагистральный Airbus A320 вместимостью в 180 мест, которых IndiGo имеет 47 штук, Airbus A320neo вместимостью в 180/186 мест, которых имеется в наличии 125 самолетов, а общий заказ составляет 500 лайнеров данного типа, и Airbus A320neo вместимостью 180/186 пассажирских кресел, общее количество которых должно составить 44 самолета.

Иначе говоря, для ближнемагистральных рейсов пассажировместимость «Суперджета-100» будет избыточной, а для бюджетных воздушных перевозок – недостаточной. Потому конкретно IndiGo российский самолет заинтересует едва ли, а это 40% внутреннего индийского авиарынка. И что же теперь?

75 и 120/140?


В данной связи стоит вспомнить, сколь тернистый путь уже успел пройти «Суперджет» в нашей стране. Построив при помощи советников из Boeing ближнемагистральный самолет на 100 пассажирских кресел, руководство «Гражданских самолетов Сухого» начали мудрить по поводу возможности разработки его удлиненной версии на 120, а то и 140 пассажиров.

Для этого предполагалось удлинить фюзеляж и крылья лайнера, взлетная масса которого должна были увеличиться до 55 тонн при дальности перелета воздушного судна не менее 3700 км. В своих презентациях топ-менеджеры компании-производителя намеревались захватить до 10% внутреннего китайского рынка. Было это в 2016 году, а первые «Суперджеты-120/140» покупатели должны были получить уже в 2019-м.

Отметим, что было это уже после Майдана на Украине в 2014 году, когда начали вводиться первые антироссийские санкции, но задолго до 24 февраля 2022-го, когда они стали всеобъемлющими. Почему этот более соответствующий рыночным требованиям самолет так и не взлетел?

Наиболее правдоподобное объяснение предполагает, что «Суперджет-120/140» слишком близко подошел к перспективному среднемагистральному лайнеру МС-21, самая «младшая» версия которого рассчитана на 132 пассажирских кресла. Чтобы не плодить излишнюю внутреннюю конкуренцию, «Суперджет», судя по всему, и перестали пытаться «растянуть».

Также не сложилась у него судьба в нашей стране и в 75-местной компоновке. Вот как эту ситуацию когда-то комментировал Владислав Филев, совладелец компании S7 Group, являвшейся одним из заказчиков «укороченной версии»:

Для региональных перевозок в России нужна машина именно на 75 мест, аналог советского регионального джета Ту-134. SSJ75 мог бы стать этой заменой. К тому же самолет изначально проектировался на 75 мест и в такой конфигурации S7 заказывала его еще в 2004 г., но потом его сделали 100-местным.

«Гражданские самолеты Сухого» действительно начинали работу над «Суперджетом-75», но в том же 2019-м от этого проекта отказались, мотивировав «отсутствием спроса». Спроса на 75-местный ближнемагистральный лайнер не было у «Аэрофлота» как якорного заказчика, который предпочел базовый вариант «Суперджет-100».

Так бесславно завершилась история попыток адаптировать этот пассажирский самолет под новые рыночные ниши в России. А вот для того, чтобы зайти на индийский рынок, думается, компании-производителю придется вспомнить и про «укороченную», и про «удлиненную» версии, иначе ничем хорошим это опять не закончится.
8 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    Вчера, 18:12
    Потеряли они самолётостроительные( в смысле проектирование и производство пассажирских авиалайнеров, не только "Сухой", но и "Ильюшин") компетенции, поэтому такие бестолковые многолетние "ёрзания" без значимых результатов! request
    1. D16
      0
      Вчера, 22:04
      В СССР у Сухого не было пассажирских самолетов. Терять было нечего. Ильюшинский Ил-114-300, как и SJ-100 близок к завершению сертификации. Индусы вполне могут купить SJ-100 в его нынешнем виде просто для того, что бы уйти от диктата западных производителей. Они попали с А-320 NEO как наша J7. Только мы под санкциями, а их кинули просто так. laughing .
      1. -2
        Вчера, 22:33
        Ну да, это же грузопассажирский транспортник Ил-112 оказался с перетяжелённым на 5 тонн планером и рухнул из-за загоревшегося двигателя.
        А Ил-114 пока ещё не сверзился-так что, можно "рассказывать" о "компетенции сохранены" вроде как?!
        И проблемные крыльевые шасси, легко протыкающие стойками топливные баки, "Сухой-Суперджета" вкупе с не до конца продуманным управлением боковыми джойстиками( весьма неудачными в "ручном режиме"), приведшие к жуткой катастрофе в московском аэропорту вашим ловким "перкручиванием" моих слов превращаются...превращаются в "непотерянные самолётостроительные компетенции"( просто не хотел обижать таким обобщающим словом их военную тематику)?! smile
        Но, вижу, что всё сказанное о "самолётостроительных компетенциях" вы правильно поняли, раз экивоками на "отсутствие у Сухого, мол, и терять-то нечего было", пытались оправдать и откосить на "вот-вот завершающиеся испытания". smile
        Индусы, ещё те хитрованы, при покупке лицензии всегда требуют 100% "локализации производства" у себя в Индии, т.е. сами себе российские фирмы создадут конкурентов.
        Танки Т-90 индусы вполне наладились "клепать", освоят и "Суперджеты", и двигатели к нему!
        Индусы упорные, не только хорошо петь и танцевать умеют( и "задиристой шагистикой" развлекать публику на погранпереходе).
        1. Комментарий был удален.
        2. Цитата: пищак
          Ну да, это же грузопассажирский транспортник Ил-112 оказался с перетяжелённым на 5 тонн планером и рухнул из-за загоревшегося двигателя.
          А Ил-114 пока ещё не сверзился-так что, можно "рассказывать" о "компетенции сохранены" вроде как?!
          И проблемные крыльевые шасси, легко протыкающие стойками топливные баки, "Сухой-Суперджета" вкупе с не до конца продуманным управлением боковыми джойстиками( весьма неудачными в "ручном режиме"), приведшие к жуткой катастрофе в московском аэропорту вашим ловким "перкручиванием" моих слов превращаются...превращаются в "непотерянные самолётостроительные компетенции"( просто не хотел обижать таким обобщающим словом их военную тематику)?! smile
          Но, вижу, что всё сказанное о "самолётостроительных компетенциях" вы правильно поняли, раз экивоками на "отсутствие у Сухого, мол, и терять-то нечего было", пытались оправдать и откосить на "вот-вот завершающиеся испытания". smile
          Индусы, ещё те хитрованы, при покупке лицензии всегда требуют 100% "локализации производства" у себя в Индии, т.е. сами себе российские фирмы создадут конкурентов.
          Танки Т-90 индусы вполне наладились "клепать", освоят и "Суперджеты", и двигатели к нему!
          Индусы упорные, не только хорошо петь и танцевать умеют( и "задиристой шагистикой" развлекать публику на погранпереходе).

          Опять "кирпич" от Пищака о том, как в России всё плохо. Самолёт Суперджет по вышеперечисленным причинам не летает по России с 2011 года. Танки Т-90 в России тоже неправильные? А Пишак знает как обустроить Россию. Все страны молодцы, но опять же кроме России
          У Боинга проблем с самолётами нет и никогда не было, так как у них есть компетенции по их строительству.
          Только вот интернет выдаёт следующее:

          - 11 марта 2024 года Boeing 787 Dreamliner, летевший из Сиднея в Окленд, резко потерял высоту. Пилот заявил, что на время потерял управление.
          -7 марта 2024 года у Boeing 777, взлетавшего в Сан-Франциско, оторвалось колесо шасси. Оно упало на припаркованные автомобили.
          -5 января 2024 года у самолёта 737 MAX 9 компании Alaska Airlines в полёте отвалилась дверь. Борт не успел набрать высоту, и трагедии удалось избежать
  2. 0
    Вчера, 19:39
    Все действия чиновников и менеджеров РФ от авиации направлены, как вытащить деньги из проекта для личного кармана. Сама система инициирует воровать, воровать и вовремя убегать. Индия возьмёт технологии, сделает свой самолёт, двигатели ей привезут А или Б. Уже был проект широкофюзеляжного самолета РФ-КНР, китайцы кинули РФ, тоже будет и с Индией. Грабли ждут.
  3. 0
    Вчера, 19:46
    Главное , чтоб не получилось "как всегда"..
    Вспомнить, что Индия уже неоднократно выходила из совместных авиа-проектов, из за медленности работ и отсутствия нормальной базы производства. (с Китаем произошла недавна схожая история). Не смогли даже индийцы столько танцевать, не смогли....
  4. D16
    0
    Вчера, 22:07
    Цитата: vlad127490
    двигатели ей привезут А или Б.

    PW-1000 на А-320 NEO уже привезли lol .
  5. D16
    0
    Вчера, 22:21
    Цитата: Сергей Латышев
    с Китаем произошла недавна схожая история

    Китайцы не хотели попасть под вторичные санкции и очень хотели делать крыло у себя, а двигатели покупать у RR. Потому и не срослось. Но геморрой с комплектующими для С-919 подсказывает, что всё не так однозначно. laughing