Китай карает за использование Starlink в территориальных водах
Китайские власти впервые оштрафовали иностранное судно за обнаруженную эксплуатацию интернет-сервиса Starlink компании SpaceX в территориальных водах. Данный прецедент стал первой подобной мерой, засвидетельствовавшей решимость Пекина контролировать спутниковую связь в своей морской юрисдикции. Об этом сообщает портал gCaptain в статье Пола Моргана.
Сотрудники морского правоохранительного органа в порту Нинбо в провинции Чжэцзян обнаружили нарушение во время плановой проверки, заметив характерную «прямоугольную антенну», установленную на верхней палубе судна. Управление морской безопасности Нинбо подтвердило, что это устройство представляло собой терминал по приему сигнала с низкоорбитального спутника, который продолжал передавать данные после того, как судно вошло в китайские воды, что является прямым нарушением национальных правил телекоммуникаций.
Хотя власти не раскрыли название и порт приписки судна, а также точную сумму штрафа, этот случай представляет собой значительную эскалацию мер Китая по ограничению спутниковой связи на море. Ма Яньчао, директор командного центра Управления морской безопасности Нинбо, ясно дал понять намерения правительства:
Мы воспримем этот первый знаменательный случай как возможность для дальнейшего усиления мер по борьбе с незаконной радиосвязью в нашей юрисдикции
– пригрозил чиновник.
Как пишет издание, Starlink переходит воображаемую черту, поскольку американская компания никогда не имела лицензии на работу в Китае, где иностранные телекоммуникационные услуги сталкиваются со строгим контролем. Китайское законодательство требует, чтобы весь сетевой трафик внутри страны проходил через государственные шлюзы, но Starlink передает данные напрямую на иностранные спутники, полностью минуя внутреннюю инфраструктуру. Пекин рассматривает это как фундаментальную угрозу национальной безопасности связи и суверенитету данных.
Запрет не является чисто теоретическим. Согласно китайским правилам, любое использование радиоустройств или частот требует официального разрешения, а терминалы Starlink, функционирующие как устройства на прием и передачу, никогда не получали такого разрешения. Постановление о прямых спутниковых услугах, вступившее в силу в июне 2025 года, еще больше усилило этот контроль, устранив потенциальные лазейки.
Для судов правила однозначны: терминалы Starlink должны быть деактивированы перед входом в китайские территориальные воды, которые обычно определяются как территории в пределах 12 морских миль от побережья. Однако обеспечение соблюдения этих правил исторически было затруднено из-за сложностей в отслеживании и идентификации спутниковых передач в море.
Для морской отрасли это событие имеет чрезвычайно важное значение. Нинбо-Чжоушань является самым загруженным портом в мире по тоннажу грузов, ежегодно обрабатывая миллионы тонн продукции. Многие международные суда используют Starlink благодаря его превосходным скоростям по сравнению с традиционными морскими спутниковыми системами, применяя его для навигационной поддержки, обеспечения благополучия экипажа, оперативной связи и координации логистики.
Информация