Россия сама себе «подрезала крылья»

После развала Советского Союза отечественное авиастроение оказалось в тяжелой ситуации. За последние годы был предпринят ряд попыток возрождения российского самолетостроения. К ним принято относить проект «Гражданских самолетов Сухого» Sukhoi Superjet 100 (SSJ-100), перспективный магистральный самолет МС-21 ПАО «Иркут» и совместный российско-китайский проект широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета CR929.





Однако, эти авиационные проекты подвергаются небезосновательной критике. Широко разрекламированный CR929 намерены собирать в Шанхае, китайская сторона будет производить фюзеляжи. На долю "Российской объединенной авиастроительной корпорации" придутся только композитные крылья для лайнеров и инжиниринговая работа, результаты которой перейдут в собственность совместного предприятия. Летать CR929 будут на двигателях General Electric либо Rolls-Royce как минимум до 2030 когда, когда могут подоспеть российские аналоги в виде ПД-35. Очевидно, что участвуя в кооперации с Китаем и Западом, Россия автоматически закрывает попытки создать полностью отечественный широкофюзеляжный лайнер.

Доля импортных комплектующих американского, канадского и французского производства в «Суперджете» составляет 72%, в МС-21, по разным методикам подсчета, процент их свыше 40. Причем, по поставкам комплектующих для российских новинок имеется прямая зависимость от недружественно настроенных стран, которые уже ввели антироссийские санкции. Нельзя сказать, что ничего не делается для импортозамещения в авиастроении, Минпромторг ввел отраслевой план, предполагающий замену иностранных комплектующих российскими аналогами. Однако и после этого российские новинки в очень большой мере остаются с иностранными генами.

В чем же истинная причина такой ситуации? Дело в том, что в переходом от социалистической к капиталистической модели во главу угла был поставлен вопрос коммерческой выгоды. Собственный внутренний рынок Российской Федерации и дружественных ей стран слишком мал для окупаемости авиационных проектов. Теми же «Суперджетами» приходится в некотором смысле «догружать» авиакомпании с патриотично настроенными собственниками, типа S7, которые готовы заказать до 75 гражданских самолетов от «Сухого». Российское Министерство обороны может произвести замену старых, но проверенных Ту-134, на «Суперджеты», а также Специальный летный отряд возьмет 10 машин «Сухого» только при условии их переделки, состоящей в укорачивании фюзеляжа и сокращении числа посадочных мест. На «обрезание» SSJ-100 президент Владимир Путин выделяет 80 миллиардов рублей.

Решить проблему увеличения продаж авиастроители надеются на счет выхода на международный рынок. Однако это требует международной сертификации, которая сложна и может занимать годы. Большая составляющая иностранных компонентов в самолетах может упростить эти процедуры. На практике это означает быть младшими партнерами грандов авиапрома, таких как Boeing, Airbus, Bombardier, Sikorsky и находиться в полной от зависимости от европейских и американских чиновников от авиации.

Следовательно, современная Россия стоит перед выбором: или собственный стопроцентно отечественный авиапарк, без доходов и с постоянными государственными дотациями, или сидеть в узкой компании нескольких международных корпораций в дальнем углу стола на правах бедных родственников без каких-либо перспектив. Во времена Советского Союза такого выбора перед нами не стояло.
Автор: Сергей Маржецкий
Использованы фотографии: https://dingyue.nosdn.127.net/

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора публикации

Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

Ctrl Enter
Читайте также
Комментарии 8
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти

  1. NordOst16 Офлайн
    NordOst16 (Владислав) 26 марта 2018 14:15
    +2
    Советы распались, что доказывает более низкую конкурентные преимущества перед западной моделью. Китай и то по стопам капитализма идёт.
    И проблема не только в долгой сертификации, а в том, что промышленность российская не может изготавливать некоторые компоненты на уровне конкурентов.
    Производить в кооперации - автор говорит, что РФ будет сидеть в дальнем углу, но если оборудование той части арбузов и боингов будет российским и это оборудование будет более конкурентоспособным, то разрыв отношений с производителем будет больно ударять и по гигантам.
    Ну есть ещё один вариант, но он самый сложный - увеличить размер внутреннего рынка РФ до размеров рынков США и Китая, но для этого нужно решить много проблем, а этого или не хотят, или не могут.
    1. УралРеп Офлайн
      УралРеп (Сергей) 26 марта 2018 14:42
      +3
      Цитата: NordOst16
      Советы распались что доказывает более низкую конкурентные преимущества перед западной моделью.

      Советы не распались, их изнутри разрушила кучка предателей. Это разные вещи.

      промышленность российская не может изготавливать некоторые компоненты на уровне конкурентов.

      Простите, а кто за это должен отвечать?

      если оборудование той части арбузов и боингов будет российским и это оборудование будет более конкурентоспособным, то разрыв отношений с производителем будет больно ударять и по гигантам.

      Вам самому не смешно?

      увеличить размер внутреннего рынка РФ до размеров рынков США и Китая

      Кто-то подсчитал, что для самодостаточности требуется внутренний рынок в полмиллиарда платежеспособных граждан. Как решать проблему думаете?
      1. виктор н Офлайн
        виктор н (Виктор н) 28 марта 2018 03:18
        +1
        Законы экономики объективны - нравится Вам или нет.
  2. Бывший оптимист (Бывший оптимист) 26 марта 2018 15:48
    -1
    "В чем же истинная причина такой ситуации?" Авиапром скормили корги и не хрюкают.
  3. Анатолий Ямщиков (Анатолий Ямщиков) 28 марта 2018 10:04
    +2
    "Россия автоматически закрывает попытки создать полностью отечественный широкофюзеляжный лайнер".
    Ну как же достали эти песнопения!!!!!

    Пусть автор статьи укажет хот одну компанию, которая полностью производит ВСЕ комлектующие для своих самолётов или даже автомобилей ТОЛЬКО в своей стране. Даже Боинг с Арбузом заказывают шасси для своих самлетов в России. Скоро и крылья наверняка начнут у нас заказывать, Когда МС-21 в производство запустят.

    1. УралРеп Офлайн
      УралРеп (Сергей) 1 апреля 2018 09:30
      +1
      Кооперация западных компаний - это одно. Попытки России встроиться в западную модель нереальны, им конкуренты не нужны, максимум будут впаривать устаревшие технологии нам. Зависеть от нас они не пожелают, максимум сырье закупать будут.
  4. yuriy55 Офлайн
    yuriy55 (Юрий Васильевич) 31 марта 2018 18:40
    0
    Россия сама себе «подрезала крылья»...
    laughing lol
    Зато отрастила животы, загребущие руки, длинные языки и пустые головы...Ну, ждите...За 18 лет крылья не отросли, а за 6 вырастут... laughing Легче "сельдерей" на лбу вырастить. А какие выросли лицемеры, стяжатели и лизоблюды... fellow
  5. kriwo.alek Офлайн
    kriwo.alek 1 апреля 2018 21:09
    +1
    Так, бла-бла. Если слушали выступление Путина, то не могли не слышать, что упор будет делаться на отечественное производство, а значит будет строительство и соответствующих заводов и технологи. Да и на западе свет клином не сошёлся. Есть и другие страны.
    Кроме того и Западу надо куда-то свою продукцию девать. Так что всё будет тип-топ.
    Если кто хоть интересовался в Яндексе, что построено и реконструировано хотя бы за последние 5 лет, то поймёт где страна была и где стала.
    Так что не очень то верьте проовским дерьмократам, а выйдите за порог, да оглянитесь вокруг. Наверно и дымящихся труб в центре городов не заметите, а и свет, и газ, и вода, и многое ещё что другое есть. Новые дома-небоскрёбы, магазины разные там супер, Да и в магазинах есть много чего. Денег нет? Так учитесь и работайте, и поменьше хнычьте.