«Премьера» откладывается: чем можно заменить самолет ДРЛОиУ А-100

14 446 32

СВО на Украине наглядно продемонстрировала, насколько Россия отстает от блока НАТО в средствах воздушно-космической разведки, что чревато в случае их уже не опосредованного, а прямого военного столкновения. Можно ли с этим что-то поделать?

«Премьера» откладывается?


Сразу скажем, что никаких чудес не предвидится, если только Китай не согласится продать нам десяток-другой самолетов ДРЛОиУ, на что едва ли стоит всерьез рассчитывать. Рассуждать можно только о вариантах снижения остроты проблемы в среднесрочной перспективе, если это время у нас вообще будет.



В наследство от СССР России досталось некоторое количество самолетов ДРЛОиУ А-50, построенных на базе военно-транспортного Ил-76, которые были модернизированы до уровня А-50У. В их задачи входит дальнее обнаружение воздушных, надводных и наземных целей, наведение на них истребителей и ПВО, ретрансляция сигнала связи и общее управление боем.

Самолеты данного типа в нашей стране не производятся, и на замену им был разработан технически более продвинутый А-100 «Премьер», обладающий более высокими тактическими характеристиками. Вместо старого Ил-76 он базируется на его более современной версии Ил-76МД-90А, которая уже перешла от малосерийного производства к конвейерному, что хорошо.

В отличие от вращающейся антенны А-50У, А-100 использует активную фазированную решетку, которая быстрее обновляет данные о целях и лучше защищена от помех. Однако столь перспективный проект споткнулся о зависимость от импортной компонентной базы, что стало критической проблемой после 2014 года.

Попытки ее замещения привели к непрерывным сдвигам сроков вправо, что ставит под вопрос, будет ли «Премьер» реально выпускаться хотя бы малосерийно. Даже если это произойдет в среднесрочной перспективе, то ограниченное количество самолетов ДРЛОиУ данного типа не позволит достичь хотя бы паритета с блоком НАТО.

Вероятно, имеет смысл пойти по пути определенного упрощения и поиска компромиссов, для того чтобы отечественные средства воздушной разведки и управления более соответствовали реалиям СВО на Украине и предполагаемого столкновения с натовской истребительной авиацией.

Истребитель ДРЛО?


Представляется целесообразным развести непосредственное управление воздушным боем на передовой и непрерывный мониторинг происходящего в небе в угрожаемый и военный период. Как ни странно, для решения первой задачи наиболее оптимально подходит не огромный «Премьер» с «грибом» на спине, а истребитель 5-го поколения Су-57.

Да, А-50У/А-100 представляет собой слишком легкую и лакомую цель для истребительной авиации противника и его средств ПВО, действующих из засад. На передовой эти самолеты долго не протянут, что, увы, подтверждается практикой применения в зоне проведения СВО на Украине.

Для управления звеном Су-35 в рамках сетецентрических операций лучше подойдет тяжелый Су-57, оснащенный мощным радаром Н036 «Белка», имеющим дальность обнаружения целей до 400 км с возможностью сопровождения нескольких десятков одновременно и сектором обзора в 270°. Этого вполне достаточно для того, чтобы взять на себя часть функций самолета ДРЛОиУ.

При этом российский истребитель имеет малозаметность на радарах, высочайшую маневренность и скорость, которые позволяют ему действовать там, где «Премьер» будет не жилец. Но крайне желательно, чтобы Су-57 был двухместным и управление боем осуществлял не пилот или компьютер, а специально обученный оператор.

Однако тяжелый истребитель все же будет существенно уступать специализированному самолету ДРЛОиУ по времени боевого патрулирования и тактико-техническим характеристикам, потому полноценной заменой А-50У/А-100 он стать, к сожалению, не сможет.

Ту-214 или Ил-114 ДРЛО?


Для создания отечественного АВАКСа стратегического класса требуется самолет, имеющий достаточно большую дальность полета, вместимость и энергетику для обеспечения работы мощного бортового радиолокационного оборудования. При этом современным трендом является отказ от вращающегося «гриба» в пользу более простой и дешевой «доски» РЛС.

Из того, что в России реально производится, пусть пока и малосерийно, на роль стратегического самолета ДРЛОиУ наиболее подходит среднемагистральный узкофюзеляжный лайнер Ту-214. В общем-то, на его базе уже создано несколько разведывательных самолетов Ту-214Р, предназначенных для радиотехнической и оптико-электронной разведки.

Вместо «гриба» Ту-214Р оснащены побортно панелями РЛС АФАР, а также РЛС кругового обзора, которая находится в фигурном обтекателе в задней части фюзеляжа. Этот самолет имеет большую дальность полета, чем Ил-76, и выполняет часть задач ДРЛО, но все же не является полноценным АВАКСом, поскольку не предназначен для управления воздушным боем.

Тем не менее именно платформа Ту-214/Ту-214Р, оснащенная побортно несколькими полотнами РЛС, сегодня более всего подходит для создания самолета ДРЛОиУ стратегического класса. Если в Казани перейдут от стапельного способа производства к конвейерному, то подобный проект может получить шанс на реализацию.

Самолет ДРЛОиУ тактического класса можно было бы создать на базе регионального пассажирского Ил-114-300. Поскольку ОАК уже заключила соглашение о начале их лицензионного производства в Индии, можно сделать выводы о высокой степени их готовности к серийному производству.

Оснастив их «доской» РЛС на спине, можно получить функциональный аналог шведского легкого самолета ДРЛОиУ Saab 340 AEW&C, два из которых были переданы Украине для повышения ситуационной осведомленности ВСУ и эффективности использования истребителей F-16. Но для этого необходимо своевременно начать НИОКР по РЛС соответствующего типа.
32 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    10 февраля 2026 10:55
    При современных дальних средствах поражения и разгуле тер.актов на нашей земле - мне кажется, ставить в таком архиважном деле на десяток уникальных дорогущих самолётов ошибочно. Надо искать иные варианты.
    1. -2
      10 февраля 2026 11:12
      Надо искать иные варианты.

      - сжечь все страны способные строить самолеты ядерными боеголовками? bully
  2. +1
    10 февраля 2026 11:53
    Сергей, имхо , менял А-100, раз 10 уже (примерно).
    А воз и ныне там.
  3. +2
    10 февраля 2026 12:15
    Тяжёлые самолёты ДЛРО с вертящейся антенной в "грибе", давно вчерашний день, что полностью доказало СВО. Запад использует такие устаревшие,- не имеют противодействий со стороны противника, но появляются новые без грибовидных антенн. Определённо обоснован переход на самолёты С-57 со специализированными вариантами фазированных антенн. Вывод: СВО выявила новые требования по всем вооружениям, в том числе и по ДЛРО и особенно необходимым разносторонним спутниковым обеспечением.
  4. +7
    10 февраля 2026 12:38
    Поражает то, что все передовое и очень необходимое на фронте, просто игнорируется, делается ставка на массовость применения дешевых средств, не важно в чем, такое ощущение что у нас напрочь отсутствует космическая и дальняя воздушная разведка, только ближняя, т.к. мы слепнем в тумане, бред, и это в 21 веке, а где спутники ДЗЗ?
    1. 0
      11 февраля 2026 05:57
      Можем и ДЗЗ, но зачем?
      1. 0
        11 февраля 2026 06:06
        Затем, что для ДЗЗ пофигу туман
    2. +1
      12 февраля 2026 10:44
      Как может отсутствовать ,причем "напрочь" космическая разведка , если по объектам далеко в глубине незалежной осуществляются прилеты гиперзвука как по стационарным целям , так и по вполне себе подвижным, типа тех же комплексов ПВО. А ведь без системы космической разведки и ЦУ такое провернуть бы не удалось. У РФ на орбитах есть спутники оптико-электронной разведки Раздан, спутники РТР пассивной и активной, входящие в систему Лиана (Лотосы и Пионы), есть аппараты зондирования земной поверхности, типа того же Кондора. Так что тут Вы не правы. Особенно после таких, к примеру, сообщений МО

      В интересах Вооруженных сил России (ВС РФ) в 2024 году было запущено более 800 спутников. Об этом сообщает министерство обороны, приурочив сообщение к 67-й годовщине основания Космических войск России.

      «В рамках несения боевого дежурства по обеспечению контроля космического пространства в 2024 году специалисты Главного центра разведки космической обстановки провели более 3000 специальных работ по контролю изменений космической обстановки, в ходе которых обнаружили и приняли на сопровождение свыше 1800 космических объектов», — заявили в военном ведомстве.

      Помимо этого, космические войска обеспечили вывод на различные орбиты более 800 космических аппаратов в интересах российской армии.
      1. 0
        12 февраля 2026 10:58
        на начало 2026 года российская орбитальная группировка насчитывает около
        300 космических аппаратов. В течение 2025 года группировка была увеличена на 12 спутников, а в 2024 году на орбиту вывели почти 100 новых аппаратов, включая военные

        Что-то про 800 КА вы загнули, но вы же сами чувствуете что для парней на ЛБС эффект минимальный, да бьем по энергетике и даже по ж/д составам, а хохлы даже умудряются наступать и все никак не разбегаются и не уменьшаются, их БПЛА на равных соперничают с нашими, на передовой нет ничего кроме развед-дронов, а они слабенькие, нужны детальные спутниковые снимки на глубину обороны минимум в 100 км.
        1. 0
          12 февраля 2026 11:22
          Это не я загнул-это МОРФ озвучил данную информацию. Кроме того надо учитывать, что некоторые из запущенных 800 спутников могут быть двойного назначения. Как тот же Старлинк. Вроде бы предназначенные для использования в деле установления устойчивой гражданской связи, но в то же время используемый и в целях СВО. К ним могут относится и,к примеру, спутники зондирования земной поверхности, которые помогут как в составлении карт той или иной местности, так и для обнаружения стратегических объектов.
          Что же касается 100км в глубину на ЛБС. На передовой нужна оперативная обстановка, промедление в 10 мин-и уже тот же комплекс ПВО или САУ сменили дислокацию.
          Спутники же имеют ограниченную ширину полосы сканирования при пролете над тем или иным объектом , позволяющую спутнику с заданным разрешением "просматривать" ту или иную площадь. И даже 2 или 3 спутника ,сменяющие друг друга на орбите,в то время,как один из них уходит в "тень"-обстановку в режиме нонстопа не смогут дать. Ибо спутниковая разведка носит скорее стратегический.чем тактический характер. Да, наблюдение за стратегическим объектом с получением информации раз в несколько часов или даже суток-позволят отследить изменения в кол-ве ЛА на аэродроме или развертывание большой группировки войск на заданном направлении, но тактические задачи( то есть предоставление разведданных и выдачу ЦУ на ЛБС) решают БПЛА, самолеты ДРЛО, тот же СУ-57, агентарная и неагентурные разведки(как в случае удара по плацу с построившимися там военнослужащими).
          1. +1
            13 февраля 2026 06:15
            Вы все правильно говорите, и я очень рад что у нас космос не стоит на месте, но эффект для парней на ЛБС неощутим, вот как раз средств для разведки тылов в тактической глубине крайне мало, самолеты ДРЛО и Су-57 до сих пор штучный товар, и они не могут решить всех задач по всей ЛБС, в то время как нато просматривает нас и на стратегическую и на тактическую глубину.
            1. 0
              13 февраля 2026 08:33
              Вот тут я согласен, что касается недостаточного количества самолетов ДРЛО. Но есть ньюанс в их применении и автор их указал. Самолет ДРЛО хорош тогда, когда его не трогают-в случае начала реальных боевых действий-он прекрасная мишень. Да, перед началом боевых действий также может отследить сосредоточение техники, но когда пошла война-толку от него немного. И то что наш просматривают Глобал Хоуками -это только вопрос к нам. Как американцы надо действовать-объявлять бесполетную зону и все снимать средствами ПВО. особенно подобные изделия. СУ-57 штучным товаром назвать все-таки нельзя. Недавно прошло сообщение что поставили 15 штук. А учитывая что он не рабочая лошадка и задачи у него специфические-для проведения разведки ,на определенным участках,этого должно хватить.
  5. +1
    10 февраля 2026 12:50
    наверное нужны самолеты дрло и возможно на базе ту 214
  6. +9
    10 февраля 2026 12:51
    «Премьера» откладывается: чем можно заменить самолет ДРЛОиУ А-100

    Начало НИОКР по А-100 ровно 2000 год, хотя проработка ТТХ началась в 1999 году. Были там «Алмаз-Антей», ТАНТК им.Бериева А.В.Явкиным и компанией «Афрус» (руководитель — Н.А.Качалов, выполнение интерьера президентских Ил-96) подготовлено техническое предложение на создание аналогичного А-50ЭИ самолета с российским радиотехническим комплексом с тремя большими РЛС с ФАР под обтекателем классического типа — А-100Е — экспортный вариант для поставки в Китай. На базе этого самолета и за счет китайского финансирования планировалось создание и самолета для ВВС России — А-100. С техническим предложением обратились в НПО «Вега», которое отказалось от участия в проекте ссылаясь на отсутствие ресурсов. Далее была "Вега". Суть в том, что 25 лет прошло, а самолёта А-100 нет, но деньги потрачены, кто потратил и куда уже не найдут.
    Прожектов много, результатов нет. Одни хотелки, дайте денег.
  7. +5
    10 февраля 2026 12:54
    Самолёты ДРЛО нужны здесь и сейчас,даже делая на базе ту 214 все упретса на насколько лет(минимум) из за отсутствия электронной базы . возможно закупка у китайцев через некую страну-посредника,условная Бирма,которая берет для себя а потом типа сдает в аренду России
  8. +2
    10 февраля 2026 13:41
    Ну тупость крайне не из лечима.
    Если рлс Су 57 такой супер , поставите ее на Ил 76 или супер джет и совместите с боковыми антенами .
  9. +1
    10 февраля 2026 14:26
    Что Тушки, что Илы неповоротливые кашалоты для ракет противника, один хрен на, что там ставить "доску" или "гриб". Только если бы было так всё просто, то поставили бы уже! Но это же супер-пупер спецоборудование, которое пронизывает весь самолёт, формируя его со спецами ПВО. Или просто таких самолётов для этого не хватает или не нужны уже на самом деле?
    Быстрый и маневренный современный истребитель тут смотрится попредпочтительней, хоть и не так мощно. Но как тут справится только один оператор?!
  10. +3
    10 февраля 2026 15:06
    Все таки поражает способность автора с "серьезным" пытаться давать советы в тех областях, в которых у него отсутствуют даже элементарные познания. Проблема отсутствия у РФ нужного количества самолетов ДРЛОиУ не в отсутствии подходящих для данных функций носителей, а практически в полном уничтожении "эффективными" менеджерами отечественного производства микроэлектроники. А на счет предлагаемых носителей - уважаемый автор, чем ты предлагаешь менять Ил-76МД-90А с грузоподъемностью до 60 т и крейсерской скоростью: 780—850 км/ч с нагрузкой в 60 т до 4000 км
    с нагрузкой в 48 т: - 5500 км, с нагрузкой в 40 т - 6500 км, а с нагрузкой в 20 т - 8500 км? На Ту-214 с максимальной грузоподъемностью в 25 т и крейсерской скоростью в те же 850 км/ч. с практической дальностью до 3800 км или на Ил-114 с грузоподъемностью в 7 т и крейсерской скоростью около 500 км/ч и практической дальностью в 1500 км?
    1. +4
      10 февраля 2026 16:45
      Вы правы, радиоэлектроника РФ находится в нуле. Например, у нас нет мощных СВЧ выходных транзисторов, они есть милитари, там, но для нас недостижимы и так по всем позициям. Разработчики крутятся, изобретают, как выйти из заколдованного круга. У одних только менеджеров голова не болит, они намекают, говорить боятся, надо подождать и всё купим, договоримся.
      По Украине, тоже договоримся, им победа не нужна. У них цель одна, деньги и чтобы лежали они в западных банках.
      1. +4
        10 февраля 2026 17:31
        vlad127490, вы совершенно правы. Самое грустное это то, что мы имеем разработки по которым "прогрессивный запад" даже рядом не стоял. Вот только делать все это некому, да и не на чем. И так во всем, а в вопросах производства современной военной техники в первую очередь. А рецепт выхода из заколдованного круга есть и опробован в истории не один раз. Достаточно вспомнить программу Рузвельта, "вытянувшую" в свое время США или экономическую программу Пак Чон Хи, превратившего аграрную Ю. Корею в одного из мировых технологических лидеров. Только нужен для этого истинно национальный лидер который сумеет убедить или заставить олигархов делать именно то, что нужно стране. А не скирдовать бабло на забугорных счетах и не покупать заморские острова да десятками супер - яхты.
      2. -1
        10 февраля 2026 18:18
        На счёт отсутствия технологий немного не соглашусь. Она не совсем на нуле. Более того, есть достаточно крупные организации, которые спекулируют своей крутизной и якобы единственностью, а на самом деле охреневшим в конец менеджментом, и задирают сроки и ценник до небес. Но есть другие, менее известные организации, которые производят те же позиции, с необходимыми конечному заказчику модификациями, дешевле и кратно быстрее. Как то так..
        1. +3
          10 февраля 2026 23:00
          Не видел ни одного смартфона сделанного на российских комплектующих. Микросхемы все забугорные, даже такая мелочь, как резисторы, так они китайские.
          Если брать подшипники, так все стараются взять японию, корею, заводской китай, раньше была европа. Брать российский, выбросить деньги.
          Гвозди Китай, лопаты Китай, даже лом китайский.
          Можно поговорить про катанную сталь, сравнить с советской, вам спец. скажет на три буквы.
    2. Комментарий был удален.
  11. +3
    10 февраля 2026 15:07
    …крайне желательно, чтобы Су-57 был двухместным и управление боем осуществлял не пилот или компьютер, а специально обученный оператор.

    — так, как в этом качестве Су-57 будет более заметен (передавать данные), то уже можно не заморачиваться с оператором на борту, а разместить его(их) на земле в центре управления, но требуется очень быстрая и направленная связь (аналог старлинк).
  12. +7
    10 февраля 2026 15:40
    Вся наша разведка (тысячи спутников, многие десятки самолётов ДРЛО), все армейские системы связи давно лежат и будут лежать в карманах высокопоставленных воров. И нет надежды, что при действующей власти что-то изменится...
  13. 0
    10 февраля 2026 19:48
    Возможно виселицы могут помочь? Как вариант. )
  14. +2
    10 февраля 2026 19:52
    90% статьи про платформы, хотя дело в микроэлектронике и компонентной базе.
  15. +3
    10 февраля 2026 21:02
    Как ни странно, для решения первой задачи наиболее оптимально подходит не огромный «Премьер» с «грибом» на спине, а истребитель 5-го поколения Су-57.

    допустим с премьером проблемы а сколько в наличии СУ-57 их пару десятков хоть наберётся?
  16. +1
    11 февраля 2026 08:59
    Писать и говорить можно много и разное.
    Но самолёта нет и уже не будет.
  17. 0
    11 февраля 2026 11:51
    Сразу скажем, что никаких чудес не предвидится, если только Китай не согласится продать нам десяток-другой самолетов ДРЛОиУ, на что едва ли стоит всерьез рассчитывать.

    Видимо участники темы не в куре секретного плана нашего командования по ведению будущий войны. И, к тому же, они забыли, что вместо самолётов ДРЛО у нас такие есть "чудеса", которых нет ни у кого другого. А именно - Орешник, Буревестник и Посейдон. А план, судя по наличию и отсутствию тех, или иных вооружений, такой:
    Орешник пробьёт бункер управления войсками НАТО. В образовавшиеся дырки хлынут потоки морской воды, поднятой на 500 метров прибрежным взрывом Посейдона, загодя припаркованного к побережью США и окончательно утопят всё руководство. Буревестник, пролетев на атомном двигателе сто оборотов вокруг Земли и десять оборотов вокруг Луны, упадёт на Пентагон. И всё... Можно считать, что мы победили. Без всякого ДРЛО и микроэлектроники.
  18. +2
    11 февраля 2026 12:26
    Цитата: Allexander
    Буревестник, пролетев на атомном двигателе сто оборотов вокруг Земли и десять оборотов вокруг Луны, упадёт на Пентагон.

    Из всех ударных средств наземного базирования, особая надежда нашего руководства, судя по всему, возлагается именно на Буревестник.
    Благодаря наличию ядерного двигателя его можно запустить, для сохранности, чуть ли не за недёлю до начала войны с НАТО и, тем самым, обезопасить от атак, как Украинских, так и местных диверсионных дронов в местах наземной дислокации и хранения на территории России.
    ЗЫ: С Посейдоном попроще. Он заранее уплыл и всё, главное, чтобы не в бухту Новороссийска. Диверсанты, шпионы и предатели, кишащие в России, его уже не достанут. А вот Буревестник... его желательно хранить в воздухе. А Орешник, само собой - только в Белорусии. Да и то... не долго. Чтобы не получилось, как в Ираке, Иране и Венесуэлле... Когда ничего не заработало, не сработало и не вылетело, когда стало надо.
  19. +1
    12 февраля 2026 09:53
    Печально все это конечно. И самое главное выхода из этого тупика не видно, от слова- совсем! Сейчас принцип жизни государства на "авось", гарант тоже по этому принципу живёт, почитает по бумажке намерения в ближайшие годы, а спросить за выполнение с соратников как то забывает. Поэтому имеем , что имеем. Война все показала в реальности, кто есть кто и что есть что! Имхо
  20. +1
    12 февраля 2026 11:44
    В отличие от вращающейся антенны А-50У, А-100 использует активную фазированную решетку, которая быстрее обновляет данные о целях и лучше защищена от помех.

    В А-100 антенна тоже вращается.

    Однако столь перспективный проект споткнулся о зависимость от импортной компонентной базы, что стало критической проблемой после 2014 года.

    На Украине мы смогли закрыть небо с помощью наземных РЛС. А так же продолжаем их делать и ремонтировать. Поэтому данное утверждение скорее отмазка.
    Если бы уж совсем приперло с комплектухой, то уж на опытный образец можно вывести нужное количество "железа" в "чемоданах" из какой-нибудь нейтральной страны. Скорее всего, как только проект обозначился в железе и столкнулся с первыми реальными проблемами (про которые на бумаге ничего сказано не было, а может и ошибки конструкторов, устранять которые было очень затратно), головной разработчик решил его "слить".
    Не знаю как сейчас, а до СВО было повсеместное веяние, когда МО выделяло деньги на НИОКР. Институт успешно осваивал деньги, выполнял какие-то научные изыскания (наверное), а в итоге писал, что имеющийся технический задел не позволяет реализовать в железе опытный образец, даже не предлагая какой-либо альтернативы.