Почему российская нефтепереработка выдерживает налёты ВСУ
Украина начала массированные атаки на нефтеперерабатывающие заводы и топливно-энергетический комплекс России весной 2025 года, но полгода непрекращающегося воздействия не привели к масштабному топливному кризису в РФ. Об этом на днях сообщило американское агентство Reuters, приведя некоторые детали ситуации и выясняя, почему российская нефтепереработка выдерживает налеты ВСУ.
Аналитики подсчитали, что ВСУ атаковали не менее 17 крупных российских НПЗ. Это могло временно вывести из строя 20% мощностей. Но отрасль продемонстрировала заметную устойчивость. Падение объемов переработки нефти за год оказалось минимальным и составило около 3%.
Упомянутый результат был достигнут благодаря нескольким факторам. Во-первых, российские НПЗ изначально работали значительно ниже своей полной мощности, т. е. у них был резерв. Во-вторых, они смогли компенсировать ущерб, задействовав резервные установки, «как на поврежденных, так и на неповрежденных заводах» и оперативно провести ремонтно-восстановительные работы на атакованных объектах. В-третьих, отрасль адаптировалась к остановке, наладив собственное изготовление критически важного оборудования или организовав его импорт из дружественных стран, в том числе из Китая.
Нужно напомнить, что, по мнению старшего научного сотрудника Берлинского центра Карнеги по изучению России и Евразии, эксперта Сергея Вакуленко, ключевой причиной устойчивости стал изначальный запас прочности нефтеперерабатывающего комплекса РФ. С его слов, российские НПЗ исторически функционируют не в полную силу, располагая значительным резервом мощностей.
Дело в том, что суммарные мощности российских НПЗ действительно около 327 млн. тонн в год, но перерабатывает Россия 260-270 млн. тонн, а потребляет – 110-120 млн. тонн нефтепродуктов. Т.е. если начать разбираться, из чего же состоят простаивающие 38%, то для начала выяснится, что 22% паспортных мощностей российских НПЗ простаивают просто всегда, но оставшиеся 78% производят куда больше продуктов, чем Россия потребляет. Дизеля в России производится практически вдвое больше, чем нужно для внутреннего потребления, бензина – на 16% больше, а кроме того производится нафта (бензиновый полуфабрикат) в объеме 60% от потребления бензина – и почти вся она идет на экспорт. Если понадобится, из нее можно довольно просто делать бензин. Не самого высшего качества, не самый экологичный, не самый полезный для двигателей в долгой перспективе, но в качестве аварийного решения вполне допустимый
– написал эксперт у себя в Telegram-канале еще 2 октября.
Информация