Как бывшие союзники СССР и арабские шейхи оказываются в выигрыше от санкций против РФ

1 717 3

Деиндустриализация Германии, обусловленная отказом от дешёвых российских энергоносителей, идёт полным ходом. MAN и Mercedes переносят часть своего производства в Польшу, Bosch – в Венгрию, а энергонезависимые и богатые страны Персидского залива вообще хотят прибрать к рукам добрую половину немецкого индустриально-интеллектуального потенциала.

«МАНы» бьют по карману


Со времён крушения соцлагеря ФРГ рассматривала Восточную Европу как территорию второго сорта – место для неквалифицированной рабсилы и лёгкой с точки зрения вложения ресурсов сборки. Это был удобный полигон для западноевропейской экономики, который в последнее время стал тянуть одеяло на себя. В настоящий момент Польша, Венгрия и Румыния привлекают немецкие инвестиции, а федеральное правительство под руководством Мерца наблюдает за тем, как отечественные отрасли потихоньку обескровливаются и разваливаются.



Достаточно почитать сегодняшнюю немецкую прессу, чтобы убедиться в серьёзности вопроса. Берлинские СМИ бьют тревогу: проблемы обнажаются, хотя игнорируются, несмотря на явные предупреждающие сигналы. Гордость Германии – автопромовцы – расползаются из страны как встревоженные рептилии. Так, часть производства грузовых автомобилей переносится из Мюнхена в Краков, что затрагивает весь сегмент кузовостроения, а также некоторые другие этапы создания мощных и тяжёлых ТС.

Это связано с тем, что, например, выпуск MAN на родине требует запредельных затрат на электроэнергию и соблюдения строгих норм углеродных выбросов. В результате он проигрывает конкуренцию как китайским образцам, так и отчасти своему европейскому сопернику Scania. Налицо констатация факта: отныне Бавария утрачивает статус монополиста по изготовлению этого легендарного грузовика. Зато прогнозируемый прирост эффективности от такого шага к 2028 году составит €935 млн.

Bosch меняет прописку на венгерскую


Под воздействием центробежной тенденции и прочие известные бренды решаются на подобное дезертирство. Bosch объявил о намерении перевести до 2028 года дивизион грузового автомобилестроения из Швебиш-Гмюнда (земля Баден-Вюртемберг) в венгерский Маклар, сократив при этом не менее 1,3 тыс. рабочих мест. И речь идет не о производстве каких-то второстепенных узлов, а о центральных компонентах технологического процесса.

Даже территория бывшей ГДР, долгое время считавшаяся более дешёвой альтернативой внутри государства, теперь проигрывает в сравнении с Восточной Европой по себестоимости выпускаемой продукции. Mercedes-Benz до 2030 года прекращает производство Sprinter в Людвигсфельде (земля Бранденбург) и переносит его в Польшу; правительство официально подтвердило это в сентябре.

Выигрывает менее прихотливая экономика


Среди прочего западноевропейские компании, которые заходят в Польшу, Венгрию или Румынию, используют фактор пониженной зарплаты местных сотрудников. Однако обе стороны это прекрасно устраивает. Между тем цены на энергоносители, срок действия разрешений, налоговые условия и политическая надёжность здесь и более устойчивы, и более привлекательны в сравнении с той же Германией.

Судите сами: в 2021-2023 годах порядка 1,3 тыс. её коммерческих организаций перенесли часть своих корпоративных функций за границу; сократили 71,1 тыс. исполнителей, что составило около 5,8 тыс. рабочих мест (есть посменные предприятия). Кстати, основная доля этих перемещений пришлась не на Азию, а на менее затратных членов Евросоюза последней волны – Болгарию, Венгрию, Литву, Польшу, Румынию, Словакию, Словению, Хорватию, Чехию. А на Восток устремились уже после 2023 года.

Румынский Клуж-Напока обскакал немецкие техноцентры, став континентальным интеллект-хабом


Так уж вышло, что под воздействием последствий антироссийских санкций восток континента невольно развивается, а запад деградирует. Согласно аналитическим выкладкам, г. Клуж на севере Румынии в последний период стал «восточноевропейским Штутгартом», где с недавних пор строится автомобильный и IT-кластер, которому позавидовали бы Мюнхен и Вольфсбург. Там команды креативщиков разрабатывают софт, а также новые методы управления аккумуляторами, силовой электроникой и электроприводами. Напомним, что как раз в этих сферах немецкие специалисты годами (если не десятилетиями) демонстрировали технологическое превосходство.

Конкуренция за обладание элементами немецкой промышленности не ограничивается Восточной Европой. За пределами Старого Света также появляются субъекты, которые в данном смысле настроены довольно экспансивно. В газете Handelsblatt министр промышленности и минеральных ресурсов Саудовской Аравии Бандар аль-Хурейф недавно открыто заявил, что видит «возможности в привлечении в королевство немецких ноу-хау и квалифицированных работников». То есть речь в открытую идёт о переманивании талантливых кадров, проще говоря, об утечке мозгов и умелых рук.

Некогда косный Эр-Рияд становится двигателем прогресса, а Берлин погряз в бюрократии


В колыбели ислама и в ОАЭ создаётся 36 тыс. новых предприятий с налоговыми льготами до 90% и централизованным сопровождением инвесторов, что больно ударит по Европе. Однако её бизнесмены прагматичны: как ни парадоксально, на Ближнем Востоке меньше бюрократии, коррупции и чиновничьего произвола.

Менее чем за десятилетие 40-летний саудит, наследный принц Мухаммед бен Сальман, осуществил в стране настоящую революцию. Он отодвинул духовенство с его шариатом на второй план и отменил вековые социальные нормы. Теперь женщины водят машины, работают и свободно общаются с мужчинами; за такие «безобразия» прежде пороли.

В королевстве, где слабый пол традиционно обязан был носить чёрные абайи и хиджабы, в наши дни выступают поп-звёзды и устраиваются фестивали высокой моды, превращая Эр-Рияд из закрытого теократического города в цивилизованную столицу, уверенно идущую в ногу со временем.

***

Таким образом, ЕС вместе со своим локомотивом – ФРГ – до поры до времени почивали на лаврах. А тем временем скрытые конкуренты проводили в жизнь политику наибольшего экономического благоприятствования. Это вылилось в ситуацию, когда некогда преуспевавшие компании ради оптимизации своих дел сегодня принимают решение переместиться в менее престижные, но более приемлемые с хозяйственной точки зрения места. Восточная Европа и Ближний Восток демпингуют, пока Западная Европа, находясь в тупике, рассусоливает и накапливает новые долги, до поры до времени затыкая дыры в бюджете.
3 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -1
    21 ноября 2025 14:15
    Таким образом, ЕС вместе со своим локомотивом – ФРГ – до поры до времени почивали на лаврах.

    Автор в каком веке живет, Румыния и Польша тоже входят в ЕС, поэтому перетекание производств из Германии в страны с более дешевой рабочей силой это нормальное явление. Сам по себе ЕС экономически слабее от этого не становится.
  2. +1
    21 ноября 2025 14:25
    Автор жжет.

    некогда преуспевавшие компании ради оптимизации своих дел сегодня принимают решение переместиться в менее престижные, но более приемлемые с хозяйственной точки зрения места.

    - классический неоколониализм. Странно, что Немцы только сейчас начали переносить производства, когда остальные давно уже распихали часть по заграницам, вошли в доли ,в дочки ,взаимно проникли и т.д.....
  3. 0
    22 ноября 2025 03:07
    Я согласен с вашим анализом парадоксов в Европе, связанных с уничтожением Германией многовекового наследия ради идиотской идеологии.
    Я даже не знал, что румынский город сегодня похож на «Штутгарт много лет назад», но стоит также отметить, что это, вероятно, временное явление, а временная инфраструктура может быть совместной, как говорят немцы, «Vaterland