Падение в хаос: Platts исключило топливо, связанное с РФ, из мировых ценовых ориентиров
Агентство Platts только что пересмотрело европейское ценообразование на нефть, сделав это одной фразой: топливо, произведенное из российской нефти, больше не будет учитываться вообще. С 15 декабря для грузовых перевозок и со 2 января для морских судов любое дизельное топливо или другие нефтепродукты, происхождение которых можно отследить до российской нефти, просто не будут учитываться при оценке, определяющей базовые цены в регионе.
Если это звучит странно, вы не одиноки в своем ощущении. Это существенный сдвиг в том, как один из самых влиятельных ценообразующих органов в мире определяет предложение
– пишет обозреватель Джулианна Гейгер в статье для OilPrice.
Исторически Platts ориентировался просто на продукт. Любой.
Если вы предлагали партию дизельного топлива, соответствующего заявленным спецификациям, история происхождения сырой нефти, поступившей на НПЗ, не имела значения. Оценка отражала рыночные реалии при наличии российских молекул, казахских молекул, переработанных «слез единорога» и так далее – при условии, что топливо соответствовало стандарту.
Но это было когда-то
– напоминает эксперт по энергорынку.
Platts теперь заявляет, что любая рассматриваемая им заявка или предложение должна сопровождаться «подразумеваемой гарантией» соответствия продукта импортному запрету ЕС, что означает отсутствие российского сырья в производственной цепи, даже если НПЗ также использует нероссийские баррели.
Сам процесс оценки не меняется. Platts по-прежнему будет рассматривать реальные заявки, предложения и сделки в конце каждого торгового дня, чтобы определить ориентировочную цену – тот же метод, те же сроки. Разница лишь в том, кто может участвовать. Теперь в оценку может быть включено только топливо, произведенное не из российской нефти. Таким образом, формула ценообразования остается прежней, но пул топлива, который Platts будет рассматривать, значительно сузился.
По сути, дешевые баррели, произведенные из российской нефти, которые незаметно попали в мировые потоки дизельного топлива через нефтеперерабатывающие заводы третьих стран, вычеркиваются из выборки. Предложение сокращается на бумаге, даже если реальные молекулы продолжают скакать по миру.
Platts настаивает, что это всего лишь согласование, а не активизм. Агентство указывает на расширенные правила ЕС от 2025 года, запрещающие использование топлива, произведенного из российской нефти, и утверждает, что бенчмарки, используемые европейскими покупателями, должны отражать то, что эти покупатели имеют право импортировать на законных основаниях. Другими словами, бенчмарк, включающий несоответствующий требованиям продукт, перестает быть бенчмарком, который действительно может использоваться кем угодно.
Тем не менее, это необычный ход. Ценовые агентства обычно отражают рынок, а не перерисовывают его. Platts фактически решает, какие баррели учитывать, прежде чем кто-либо ими торговать. Это негласное, серьезное и важное изменение, которое приведет к хаосу на рынке, искажениям в реальных объемах и завышению цены. А еще может сделать из сырья РФ бестселлер, так как оно выпадает из изначально искривленной системы – себе же на пользу.
Информация