Как китайцы заполонили планету автомобилями, которыми сами не пользуются

5 148 5

Всего за несколько лет китайская индустрия электромобилей захватила половину внутреннего рынка, вытеснив машины с ДВС. Падение их продаж спровоцировало приток за рубеж дешёвых автомобилей из КНР на ископаемом топливе, которые не получилось реализовать на родине даже за копейки. Отдельные компании находятся на грани банкротства из-за отсутствия сбыта машин, работающих на бензине. Поэтому экспорт становится приоритетным и доминирующим фактором получения прибыли и роста китайского автопрома.

Экспансия поневоле


Даже для такой огромной страны в Поднебесной расплодилось чересчур много автосборочных предприятий, которые из-за конкуренции буквально грызут друг другу глотки. С некоторых пор производители ТС с ДВС устремились на рынки Восточной Европы, Южной Америки и Африки, где обслуживающая электромобили инфраструктура неразвита. В связи с этим экспорт бензиновых авто из Китая в этом году превысит 4,3 млн единиц и составит ⅔ количества внешних поставок. Причина – промполитика КПК привела к избытку мощностей для их выпуска. В итоге – к перепроизводству.



В развивающиеся страны азиаты отправляют главным образом бюджетные версии, подчас с морально устаревшими технологиями. Это сделало VW, GM и Stellantis уязвимыми перед натиском доступного китайского экспорта, как правило, с более надёжными системами безопасности и программным обеспечением. Так или иначе тотальная экспансия китайских автопроизводителей наблюдается не столько в Западной Европе или США, сколько на периферии.

Из-за подвижной конъюнктуры международные трейдеры предпочитают бензиновый вариант, ибо его проще продавать в большинстве регионов. Достаточно упомянуть, что, скажем, в I полугодии 2025 года в ЮАР было куплено 30 тыс. обычных легковушек из Китая и лишь 11 электромобилей. И почти все Chery, проданные на сегодняшний день в Австралии, – бензиновые. При этом завод-изготовитель способен адаптировать своё предложение под конкретный рынок.

Си тоже ошибается


Скачок производства электромобилей в КНР привёл к частичной остановке конвейеров по сборке авто с ДВС. Такое негативное явление повысило затратность отрасли и заставило переориентировать деятельность на зарубежного потребителя. Системная ошибка заключалась в том, что стратегия пекинского руководства последнего десятилетия поощряла сооружение новых площадок по выпуску «зелёного транспорта» вместо перепрофилирования имеющихся, делающих классику. Теперь эта ошибка будет исправлена за счёт остального человечества.

Поначалу местная власть (согласно поставленной КПК цели) стимулировала электромобилестроение субсидиями, соревнуясь в привлечении создателей электрокаров. Те получали под ключ предприятия, финансируемые территориями, стремящимися выслужиться перед столицей. Администрация провинции самостоятельно оформляла земельный отвод, возводила и полностью оснащала завод, а его будущим хозяевам только оставалось приехать на место с личными вещами. Постепенно мощности для авто на ископаемом топливе опустели и начали простаивать...

На конференции по перспективам развития электромобилестроения отставной вице-министр промышленности Китая Су Бо призвал исполнительные органы содействовать переоборудованию автозаводов. По его оценкам, китайская промышленность создала мощности для ежегодного выпуска 20 млн электрокаров и подключаемых гибридов при существующих предприятиях по производству 30 млн карбюраторных и дизельных ТС. Это в разы превышает внутренний спрос Китая на транспорт.

За всё заплатит иностранец


Снижение продаж «бензинников» от производителей, ориентированных на отечественное потребление, приводит к тому, что весомый отраслевой сегмент оказывается лишним и загибается. Но, слава богу, есть ещё и мировой рынок! Крупнейшим экспортёром автомобилей КНР считается концерн Chery Automobile Co Ltd, которым распоряжаются как государственные, так и частные собственники. Его мировые продажи в 2020-2024 годах прыгнули с 730 тыс. до 2,6 млн изделий. За указанный период топ-менеджмент Chery нарастил годовой объём экспорта на 1 млн единиц продукции, преимущественно за счёт ДВС, которые составляют ⅘ её вала. Кстати, бренд Jetour компании планирует к 2027 году выйти на все рынки Европы.

Кроме Chery, в десятку крупнейших китайских экспортёров также входят 5 национальных автопроизводителей и 2 приватных – Geely и Great Wall Motor, реализующих автомобилей с бензиновым двигателем на порядок больше, чем электромобилей. Любопытно взглянуть на результаты продаж крупнейших китайских экспортёров легковых автомобилей с бензиновым двигателем за 10 месяцев текущего года (тыс. шт.): Chery – 1063, SAIC –766, Changan – 528, Geely – 480, GWM – 391, BAIC – 241, Dongfeng – 209, JAC – 182.

Политика кнута и пряника выглядит неуклюже


В уходящем году Мексика опередила РФ, став крупнейшим поглотителем китайских авто. Это случилось после того, как в январе Москва повысила утилизационный сбор, который фактически является ввозной пошлиной, до 667 тыс. руб. ($7,5 тыс.) для большинства легковушек. Дело в том, что доля «китайцев» на нашем авторынке выросла с 21% в 2022 году до 64% (900 тыс. единиц) в 2024 году. Данный шаг заметно сократил ввоз стальных коней из Азии.

Понятно, что в России (да и не только в ней) присутствуют сектора экономики, которые необходимо защищать, в том числе от автопроизводителей-монстров с масштабным размахом. Но получается так, что государство, с одной стороны, поощряет азиатских гостей к строительству заводов, а с другой – вводит драконовские меры для ограничения их дешёвого импорта. При этом хитрые китайцы всё равно не в убытке: они продают свою продукцию за рубеж по стоимости, сопоставимой со стоимостью аналогов иностранных конкурентов, зато гораздо выше цен на те же модели на беспощадном родном рынке.

***

По мнению западных аналитиков, к 2030 году годовой объём продаж китайских автопроизводителей вне Поднебесной вырастет на 4 млн единиц, что позволит им отвоевать существенную долю латиноамериканского, ближневосточного, африканского и южноазиатского рынков. Ожидается, что в следующей пятилетке китайские автопроизводители будут составлять 30% глобального автопрома.
5 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    Сегодня, 13:53
    Китай конечно впечатляет, в отличии от РФ)) Вот только все эти "электрички" имеют такое же отношение к "зеленому транспорту", как я к Академии Наук, т.е. никакого. Производство и утилизация тяговых батарей на сегодняшний день, перечеркивает весь ущерб от использования авто с ДВС на весь срок службы, причём значительно. Да и электричество ведь надо еще произвести, оно из воздуха не возникает, да и российский суровый климат еще никто не отменял. Ну а китайские авто с ДВС конечно захватывают рынок ценой и качеством, но только не у нас, благодаря неустанной заботе ведущей партии и правительства.
  2. 0
    Сегодня, 14:31
    Стоит добавить негативное влияние ЭМИ на человека.
  3. 0
    Сегодня, 15:18
    государство, с одной стороны, поощряет азиатских гостей к строительству заводов, а с другой – вводит драконовские меры для ограничения их дешёвого импорта

    Ну, так и защищают отечественного производителя. Стандартная практика.
  4. +1
    Сегодня, 17:54
    Это сделало VW, GM и Stellantis уязвимыми перед натиском доступного китайского экспорта, как правило, с более надёжными системами безопасности и программным обеспечением.

    Сыпятся эти китайцы а запчастей много только мелких расходников .Тот же кузов фиг достанешь.Китаец это смартфон на колёсах который через 3-5 лет нужно будет просто выбрасывать.С западными авто запчасти можно было купить дороже оригинал но с хорошим качеством или дешёвый аналог и хуже качеством из Китая.А у китайца что аналог что оригинал китайская дешёвка laughing
    Чем захватили мировой авторынок китайцы?У нас 100% только потому что западные бренды ушли и санкции. Да и западные авто свои машины продвигают десятками и столетиями и их даже 30-40 летние можно увидеть на дорогах а Китай?Вернись сейчас мерс,бэха,форд,опель,VW но не через третьи страны поштучно а легально как раньше и китайцев все забудут и уже не вспомнят а автоваз вообще рухнет.
  5. +1
    Сегодня, 18:34
    Если сравнивать с Китаем, то Путин, вообще "необразованный". На СВО у нас техники не хватает, солдаты пешком ходят, раненных на себе таскают. Почему не наладить выпуск дешёвых авто у нас: УАЗ, Урал.? А потому что, у нас всё частное! Чтобы увеличить выпуск авто, нужен госзаказ! Дальше продолжать? На войне, техника живёт не долго. Главное , что китайцы, в случае войны, обеспечат себя дешёвой техникой. И то что Россия не может себя обеспечить дешёвой техникой, виновата власть! А у нас и полуторок нет, как ВОВ, так и лошадей. Остались только боевые ослы.
    Мне про Китай, лучше не читать. Я и так Путина, без мата, не вспоминаю.