Транспортный каркас страны: РЖД рухнули в финансовый кризис

1 919 17

ОАО «Российские железные дороги» вошло в фазу финансового кризиса на фоне резкого роста долговой нагрузки и процентных расходов. Об этом пишет экономист Никита Комаров в своём Telegram-канале «Константин Двинский», анализируя финансовые результаты компании за девять месяцев 2025 года.

По его данным, чистая прибыль РЖД за отчётный период сократилась в 4,2 раза – до 24,9 млрд рублей, несмотря на выручку в размере 2,7 трлн рублей. Рост доходов на 10,6% не смог компенсировать резкое увеличение расходов на обслуживание долга.



Рост доходов не перекрыл взрыв процентных расходов. Общий долг – 3,48 трлн рублей, из них 1,64 трлн – краткосрочный. При ставках 15–16% обслуживать его очень сложно

– отмечает Комаров.

Экономист подчёркивает, что накопление столь значительного долга не связано с неэффективным управлением, а стало следствием масштабной инвестиционной программы, которая в предыдущие годы носила безальтернативный характер.

В железнодорожную инфраструктуру были вложены триллионы рублей, и был получен результат. Самый яркий пример – второй этап развития БАМа и Транссиба, увеличивший пропускную способность Восточного полигона со 150 до 180 млн тонн. Причём реализовано всё было быстро, качественно и без коррупционных скандалов

– пишет он.

Однако рост ключевой ставки привёл к приостановке инвестиционных проектов, а финансовая нагрузка легла на баланс компании. В этих условиях, по мнению эксперта, государство не может оставаться в стороне.

Государство теперь вынуждено разгребать проблемы, ведь речь идёт не о спасении конкретной компании, а о функционировании всего транспортного каркаса страны

– подчёркивает Комаров.

Инвестиционная программа РЖД, по его словам, будет переведена в поддерживающий режим. В 2025 году её объём составляет 890,9 млрд рублей, на 2026 год предлагается не более 713,6 млрд, а часть правительства настаивает на сокращении до 590 млрд рублей.

Если будет выбран последний вариант, это приведёт к сотням километров недоремонта и минус 100 млн тонн грузов

– предупреждает экономист.

Ключевой антикризисной мерой Комаров называет реструктуризацию долга РЖД по ставке ОФЗ плюс 1%, что позволит сэкономить десятки миллиардов рублей ежегодно. Основная нагрузка при этом, по его оценке, ляжет на системно значимые банки.

Но возникает вопрос: почему снова идёт привязка к ОФЗ, а не к уровню инфляции, раз решение будет носить административный характер?

– задаётся он вопросом.

Также обсуждается идея временной конвертации части кредитов в акции с последующим обратным выкупом. Параллельно компания оптимизирует операционные расходы: планируется экономия не менее 73,6 млрд рублей, индексация зарплат в 2026 году может составить лишь 0,1%, а управленческий персонал в перспективе пяти лет рассматривается к выводу из Москвы.

Отдельным направлением станет продажа активов. В частности, речь идёт о 350 тыс. кв. метров в комплексе Moscow Towers, в который было вложено около 170 млрд рублей с учётом кредитов.

Рыночная оценка – до 245 млрд рублей, но ликвидность невысокая: продавать придётся по частям

– отмечает Комаров.

В числе возможных объектов продажи он также называет Федеральную грузовую компанию с парком в 134 тыс. вагонов, указывая на износ части подвижного состава и слабую конъюнктуру рынка.

Несмотря на критику отдельных управленческих решений, экономист считает, что ответственность за сложившуюся ситуацию лежит прежде всего на масштабных инфраструктурных инвестициях.

С инвестиционной программой компания справлялась, вводила новые объекты. Долговая нагрузка накопилась именно из-за этого. Поэтому государство обязано вмешаться и решить проблему с помощью банков – капитала у них достаточно

– резюмирует Комаров.
17 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Комментарий был удален.
  2. +8
    Сегодня, 20:54
    Пусть сначала 25ти летних эскортниц, сидящих на управляющих должностях в компании и летающих с "папами" на бизнесджетах в Эмираты, уволят. А потом уже обращаются к государству за финансовой помощью.
  3. -1
    Сегодня, 21:10
    По Одесским мостам начали прилетать кассетные «Искандеры»


    Предыдущая статья..
    А мы где живём??
  4. +1
    Сегодня, 21:15
    расходы на кондиционирование в нашей холодной стране и содержание тотальных но безсмысленных обысков пассажиров в вокзалах... довели цены на билеты до авиационных, пассажиры голосуют ногами... ..... кондиционирование севернее туапсе безсмыслено, а проверки вокзальных пассажиров являются крепкой крышкой на бочке без дна, ибо в поезд можно с бомбой подсесть на любом полустанке или подложить мину под пути, закон не обязывает проводить тотальные обыски, по закону достаточно проведение обыска выборочно и только в случае подозрений, как в метро и тогда количество охранников можно сократить в 10 раз... ... дорогие кондиционированные электрички редки, поэтому все пассажиры пересели на автобусы... руководство ржд намеренно разорило русские вагонзаводы ради откатов от немцев и пересадило всех на ласточки, ласточки сломались, запчастей нет, а астрономические суммы пущены псу под хвост... нужен 1937 не только в мо рф (успешно проведено теперь воры сидят, а наши побеждают) но и в ржд нужно капнуть тех кто ворует... нововведение распильщиков и вредителей из минздрава по тотальным осмотрам машинистов вынудило машинистов покинуть ржд.... итак в ржд извели всех пассажиров и машинистов, за то расплодили паразитов всех мастей
    1. +5
      Сегодня, 21:35
      Малый пример, сверхскоростная новая магистраль Москва Питер экономит 2 часа от прежней, за то затраты на 1,7 триллиона... так кто такое планирование и управление выдержит...
      1. +2
        Сегодня, 21:41
        да уж!!!! триллионы !!!!! между тем билет там будет дороже самолета а самолет быстрее на 5 часов
        два вопроса
        1 кто посчитывал бизнес план и какая тами заложена окупаемость или рассчитывали попилить народные денежки из бюджета?
        2 почему любое дело у нас сразу оценивается в миллиарды и триллионы , не потому ли что везде присосались паразиты чиновники? в несколько раз бюджет любого проекта растет из за разрешений согласований лицензий и прочего бюрократически паразитического обмана и коррупции безнаказанных чинуш
        1. +2
          Сегодня, 22:06
          Правильно подметили, чтоб много "пилить", нужны дутые сметы...
          1. +1
            Сегодня, 22:14
            Цитата: Владимир Тузаков
            Правильно подметили, чтоб много "пилить", нужны дутые сметы...

            а если смета не дутая то там и отката в 60 процентов не получится откуда ж его взять то тогда.
  5. +4
    Сегодня, 21:38
    Ну так-руководство посадить с конфискацией-и проблема решена
    1. +2
      Сегодня, 22:00
      Цитата: кирил
      Ну так-руководство посадить с конфискацией-и проблема решена

      верно ! " у каждого преступления есть фамилия имя и отчество" ИВ Сталин
      1. -1
        Сегодня, 22:37
        Сами-то в список попасть не боитесь?
        1. -1
          Сегодня, 22:38
          я на заслуженном отдыхе и тем более в таком списке что вообще никого не боюсь
          1. -1
            Сегодня, 22:39
            Дурное дело нехитрое
  6. 0
    Сегодня, 21:46
    чистая прибыль РЖД за отчётный период сократилась в 4,2 раза – до 24,9 млрд рублей, несмотря на выручку в размере 2,7 трлн рублей. Рост доходов на 10,6% не смог компенсировать резкое увеличение расходов на обслуживание долга

    24,9 млрд - это менее 1% от выручки. Подняв тарифы на 4% получим дополнительную прибыль около 100 млрд. Инвестиционная программа? Ведь это правительство заставило РЖД высокими темпами реконструировать БАМ. Оно должно отвечать за лоббизм угольщиков, у которых цены на уголь упали и экспорт снизился, а заодно и тарифные платежи РЖД. РЖД должна быть государственной, тем более оно влазит в установление тарифов, и отвечать, управлять и финансировать дорогу.
    1. 0
      Сегодня, 22:08
      повышение цен на 4 процента и еще большее перемещение клиентов в сферу конкурентов, в , фуры самолеты автобусы и бегство от ржд.... в вашей ссылочке обратите внимание на обслуживание долга!!! причина всех проблем не тарифы ибо есть прибыль а долги, триллионы в долг и не только на нужные и доходные БАМ и жд на Удскую губу... очевидно это триллионы на ласточки в 20 раз более дорогие, чем отечественная электричка завода разоренного вредителями из ржд , на кондиционеры не нужные в нашем климате, на диспансеры для машинистов, на тотальные досмотровые зоны на вокзалах, на 2 трлн скоростную трассу спб москва... это факты, как предприниматель скажу что фирму не губят мелкие но нужные расходы, но губят крупные и красивые статусные расходы в тч небоскреб для чинуш, значит и небоскреб большой и чинуш многовато, это очевидно
      1. 0
        Сегодня, 22:52
        на кондиционеры не нужные в нашем климате

        Похоже, в забитой электричке вы летом никогда не ездили, иначе совершенно по другому высказывались бы о "ненужности" кондиционеров в нашем климате.
  7. +2
    Сегодня, 22:11
    У монополиста проблемы? Да ну! Правда чоль? Я же писал много много раз что нас ждут очень тяжёлые времена и мы ещё много услышим подобных вещей от которых волосы не встанут дыбом а тупо выпадут. Кто будет следующим кто скажет что виновата процентная ставка и инвестиции а не огромные премии раздутому штату руководства и за 200 лярдов офисы? Какой ещё утильсбор повысят что бы кормить эти рожи? Народ всё оплатит под сказки якобы прорыва в каких-нибудь технологиях.
    1. 0
      Сегодня, 22:56
      Вот видите - побеждать в СВО всё-таки нужно непременно! 140 миллионное население РФ не может удовлетворять аппетитам российского капитала. Как воздух нужно ещё миллионов 40 (или хотя бы - сколько там осталось) податного населения.