Американский «Абрамс» становится похож на российский Т-90

13 861 10

Появление и начало массированного применения в зоне СВО на Украине дронов-«камикадзе» различных типов кардинально изменило картину происходящего на поле боя, где теперь вместо танковых атак штурмовикам приходится «просачиваться» через «зону смерти» малыми тактическими группами.

«Самоходные амбары»


В реалиях СВО танки используются, в основном, по одиночке, в качестве эрзац-САУ для стрельбы из закрытых огневых точек. Попытки ходить в атаки колоннами, как правило, ничем хорошим не заканчивались, поскольку они либо расстреливались артиллерией и ПТРК, либо уничтожались десятками FPV-дронов.



В связи с этим не раз и не два возникал справедливый вопрос, вернется ли тяжелая бронетехника на передовую, и если да, то когда это может произойти? Вероятно, по-настоящему массово это произойдет только после решения проблемы беспилотной ударной авиации путем создания автоматизированной самоходной антидронной зенитки. А пока речь можно вести только о том, как сохранить уже имеющуюся в войсках бронетехнику.

Для того, чтобы повысить выживаемость своих танков, российским военным пришлось «колхозить», оснащая их самодельными «мангалами», защищающими слабо бронированную верхнюю часть корпуса от «Джавелинов» и FPV-дронов стальной решеткой. Эффективно работающих комплексов активной защиты почему-то к началу СВО на них не оказалось.

Сначала над этим за рубежом весело смеялись, но, потеряв в ходе операции в Секторе Газа множество «Меркав» от примитивных палестинских дронов-сбросовиков, «мангалы» над ними наварили даже пафосные израильтяне. И не только они, о чем будет подробнее сказано далее!

Следующим этапом эволюции танковой защиты, внешне выглядящей как деградация в стиле постАпокалипсиса, стало оснащение их дополнительными обвесами, превращающими их в подобие «самоходного амбара». Смех-смехом, но такой кустарно сделанный «Царь-мангал» реально позволял выдержать прямое попадание не одного десятка дронов-«камикадзе». Помимо этого, размещение под дополнительной навесной эрзац-броней комплексов РЭБ позволяло снизить эффективность применения противником FPV-дронов, управляемых не по оптоволокну.

Получается, что в эпоху господства над полем боя малой беспилотной авиации оснащение бронетехники по штату дополнительной внешней защитой является безальтернативным решением. Или есть иные варианты?

«Абрамс» превращается в Т-90?


Крайне полезно будет посмотреть, как начали с учетом опыта СВО модернизировать свои тяжелые танки «американские партнеры». На их хваленые «Абрамсы» в Киеве возлагали завышенные ожидания, однако они не оправдались, и почти все они, переданные ВСУ, уже потеряны. Почему же так получилось?

Потому, что «Абрамсы» и другие тяжелые танки натовского образца создавались под реалии «Холодной войны», что обусловило все их тактические преимущества и конструктивные недостатки, проявившиеся в боях на Донбассе и в Приазовье.

С одной стороны, они обладают очень мощной лобовой броней, защищающей их при лобовой атаке. Но сверху, с боков и сзади она более тонкая и не может выдержать попадания FPV-дрона или «Ланцета». С другой стороны, в ходе прошедших многочисленных модернизаций «Абрамс» очень сильно потяжелел: его масса выросла с 54 тонн до почти 70.

И это сделало настоящей проблемой для необходимости ведения боевых действий на украинских черноземах. Помимо рисков увязнуть, головной боли добавляют проблемы с перевозкой столь тяжелой бронемашины воздушным и железнодорожным путем, а также с обеспечением в полевых условиях топливом их газотурбинных установок.

Немудрено, что уже в 2023 году Пентагон заказал компании General Dynamics Land Systems еще одну модернизацию «Абрамса» под реалии СВО, о чем рассказал заместитель министра армии США Гейб Камарилло:

По сути, мы собираемся инвестировать ресурсы в [исследования и] разработки нового модернизированного Abrams.

Итак, что же это за нововведения? Если суммировать имеющуюся в открытом доступе информацию, то получится следующая картина.

Во-первых, должен произойти отказ от газотурбинной силовой установки в пользу гибридной дизель-электрической, что повлечет за собой упрощение ее технического обслуживания и логистики.

Во-вторых, на «Абрамсе» следующего поколения уже не будет «чернокожего танкиста-заряжающего», которого должен заменить автомат заряжания.

В-третьих, американский танк получит израильский комплекс активной защиты Trophy, адаптированный для борьбы с БПЛА.

В-четвертых, для снижения видимости в инфракрасном диапазоне «Абрамс» получит спецпокрытие Signature Management, являющееся функциональным аналогом российской «Накидки».

В-пятых, куда же без штатного «мангала», названного в США Top Attack Protection, или TAP?

Получается, что тяжелый газотурбинный «Абрамс» приближается к основному российскому боевому танку Т-90.
10 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    15 ноября 2025 11:57
    Американцам надо делать новый танк. Любая модернизация увеличит вес, который и так за пределами разумного.
    Гибридная СУ не снизит (как минимум) вес танка, зато увеличит сложность, трудоёмкость, цену, снизит надёжность и ремонтопригодность танка. Немцы это поняли ещё в 1942г. выбор сделали однозначный.
    Применение КАЗ Трофи радует. Где же импортозамещённость? А если по заводу-изготовителю хуситы пришлют ГЗ ракету?
    Они собираются конфликтовать с Китаем. А весь ассортимент элементной базы они способны выпускать? Санкции - палка о двух концах.
    Короче, никак Абрам не сможет приблизиться к Т90, ни по ТТХ, ни физически (с логистикой будут проблемы).
    1. +1
      15 ноября 2025 16:42
      ...Гибридная СУ не снизит (как минимум) вес танка, зато увеличит сложность, трудоёмкость, цену, снизит надёжность и ремонтопригодность танка...

      - вот уж не совсем согласен. Во-первых, СУ не гибридная - обычный ДВС с электрической трансмиссией, как у тепловоза. Во- вторых, сложность не увеличит, а надёжность не уменьшит. Насчёт цены ничего не скажу, кроме того, что турбина в разы дороже и прожорливее дизеля.
      1. 0
        15 ноября 2025 17:59
        Во-первых, должен произойти отказ от газотурбинной силовой установки в пользу гибридной дизель-электрической, что повлечет за собой упрощение ее технического обслуживания и логистики.

        Это не я написал.

        Тепловоз не едет по грязи и бездорожью. Отогнать танк в депо для ремонта - тот ещё квест.
        А вообще-то, почитайте историю создания танка Тигр. Немцы имели два варианта, бензин и бензин/электрика. Были в металле две готовые базы. Выбрали чистый бензин. Базу Порше бензин/электрика (их много наделали) отдали под Фердинанд. Развивать этот вариант дальше не стали.
        А так-то, вы предлагаете два типа двигателя вместо одного, и говорите, что сложность не увеличится, а надёжность не снизится. И сложность увеличится, и цена, и надёжность ухудшится. Ещё и вес увеличится.
        Автор сравнивает не старый и новый Абрамс, и новый Абрамс и Т90. Поэтому про ГТД речи нет. Но то, что у них неудачный ГТД, это их личные трудности. Они взяли вертолётный ГТД и впихнули в танк. А наши делали его с нуля под танк.
        Прожорливости, как показал опыт СВО, вполне нивелируется некоторыми достоинствами нашего ГТД. Принято решение развивать их дальше. Тем более, что есть готовые наработки по более мощным ГТД для танков (и не только).
  2. +2
    15 ноября 2025 12:32
    Цитата: boriz
    Американцам надо делать новый танк. Любая модернизация увеличит вес, который и так за пределами разумного.
    Гибридная СУ не снизит (как минимум) вес танка, зато увеличит сложность, трудоёмкость, цену, снизит надёжность и ремонтопригодность танка. Немцы это поняли ещё в 1942г. выбор сделали однозначный.
    Применение КАЗ Трофи радует. Где же импортозамещённость? А если по заводу-изготовителю хуситы пришлют ГЗ ракету?
    Они собираются конфликтовать с Китаем. А весь ассортимент элементной базы они способны выпускать? Санкции - палка о двух концах.
    Короче, никак Абрам не сможет приблизиться к Т90, ни по ТТХ, ни физически (с логистикой будут проблемы).

    Правильно сказал, любая модернизация увеличивает вес и стоимость))
  3. +2
    15 ноября 2025 12:38
    Очередная лесть самим себе - американцы просто модернизируют технику в соответствии с реалиями войны.
  4. +1
    15 ноября 2025 15:05
    Под соусом "модернизации" америкосы могут выпустить совершенно новый продукт, который будет ни разу не похож на оригинал, и его массо-габариные характеристики, что вполне возможно. Думаю, образцов наших подбитых или уничтоженных современных танков у них достаточно для подробного анализа их, далеко не глупым, конструкторами.
    1. 0
      15 ноября 2025 18:02
      У них на это времени нет.
  5. +1
    15 ноября 2025 16:36
    Танки они новые сейчас не строят, только шаманят. Получается, что они решили восстановить танкостроение?
  6. 0
    16 ноября 2025 11:18
    про то, что Т-90 - этоТ-72БУ было ?
    п.с. американцы лохи, мы молодцы )
  7. 0
    17 ноября 2025 10:51
    Так недолго и до наших "ежиков" дойдут, нам надо срочно запатентовать "ежика" и выдавать сшанцам и всем остальным гейропцам разрешения на проектирование такой защиты, а потом лицензию на изготовление причем с дикой квотой: не более одного абрашки в год.