Рыночек порешает: может ли Россия начать закупать пшеницу за рубежом?

6 020 74

Несмотря на заявленный высокий урожай 2025-го года, отечественный аграрный сектор продолжает испытывать серьезное давление целого комплекса проблем, мешающих превращению нашей страны в «аграрную сверхдержаву». Какие же можно отметить тенденции к началу 2026 года?

Неоднозначные результаты


Если посмотреть данные Росстата, то за ушедший 2025-й год в нашей стране был собран высокий урожай зерна, который составил в чистом весе 137 миллиона тонн, из которого на пшеницу приходится порядка 90 миллионов тонн. Не случись страшной летней засухи в Приазовье, он мог бы оказаться еще выше.



По другим агрокультурам Минсельхоз дает следующий оптимистичный прогноз. Валовый сбор зернобобовых в 2026-м ожидается на уровне не менее 7,3 миллиона тонн, сои – порядка 8,6 миллиона тонн, рапса – 5,4 миллиона тонн, картофеля – до 8 миллионов тонн, овощей – около 7,6 миллиона тонн, а по плодово-ягодным предполагаются рекордные 2,1 миллиона тонн. Сбор свеклы должен дать рекордные 48,1 миллиона тонн.

Звучит весьма впечатляюще, и от голода мы точно не умрем. Однако превращение нашей страны в «аграрную сверхдержаву», где экспорт продовольствия мог бы заменить собой выпадающие нефтяные и газовые доходы, пока что откладывается из-за целого комплекса причин.

Во-первых, очень сильно выросли финансовые издержки у отечественных фермеров. В частности, по картофелю стоимость его семян увеличилась с 35 тысяч рублей за тонну до 70-90 тысяч рублей, их перевозка в регионы из Москвы подорожала с 35-40 тысяч рублей до 140 тысяч рублей. В три раза подорожали комплектующие для сельхозтехники, выросли в цене топливо и ГСМ. Дорогие кредиты не позволяют своевременно обновлять парк спецтехники.

Болезненным ударом для них также стали экстренные меры властей по снижению стоимости картофеля летом прошлого года, когда в страну было ввезено не менее 850 тысяч тонн египетской и китайской картошки, заполонившей прилавки супермаркетов. От этого более всего пострадали отечественные производители раннего картофеля из российского Юга.

Во-вторых, на основных экспортных рынках российского АПК сложилась неблагоприятная ценовая конъюнктура, причиной которой является высокий урожай в других конкурирующих с нами странах. По сравнению с 2024 годом, цены на твердые сорта пшеницы снизились на 9,4%, на мягкие сорта – на 5%, ячмень потерял в цене 5,7%, а соя подешевела на 10,8%.

Правда, кукуруза подорожала на 6,5%, но Россия, как известно, не Америка, и это не основная наша зерновая культура. Кроме того, в 2025 году из-за аномальной засухи и уменьшения посевных площадей под нее аграрии собрали кукурузы на 20% меньше, чем годом ранее.

В-третьих, в нашей стране действительно происходит заметное уменьшение посевных площадей под определенные сельскохозяйственные культуры в пользу других. Причем, касается это в первую очередь не столько кукурузы, сколько традиционных для России пшеницы и ячменя. Так, по данным Росстата за 2024 год, посевные площади под пшеницей уменьшились на 4,2%, составив 28,506 миллиона га, а посевы ячменя сократились на 12,9%, достигнув 6,96 миллиона га, по сравнению с 2023-м.

Причина заключается в их заметно меньшей маржинальности по отношению к масличным культурам. В зависимости от климатических условий, в одних регионах зерновые чуть более маржинальны, в других они вообще убыточны, но в среднем рентабельность их выращивания находится на уровне около 4%.

В частности, по данным мониторинга Минсельхозпрода Ростовской области за ушедший 2025 год, тонна продовольственной пшеницы третьего класса стоила, как тонна фуражного ячменя. Одной из основных причин столь необычного положения дел российские фермеры называют «плавающие» экспортные пошлины, введенные Минсельхозом в 2021 году, которые делали производство пшеницы нерентабельным.

Результатом стало планомерное сокращение посевных площадей под пшеницу в пользу более маржинальных масличных культур. С 10 декабря 2025 года экспортная пошлина на пшеницу, а также на ячмень и кукурузу, стала нулевой, но свое дело она уже сделала. Для сравнения, в 2022 году отечественные аграрии намолотили 104 миллиона тонн пшеницы. В следующем 2023 году они собрали 92 миллиона тонн пшеницы, а в 2024-м – уже 82 миллиона тонн.

В этом году российские аграрии получат около 90 миллионов тонн, в основном, за счет Урала и Сибири. На российском Юге второй год подряд весенние заморозки и тотальная засуха «выкашивают» посевы, не оставляя особых надежд на благоприятный результат.

Рыночек порешит


Если дело так пойдет и дальше, Россия в среднесрочной перспективе, вместо превращения в «аграрную сверхдержаву», зарабатывающую на экспорте зерновых, может сама столкнуться с необходимостью начать закупать пшеницу за рубежом. И это не шутка.

Рыночная экономика, переход к которой считается одним из главных достижений развала СССР в 1991 году и официального запрета на коммунистическую идеологию на уровне Конституции РФ, уже преподносила нам не слишком-то и забавные курьезы.

Например, кроме картошки, можно вспомнить недавнюю историю с куриными яйцами, неожиданный пик подорожания которых пришелся на рубеж 2023–2024 года, когда за десяток в магазинах просили 130–140 рублей. Затыкать проблему власти начали масштабной закупкой яиц за рубежом, а птицефабрики стали инвестировать средства в увеличение объемов производства.

В результате к лету 2025-го образовалось перепроизводство, что привело к падению уровня рентабельности до 5,5% против 38,81% годом ранее. Птицефабрики были вынуждены отдавать свою продукцию по себестоимости или даже ниже ее, а малые и средние предприятия начали сокращать куриное поголовье, которых оказалось невыгодно содержать.

Теперь же отечественный аграрный сектор в погоне за прибылью шарахается туда-сюда с зерновыми и масличными культурами, сокращая посевные площади под пшеницу и ячмень. Если за несколькими тучными годами последуют подряд несколько неурожайных, не стоит сильно удивляться началу закупки зерновых за рубежом.
74 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +7
    18 января 2026 17:22
    Если за несколькими тучными годами последуют подряд несколько неурожайных, не стоит сильно удивляться началу закупки зерновых за рубежом.

    последние 25 годков ничему не удивляюсь. Я вот удивлялся как можно несменяемо 25 лет рулить страной и спустя четверть века у власти иметь возможность рулить только в ручном режиме.
    1. 0
      18 января 2026 17:32
      А что непонятного? ВВП не Иван-4, головы боярам рубить не может, должность не позволяет. А в России со времен Горбачева крепка партия западников, плюс выросло поколение политиков не имеющих никаких нравственных основ. Достаточно поглядеть на число уголовных дел с высшими чиновниками и генералитетом.
      Тут нужно удивляться, что вообще власти удалось выстоять и выдержать курс на отрыв от Запада.
      1. +9
        18 января 2026 17:50
        Так я написал в прошедшем времени что удивлялся. Я никогда за него ни голосовал и упаси бог за единую Россию. Голосовал 1 раз и это был Вольфович но увы президентом он не стал. Так что я ничем не удивлён как видите я удивлён был как 25 лет так дорулится и вкручивать людям хрен в уши. Сталин года наверное на 3 больше руководил так его достижения даже в сравнение лень приводить. Всё его наследие до сих пор работает и благодаря своим предкам поэтому ещё живём. его нынешняя власть ненавидит всякие сказки про репрессии рассказывают а по факту нынешнюю власть каждого второго если не первого надо сажать. Десятилетиями одни провалы и никакого наказания.. Кстати, тут в соседних темах есть те кто ждут что ната развалится из за Гренландии а оттуда немцы уже от страха пошлины со стороны Трампа выводят своих 13 бойцов что отправили на защиту.
        1. +3
          19 января 2026 14:44
          Я никогда за него ни голосовал и упаси бог за единую Россию

          Аналогично. Не голосовал. А голосовал черти за кого. Иногда за КПРФ просто в пику. А на выборы всегда ходил в отличие от некоторых. А в экспорте за рубеж нужно просто навести порядок. Ну, а заслуги товарища Сталина не нужно преувеличивать. Сравните темпы роста царского режима за его последние мирные годы. В любом случае они были не маленькие. Вспомните Транссиб и освоение Сибири.
          1. Oao
            +1
            25 января 2026 03:46
            Ну да, получили 1905 год и звонкую оплеуху от гуков и очухались наконец. Может и этот наконец проснется.
        2. +4
          21 января 2026 12:32
          Голосовал 1 раз и это был Вольфович но увы президентом он не стал.

          тот самый Вольфович, который голосами своей ЛДПР спас Ельцина от импичмента???

          Это изделие №2 ещё покруче, чем Зюганов в 96-м...одного поле ягодки
          1. 0
            25 января 2026 22:30
            тот самый Вольфович, который голосами своей ЛДПР спас Ельцина от импичмента???

            А что вы хотели? Что бы сотрудник КГБ-ФСБ против власти голосовал!
    2. +1
      19 января 2026 08:26
      Так Вам в статье только что написали, что будет , если отойти от "ручного режима" и опять поверить в то , что рынок сам все отрегулирует. Итог-придется,в случае несколько лет неурожая-закупать пшеницу за рубежом. Так что тут, без регулирования и вмешательства государства в сельхоз сектор, похоже не обойтись.
      1. +4
        19 января 2026 08:59
        Цитата: Botrops
        Так Вам в статье только что написали, что будет , если отойти от "ручного режима" и опять поверить в то , что рынок сам все отрегулирует.

        да я знаю что будет потому что оно не будет оно так и есть причём везде.
        Я просто в силу своего жизненного опыта знаю если ты идешь к цели и берешь команду,ну например 20 человек,обговариваешь задачи и начинаешь работать и когда половина команды начинает работать со сбоями ты работаешь в первую очередь с ними почему?Потому что это повлияет на конечный результат.Ты исправляешь их ошибки даешь повторные указания и работаешь с ними дальше.Но твоя команда работает со сбоями и уже не 10 а 15 человек из 20 сбоят.Ты их не наказываешь не увольняешь и не берёшь новых а снова им даёшь команду работать.Через короткий интервал времени уже все 20 работников сбоят и тупо саботируют твои указания так как уже почуяли безнаказанность и саботируют твои указания ещё хлеще и ты снова в ручном режиме начинаешь исправлять и снова никого не наказал не уволил не заменил.А теперь представим что у вас не 20 а 100 подчинённых а у них уже тысячи замов и подчинённых а так как эти 200 саботируют или просто бездари криво управляют то и эти тысячи будут работать ни как вам надо.Я считаю что ручной режим это сигнал к тому что твоя политика не работает или работает с жуткими сбоями и если приходится вмешиватся везде и во всё то система сгнила полностью.Чисто мои фантазии и я этим так сказать детским примером на пальцах пояснил последствия если работать в ручном режиме.
        1. 0
          19 января 2026 09:06
          Соглашусь с Вами. Но с РФ факты говорят об обратном, особенно в вопросе с пшеницей. Даже СССР, который всегда держал руку на пальсе,в этом вопросе и то завозил зерно. Сейчас то,как раз, РФ данный вопрос решен. Что, конечно, недостатков в управлении не отменяет. Ибо результаты могли быть еще лучше.
          1. +1
            19 января 2026 12:02
            В том, то и дело, что вопрос с пшеницей и даже со всем аграрным сектором, можно, вывезти в ручном режиме —год, пять лет, 10, но не навсегда — руки состарятся.
            1. 0
              20 января 2026 09:17
              Ну не знаю каким образом контролировался вопрос с пшеницей, но РФ-крупнейший ее экспортер в мире-

              Экспорт зерновых культур из России в прошедшем агросезоне (июль 2024 года - июнь 2025 года) составил около 53 млн тонн, в том числе пшеницы - 44 млн тонн. Тем самым наша страна сохранила статус крупнейшего поставщика пшеницы на мировой рынок, заявила недавно министр сельского хозяйства Оксана Лут на совещании у председателя правительства Михаила Мишустина.
              1. +2
                20 января 2026 13:53
                РФ крупнейший экспортер рыбы. Но такую рыбу как в магазинах в советское время перерабатывали на муку или отвозили на зверофермы а не продавали по диким ценам.. Зато японские дети едят российского краба. А я его даже не вижу.
                1. -1
                  20 января 2026 22:33
                  Ну, крабы, все-таки не хлеб. И если их будут продавать по цене батона-скоро ни одного краба не останется.Но и у нас мясо краба можно купить. С доставкой, даже на дом. В Ярославле такое удовольствие обойдется в 7000 руб за 500 гр. А что касается хлеба насущного, то несмотря на экспорт-насколько я знаю, народ дефицита в хлебобулочных изделиях не испытывает. Так что почему бы не продать излишки?
                  1. 0
                    22 января 2026 14:07
                    А чего бы тогда цены на зерно, хлеб и муку для народа не снизить, коль его у нас много? Рынок же решает! Но у нас не рынок, а сговор производителей и продавцов.
                    1. -1
                      22 января 2026 16:08
                      Вы помните какой у нас общественный строй? Капитализм и уже 30 лет. Это т. Сталин снижал цены на потребительские товары(последний раз это случилось в 1953 г). И это беспрецедентный случай. Потому что в странах капитала не было случая снижения цен на продовольственные товары. К слову СССР первым из тех стран что участвовали во второй мировой отменил карточную систему(в 1947 г). Великобритания, пострадав в разы меньше-сделала это позже.
                      А что касается сша-цитадели демократии, человеколюбия и всего остального-там во времена кризиса перепроизводства сельхоз продукцию предпочитали уничтожать. Чтобы сохранить спрос и подороже продать оставшуюся.)))Так что у Вас есть прекрасный повод подумать-стоит ли ждать понижения цен,а также бесплатной медицины и образования в той общественно-экономической формации, где главная цель-прибыль)))
                2. Oao
                  0
                  25 января 2026 03:49
                  Во Владике все есть. Домой привезут за несильно дорого.
              2. 0
                22 января 2026 14:19
                А толку то нам от этого? Зерно, хлеб с мукою у нас не дешевеют, даже не стоят на месте, а только дорожают, как и всё остальное!
                1. -2
                  22 января 2026 16:14
                  А с чего они должны дешеветь то? В истории только СССР делал это и то во времена т. Сталина. Привидите мне в пример хоть одно государство где происходило подобное? То есть снижение цен было бы планомерным из года в год. А не разовая акция исходя из капризов рынка. В сша в 30 года, во время кризиса фермеры уничтожали излишки продовольствия-лишь бы не отдать его за бесценок. При таком раскладе оставшееся можно было продать за нормальную цену.
          2. +2
            19 января 2026 14:33
            Даже СССР и то завозил зерно

            СССР завозил зерно, чтобы буханка хлеба стоили всегда 12-15 копеек. Поэтому не надо Ж сравнивать с пальцем.
            1. -1
              20 января 2026 08:51
              Ну СССР зерно начал завозить с середины 60-х. До этого же как-то цены на хлеб держали? Что мешало увеличить посевные площади и убирать зерна больше? В книге В. Катасонова "Экономика Сталина" описывается такой случай.

              Кто-то в конце 40-х из окружения Сталина спросил его-"Т. Сталин когда за хлебом очередей не будет ?"Сталин подвел его к окну с видом на Москву реку и сказал-за водой большие очереди стоят? Так и с хлебом надо будет сделать. И добавил-к 60 году хлеб для советского труженика может быть бесплатным.

              Учитывая темпы роста Сталинской экономики в 50 - и то внимание которое уделялось производству хлеба-это вполне могло быть. Более того карточную систему в СССР, который более всех пострадал от войны отменили раньше,чем в Великобритании.
        2. +6
          19 января 2026 14:30
          что у вас не 20 а 100 подчинённых

          Каждый год, прямые линии Путина, показывают, что не сто, а десятки тысяч подчинённых отказываются выполнять твои указания и законы. Путин скоро сам будет дворников на работу принимать. Каков поп, таков и приход! Выходцы из подворотни правят!
      2. 0
        21 января 2026 12:35
        так вмешательство должно быть грамотным. например, сделать заказ на производство ржи, чтобы чёрный хлеб стал чёрным и скрепным, а не той бурдой, которую сейчас готовят из пшеничной муки с редким добавлением ржаной.

        а пока "вмешательство" государства обеспечивает лишь процветание отдельных приближённых вроде Линников с их мираторгом, или Ткачёва...ну и витринного Дюрра с его ЭкоНивой.

        в то время, как местные фермеры, работающие на земле и живущие там же - просто вымирают...

        Мираторгу крестьяне и деревни не нужны, им нужна земля. а работников они из более тёплых стран навезут
  2. +2
    18 января 2026 18:14
    Какая из России аграрная сверхдержава, если пол года холод, снег и зима? Аграрные державы находяться в других поясах... А если бы не было весной Египетской зимней картошки, то картошки в магазинах городов-миллионников в России не было бы вообще! По куриному яицу - производитель (птицефабрики) стал жаловаться напрямую министру с/х Патрушеву, что мало зарабатываем. нам хочеться больше и больше, и еще больше! денег. Увеличили стоимость за яицо. Люди перестали покупать.... Обогатились? Стухло и вывезли на утилизацию, а торговые сети перестали брать..... Жадность и алчность везде присутствуют. И даже министр сельского хозяйства РФ ничего не сможет сделать, так как С/Х полностью частное, государство не особо удачно и во времена СССР занималось этим, а сейчас и подавно, только частники смогут все вырастить и сохранить перед продажей....
    1. +4
      18 января 2026 18:28
      Какая из России аграрная сверхдержава, если пол года холод, снег и зима?

      а пустующих земель мало? Они заброшены ,а там выращивались и картофель ,и пшеница
      1. +2
        21 января 2026 12:38
        где выращивается пшеница на продажу - там земли особо не пустуют и наоборот выкуплены крупными латифундистами, которые де-факто просто эксплуатируют нашу землю, не развивая деревни и сёла вокруг них...

        заброшены в основном нечернозёмные земли рискованного земледелия...на которых можно выращивать картофель, или даже банальное сено для КРС...

        но КРС в РФии после 1991-го года подверглись откровенному геноциду. и теперь мы доим не коров, а пальмы...зато Володину прибыток
    2. -1
      19 января 2026 08:34
      Насчет картошки-насмешили. Вы не учитываете один аспект-наличие дачных участков у нашего населения. Нигдке по статистике не проходит , сколько наши пенсионеры, а иногда и люди не достигшие пенсионного возраста выращивают как картофеля, так и всего прочего на своих сотках. Так что пропажа картофеля-РФ точно не грозит. Учитывая то, что картофель прекрасно прижился в России и,в общем то,как правило дает стабильный урожай. Что касается аграрная ли РФ держава или нет. У меня к Вам встречный вопрос-как давно Вы держали в руках лопату? Посмотрите на карту-РФ раскинулась в разных широтах. Даже в своем Ярославле я выращиваю весь ассортимент овощей-что уж говорить про более южные районы. Египет? Там другая проблема-все земледелие сосредоточено в районе Нила, в остальном колоссальные площади занимает пустыня и остро стоит проблема воды. Так что цчитывая колоссальные посевные площади РФ и то, что если будет засуха на юге-в других районах РФ вполне себе вырастит урожай-без сомнения РФ является сельскохозяйственной сверхдержавой.
    3. 0
      19 января 2026 12:07
      Артем, что вы городите? Все можно делать и добиваться результата, если, ты «человек разумный». А уж про Россию с хлебами и зимой вообще странно зарекаться при существующих агротехниках — проблема, что зим нормальных не стало, но это, только, вопрос внесения корректировки в агротехнику. А по поводу маржи птицефабрики, это вопрос совсем не к птицефабрике, а к тем, кто заложил такой раздрай в финансы и при этм не хочет допустить яйцебунтов.
    4. 0
      19 января 2026 14:39
      А если бы не было весной Египетской зимней картошки,

      Не надо слушать Селуанова, а тем более верить ему. Всю жизнь жили со своей картошкой и не знали , что в Египте картошка растёт. Просто хранилища уничтожать не надо и земля не должна сорняками заростать.
  3. +5
    18 января 2026 18:26
    Описывемый маятник цен и перетекание капитала - это же и есть один из столпов капитализма "возврата не будет" (ВВП). Чему тут удивляться то. Конкуренция, описываемые пошлины ,ввоз картошки, колебания производства яиц - это все стандартные капиталлистические действия.
    О подобных действиях на западе, и востоке - СМИ пишут достаточно регулярно.
    + еще "кабинетные договоренности" (сговор, по уголовному). Типа нефть дешевеет - бензин дорожает.

    если уж "аграрная сверхдержава" - то еда у населения должна быть качественной.... а так... берешь например сосиски - белка 10 % остальное..... неизвестно что....
    1. -7
      19 января 2026 09:02
      Так кто мешает самому вырастить качественную еду , либо на своих сотках, либо на сотках отца/матери или тестя/тещи? К слову , экологически чистая овощная продукция в сша и европе стоят на порядок дороже ,чем такая же из супермаркетов, выращенная с помощью гербицидов, пестицидов и прочей прелести. Что же касается сосисок...Многие мои соседи по даче берут на лето для выращивания теленка. Все лето его холят, лелеют, осенью сдают в колхоз (условный, конечно).50 проц мясо им-50-тому кто дал теленка на выращивание. Вот Вам и экологически чистое мясо. То же касается и птицы. Никто кур держать не возбраняет. Так что весной у Вас есть все возможности лично принять участие в становлении РФ как аграрной сверхдержавы. Для этого надо только купить лопату за 600руб)))Как говорится картошку сажать-это не критику разводить лежа на диване)))
      1. +1
        19 января 2026 12:07
        Лопаты маловато будет. Во первых, после посадки урожая - его неожиданно надо пропалывать, раз в 2-3 недели. Иначе вырастет не картошка, а участок крапивы пополам с каким-нибудь борщевиком. Поливать каждый день-два, последние года лето, например, засушливое. Потом обработка химией от насекомых. И в таком режиме всё лето. В сентябре уборка урожая. Если без механизации только лопатой, какой нибудь гектар картошки из вас всю душу вытянет. Отсортировать собранное, отвезти на место хранения, сохранить добытое... теленка надо вставать в 5 утра кормить, кур запросто может утащить куница, лиса или коршун.. очень это всё на любителя.
        1. -2
          19 января 2026 19:00
          Так это естественно. Ко всему труд надо приложить-а как иначе?Или Вы хотите лежа на диване все вырастить?
      2. +3
        19 января 2026 14:47
        кто мешает самому вырастить качественную еду

        Вам Собянин случайно не родственник? Тот тоже предлагает гражданам улицы самим убирать, кто не доволен мигрантами. А может просто власть такую убрать, а лучше в "угол поставить"!
        1. -4
          20 января 2026 08:55
          Ну я лично так и делаю. В новогодние праздники, после снегопада, вышел на улицу с лопатой и почистил снег у подъезда и дорожку до остановки. И физическая нагрузка и польза для обчества))))С власти проще всего требовать. К тому же Собянину кидать предъявы, после того что он делает для Москвы-просто смешно. А для Вас повторю слова президента Кеннеди-

          Прежде чем со страны спрашивать что она сделала для тебя-ответь на вопрос-что ты сам сделал для страны?
  4. +1
    18 января 2026 22:31
    неумные люди потому что агросектором рулят!
    1. Oao
      0
      25 января 2026 03:52
      Дай угадаю.Тебе дать надо порулить ?
      1. 0
        25 января 2026 19:07
        не угадал! садись двойка! бу га га)))
  5. +2
    18 января 2026 22:34
    Рыночек порешает: может ли Россия начать закупать пшеницу за рубежом?

    Чтобы что-то выросло нужны семена. Все семена на западе. Этот вопрос автор не раскрыл.
    В РФ 65% территории (вечная мерзлота, горы, сопки, тайга, болота) на которых ничего не посадишь об этом, также умалчивают. Молчат, что пшеницу в РФ выращивают кормовую и из неё пекут хлеб простому народу.
    1. -7
      19 января 2026 08:38
      Вы хоть раз сходите в магазин и посмотрите какими семенами там торгуют. Полно семян от российских производителей и моркови и огурцов и свеклы и картофеля. Есть, конечно,и импортные. Но это и хорошо-есть право выбора. К тому же чтобы получить семена-особо много труда не нужно.
      Ну...65 проц Вы хватили. У нас даже в Вологде вполне себе выращивают необходимые овощи. А учитывая колоссальные посевные площади в РФ Ваши байки про пшеницу ничего , кроме улыбки не вызывают.
      1. +2
        19 января 2026 12:13
        Промышленные сорта всяких пшениц, гречек, сахарной свеклы, кукурузы у отечественных производителей семян уступают по урожайности импортным на 30-50% процентов. Советские семенные фонды были распроданы за границу и безвозвратно пролюблены в "святые" 90е.. Про 65% информация неверная, около 85–87% территории рф непригодно для сельского хозяйства.
        1. +2
          19 января 2026 17:03
          Есть такой параметр, как "территория комфортного проживания", так вот в РФ всего 16% +-1 (большая часть территории это вечная мерзлота, болота, тайга, горы, сопки, холодная зона) является комфортным для проживания, на Украине 83% (-5,+1), в Белоруссии 84% (-4,+0).
          В США 80%, без Аляски. Вся территория Европы является комфортной для проживания людей.
          В долгосрочном прогнозе климата идёт понижение температуры, а погода будет скакать верх-низ сильно.
          Для русских территория Украины и Беларусь является в будущем фактором выживаемости русской расы.
          65% территории РФ является непригодной для промышленного с/х, это цифра истинная. Верить или нет, это ваши проблемы.
          Тема семена, это больная тема для РФ.
          1. -1
            20 января 2026 23:04
            Я скажу больше-территория пригодная для сельского хозяйства в РФ-12 проц. Но ее с лихвой хватает для 146 млн населения. Ибо 12 проц площади РФ-это 4 Франции.
            Семена тема давно уже не больная, за исключением отдельных позиций.
            К ним относится сахарна свекла-сейчас процент отечественных семян сахарной свеклы--20%-вот вью Романа Бердникова генерального директора СоюзСем свеклы-https://betaren.ru/news/soyuzsemsvyekla-vybiraya-luchshee/?journal_id=12365&ysclid=mkn01niiy1813994671
            А доля отечественных семян от всех посеянных в 25 году составила 67 проц. Напомню что 75 проц отечественных семян тот порог , который обеспечивает "семяенонезависимость" страны.-https://www.agroinvestor.ru/markets/article/44013-sozdany-v-rossii-dolya-semyan-rossiyskoy-selektsii-v-posevakh-priblizilas-k-68/
            Насчет долгосрочных проблемах по климату-никто на этот вопрос определенно ответит не может. Сейчас, наоборот, идет потепление. Тают ледники на полюсах.
            Насчет США насмешили)))Да США один из лидеров по пахотным площадям-174млн гектаров.
            Но и там есть свои Невады и скалистые горы. А есть еще Большой каньон. Так что про 80 проц пахотных земель в сша-это Вы погорячилсь. Цифра составляет 20 проц.
            Но в РФ меньше-около 122 млн. га. Но есть ньюансы.
            Первый-население РФ более чем в два раза ниже штатовского, а значит на одного росиянина пашни приходится больше,чем на одного американца.
            Второе-многие земли в РФ не используются под пашни, хотя в период СССР они были колхозами распаханы. Сужу это по своей даче. Ранее почти все поля (при СССР) в округе были распаханы-сейчас что-то выращивают в лучшем случае на половине. Остальное заросло молодым леском.
            1. 0
              21 января 2026 00:26
              Спасибо, за комментарий.
              Цифры мной приведенные взяты из научных журналов, это не СМИ, не журналисты. Пишут ученые, которые проблемы знают лучше всех. По климатическим условиям в России написано много учебников и статей ещё в СССР, как вы понимаете горы, сопки, тайга, вечная мерзлота, полупустыня остались. Широта Нью-Йорка 40 град. с.ш., у нас Севастополь лежит на 44 широте. Нет промышленного с/х в зонах вечной мерзлоты.
              1. 0
                21 января 2026 08:30
                Не воображайте только что читаете только Вы)))Ученые , согласен, проблему знают лучше всех. Но и они, порой , ошибаются(тут я имею в виду прогнозы на изменения климата в долгосрочной перспективе). Да и у них самих прогнозы например по срокам существования нашей солнечной системы разняться-порой на миллиарды лет. Да и человек, изучающий нацчные труды , как правило, подкрепляет свои слова ссылками на источник информации. Пока Вы этого не делаете и предлагаете верить на слово. По сельскому хозяйству я уже написал-в России доля пахотных земель составляет 12 проц от ее площади. Но благодаря ее протяженности(России) 12 проц-это все равно 4 территории Франции. И по пахотным площадям она входит в пятерку стран мира.
                Что касается США , то соглашусь климат там благоприятнее чем на большей части РФ. Но и там не только Аляска выпадает из зоны пахотных земель. Но те же пустыни, горная местность (Кардильер и Аппалачей).
                Что касается РФ, то таже те земли, которые относятся к зоне "некомфортного проживания" , тем не менее являются либо источником полезных ископаемых, либо покрыты лесом, что также составляет национальное богатство России.
                1. -1
                  21 января 2026 20:47
                  Мало людей хотят жить в Магадане, даже из Владивостока с его южным климатом народ уезжает в русскую Европу. Едут в тепло, туда где комфортно жить. Перечислять куда едут не буду. Если вся Украина станет Россией, то огромное количество граждан, живущих на северах и ДВ переедут жить на Украину. Во времена СССР все рвались в Крым. Про промышленное с/х. Культуры растут там, где есть солнце, тепло и вода, таких земель в РФ мало. В отношении климата. В глобальном масштабе нас ждёт впереди похолодание. Повторю. Для русских территории Украины и Беларусь является в будущем фактором выживаемости русской расы. Сюда можно добавить весь Кавказ и весь Казахстан. Спор, где лучше, не знаю, хотя видел очень много стран.
                  1. 0
                    22 января 2026 15:45
                    В глобальном масштабе нас ждёт впереди похолодание.

                    Пока что ученые говорят о потеплении климата. И таянье ледников на полюсах-тому подтверждение. Еще раз повторю-если озвучиваете теорию, противоположную той, что имеет место в настоящее время , ссылку на источник. На слово, увы, при всем уважении , верить не собираюсь.

                    Культуры растут там, где есть солнце, тепло и вода, таких земель в РФ мало.

                    Это смотря какая культура. Тот же картофель в средней полосе РФ удается лучше чем на украине. Греча произрастать в тропиках будет гораздо хуже чем в России. Морковь, свекла, горох, рожь, ячмень, овес-прекрасно растут в России, даже в Вологодской области.Кроме того создаются районированные сорта фруктов и овощей , которые также способны вызревать и плодоносить за относительно короткое российское лето. Тепло нужно-согласен. Но,к примеру, даже в той же центральной Сибири климат резко континетальный. Это значит и морозы там не редкость зимой под минус 40 , но и лето подчас сухое и жаркое под 30 плюс. И еще один козырь у РФ-недостатка воды не ощущается. Как в том же Израиле к примеру, или Египте. стоит отъехать от долины Нила километров на 100.
                    Я просто в сельхозтеме лет с 10. Когда еще у бабули,под Ярославлем, гостя в каникулы летом широко привлекаелся к посадочно-полольно-уборноым работам. Да и сейчас дача в тех краях. И выращиваю весь ассортимент продукции для семьи-от клубники , огурцов , яблок , слив, вишни до картофеля кабачков, тыквы и гороха.
                    1. 0
                      22 января 2026 16:18
                      Странно, как-то, с вами никто не спорит, ничего не пытается доказать, в ваших компетенциях не сомневается.
                      Тему климата, не погоды, не будем трогать, т.к. никто из нас не доживет до 2200 года. То что сейчас идёт положительный тренд, то он в ближайшие 50 лет уйдёт вниз, на то много причин, главное солнце, а за ним океанские течения в Тихом океане и в Атлантике Гольфстрим. Земля сама по себе также остывает. Через сотню миллионов лет будет температурная полка, затем медленный рост, через два миллиарда будет скачок вверх. Это всё в теории, а как будет, кто его знает. У вас дача в каком месте.
                      1. +1
                        22 января 2026 16:19
                        У меня под Ярославлем.
                        Насчет же прекращения существования нашей солнечной системы есть и "жаркий" вариант. Солнце относится к средним звездам и, в своей эволюции проходит через стадию красного гиганта. Это значит что оно будет увеличиваться в размерах, по мере выгорания водорода. Температура внешней оболочки в районе 5500 С. В недрах, по оценкам ученых-до 2 млн град.
                        Это я к тому что со временем, при таком раскладе Солнце все ближе будет к земле. И вряд ли от этого будет холоднее. А уж при его коллапсе, когда внешняя оболочка сбрасывается и Солнце станет белым карликом-вселенную и вовсе ждут отнюдь не холода. Впрочем еще до коллапса некоторые ученые утверждают что внешняя оболочка солнца будет проходить гораздо далее орбит планет земной группы.
                  2. Oao
                    +1
                    25 января 2026 03:55
                    Все что выше Сахалина на ДВ полная ..... и жить там невозможно.
        2. 0
          20 января 2026 09:15
          Да ну? Привидите, пожалуйста, ссылку на источник где сказано что урожайность российских соротов,в условиях РФ-ниже импортных. Есть такое понятие как районированность в сельском хозяйстве. То есть это семена полученные и выведенные для специального района. Так вот. пшеница, которая хорошо растет в Египте-вовсе не обязательно будет давать такие же урожаи в Подмосковье. И если Вы сравниваете урожайность в тоннах с га пшеницы в том же египте или Франции с урожайностью , полученной в Орле-сравнение, мягко скажем-некорректное. Урожай в РФ с га будет меньше-по причине климата. Но это не значит, что если взять семена у французов-урожаи будут как во франции. Скорее-наоборот. Отечественные сорта в РФ расти будут лучше. По той причине что выведены они именно для РФ. Во франции нет возвратных заморозков, более солнечного света и ясных дней, меньше влаги и тд. Что касается остальных культур, то больше всех импортных семян завозится сахарной свеклы. А того же картофеля-48 проц семян-отечественные.
          В РФ площадь земель пригодных для земледелия около 12 проц.
          По площади это в 2 раза больше площади Египта
          В 4 раза больше площади Франции
          И примерно равно площади такого государства как Казахстан или Саудовская Аравия.
          Так что тот урожай, который РФ недобирает из-за климата-то добирает за счет экстенсивности(те площади пахотных земель).
          Мало того-РФ крупнйший экспортер пшеницы в мире

          Экспорт зерновых культур из России в прошедшем агросезоне (июль 2024 года - июнь 2025 года) составил около 53 млн тонн, в том числе пшеницы - 44 млн тонн. Тем самым наша страна сохранила статус крупнейшего поставщика пшеницы на мировой рынок, заявила недавно министр сельского хозяйства Оксана Лут на совещании у председателя правительства Михаила Мишустина.
  6. +1
    19 января 2026 00:38
    А как же невидимая рука рынка?
    Выкопать из могилы тушку Гайдара, сжечь, а пеплом зарядить пушку в выстрелить в сторону Запада.
  7. +1
    19 января 2026 10:44
    Ну, вот и сельское хозяйство стало "догонять" космическую, автомобильную, электронную другие области российской промышленности.
    Да уж, "развитие" не остановить.
    Где-то рядом писали, что согласно данным ООН, по темпам развития Россия в 2025 году заняла 169 место из 178.
    Как говорится, комментарии излишни.
    1. 0
      20 января 2026 23:24
      Только тогда Вам придется объяснить как при таких темпах развития РФ умудряется быть крупнейшим экспортером зерна в мире))))
      1. +1
        21 января 2026 09:11
        Анекдот.

        Заходит Петька к Василию Ивановичу.
        Чапай голый, но в галстуке от Версаче.
        - " Василий Иванович. Ты чего голый?"
        - " Так нет же никого."
        - " А зачем галстук от Версаче нацепил?"
        - " А вдруг кто зайдёт."
        - " Так ты бы тогда хоть штаны одел."
        - " На штаны Петька, денег не хватило".

        К чему это я.
        Да к тому, что нельзя экспорт пшеницы рассматривать в отрыве от всего остального. Подозреваю, что импорт других сельскохозяйственных продуктов с лихвой перекрывает прибыли от продажи зерна.
        1. 0
          22 января 2026 07:59
          По состоянию на 11 декабря 2024 года экспорт основных видов овощных культур составил 438,9 тыс. тонн, из них:

          — продовольственного картофеля – 267,3 тыс. тонн;
          — лука и чеснока – 70,9 тыс. тонн;
          — корнеплодов – 36,1 тыс. тонн;
          — огурцов – 25,7 тыс. тонн;
          — томатов – 12,9 тыс. тонн;
          — капусты – 10,7 тыс. тонн.

          При этом для поддержания имиджа страны как надежного экспортера Россельхознадзором обеспечивается соответствие растительной продукции требованиям импортирующих стран.

          Что-то, безусловно РФ импортирует. Ну так это нормально для всех стран. Те же штаты, где климат гораздо более благоприятнее Россиийского импортируют продовольствия на 196 млрд долл. Примерно такой же экспорт.
          Ту же клубнику в РФ ,в достаточных объемах,вне теплиц-сложно выращивать в феврале. Так же как и помидоры. А вот картофель,морковь ,свекла вполне себе переживут зиму в хранилищах.
          1. 0
            22 января 2026 09:15
            Сходил на рынок. Посмотрел на цены.
            Вспомнипась фраза из советского фильма: "Я самая обаятельная и привлекательная..."
            Столько "обаятельных и привлекательных" цен! И на лук, и на чеснок, и на яйца, и особенно на рыбу.
            Как здорово, что у нас так всё здорово!
            1. -1
              22 января 2026 15:57
              Вот еще интересненькое нашел.

              Россия впервые экспортировала в Китай продукцию АПК на сумму свыше 1 млрд долларов за месяц, сообщается в Telegram-канале федерального центра «Агроэкспорт».

              По предварительным оценкам экспертов, только за декабрь 2025 года Россия поставила в Китай 1,3 млн тонн продукции АПК на сумму более 1 млрд долларов.

              «Впервые за историю наблюдений был достигнут такой стоимостной результат: ранее максимум составлял порядка 812 млн долларов — октябрь 2025 года», — отметили в «Агроэкспорте».
              При этом лидерами среди ввезенной продукции (в денежном выражении) стали: рапсовое масло (около 215 млн долларов), живые, свежие или охлажденные крабы (более 159 млн долларов), семена льна (более 74 млн долларов), минтай (около 65 млн долларов) и сельдь (более 55 млн долларов).

              https://sdelanounas.ru/blogs/173479/
              Что касается цен. Есть прекрасный вариант приобретать экологически чистую продукцию(а не ту что производят фермеры). Этим вариантом я и сам пользуюсь уже лет 30)))
              По весне за 600 руб приобретаете лопату, отрываете задницу от дивана и на авто,а если нет-на электричке на дачу. На свою или к теще/тестю либо отцу/матери.)))
              Весной перекапываете огород и сажаете что душе угодно-морковку. картофель, свеклу, горох, лук, кабачки, огурцы, тыквы, пропалываете и подкармливаете яблони и сливы, клубнику.
              Летом активно участвуете в прополках и поливах. Осенью в уборке. Свежий воздух, физическая нагрузка заодно избавят и от брюха. А после уборки урожая смело отправляйтесь на рынок и, после того, как узнали сколько труда надо вложить в выращивание килограмма картофеля-может быть на цены будете смотреть по другому)))) Цены растут везде, милейший.

              Инфляция продовольствия в США достигла почти 2-летнего максимума
              Инфляция цен на продовольствие в США увеличилась до 3,2% в августе 2025 года, что является самым высоким показателем с октября 2023 года, по сравнению с 2,9% в июле, за счет ускорения роста цен на продукты для домашнего потребления (2,7% против 2,2% в июле).
              1. +1
                22 января 2026 17:02
                Олюторская, тихоокеанская селёдка большая, жирная, кета, сима, чавыча... Краб, гребешок, трепанг и т.д. всё идёт в Японию, Корею, Китай. Остались одни воспоминания. Да, было время, благодать. Сейчас, про цены лучше не говорить. Посодют.
                1. 0
                  22 января 2026 22:51
                  Ну так в любом поисковике забейте текст где купить чавычу или краба. И Вам на дом привезут-были бы денежки)))Или Вам крабов продавать по цене буханки черного? Рынок цены отрегулировал-как и было обещано. Кстати в японии и китае тоже, думается, это не дешевый деликатес.
                  1. 0
                    23 января 2026 12:32
                    Согласен, капиталисты цены отрегулировали. В Китае из морепродуктов самый дорогой трепанг, трепанг это морской женьшень. Сейчас не знаю сколько стоит краб в Японии, но в 2000 он для японцев стоил копейки. В 80-е Владивосток был завален крабом, по цене доступный. Остались одни воспоминания.
              2. +1
                22 января 2026 17:26
                О том, как здорово самому выращивать морковку, расскажите жителям 25 тысяч заброшенных деревень России, переехавших в города.
                Я не из их числа, но выращивать картошку пробовал. Урожай с половины участка "помогли" убрать неизвестные. Остальную картошку выбросил после месяца хранения в городской квартире. Но за совет, спасибо.
                Обидеть сельских жителей цели не преследовал.
                1. 0
                  22 января 2026 22:53
                  Ну кто-то переехал, кто-то нет. Уезжает молодежь, но ближе к 50 частенько в деревню возвращается -пусть и не навсегда. У меня лично, никто картофель не выкапывал. А храню я его в погребе в гараже. Хранить картофан в квартире это, конечно, экзотика.
  8. +1
    19 января 2026 11:47
    Ой-е-ей, нет в стране хозяина, раздрай желаний, отсутствие компетенции на самом верху и элиты занятые непонятно, чем. Капитализм — значить капитализм и полное невмешательство в бизнес — 5 лет и страна процветает, требуются предсказуемые государственные нормы и законы — быстрый, но не максимальный эффект для страны (потери на конкуренции - много работы которая не окупиться или пропадет - кризисы перепроизводства). Или социализм — новое планирование (с использованием современных методов моделирования), цели из центра, расстановка задач, финансовые инструменты — кровь экономики, а не пища для банкиров кровопийцев и через 10 лет максимальный народнохозяйственный эффект для страны, причем, лет 7 займет, именно, планирование и расчеты и создание института планирования — все очень рационально и без дурости, но как это выдержать в вековой перспективе (со сменой элит и их целепологания) — система не саморегулируемая, в отличие, от капитализма, но очень продуктивная если не пущена на самотек. Но современные технологии позволяют уйти от ручного управления и человеческий фактор (в верхах), который со временем привел к неэффективности социалистическое производство, вполне, на новом витке развития может быть автоматизирован (ИИ например).
  9. +2
    19 января 2026 12:20
    ростсельмаш на трехдневной рабочей неделе- комбайны, трактора и навесное просели по продажам вполовину по сравнению с 24 годом, у КФХ не то, что денег нет на новую технику, они массово в 25 году банкротились, особенно по югам. Латифундисты миллиардеры, наподобие нашего государственного служащего ткачева, чувствуют себя получше, но в отсутствии конкуренции на рынке, станут монополистами и сделают классический картельный сговор по ценообразованию.
  10. -2
    19 января 2026 14:02
    Этого точно не будет. Сейчас плохая ценовая конъюнктура, но это изменится и опять пойдет рост. Набранные объемы производства гарантируют и удовлетворение внутреннего спроса, и экспорт. Остается открытым вопрос доходности производства. Пошлина - эффективный балансир, в плохие периоды ее обнуляют.
  11. 0
    19 января 2026 21:30
    Цитата: Botrops
    Вы не учитываете один аспект-наличие дачных участков у нашего населения. Нигдке по статистике не проходит , сколько наши пенсионеры, а иногда и люди не достигшие пенсионного возраста выращивают как картофеля, так и всего прочего на своих сотках

    Частного сектора очень мало, те кто живёт в человейниках дико огромное количество. Ещё знаю не только дачников но и тех кто живёт в своих домах но садит в огородах только зелень и овощи на лето ну пол осени, на зиму практически ничего не заготавливают и картошку с капустой не сажают так что бы кадками солить и погреба мешками картошки заваливать. Ещё не урожай часто бывает. Частники не перекроют дефицит картофеля.
    1. +1
      20 января 2026 23:13
      Частники, понятное дело не перекроют дефицит картофеля в государстве. Но посильную помощь государству оказывают. Потому что семья обеспечивающая себя картофелем не покупает его в магазинах. А значит понижает спрос на него со всеми вытекающими.Не знаю как у вас в деревне, но у нас из 12 домов- ВСЕ выращивают не только картофель,но и кабачки, морковь, свеклу, клубнику и все остальное. Моей семье на зиму хватает три мешка картошки, чтобы потреблять ее до апреля. Неурожай часто бывает? Ну я с детства приучен к сельхоз труду. На лето, в каникулы,ездил к бабушке в деревню, после смены в пионерлагере. Так вот, лет за 45 что я в теме-жестокого неурожая картофеля не было ни разу в наших краях(ярославская область). Сколько нить да урождалось. Как правило урожай сам-восемь. В самые плохие годы(а таких за 40 лет наберется два-три)-сам-три.
  12. 0
    20 января 2026 07:57
    Сбор свеклы должен дать рекордные 48,1 миллиона тонн.

    а почему свеклы выращивают в 6 раз больше чем картофеля? Сахар из неё делают?
    1. 0
      21 января 2026 12:26
      а почему свеклы выращивают в 6 раз больше чем картофеля? Сахар из неё делают?

      Да, делают сахар. Только сахар производят из сахарной свёклы, а не из столовой. которая идёт на борщи и прочие винегреты.

      Соответственно и нет смысла сравнивать урожай картофеля и сахарной свёклы.

      На 1-е ноября 2025-го года урожай столовой свёклы составил около 330 тысяч тонн
  13. 0
    21 января 2026 12:22
    пшеница пшеницей, а вот что "капиталистическая" экономика убила производство ржи в России, которая стала нерентабельной и что традиционно-русский чёрный хлеб превратился в откровенные помои - это факт...
  14. 0
    23 января 2026 19:33
    Комментарии в основном о политике. А никто не подумал о том, почему бы не вернуть плановые цены, показатели на всё, что касается обеспечения страны продовольствием? Топливо, кредиты, ценник на технику и запчасти...Кредитные ставки фиксированные по минималке, но если план/заявку государства не выполнил, то будь любезен ответь. Избытки/сверхплан - продавай куда хочешь и по какой хочешь цене. Но чтобы государство по той цене, которой ты обещал, получило в полном объёме. Твои проблемы государство не волнуют. Есть фиксированная цена контракта. Но если сделал - молодец, гарантированно получишь следующий заказ.. Вот так вообще можно????
  15. Oao
    0
    25 января 2026 03:44
    У птицефабрики, да и вообще ни у кого не дб рентабельности под 40% в принципе. До 10% и норм. Выше это спекуляция на дефиците.
  16. 0
    25 января 2026 19:33
    Пожили при капитализме, попробовали все прелести "рынок порешает". Пришло время возвращаться в социализм. Коммунистический Китай процветает, социалистический Вьетнам процветает, а мы что не можем себе построить подобную систему.