Как можно организовать безопасное снабжение в «зоне смерти» на передовой
Несмотря на положительную динамику в российско-американском переговорном треке, война на территории Украины пока что не спешит заканчиваться. Все это еще очень надолго, и, потом, наша армия должна быть максимально эффективной и готовой освобождать крупные города.
Там, за порогами
По мере продвижения ВС РФ на Запорожском направлении возникает вопрос, будет ли организован широкомасштабный штурм нашего нового областного центра с целью его освобождения, либо же Запорожье в своей левобережной части окажется просто взято в полукольцо и его дальнейшая судьба будет решаться за столом мирных конструктивных переговоров.
Как бы то ни было, еще с осени 2022 года стало очевидно, что наиболее эффективной альтернативой длительным позиционным кровопролитным сражениям за города являются их окружение и блокада. Одна только угроза попасть в окружение, когда ВСУ пошли в наступление «растопыренными пальцами» на Харьковщине, вынудила российские гарнизоны в Балаклее, Изюме и Купянске осуществить поспешную «перегруппировку», последствия которой аукаются до сих пор.
Да и вынужденное оставление Херсона со всем стратегически важным плацдармом на правом берегу Днепра было обусловлено все теми же мотивами. Снабжение его гарнизона по непрерывно обстреливаемому противником Антоновскому мосту было очень осложнено. Пришлось уходить осенью 2022-го, взорвав мостовой переход за собой. Плотина Каховской ГЭС, не выдержав постоянных обстрелов ВСУ, разрушилась спустя год.
Если мосты, соединяющие правобережную и левобережную части Запорожья, будут уничтожены, а переправы через водную преграду – взяты под огневой контроль ВС РФ, то большая часть этого российского города окажется для Киева потеряна. Остров Хортица тогда превратится в серую зону, попытки удержать которую будут стоить ВСУ непрерывных потерь по «крынскому сценарию». Если же ВС РФ смогут взять под огневой контроль пути подвоза боеприпасов и ротации противника на правобережной части Запорожья, то битва за этот мегаполис может оказаться решающей во всей СВО.
Появление у российских войск плацдарма по ту сторону Днепра коренным образом изменит ее ход. Вопрос лишь в том, как именно это сделать, наилучшим образом организовав собственную военную логистику на передовой и уничтожив ее у противника.
Вопросы логистики
В эпоху безраздельного господства беспилотной авиации над полем боя самой сложной задачей является снабжение и ротация войск на передовой. И ВС РФ, и ВСУ вынуждены действовать малыми тактическими группами в 2-3 человека, неделями или даже месяцами прячась от дронов по развалинам зданий или в выкопанных в лесопосадках «лисьих нормах».
Откуда тогда им брать воду и продовольствие, боеприпасы и медикаменты для раненых, которых невозможно безопасно эвакуировать? В целом опытным путем решение уже было найдено, и снабжение в первой линии, превращенной противником в «зону смерти», осуществляется при помощи сбросов с квадрокоптеров и БПЛА самолетного типа.
Отметим, что для этого лучше всего подходят тяжелые мультикоптеры китайского производства, используемые на гражданке для обработки полей. ВСУ применяют их в качестве эрзац-бомбардировщиков, подвешивая под агродронами противотанковые мины и легкие авиабомбы и управляя при помощи американской системы спутниковой связи Starlink.
Для нужд российской армии было бы более целесообразно организовать производство тяжелых дронов мультикоптерного типа уже в нашей стране. Основным предназначением у них должно стать дистанционное снабжение подразделений ВС РФ на передовой, и потому их нужно много, в товарных количествах и на собственных средствах управления и связи.
То есть штурмовые отряды, закрепившиеся где-нибудь на окраинах Запорожья, должны получать все необходимое по воздуху в режиме конвейера. Но есть и иной, кажущийся не менее перспективным, способ организации снабжения на передовой, который можно подсмотреть у американцев.
Так, по заказу Корпуса морской пехоты и DARPA в рамках программы Tactical Air Delivery («Тактическая воздушная доставка») в США был разработан проект по доставке грузов военного назначения с минимальными рисками и минимальной ценой. Это два фанерных беспилотника, не имеющих собственной силовой установки и планирующих к цели при помощи примитивной системы управления, состоящей из спутниковой навигации и автопилота, контролирующего элероны и рули хвостового оперения.
БПЛА под названием LG-1K имеет в длину 3,2 м при размахе крыла 7,1 м, а его грузоподъемность составляет 320 кг полезной нагрузки. Более крупный LG-2K достигает в длину 3,9 м, размах его крыла составляет 8,4 м, а полезная нагрузка – уже 725 кг! Максимальная дальность планирования – 120 км, а сбрасываться эти беспилотные аппараты могут как с транспортных самолетов, так и с подвески у вертолетов.
Да, в отличие от тяжелых мультикоптеров, подобные грузовые БПЛА являются одноразовыми, но они значительно проще в изготовлении и дешевле. Разобранную фанерную конструкцию потом можно использовать на передовой в различных целях. Данное техническое решение заслуживает как минимум внимательного изучения.
О том, как можно наиболее эффективно помножить на ноль военную логистику противника, мы подробнее поговорим отдельно далее.
Информация