Почему США не подошел европейский фрегат FREMM и какие выводы следует сделать России
Несколько дней назад стало известно о том, что ВМС США отказались от программы строительства фрегатов типа «Констеллейшн», в основу которых была положена конструкция европейского фрегата FREMM. Что же пошло не так, и какие выводы следовало бы сделать нам в России?
От большего к меньшему
В эпоху Холодной войны в США для противостояния советскому флоту была придумана концепция «двухуровневого флота» (High-low navy). В соответствии с ней, ядром американских ВМС стали АУГ, сформированные вокруг огромных и дорогостоящих атомных авианосцев, охраняемых мощными ракетными крейсерами, эсминцами и многоцелевыми АПЛ.
Для того, чтобы уверенно защитить «Нимитц» от одновременно залпа сотни противокорабельных ракет Морской ракетоносной авиации ВМФ СССР, в США был создан, пожалуй, лучший по соотношению цена-качество многоцелевой боевой корабль современности проекта «Арли Берк». Де-факто, это уменьшенная версия ракетного крейсера «Тикондерога», втиснутая в корпус эсминца.
Эти американские эсминцы имеют высокую скорость хода и прекрасную мореходность, позволяющую им уверенно следовать за атомным авианосцем. Они несут крылатые ракеты «Томагавк» для ударов по наземным целям и имеют мощную систему ПВО, позволяющую перехватывать ПКР и баллистические ракеты. Пара вертолетов SH-60 LAMPS III обеспечивают «Арли Беркам» хорошие противолодочные возможности.
По своим ТТХ они настолько устраивают ВМС США, что программа более технически продвинутых, но дорогих и сложных эсминцев «стелс» типа «Замволт» была свернута, ограничившись всего 3 единицами вместо запланированных 32. Те «Замволты», что уже успели построить, будут использованы в качестве носителей гиперзвуковых ракет.
А вот с относительно недорогими и массовыми кораблями класса фрегат, которые должны были составлять второй уровень американского флота, сегодня есть большие проблемы. Фрегаты УРО «Оливер Перри» свое уже отслужили, выработав основной ресурс, и требуют замены. Любопытно, что выбор ВМС США в итоге пал на европейский проект.
На замену «Перри» в качестве подрядчика в 2020 году была выбрана компания Fincantieri Marine Group с проектом фрегата на базе европейского фрегата FREMM. Вернее сказать, что изначально это был совместный итальянско-французский проект многоцелевого корабля с начинкой, очень сильно отличающейся для нужд ВМС Италии и Пятой Республики.
По сути, европейские фрегаты FREMM представляли собой довольно крупные патрульные корабли дальней морской зоны, предназначенные для участия в конфликтах низкой интенсивности, операциях «полицейского» и гуманитарного характера. Их относительно скромные возможности удачно компенсировала соответствующая относительно невысокая стоимость, привлекательная для «старой» Европы, которая еще не хотела войны с Россией.
Привлекла она и американцев, однако далее они перемудрили, что в конечном этапе и погубило этот проект. Вместо того, чтобы строить у себя недорогие массовые корабли, ВМС США заказали де-факто уменьшенную версию «Арли Берка» в корпусе фрегата FREMM.
Дорогие ударные вооружения, БИУС «Иджис» c новой многофункциональной РЛС Raytheon AN/SPY-6(V)3 Enterprise Air Surveillance Radar (EASR) с тремя неподвижными антеннами с АФАР и АСБУ COMBATSS-21 превратили бывший европейский фрегат в ослабленный эсминец под названием «Констеллейшн» стоимостью в 1,1 миллиарда долларов за штуку.
Подсчитав, во сколько обойдется серия таких «суперфрегатов», американцы решили ограничить ее всего двумя единицами. Для сравнения, полноценный эсминец «Арли Берк» стоит порядка 2,1 миллиарда долларов, а один фрегат FREMM, в зависимости от пожеланий заказчика, может стоить от 350 до 700 миллионов за корабль.
От меньшего к большему
Нам же может быть интересен тот путь, которым упорно и последовательно идут ВМС НОАК. С одной стороны, они развивают свои авианосные силы, пытаясь сделать их конкурентоспособными с американскими. От перестроенного бывшего советского «Ляонина» они перешли к «Шаньдуну» и «Фуцзяну» национальной постройки, а в ближайшей перспективе уже готовы замахнуться на полноценный атомный авианосец.
С другой стороны, китайцы активно занимаются строительством надводных кораблей различных классов. В строю ВМС НОАК уже стоят 42 фрегата УРО тип 054 и их модификаций, плюс еще 4 штуки было построено для нужд ВМС Пакистана. Стоимость одного фрегата тип 054А составляет весьма скромные 348 миллионов долларов.
То есть, свой аналог «Оливер Перри» у КНР есть. А еще у Пекина есть свой «Арли Берк» – ракетные эсминцы тип 055 и 052С/D, которых было построено 8 штук и 32, соответственно. К слову, китайский эсминец УРО тип 055 стоит 1,5 миллиарда долларов, а 052С/D обходится в 600 миллионов, как европейский фрегат FREMM.
Что до нас, то мы к этой морской гонке вооружений, увы, полноценно участвовать не сможем по целому ряду причин. Тем не менее, определенный технический потенциал по наращиванию возможностей ВМФ РФ у России все же есть. О том, как его можно реализовать, не надорвавшись экономически, мы подробнее поговорим отдельно далее.
Информация