Проблемы с дальностью МС-21 открывают дорогу модернизированному Ту-214М

13 868 43

Стало известно о том, что разработчик перспективного среднемагистрального лайнера МС-21 существенно скорректировал его тактико-технические характеристики, сократив ожидаемую максимальную дальность полета аж на четверть. С чем это может быть связано и к чему может привести?

Ошибаться можно, врать нельзя


Напомним, что на лайнер МС-21 у нас возлагались очень большие надежды как на «убийцу» Boeing и Airbus в среднемагистральном сегменте. Основными конкурентными преимущества российского самолета перед западными были композитные крылья, существенно снизившие его взлетную массу, и более широкий, чем у них, пассажирский салон.



В таком виде отечественный лайнер действительно имел шансы не только оказаться востребованным на внутреннем рынке, но и даже слегка потолкаться локтями с продукцией Boeing и Airbus где-нибудь в дружественных странах, естественно, при условии хорошо налаженной постпродажной сервисной службы, на чем ранее провалился «Суперджет».

Однако западная дуополия решила не оставить МС-21 ни единого шанса, для чего с 2014 года проект российского лайнера был обложен секторальными санкциями. И это создало колоссальные проблемы, последствия которых аукаются до сих пор, поскольку доля импортных комплектующих в самолете изначально достигала 50%, включая композитные материалы для производства крыльев и киля.

Процесс импортозамещения затянулся на многие годы, сдвигая вправо сроки начала серийного производства, который запланировал на 2026-й. В результате иностранные комплектующие все-таки удалось заместить на отечественные аналоги, однако это привело к существенному отклонению технических характеристик самолета от первоначальных проектных параметров.

Так, в российской прессе уже проходила информация о том, что МС-21 оказался переутяжелен примерно на 6 тонн. Косвенно ее подтвердил глава Ростеха Сергей Чемезов, заявивший о начале работ над укороченной на одну секцию фюзеляжа версией лайнера:

Специалисты ОАК уже работают над ним. До конца года ждем эскизно-технический проект. Дальше – слово за государством, должны быть решены вопросы финансирования. После этого начнется разработка рабочей конструкторской документации. Преемственность с текущей версией МС-21-310, конечно, сохранится, поэтому должно получиться быстрее, нам не придется создавать самолет с нуля.

Соответственно, в укороченной версии МС-21 должно было заметно сократиться и количество пассажирских кресел, со 175 у МС-21-310 примерно до 153. Очевидно, что на подобные эксперименты в госкорпорации пошли не ради научного интереса, а вынужденно, поскольку уменьшенная пассажировместимость снижает и коммерческую привлекательность среднемагистрального лайнера в глазах потенциальных заказчиков.

Укоротить или подвинуться?


И вот теперь на сайте ОАК появилось сообщение, свидетельствующее о том, что разработчики предпочли пойти по пути снижения максимальной дальности полета МС-21 вместо укорачивания его пассажирского салона:

Дальность полета для версии МС-21-310 в двухклассной компоновке на 175 пассажиров теперь равна 3830 км вместо прежних 5100 км. Максимальная взлетная масса самолета при этом осталась прежней – 85 тонн.

При этом вполне справедливо указывается на то, что в процессе разработки с нуля любой самолет проходит этапы постепенной эволюции. «Реальный» МС-21 с уменьшенной на четверть дальностью сможет закрыть порядка 80% потребностей среднемагистрального сегмента на внутрироссийском рынке. Однако остаются еще 20%, для которых понадобится другой лайнер.

Это, например, перелеты из Иркутска в Москву и обратно, или же из России в популярную у наших туристов Турцию, или же в становящуюся приоритетным направлением для бизнеса Юго-Восточную Азию. И отечественный самолет, подходящий для таких воздушных маршрутов, у нас есть.

Это, конечно же, среднемагистральный Ту-214, способный перевезти от 175 до 210 пассажиров, в зависимости от компоновки салона, практическая дальность которого достигает 6,5 тысячи километров. После 24 февраля 2022 года этот самолет советской разработки рассматривался в «верхах» в качестве некоего временного «костыля», но сейчас ситуация кардинально изменилась.

Теперь этот лайнер становится фактически безальтернативным на целых направлениях, которые МС-21 в обозримом будущем закрыть не сможет по своим техническим характеристикам. И это дает уникальный шанс амбициозной компании «Туполев», которая стремится занять свою нишу на российском рынке.

Еще в 2024 году в Казани был создан Инновационный конструкторский центр, перед которым была поставлена задача улучшить технические характеристики лайнера Ту-214М, снизив его вес и увеличив дальность полета, а также оптимизировав трудоемкий процесс производства. Добиться этого можно прежде всего за счет отказа от трехчленного экипажа в пользу двухчленного, что можно сделать, перенеся кабину от МС-21 на «тушку».

Кроме того, казанские инноваторы намерены повысить топливную эффективность самолета. Если они смогут добиться поставленных целей в кратчайшие сроки и перейти к конвейерному процессу производства Ту-214М, то этот лайнер имеет высокие шансы занять те сегменты внутреннего рынка воздушных перевозок, откуда выпал МС-21.
43 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +20
    11 ноября 2025 12:43
    Дай путинским либералам решать задачу и они обязательно ее испортят. Способные только на раздербанивание бюджетов и воровство, задачи не способны решать. Решение подобных задач возможно только ставя во главу угла нац. интересы, а не возможности экономии при решении задачи путем импортных составляющих, дающих откаты в карманы специалистов по освоению. К сожаление Путин тоже ставит во главу угла только деньги, экономя на окончательном решении задач. Отсюда у него и управленцы финансами и экономикой к тому как потрачены деньги и решены ли задачи относятся наплевательски. Впрочем как и он сам. Были бы объяснительные. Безответственность -важнейший принцип либерального управления.
  2. +16
    11 ноября 2025 13:08
    Без советских галаш никак, скоро почти как 40 лет пройдет с развала СССР а похвастаться особо нечем. Еще 5 лет правления этого незаменимого раба на галерах и уже даже не знаю что от страны останется.
    1. +9
      11 ноября 2025 22:21
      Причины надо писать точно, как было на самом деле. Советский Союз не развалился, его насильственным образом ликвидировали.
  3. +8
    11 ноября 2025 13:38
    ой, как все это неожиданно, но ведь главное верить....
  4. +9
    11 ноября 2025 14:39
    Напомним, что на лайнер МС-21 у нас возлагались очень большие надежды как на «убийцу» Boeing и Airbus в среднемагистральном сегменте.

    - и все сразу стало ясно. Как "убийца" (айфонов, процессоров, старлинков, мониторов, планшетов) - то безнаказанное воровство, зомбирование мозгов и вывод денег за бугор.

    Здесь, возможно, проблема с крыльями из "переможного" композита. Сначала их расхваливали до небес , потом заткнулись, пошли намеки на проблемы, китайцы отказались и т.д.

    Ту-214М.... вряд ли сыграет на 100%. 0) тоже тяжелее аналогов был вроде. 1) Казань - там президент татарстана с кланами сам берет деньги и сам же их осваивает как директор и владелец авиапредприятий. 2) Сердюков, рогозин и прочие уже давно все "оптимизировали" в отрасли. Теже люди что гробили ,теперь и развивают.....

    А Ту-214 и 204 - известны еще и тем, что кто их заказывал ,тот банкротился.... Увы.

    Как раз сегодня новость встретил, Аэробус выкатил 1й экземпляр нового дальнерейсника....якобы на 12 тыс км.
  5. +5
    11 ноября 2025 14:43
    укороченный и ближнемагистральный мс 21 никому не нужен вообще ибо есть суперджет, они оказываются в идентичной сфере применения и иметь двух нет смысла.....
    В стандартной компоновке самолёт Ил-114 рассчитан на 64 пассажира. Максимальная вместимость — 68 мест.
    Superjet 100 (RRJ-95): число мест — 87/100
    Вместимость пассажирского самолёта Ту-214 зависит от компоновки салона:
    Моноклассная — до 210 пассажиров.
    Двухклассная — до 175 пассажиров.

    Количество мест в пассажирском салоне Ил-96 зависит от модификации:
    Ил-96-300: в кабине двух классов — 235, в кабине трёх классов — 262, в экономическом классе — 300.
    Ил-96М: в кабине двух классов — 335–342, в кабине трёх классов — 311–318, в экономическом классе — 376–386, в чартерном варианте — 413–435.
  6. +7
    11 ноября 2025 14:45
    в укороченной версии МС-21 должно было заметно сократиться и количество пассажирских кресел, со 175 у МС-21-310 примерно до 153.

    Абсурд какой то. Вместо того, чтобы идти по пути снижения веса наших систем и комплектующих решили снизить оптимальное количество мест и укоротить корпус самолета. А это фактически создание нового самолета и огромные траты денег и времени. И будет ли этот самолет вообще востребован на рынке, когда его сделают?. Если не можем создать свои бортовые системы лучше или аналогичные зарубежным, то почему сделать хотя бы их копии, как китайцы это практикуют?.
    1. +2
      11 ноября 2025 17:26
      Нормальное решение, самолет нужен здесь и сейчас, доступа к японским композитам нет, а свои разработать и произвести с подходящими характеристиками еще десяток лет уйдет. Китайцы же в отличие от нас не настолько обложены санкциями и вполне могут покупать те же американские двигатели и европейскую авионику.
  7. +2
    11 ноября 2025 17:52
    Я случайно узнал, что авиапром России внезапно и ,как всегда, энергично возглавил профессиональный комсомолец Рогозин,известный как невор,немошенник и неболтун.Но Чубайс по сравнению с ним просто ребенок!
    1. -2
      11 ноября 2025 22:54
      Мыкола, что ты еще знаешь? Когда у Путина новая колода появиться знаешь?
  8. +9
    11 ноября 2025 18:28
    Если , то ... Основной нарратив автора. Да не в этом дело. Во-первых, на Ту-214 штурвал и отработанная система управления. На СуперДжете и МС-21 сырые аналоги продвинутой канадско-американской системы управления на джойстиках со своими вычислителями и приводами, опыта создания которых у нас нет. И мы, даже при удачном стечении обстоятельств , будем несколько лет доводить эти системы до заданной надёжности для гражданской авиации. Только по этой причине в ближайшие 3-4 года этих самолётов не будет. Во-вторых, Ту-214 спроектирован под наши громоздкие системы и агрегаты, выпуск которых, возможно возможен и кондиции не утрачены. Евроконструкторы спроектированы под передовые импортные системы, аналоги которые у нас только стали производить , или не производят до сих пор. Наши агрегаты и оборудование в 2 раза больше и менее надёжно. Зачем вам вешают лапшу на уши и не бросили все силы на реальный Ту-214, хотя и там проблем хватает. Можно составить список проблемного оборудования и на всех самолётах - это одно и тоже. Такое впечатление , что в руководстве одни бараны и политологи... и расточительные воры...
    1. +5
      11 ноября 2025 19:35
      Цитата: СEBEP
      впечатление , что в руководстве одни бараны... и расточительные воры...

      Расточительные воры и морально ущербные существа.
    2. -1
      11 ноября 2025 23:21
      у-214 спроектирован под наши громоздкие системы и агрегаты,

      Вы про ламповые агрегаты, что ли? )))
  9. +2
    11 ноября 2025 19:32
    Как бы еще это авно СС-100 похерить в угоду Ту-334М, я не понимаю, как можно похерить лучшее, что у нас есть am
  10. +7
    11 ноября 2025 22:11
    Цитата: СEBEP
    Такое впечатление , что в руководстве одни бараны и политологи... и расточительные воры...

    Да что вы? У нас там исключительно продвинутые менеджеры.
  11. +10
    11 ноября 2025 22:35
    Есть полностью готовый Ту-204. Буржуи хотят экономить на 3 члене экипажа. Господам от власти пора решить, они стоят на защите национальных интересов России или защищают карман буржуев.
    Если так критично, то пусть государство выдаёт зарплату третьему члену экипажа. А, ещё лучше, создайте казённое предприятие авиаперевозок, туда переведите все самолёты российского производства и пусть барыги от авиации конкурируют с государством. Пора карман государства отделить от кармана барыг.
  12. -5
    11 ноября 2025 23:20
    Дальность полета для версии МС-21-310 в двухклассной компоновке на 175 пассажиров теперь равна 3830 км вместо прежних 5100 км. Максимальная взлетная масса самолета при этом осталась прежней – 85 тонн.

    Маржецкий, а доказать эту чушь вы можете? Падение дальности с 5500 до 3800? Там что, чугун в крыльях стали использовать???
    1. Комментарий был удален.
    2. +4
      Вчера, 10:33
      Маржецкий, а доказать эту чушь вы можете?

      Это данные из пресс-релиза ПАО "ОАК".
      1. 0
        Сегодня, 00:35
        Да, согласен. Я первый раз лоханулся в отношении маржецкого. Заглянул на сайт ОАК и что я увидел? Мы в полной отсталой жопе. Самолет с композитным крылом летит ближе, чем металлические max и neo.

        Я в диком шоке. Вот путин нарулил за 25 лет!
  13. +4
    Вчера, 00:57
    Прожектор много, самолётов, как не было так и нет, зато миллиардеров прибавилось.
  14. +7
    Вчера, 04:12
    Краткие выводы из статьи:
    1. "Убийца" А и В теперь может убить только с очень близкого расстояния, т.к. современные А и В уже вовсю летают беспосадочно через океан.
    2. Если МС-21 (Магистральный Самолет 21 века) не может даже долететь из Москвы до Иркутска, может стоить возобновить производство Ту-154М, который летал Москва - Чита (что примерно было на час полета дальше)?
    3. Получается, что спущенные в унитаз деньги на разработку Байкала - это только начало.
    4. Советский Ту-214 разработки конца 70х годов прошлого века, от которого формально отказался Аэрофлот, становится безальтернативным вариантом. Но...и их тоже - нет. Обещали в 2024 г аж 3 шт. Выпустили один. В 2025, похоже, будет ноль.

    Может в консерватории что-то подправить?

    Михаил Жванецкий
  15. +4
    Вчера, 04:15
    Цитата: Savage3000
    Дальность полета для версии МС-21-310 в двухклассной компоновке на 175 пассажиров теперь равна 3830 км вместо прежних 5100 км. Максимальная взлетная масса самолета при этом осталась прежней – 85 тонн.

    Маржецкий, а доказать эту чушь вы можете? Падение дальности с 5500 до 3800? Там что, чугун в крыльях стали использовать???

    В крыльях - точно не чугун. А вот замена основных систем самолета на неимеетаналоговвмире добавила несколько тонн. Сколько точно - знают несколько человек, но если они это скажут, то их тут же отодвинут от кормушки. А что такое, например, 5 тонн? Это - примерно 50 пассажиров с багажом. Или это - лишние километры. Или - коминация того и другого. В результате (если, например, движок тянет слабее, чем ожидалось, а вес самолета увеличился), уменьшается дальность полета И полезная нагрузка. Как-то так.
    1. 0
      Сегодня, 00:38
      Да? ну хорошо. Масса на 10% увеличилась. Даже меньше. Но с чего дальность упала на 35%???

      Я в шоке. Знал, что ан-2 делали несколько лет в ссср. знал что на байкал слили миллиарды и ничего не получили... но надеялся что мс-21 ок. но не ок. мы в полной жопе.

      25 руления рабогалерного показали себя.
  16. -2
    Вчера, 08:44
    Похоже на утку. Про то, что МС-21 потяжелел на 6 тонн, уже писали всякого рода диванные эксперты. А реально он потяжелел менее, чем на 2 тонны. Дальность 4800. С таком показателем он и проходит сертификацию. Ту-214Д имеет дальность 6500, он может летать из Москвы в Магадан, Хабаровск, Якутск. Это его ниша. МС-21 же закроет основные маршруты 1 - 4 тыс км. Снизу еще новый Суперджет. 0,7 - 3 тыс км. Оценка заказа по рынку: Мс-21 -70%, Суперджет -20%, Ту-214 - 10%. Последний еще закажут военные.
    А МС-21 сдвинет как минимум 737 в дружественных юрисдикциях. Частично конечно, но сдвинет. Не зря запад так его боится…
    1. 0
      Вчера, 13:02
      видимо глава ОАК и есть главный уточник......
  17. +3
    Вчера, 08:56
    Нынешняя "элита" с грязными опами не устает плевать в сторону СССР, но до сих пор и регулярно не брезгуют пользоваться тем что от него осталось, а вот создать что-то свое у либерстни путинской получается с большим трудом, единственное что они хорошо научились это пилить бюджет и не отвечать за угробленные финансовые и материальнве ресурсы
    1. -1
      Вчера, 09:51
      Вот эта путинская либерасня, конечно же ничего не создала... А вот интересно, что Вы, лично, создали полезного в своей жизни?
  18. +1
    Вчера, 10:34
    Пока экипаж Ту-214 не будет снижен до 2-х человек этот самолёт будет ущербным. Что касается МС-21, то бОльший, чем у конкурентов диаметр фюзеляжа априори увеличивает сопротивление воздуха, снижая дальность. Жаль, что менеджеры этого не знают.
  19. +4
    Вчера, 10:43
    СВО наглядно показала, какая техника чего стоит.
    Не имея самолётов в серийном производстве и эксплуатации, об их надёжности, востребованности и экономичности , можно только гадать.
    Настоящий хозяин выпустил бы оба образца самолётов и ТУ 214 и МС 21.
    А по результатам опытной эксплуатации понял "ху из ху" и что с этим делать.
    Но это настоящий хозяин, а не.....
  20. 0
    Вчера, 12:06
    А на сколько летал Ту-154? Ту-134? Як-42?
    1. +1
      Вчера, 13:08
      Ту-154м до Якутска из Москвы и Питера доставал....
      1. +3
        Вчера, 13:17
        Я понимаю что он был сделан из чугуна и галоши... Но как? (сарказм)
        1. +1
          Вчера, 13:23
          потому что пилоты были настоящими коммунистами bully
          вообще если честно, то на данном маршруте летали в основном Ил-62, хотя я застал еще полеты Ил-18 с посадкой в Толмачево, Ту-154м появились уже во времена РФ, потом недолгий промежуток летали ИЛ-96, я даже пару раз попал на них, ну а затем уже Боинги и Айрбасы...
          1. +1
            Вчера, 13:29
            В Иркутске они были в 1989 году точно. И видел и радио 2 недели в гостинице постоянно их рекламировало в новостях города.
          2. +1
            Вчера, 13:32
            Да... Толмачево большой. Новосиб все же большой город. И довольно уютный.
      2. +1
        Вчера, 13:24
        Я 2 новеньких Ту-154М видел в аэропорту Иркутска в 1989 году. Красота и мощь. Самолетов 20-25, точно было в общем. И был 2 месяца назад в аэропорту Новокузнецка. 1- L-410(вроде), сс-100 и одна иномарка. И 7 или 8 Ту-154 с облезшей краской, убитых.
  21. +3
    Вчера, 13:51
    Вот это ХА!!!, 30-летний Ту214 эффективнее новейшего МС21, вот что значит советская школа, и нашим эффективным манагерам до советских "отсталых" управленцев очень и очень далеко, а я вот спрашиваю - если смогли 30-летнюю конструкцию довести до нужных потребностей, неужели нельзя современную конструкцию хотя бы дотянуть до 30-летней???
    1. 0
      Вчера, 18:27
      Даже Ту-154М эффективней(старая калоша). А 3й член экипажа... Так могут вообще без экипажа отправлять. Только пассажиров не будет. Дураков нет.
  22. 0
    Вчера, 17:11
    И отечественный самолет, подходящий для таких воздушных маршрутов, у нас есть
    это, конечно же, среднемагистральный Ту-214

    Этот самолёт ЕСТЬ только в бумажных отчётах манагеров из ОАК и ещё не известно пролетит ли он с полной загрузкой дальше чем МС-21 и ещё неизвестно сколько лишних тонн окажется у Ту-214.
    1. +2
      Вчера, 18:32
      Так может отремонтировать Ту 154? Но перед этим заменить управляющий на знающих? Хотя бы для начала? Управлять должен профильный специалист, который хоть что-то делал руками, а не языком.
  23. 0
    Сегодня, 00:32
    Цитата: Glagol1
    Похоже на утку. Про то, что МС-21 потяжелел на 6 тонн, уже писали всякого рода диванные эксперты. А реально он потяжелел менее, чем на 2 тонны. Дальность 4800. С таком показателем он и проходит сертификацию. Ту-214Д имеет дальность 6500, он может летать из Москвы в Магадан, Хабаровск, Якутск. Это его ниша. МС-21 же закроет основные маршруты 1 - 4 тыс км. Снизу еще новый Суперджет. 0,7 - 3 тыс км. Оценка заказа по рынку: Мс-21 -70%, Суперджет -20%, Ту-214 - 10%. Последний еще закажут военные.
    А МС-21 сдвинет как минимум 737 в дружественных юрисдикциях. Частично конечно, но сдвинет. Не зря запад так его боится…

    В каких еще "дружественных"? Батька активно б.у.шные А скупает. Кроме него уже никто не дружит. Нафиг ему этот МС сдался?
  24. 0
    Сегодня, 00:35
    Цитата: Штурм_2022
    И отечественный самолет, подходящий для таких воздушных маршрутов, у нас есть
    это, конечно же, среднемагистральный Ту-214

    Этот самолёт ЕСТЬ только в бумажных отчётах манагеров из ОАК и ещё не известно пролетит ли он с полной загрузкой дальше чем МС-21 и ещё неизвестно сколько лишних тонн окажется у Ту-214.

    Ну почему же? Их медленно, примерно 1.5 шт в год, но выпускают крайние годы для военных и СЛО Россия. Они даже летают.
  25. 0
    Сегодня, 00:41
    Маржецкий, прошу прощения. Единственный раз когда я не прав. Прилагаю фото с сайта ОАК. Действительно 3800 км.

    Деградация 25 лет рабогалерного сработала. мы в полном анусе. Композитный самолет летит ближе, чем алюминиевые max и neo.

    Это конец.