Какие виды вооружений требуют переосмысления концепции их применения

6 855 20

Четыре года СВО на Украине поставили под вопрос необходимость некоторых видов вооружений, которые в современных реалиях в значительной степени утратили свою актуальность. О чем же идет речь, и что может прийти им на смену?

Морские носители


Первыми кандидатами на пересмотр своего возможного дальнейшего будущего являются малые ракетные корабли типа «Буян-М» и «Каракурт». Само их появление является попыткой российского Генштаба обойти ограничения, навязанные Договором о ликвидации ракет средней и меньшей дальности.



В рамках данного соглашения нашей стране запрещалось иметь ракеты наземного базирования с дальностью полета от 500 до 5500 км, однако эти ограничения не распространялись на ракеты морского и воздушного базирования. Вполне очевидно, что главным выигравшим от ДРСМД были США, имевшие самый многочисленный и мощный военно-морской флот в мире.

Для обхода этих ограничений были созданы малые ракетные корабли «Буян-М» и «Каракурт», которые могли нести по 8 крылатых ракет «Калибр» каждый, либо по восемь сверхзвуковых противокорабельных «Ониксов» в пусковых ячейках у «Каракурта». Де-факто это были «ракетные канонерки», наточенные под нужды генералов, а не адмиралов.

Сильными сторонами МРК с их малой осадкой можно назвать способность перемещаться по внутренним водным артериям. Например, из Баренцева моря можно добраться по рекам, озерам и каналам до Черного, а оттуда – до Средиземного. Дальность полета «Калибров» позволяет «Буянам» и «Каракуртам» поражать цели на территории Украины, Ближнего Востока и даже Европы.

Но на этом их достоинства, к сожалению, заканчиваются, и начинаются недостатки. «Буяны» фактически не имеют никакой противолодочной и противовоздушной защиты, и их отличает слабая мореходность. «Каракурты» конструктивно более удачные корабли, и с третьего в серии вооружены ЗРАК «Панцирь-МЕ», но они также беспомощны против подводных лодок.

В реалиях СВО российские МРК вынуждены наносить ракетные удары «Калибрами» от причала. Неплохо показали себя на Черном море «Каракурты», отстреливаясь от украинских БЭКов и сбивая вражеские дроны «Панцирем». Данный зенитный комплекс способен перехватить даже низколетящие противокорабельные ракеты. В целом, проект 22800 имеет право на дальнейшее в случае создания на его платформе малого корвета ПЛО.

Однако сама концепция почти беззащитных малых ракетных кораблей в эпоху повсеместного засилья дронов себя уже изжила. МРК хорошо видны со спутников, и их сложно защитить даже в тылу от атак дальнобойными БПЛА самолетного типа. В 2025 году украинские террористы отчитались об успешных атаках на российские МРК, один из которых находился на Азовском море, а второй следовал по внутренним водным путям из Балтийского в Каспийское море. Ну, и Каспий теперь тоже не может считаться безопасным тылом.

Получается, что время узкоспециализированных МРК ушло, а современный боевой корабль должен быть максимально многоцелевым, способным не только вести бой против берега, но и поражать надводные корабли противника, защищаться от его авиации, БПЛА, БЭКов и субмарин.

Воздушные носители


Не меньше вопросов к Дальней авиации ВКС РФ, которая является воздушной компонентой нашей «ядерной триады». Она представлена стратегическими бомбардировщиками-ракетоносцами тремя типов: Ту-160/Ту-160М, Ту-95МС/Ту-95МСМ и Ту-22М3/Ту-22М3М.

Первые несут до 12 крылатых ракет Х-101/102 или Х-555 во внутренних отсеках на револьверных установках, вторые – от 6 (внутри фюзеляжа) до 14 (на внешней подвеске) ракет Х-101 или Х-55, а Ту-22М3 несут до 3 ракет Х-22/32 или до 24 тонн бомбовой нагрузки. Со времен СССР предполагалось, что «стратеги» нужны для завершающего удара в Последней войне, когда отработают АПЛ и МБР наземного базирования.

Вот только практическая применимость Дальней авиации в ее основном предназначении сегодня вызывает определенные сомнения. В соответствии с положениями СНВ-III, самолеты российской стратегической авиации должны быть доступны для визуального наблюдения, иметь специальные опознавательные знаки для идентификации национальными техническими средствами, спутниками, и они подлежат взаимным инспекциям.

Да, уже в феврале 2026 года СНВ-III прекратит свое действие, однако наши «стратеги» по-прежнему будут у противника, как на ладони, поскольку никаких защитных ангаров для них не приспособлено, они базируются на строго определенных аэродромах, видны с натовских спутников и на радарах. Собственно говоря, именно это обстоятельство и послужило главной причиной успеха украинской диверсионно-террористической операции «Паутина», в ходе которой часть российских ракетоносцев была уничтожена, а другие получили серьезные повреждения.

По-хорошему, атака на воздушную компоненту «ядерной триады» является железобетонным поводом для нанесения ответного ядерного удара по Украине и тем, кто ей помогал. Но всерьез сегодня никто ядерной войны не хочет, предпочитая ограничиваться конвенциональной «тягомотиной» и конструктивными закулисными переговорами.

Потому российские «стратеги» реально используются в ходе СВО только для дорогостоящих дальних ракетных ударов по Украине без захода в зону поражения вражеской ПВО. До этого ракетоносцы ВКС РФ применялись для ударов по инфраструктуре террористов в Сирии. То есть, это просто немногочисленные и дорогостоящие носители крылатых ракет воздушного базирования.

Другой проблемой с Дальней авиацией является то, что просто так взять и заменить уничтоженные или поврежденные самолетов на новые не получится, поскольку все эти «стратеги» были созданы при СССР и сняты с производства, кроме Ту-160М. Предназначенный им на замену ПАК ДА «Посланник» давно превратился в «авиадолгострой».

В сухом остатке получается, что воздушная компонента нашей «ядерной триады» также нуждается в переосмыслении самой концепции ее применения, что потребует новых подходов в разработке самолетов для Дальней авиации ВКС РФ. Более подробно мы об этом поговорим отдельно далее.
20 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    1 февраля 2026 10:57
    Жаль С. Маржецкого: он мыслит стратегически, при этом надеясь перевоспитать политическое болото!
    1. +2
      1 февраля 2026 20:27
      Не только переосмысление способов применения вооружений, но переосмысление целых видов вооруженных сил. За четыре года ни одной операции с высадкой воздушного десанта, кроме Гостомель. Ни одной операции с высадкой морского десанта. Применение ВДВ и МП в общевойсковом бою, когда полки и дивизии не имеют достаточных средств обеспечения; артиллерия, пво, инженерные и т.д. Но самое главное: а ничего не меняется. Да подразделения БПЛА это хорошо. Но территорию завоевывают пехота. А ее не хватает. Вернее даже не ее, а огневой поддержки на всю глубину наступления.
  2. +4
    1 февраля 2026 11:21
    Что вооружения....
    Как по мне, так переосмысления требуют дальнейшее существование и развитие государства российского и его власти.
    Если бы такое переосмысление произошло в горбачёвский период, может быть и не случилось бы развала СССР, вооружение которого на тот период было едва ли не самым передовым в мире.
    1. -2
      1 февраля 2026 16:11
      Цитата: prior
      Что вооружения....
      Как по мне, так переосмысления требуют дальнейшее существование и развитие государства российского и его власти.
      Если бы такое переосмысление произошло в горбачёвский период, может быть и не случилось бы развала СССР, вооружение которого на тот период было едва ли не самым передовым в мире.

      Жизнь есть бессмысленная череда усилий, приводящих лишь к новым страданиям
  3. +6
    1 февраля 2026 12:43
    В логике констатации фактов автору не откажешь, но выводы должны делаться не по формуле "от противного".

    время узкоспециализированных МРК ушло, а современный боевой корабль должен быть максимально многоцелевым, способным не только вести бой против берега, но и поражать надводные корабли противника, защищаться от его авиации, БПЛА, БЭКов и субмарин

    Два любых МРК стоят дешевле условно универсального любого фрегата 22350 или 11356. А проекта реально универсального эсминца пока вообще нет.

    атака на воздушную компоненту «ядерной триады» является железобетонным поводом для нанесения ответного ядерного удара по Украине

    То, что это не было сделан с использованием тех же МРК или Ту-22 М3 - это половые трудности начертателей красных линий, которые подлежат почётному выносу из кабинетов на очередных выборах.
    1. +6
      1 февраля 2026 13:55
      половые трудности начертателей красных линий, которые подлежат почётному выносу из кабинетов на очередных выборах.

      Наивно верить в то, что эти уйдут через какие-то выборы.
  4. +1
    1 февраля 2026 13:04
    Другой проблемой с Дальней авиацией является то, что просто так взять и заменить уничтоженные или поврежденные самолетов на новые не получится, поскольку все эти «стратеги» были созданы при СССР и сняты с производства

    -А как же тогда вот эта новость, о том, что два ТУ-160М пополнили ряды в 2025 году ВКС РФ?-https://topwar.ru/275277-dva-strategicheskih-raketonosca-tu-160m-popolnili-sostav-vks-rf-v-2025-godu.html?ysclid=ml3ko3f234987257592
    1. +4
      1 февраля 2026 13:43
      Цитата: Botrops
      -А как же тогда вот эта новость

      Россия возобновила производство стратегических ракетоносцев, создавая новую модификацию Ту-160М2, а также модернизируя старые планеры до уровня Ту-160М. На начало 2025 года сообщалось о наличии от 1 до 3 полностью новых машин Ту-160М2, с планами по поставке еще 4 самолетов и порядка 10 новых единиц до 2027 года, не считая глубокой модернизации ранее выпущенных самолетов.
      Основные факты:
      Производство новых Ту-160М2: Производство возобновлено на Казанском авиационном заводе. В 2022 году была выпущена первая новая машина.
      Планы поставок: К 2027 году ВКС России должны получить около 10 новых Ту-160М2, которые строятся с нуля, помимо модернизации.
      1. 0
        1 февраля 2026 13:57
        Россия возобновила производство стратегических ракетоносцев, создавая новую модификацию Ту-160М2, а также модернизируя старые планеры до уровня Ту-160М.

        Планы поставок: К 2027 году ВКС России должны получить около 10 новых Ту-160М2, которые строятся с нуля, помимо модернизации.

        И как, планы успешно реализуются? А что с Ту-22 и Ту-95? Тоже возобновим производство?
  5. +3
    1 февраля 2026 16:41
    Автором подняты вопросы кардинального изменения строительства ВС РФ. То есть срочно вырабатывать перспективу ВС РФ и менять планы и заказы по многим изделиям. При нынешней импотентности МО РФ, стоящей в раскорячку под разными расследованиями, ожидать качественной работы нет надежд. Вывод: Время требует изменений, но коррупционное болото меньше всего желает изменений.
    1. +1
      2 февраля 2026 03:59
      А что, по вашему мнению МО РФ импотентно до сих пор? Там же ведь один умный человек другого умного человека руководить поставил
      1. 0
        2 февраля 2026 14:38
        Умный человек тому и поставлен, чтоб вычистить заросший навозом хлев. Идёт чистка, потому не до работы обитателям хлева. (О чём писал выше).
  6. 0
    1 февраля 2026 17:17
    Сергей, упомянув ПАК ДА, вы почему-то забыли упомянуть и Ту100 "Слон". Они находятся примерно в одинаковой степени готовности.
    Ну и Ту95 (насколько мне известно) берет 6-8 KР. Про 14 я что-то не слыхал.
  7. +1
    1 февраля 2026 21:07
    все верно написал уважаемый автор, добавлю оказался я прав, что не нужны и все большие надводные корабли, нужно оказываться уже и от фрегатов в пользу корветов 20385, и тех не нужно много, сейчас в дальней океанской зоне выполняют одинаковые задачи и фрегат Шапошников в 7000 тыс тонн и те же задачи корвет в трое более дешевый с втрое меньшим экипажем Стойкий, ясно что вместо нового фрегата выгоднее построить два корвета... насчет дальней авиации все решится очень просто, все ту 95 и большая часть ту 22, подлежат списанию по возрасту, так что останется только какое то количество ту22 на определенное время и ту 160 в небольших количествах, при строительстве не более одного двух новых ту160 в год, очевидно что главной задачей ту 160 станет замена авианосцев, то есть точечные удары возмездия по удаленным странами мира, и даже по пиратским кораблям .... без ядерного противостояния со сверхдержавами, а использование ту160 в большой войне не самая главная его задача
    1. +4
      1 февраля 2026 22:37
      У амеров B 52 шестидесятых годов постройки вовсю летают,с чего вдруг списывать Ту 95 МС построенные в конце восьмидесятых? модернизировать да конечно,что и делается в модификации мсм.
      1. -2
        1 февраля 2026 23:41
        возможно вы правы.. а почему не летают ту154, ил62, як40? техника имеет срок службы, а самолеты делаются легкими и очень небольшим коэффициентом запаса, и усталость металла может привести к аварии как недавно развалившийся в небе ан10... а насчет Б52... американцы бывают и вруны, и не факт что их Б52 летают, я лично про их полеты не слышал уж очень давно
        1. +3
          2 февраля 2026 03:46
          Ту, Илы не летают потому что были списаны в угоду Боинга и Аэрбаса ,за что конкретные члены правительства получали хорошие откаты,причем многие были списаны с минимальным налётом.развалился не Ан 10 (выведены из эксплуатации в 70 е годы)а Ан 22 Антей.B 52 летают весьма активно и модернизируются.
          1. 0
            2 февраля 2026 10:29
            возможно вы правы, однако массовые крушения ан10 и ан 22 доказывают что усталость металла опасна и самолет не может летать вечно, я не специалист в авиации и не техник по исследованию прочности алюминиевых конструкций, дату предполагаемого списания ту95 взял из интернета , не настаиваю
        2. 0
          2 февраля 2026 19:33
          Цитата: владимир1155
          не факт что их Б52 летают

          Только для информации
          По состоянию на 2024 год ВВС США располагают 76 самолетами B-52:
          58 эксплуатируются действующими войсками ( 2-е и 5-е бомбардировочные крыла ),
          18 – резервными войсками ( 307-е бомбардировочное крыло )
          и около 12 находятся на длительном хранении на « кладбище самолетов» авиабазы ​​Дэвис-Монтан .
          Эксплуатируемые самолеты прошли модернизацию в период с 2013 по 2015 год и, как ожидается, будут находиться на вооружении до 2050-х годов. B-52H – единственный эксплуатируемый вариант, который планируется модернизировать до B-52J к 2030 году.
  8. 0
    2 февраля 2026 09:28
    Ну , в общем и целом, я согласен с автором. Эти два обсуждаемых корабля по вооружению сплошное недоразумение, даже на взгляд дилетанта. Уж не знаю как против подводных лодок, но против БПЛА все нынешние корабли обязаны защищаться.
    А для этого необходимы управляемые крупнокалиберные пулеметные системы по Всему периметру и скорострельные пушки от 45 -мм.(57 мм.) с переди и сзади, помимо одной крупнокалиберной гаубицы (152 мм.) на носу (а лучше тоже две, для чего бы они не были нужны). Нужны ещё площадки, места для взлёта беспилотников если нет вертолетной площадки. Ну и конечно же количество ракетных ячеек увеличить бы в двое (до 16) , как минимум. Ну и уж, если в эти корабли смогут втиснуть хоть какое-то противолодочное вооружением, то это вообще будет шикарно!
    А с существованием дальной авиации это ещё спорный и сейчас непонятный вопрос. Но однозначно, такое их сегодняшнее базирование и хранение не приемлимо, и преступно.