Civil hypersound: in Russia create a new spaceplane

The Ison company began to develop an unmanned spacecraft that can perform maneuvers at hypersonic speed.




Space industry at a crossroads

In recent years, the Russian space industry has shown the world a huge number of various projects of the future. If some quite succinctly supplement the agenda, others look, to put it mildly, too ambitious. It is enough to recall the projects of the Don and Yenisei superheavy missiles, for which they have not already approved the concept, not only have to be approved after the corresponding improvements.

The reason for such phenomena, in general, is understandable. Every year, the space industry of the Russian Federation faces new difficulties that accumulate like a snowball. Here there are sanctions, and the successes of competitors (primarily SpaceX), and the lack of a clear development strategy for modern Roscosmos, which only the lazy have not kicked in recent times. But most of all, the deplorable situation was affected by the scientifictechnical progress as such.

If earlier the RD-180 liquid-propellant rocket engine could be called the “pinnacle of evolution” (as we know, it was even actively bought by the Americans), now such a statement is rather puzzling. Leading rocket scientists are gradually switching to new types of engines, using, for example, a pair of liquefied natural gas / liquid oxygen instead of a kerosene / liquid oxygen fuel pair. The latter, both in the West and in Russia, has long been recognized as the most promising. The problem is that so far Russia does not have such engines, although work in this direction is underway.

Reusable Hopes

One can criticize the Space Shuttle or the Soviet Buran for an infinitely long time (one and the other had serious flaws), but the general trend is becoming more apparent today: space systems are becoming more and more reusable, in simple terms. This applies to both carriers and spacecraft. And here Russia, which has considerable experience, could declare itself: provided, of course, that a number of problems and contradictions are resolved.

But to aim at creating an analogue of Starship would be a crazy waste of money: it is better to start small. Now, the Ison Russian company has decided to develop a relatively small spacecraft of a completely new type. The company itself is a member of the Skolkovo project. The official website says: "JSC" ISON "was registered in 2011 and carries out its activities in close scientific cooperation with its strategic partners - Project Technique Corporation, Roscosmos State Corporation, FSUE KBMM named after A. Isaev, OJSC "EMZ named after V.M. Myasishchev", FSUE "MOKB" Mars ", FSUE" TsAGI ", etc."


The first images of the RIA apparatus News introduced in February 2019. Strange as it may seem, this can be called a success: often Russian developers do not advertise the appearance of their offspring at all, except, perhaps, for status projects such as Federation. Again, the general concept is thoroughly worked out. Before us is an aircraft-type drone having one engine and capable of controlled flights both in space and in the Earth’s atmosphere at hypersonic speed.

It is worth mentioning right away: of course, we are talking about a prototype. In its future, they will be able to create something in the future that Roskosmos can use in its interests. In theory, such devices can be used to monitor the surface, fight space debris, and even for military tasks. However, these are only assumptions. According to the director general of Eason Yuri Bakhvalov, they do not intend to use the spaceship as a weapon.

It is known that the spacecraft will receive the C5.98M engine: the same one that is used on the Breeze-M booster block. This is a Soviet liquid engine that uses a pair of diazot tetraoxide / heptyl. It is assumed that the spacecraft will be able to fly at an altitude of up to 160 kilometers and put satellites into orbit up to an altitude of 500 kilometers. According to the idea, one orbital aircraft can be launched at least 50 times.


The most interesting is the return scheme. The developers chose the option of the so-called “air launch” - a method of launching from a height of several tens of kilometers, where the launch vehicle delivers the carrier aircraft. The stratospheric aircraft M-55 Geophysics should play its role. This machine, made in only a few copies, has more than an interesting fate. Initially, it was a combat aircraft, which was created to intercept high-altitude reconnaissance balloons that were regularly launched by the Americans and flew into the territory of the USSR. Then, when the balloons left the agenda, they wanted to make the M-55 reconnaissance-strike complex, well, and with the end of the Cold War they decided to turn it into a carrier of spacecraft. As you can see, this idea is still alive. We add that the M-55 is a rather large and lifting aircraft, really capable of raising a hypothetical spacecraft to a certain height. Provided, of course, that it will not be the size of an American shuttle.


After launching and solving the tasks, the spacecraft from the Ison company should return to the ground, descending by parachute. In other words, he will not land on the runway, like shuttles of past years. Apparently, the creators decided to save on weight. The fact is that when choosing an airplane landing scheme, the device would have to bear the additional load in the form of landing gear elements and associated systems and subsystems, which, of course, would make the launch more expensive and complicate operation. But the parachute scheme is also not without flaws. Indeed, in this case, the spaceplane will be hit when it touches the surface of the Earth, albeit not the strongest. What is normal for disposable vehicles may not be acceptable for a fully reusable spacecraft. Therefore, so far, the choice of landing scheme is obviously not final.

Analogs and purpose

Let's talk about analogues. The most significant of them is the famous American Boeing X-37. This is an experimental orbital aircraft designed to test future technologies. The device is able to quickly change orbits, maneuver and, in theory, can be used to solve military problems. Various experts (including Western ones) are talking about this more and more often, emphasizing that there are not so many peaceful tasks for the X-37. That is, they are, however, they can be successfully performed by existing, much cheaper and easier to operate spaceships. At the same time, the ability to make sharp maneuvers, carry a solid load and be in orbit for a long time can be very useful, if we are talking, for example, about intercepting enemy satellites. This is not specifically about the X-37, but about the spacecraft of the future, which can be performed on its basis. Simply put, the Boeing X-37 is really experimental, but it's hard to say what exactly they are experimenting with in the States.


Perhaps the Ison project has also become part of a broader reorientation of the Russian space department to defense tasks. In this case, he has a chance of implementation, similar to how the United Aircraft Corporation is trying to build an inconspicuous strike drone "Hunter". However, these are only assumptions. And the whole space industry cannot provide only one defense: this is a dead end.
  • Author:
  • Used photos: http://alfainternet.ru/
Ad
We are open to cooperation with authors in the news and analytical departments. A prerequisite is the ability to quickly analyze the text and check the facts, to write concisely and interestingly on political and economic topics. We offer flexible working hours and regular payments. Please send your responses with examples of work to [email protected]
8 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. Sergey Latyshev Offline Sergey Latyshev
    Sergey Latyshev (Serge) 15 March 2019 09: 24
    +2
    Another project after the success of the Americans.
    How many of them have been lately .... IMHO, everything is somehow far-fetched to compare with the Americans.
    1. 17085 Offline 17085
      17085 (Dmitriy) 16 March 2019 23: 11
      +2
      Quote: Sergey Latyshev
      Another project after the success of the Americans.
      How many of them have been lately .... IMHO, everything is somehow far-fetched to compare with the Americans.

      Yes, some kind of nonsense. Learned "hypersonic" and shoved everywhere. The X-37 has been flying for a long time already, its missions last for months, but they could not finish the Clipper, they grabbed the Federation.
      The purpose of the strange apparatus from ISON is not clear. Why THIS !?
      Poor "Geofizika" is teased, well, there are no missiles for it ...
      It has long been asking me to create a complex based on the Tu-160, no, they started cutting them with excitement in 1991. Then they sculpted a new rocket for twenty years, it became outdated even before the first launch, and they shove it with manic persistence.
      Something I do not like news about Russian space, the last 10 years.
  2. Watermelon Offline Watermelon
    Watermelon (Arbuz) 15 March 2019 09: 39
    -1
    Why did everything grow. achievements are accompanied by photographs of American, really existing rockets, spaceships, etc.?
    1. 17085 Offline 17085
      17085 (Dmitriy) 16 March 2019 23: 01
      0
      Quote: Arbuz
      Why did everything grow. achievements are accompanied by photographs of American, really existing rockets, spaceships, etc.?

      Show with a finger.
      X-37, in the photograph, after the title, analogues and purpose.
  3. greenchelman Offline greenchelman
    greenchelman (Grigory Tarasenko) 15 March 2019 13: 15
    -1
    Hypersound and aerobatics are incompatible ...
    1. 17085 Offline 17085
      17085 (Dmitriy) 16 March 2019 23: 20
      0
      Quote: greenchelman
      Hypersound and aerobatics are incompatible ...

      Purely for editing. Spacecraft, Soyuz, ISS, etc. etc. maneuver in orbits to dock, fly around debris. It is not the cosmic wind that carries them, they are controlled by cosmonauts (pilots), machine guns or from the ground. The speeds there are not like "devices on March 1".
      You would think sometimes, useful.
  4. Oh yes no matter (Never mind) 16 March 2019 20: 40
    0
    Attention! Purely for reference: on the splash screen of the article there is a closed Roscosmos project to replace Progress as a descent vehicle - the Clipper spaceplane.
  5. Wahler Offline Wahler
    Wahler (SetUp) 18 March 2019 10: 23
    0
    Would not write such. Earlier ........ Gagarin flew into space. Komsomol members at Bam. Affairs! And now projectЫ.

Гражданский гиперзвук: в России создают новый космоплан

Компания «Исон» начала разрабатывать беспилотный космоплан, который сможет совершать маневры на гиперзвуковой скорости.





Космическая индустрия на распутье

Российская космическая индустрия за последние годы явила миру огромное количество разного рода проектов будущего. Если одни вполне лаконично дополняют повестку дня, другие выглядят, мягко скажем, чересчур амбициозно. Достаточно вспомнить проекты сверхтяжелых ракет «Дон» и «Енисей», для которых не то уже утвердили концепцию, не то только предстоит утвердить после соответствующих доработок.

Причина таких явлений, в целом, понятна. С каждым годом космическая индустрия РФ сталкивается со все новыми трудностями, которые накапливаются, словно снежный ком. Тут и санкции, и успехи конкурентов (прежде всего SpaceX), и отсутствие четкой стратегии развития современного Роскосмоса, которого за последнее время не пинал только ленивый. Но сильней всего на плачевную ситуацию повлиял научно-технический прогресс как таковой.

Если раньше жидкостный ракетный двигатель РД-180 можно было назвать «вершиной эволюции» (его, как мы знаем, даже активно покупали американцы), то сейчас такое утверждение вызовет, скорее недоумение. Ведущие ракетостроители постепенно переходят на двигатели новых типов, использующие, например, вместо топливной пары керосин/жидкий кислород пару сжиженный природный газ/жидкий кислород. Последнюю и на Западе, и в России уже давно признали самой перспективной. Проблема в том, что пока таких двигателей у России нет, хотя работы в этом направлении ведутся.

Многоразовые надежды

Можно бесконечно долго критиковать американский многоразовый челнок «Спейс шаттл» или советский «Буран» (серьезные недостатки были и у одного, и у другого), однако общий тренд на сегодня просматривается все более отчетливо: космические системы становятся все более многоразовыми, говоря простым языком. Это касается как носителей, так и космических кораблей. И здесь Россия, имеющая не малый опыт, могла бы заявить о себе: при условии, конечно, решении целого ряда проблем и противоречий.

Но замахиваться на создание аналога Starship было бы безумной тратой средств: лучше начать с малого. Сейчас в российской компании «Исон» решили разработать относительно небольшой космический аппарат совершенно нового типа. Сама компания является участником проекта «Сколково». На официальном сайте говорится: «АО "ИСОН" зарегистрировано в 2011 году и осуществляет свою деятельность в тесном научном сотрудничестве со своими стратегическими партнерами — Корпорация "Проект-техника", Госкорпорация Роскосмос, ФГУП "КБХМ им. А. М. Исаева", ОАО "ЭМЗ им. В.М. Мясищева", ФГУП "МОКБ "Марс", ФГУП "ЦАГИ" и пр.».


Первые изображения аппарата РИА Новости представило в феврале 2019 года. Это уже, как ни странно, можно назвать успехом: зачастую российские разработчики вообще не афишируют внешний вид своих детищ, за исключением, пожалуй, статусных проектов, таких как «Федерация». Опять же, вполне детально проработана общая концепция. Перед нами беспилотник самолетного типа, имеющий один двигатель и способный к управляемым полетам как в космосе, так и в атмосфере Земли при гиперзвуковой скорости.

Стоит сразу оговориться: речь, конечно, идет о прототипе. На его базе в будущем смогут создать что-то такое, что Роскосмос сможет использовать в своих интересах. В теории такие аппараты можно применять для мониторинга поверхности, борьбы с космическим мусором и даже для военных задач. Однако это лишь предположения. По словам гендиректора «Исона» Юрия Бахвалова, космолет не намерены использовать в качестве оружия.

Известно, что космоплан получит двигатель С5.98М: тот самый, который применяют на разгонном блоке «Бриз-М». Это советский жидкостный двигатель, который использует пару тетраоксид диазота/гептил. Предполагается, что космический аппарат сможет выполнять полеты на высоте до 160 километров и выводить спутники на орбиту высотой до 500 километров. Согласно задумке, один орбитальный самолет можно будет запускать не меньше 50 раз.


Самое интересное — это схема возврата. Разработчики избрали вариант так называемого «воздушного старта» — способ запуска с высоты нескольких десятков километров, куда запускаемый аппарат доставляет самолет-носитель. В его роли должен выступить стратосферный самолет М-55 «Геофизика». У этой машины, произведенной лишь в нескольких экземплярах более чем интересная судьба. Изначально это был боевой самолет, который создавали для перехвата высотных разведывательных аэростатов, регулярно запускавшихся американцами и залетавших на территорию СССР. Затем, когда аэростаты ушли с повестки дня, М-55 хотели сделать разведывательно-ударным комплексом, ну, а с окончанием холодной войны его решили превратить в носитель космических аппаратов. Как видим, эта идея жива по сей день. Добавим, что М-55 довольно крупный и грузоподъемный самолет, действительно способный поднять на определенную высоту гипотетический космический аппарат. При условии, конечно, что он не будет размером с американский шаттл.


После запуска и решения поставленных задач, космический аппарат от компании «Исон» должен возвратиться на землю, спустившись на парашюте. Иными словами, он не будет садиться на взлетно-посадочную полосу, подобно челнокам прошлых лет. Видимо, создатели решили сэкономить на массе. Дело в том, что при выборе самолетно-посадочной схемы, аппарату пришлось бы нести дополнительную нагрузку в виде элементов шасси и связанных с ними систем и подсистем, что, конечно, удорожило бы запуск и усложнило эксплуатацию. Но парашютная схема тоже не лишена недостатков. Ведь в этом случае космоплан ждет удар при касании с поверхностью Земли, пусть и не самый сильный. То, что нормально для одноразовых аппаратов, может быть неприемлемым для полностью многоразового космического корабля. Поэтому пока что выбор схемы посадки, очевидно, не окончателен.

Аналоги и назначение

Поговорим про аналоги. Самый значимый из них — знаменитый американский Boeing X-37. Это экспериментальный орбитальный самолет, созданный для испытания будущих технологий. Аппарат способен быстро менять орбиты, маневрировать и, в теории, может быть использован для решения военных задач. Об этом разные эксперты (в том числе, западные) говорят все чаще, делая акцент на том, что мирных задач для X-37 не так-то много. То есть, они есть, однако могут быть успешно выполнены имеющимися, намного более дешевыми и простыми в эксплуатации космическими кораблями. В то же время возможность совершать резкие маневры, нести солидную нагрузку и долгое время находиться на орбите может, как нельзя кстати, пригодиться, если речь идет, например, о перехвате вражеских спутников. Речь идет не конкретно про X-37, а о космическом аппарате будущего, который могут выполнить на его базе. Проще говоря, Boeing X-37 действительно экспериментальный, однако с чем именно экспериментируют в Штатах — сказать тяжело.


Может быть, проект компании «Исон» также стал частью более широкой переориентации космического ведомства РФ на решение оборонных задач. В этом случае у него есть шансы на реализацию, подобно тому, как Объединенная авиастроительная корпорация пытается построить малозаметный ударный дрон «Охотник». Впрочем, это лишь предположения. Да и не может вся космическая индустрия обеспечивать одну лишь оборонку: это тупиковый путь.
Использованы фотографии: http://alfainternet.ru/
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

8 комментариев
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти

  1. Сергей Латышев (Серж) 15 марта 2019 09:24
    +2
    • 2
    • 0
    Очередной проект после успехов американцев.
    Сколько их уже было в последнее время.... Имхо, все как-то притянуто за уши, чтоб сравниться с американцами.
    1. 17085 Офлайн
      17085 (Dmitriy) 16 марта 2019 23:11
      +2
      • 2
      • 0
      Цитата: Сергей Латышев
      Очередной проект после успехов американцев.
      Сколько их уже было в последнее время.... Имхо, все как-то притянуто за уши, чтоб сравниться с американцами.

      Да, чушь какая-то. Выучили "гиперзвуковой" и пихают везде. Х-37 летает уже черти сколько, его миссии месяцами длятся, а они "Клипер" допилить не смогли, схватились за "Федерацию".
      Назначение странного аппарата от "ИСОНа" не ясно. Зачем ЭТО!?
      Бедную "Геофизику" теребят, ну нету для нее ракет...
      Давно напрашивалось, создать комплекс на основе Ту-160, нет начали пилить их с азартом в 1991. Потом новую ракету двадцать лет лепили, она устарела еще до первого старта, а они с маниакальным упорством пихают ее.
      Что-то не нравятся мне новости про русский космос, последние 10 лет.
  2. Arbuz Офлайн
    Arbuz (Arbuz) 15 марта 2019 09:39
    -1
    • 0
    • 1
    Почему все рос. достижения сопровождаются фотографиями американских, реально существующих ракет, космических кораблей и пр.?
    1. 17085 Офлайн
      17085 (Dmitriy) 16 марта 2019 23:01
      0
      • 0
      • 0
      Цитата: Arbuz
      Почему все рос. достижения сопровождаются фотографиями американских, реально существующих ракет, космических кораблей и пр.?

      Пальцем покажите.
      Х-37, на фотографии, после заголовка, аналоги и назначение.
  3. greenchelman Офлайн
    greenchelman (Григорий Тарасенко) 15 марта 2019 13:15
    -1
    • 0
    • 1
    Гиперзвук и пилотаж несовместимы...
    1. 17085 Офлайн
      17085 (Dmitriy) 16 марта 2019 23:20
      0
      • 0
      • 0
      Цитата: greenchelman
      Гиперзвук и пилотаж несовместимы...

      Чисто для с правки. Космические аппараты, Союзы, МКС и т.д. и т.п. маневрируют на орбитах, чтобы стыковаться, мусор облететь. Это не космический ветер их носит, они управляются космонавтами (пилотами), автоматами либо с земли. Скорости там, не чета "устройствам 1 Марта".
      Вы бы думали иногда, полезно.
  4. Ой да неважно (Неважно) 16 марта 2019 20:40
    0
    • 0
    • 0
    Внимание! Чисто для справки: на заставке статьи закрытый проект Роскосмоса по замене "Прогресса" как спускаемого аппарата - космоплан "Клипер".
  5. Валер Офлайн
    Валер (SetUp) 18 марта 2019 10:23
    0
    • 0
    • 0
    Не писали бы такое. Вот раньше........Гагарин полетел в космос. Комсомольцы на Бам. Дела! А сейчас projectЫ.