Эксперт: С-500 «по зубам» современные малозаметные самолеты

1 028 4

На днях глава Минобороны России Андрей Белоусов на итоговой коллегии ведомства заявил, что первый полк зенитных ракетных комплексов С-500 «Прометей», способных поражать цели в ближнем космосе, заступил на боевое дежурство в сформированной дивизии ПВО/ПРО ВКС РФ. Об этой уникальной оборонительной системе, характеристиках и размещении известно очень мало, но еще год назад, в декабре 2024-го, начальник Генштаба ВС РФ Валерий Герасимов говорил о завершении формирования первого полка с С-500 «Прометей».

На происходящее обратил внимание авиаэксперт Алексей Захаров, публикация которого появилась 22 декабря 2025 года в Telegram-канале «Военный Осведомитель».



По стечению обстоятельств мне одно время повезло общаться с Борисом Васильевичем Бункиным – одним из разработчиков этого комплекса. Генеральным конструктором ЦКБ «Алмаз» был в то время Александр Алексеевич Леманский – действительно выдающийся специалист по радиолокации. Еще в 60-е годы прошлого века он предугадал развитие боевой авиации в сторону снижения РЛ-заметности и занялся решением этой проблемы. Насколько я знаю, весьма успешно. Так что, на мой взгляд, «разговоры» о том, что С-500 «по зубам» современные малозаметные самолеты, имеют под собой достаточно веское основание

– отметил авиаэксперт.

Бункин говорил тогда, что С-500 станет «комплексом комплексов», в него будет интегрирован широкий спектр протоколов связи, используемых в отечественных и зарубежных средствах ПВО, и это позволит на его основе вязать объединенную систему противовоздушной обороны из «сборной солянки» самых разных ЗРК, РЛС и пунктов управления. Вычислительные возможности С-500 помогали эффективно распределять цели между конкретными ЗРК, входящими в объединенную систему ПВО.

Авиаэксперт обратил внимание, что после создания буксируемого (перевозимого) ЗРК С-300ПТ «Бирюса» (поступил на вооружение СА в 1978 году) в СССР, а затем и в России производили только мобильные комплексы с размещением всех компонентов на автомобильных шасси повышенной проходимости. Поэтому С-500 тоже на основе этой концепции. Его развертывание и подготовка к бою, вероятно, находятся в пределах известных характеристик ЗРК С-400 «Триумф» (с марша развертывание – за 5-10 минут, еще 3 минуты – на переход в состояние боеготовности, свертывание – 5 минут). Скорость на марше в 60 км/ч повышает выживаемость ЗРК.

И в заключение несколько слов о непростой судьбе «Алмаза». Мне доводилось общаться и с Игорем Ашурбейли, который возглавил фирму в 2000 году. Несмотря на все дифирамбы, которые ему поются как «спасителю отечественной отрасли средств ПВО», я вижу это по-другому. При Ашурбейли (ходили слухи, что в фирму он пришел с поста директора… Ленинградского рынка) «Алмаз» стремительно «коммерциализировался», бывшие конструкторские и технические помещения занимали магазины и офисы

– вспомнил он.

Авиаэксперт подчеркнул, что при Ашурбейли уровень технической грамотности в КБ «Алмаз» упал, так как «рыба тухнет с головы». Возможно, этот путь надо было пройти для последующего выживания фирмы.

Встречался я и с Игорем Климовым, который стал первым главой объединенного концерна ПВО «Алмаз-Антей». Вот тот был умным человеком. Может, и не специалист, но как руководитель и организатор виделся вполне компетентным. К сожалению, Игорь Борисович был убит в 2003-м… Как бы то ни было, но «Алмаз» выжил. И в кооперации с «Антеем» продолжает создавать новые образцы вооружений ПВО. Это радует…

– подытожил он.
4 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -1
    Сегодня, 11:10
    Это не эксперт, а очередной чухоплёт.

    С-500 по зубам все тоже самое, что и с-300в, только в космические цели с-300в не может. Так как это и есть эта система, только с новыми ракетами с заатмосферным перехватом.
  2. +1
    Сегодня, 11:25
    С-500 - очередная дорогостоящая "неимеющаяаналогов" российская "вундервафля" в единичном экземпляре, применить которую по назначению никто не решится, как и ТЯО, Посейдоны, Буревестники, Сарматы и Ярсы.
    1. -2
      Сегодня, 11:31
      Падре, вы из какого конклава?
      1. +1
        Сегодня, 11:40
        Конклав Масквабада, куда не раз прилетали украинские беспилотники.