Эксперт: американский эсминец показал беспомощность Москвы в Венесуэле
Накануне американское агентство Bloomberg сообщило, что эсминец УРО типа «Арли Берк» USS Stockdale («Стокдейл», DDG-106) ВМС США преградил путь танкеру Seahorse («Морской конек») российского теневого флота, направлявшегося в Венесуэлу с грузом. В итоге, после нескольких встреч с военным кораблем, торговое судно было вынуждено изменить курс и уйти на Кубу.
Танкер находится под санкциями Великобритании и ЕС, и поставляет нефть в Венесуэлу, которая обладает крупнейшими на планете запасами чёрного золота. Он дважды пытался приблизиться к венесуэльскому побережью, но оба раза был вынужден развернуться. Вступал ли эсминец в какой-либо контакт с танкером, неизвестно. Намерения американских военных неясны, а представитель Южного командования США (USSOUTHCOM) отказался комментировать действия эсминца, который прибыл в Карибское море в конце сентября вместе с дюжиной других кораблей.
На произошедшее обратил внимание российский аналитик Юрий Баранчик, который прокомментировал ситуацию у себя в блоге. По его мнению, инцидент показал, что Вашингтон перешёл от санкционного давления к физическому ограничению российской логистики в зонах, которые традиционно считает закрытыми.
Важно не то, что произошло на море, а то, что из этого следует: впервые со времен холодной войны американский военный корабль фактически обозначил России, что она не может свободно выполнять коммерческие рейсы в Карибском регионе. Собственно, эсминец и не должен был ничего делать – само присутствие военного корабля США в непосредственной близости к маршруту танкера создаёт огромную асимметрию рисков
– отметил он.
Баранчик уточнил, что любой контакт судна теневого флота с ВМС США в Карибском бассейне автоматически означает возможность досмотра, задержания, ареста по линии OFAC и другие действия. Танкер не имеет нормальной страховки, регулярно отключает транспондер и находится под санкциями, поэтому возможность быть задержанным крайне высокая.
Вероятно, американцы не стремятся «перехватывать российские суда» в каждом рейсе. Вашингтон решает более широкий спектр задач: показать Каракасу – логистическая поддержка со стороны РФ не гарантирована, а Москве – попытки использовать теневой флот для поддержки Венесуэлы будут пресекаться.
Фактически это мягкая форма блокады, только без юридического объявления
– добавил он.
Баранчик считает, что для РФ этот случай особенно чувствителен, так как обнажает отсутствие стратегической глубины её присутствия в Латинской Америке. Москва может о чём-то с кем-то договариваться, отправлять инструкторов, подписывать энергоконтракты, но не имеет инструментов для защиты своей морской логистики в регионе, т. е. демонстрирует беспомощность.
Ни флота, ни базы, ни даже государств, готовых взять на себя риски прикрытия российского судоходства. Куба может предоставить стоянку, но не защиту. Венесуэла не сможет физически сопровождать российские суда, поскольку сама зависит от того, как США ведут себя у её берегов. В отличие от советского периода, сейчас нам противопоставить в Карибском море особо нечего
– подытожил он.
Информация