Нужна реформа: военкор обрисовал ход СВО и развитие российской армии

11 670 29

Четвертая годовщина начала российской СВО на украинской территории прошла буднично, без торжеств. На это обратил внимание военкор Юрий Котенок, который в Telegram-канале оценил ситуацию касательно дальнейшего хода спецоперации и сделал определенные выводы по поводу развития российской армии.

В публикации он сообщил, что праздновать действительно пока рано, боевые действия продолжаются.

Праздновать нечего – боевая работа в самом разгаре, враг упорно сопротивляется и переходит в контратаки. В ответ на наши удары по инфраструктуре и логистике противник методично бьет по Белгороду, Брянской области, наращивает ракетно-дроновые удары вглубь территории РФ. Я не горел желанием подводить итоги, поскольку от выполнения целей и задач спецоперации еще очень далеко, а тут вдруг заговорили о перемирии. Судя по всему, дело к нему и идет. Замиряться будем на каких рубежах и как преподносить это поредевшему народу? Или вообще не преподносить?

– отметил он.

По мнению военкора, ситуация на фронте близка к тупику, в какой-то степени линия боевого соприкосновения (ЛБС) практически застыла.

И связано это в первую очередь с тотальной нехваткой людей и доминированием дистанционных средств поражения – ракетно-артиллерийского вооружения и fpv-систем прежде всего. Народ подсчитал: для того чтобы выйти к западным границам Украины при нынешних темпах наступления, Российской Федерации потребуется 100 (!) лет. И какой ценой?

– уточнил он.

Военкор уверен, что сравнивать конфликт на Украине с Великой Отечественной войной некорректно. Он объяснил, что тогда союзники помогали СССР экономически и частично перекрывали военные потребности, в том числе поставками техники.

Сейчас таких союзников нет. А «квазисоюзник» Китай откровенно зарабатывает на нас, радикально подняв нам ценник. Если для всего мира китайцы подняли цены на свою продукцию на 23% с лишним, то для РФ рост составил почти 300%! Пекин не заинтересован в окончании этого конфликта, как и Европа. В завершении конфликта сейчас заинтересованы только Россия и с большими оговорками США. Европа при этом прямо обозначила цель – нанесение стратегического поражения РФ, а КНР имеет стойкое желание выдоить нашу страну, получая такие деньги, которые никогда не имела бы при нормальном положении дел

– обрисовал проблематику он.

Военкор подчеркнул, что российское руководство делает все, чтобы основная часть населения РФ не почувствовала на себе проведение СВО. Поэтому, кроме сообщений в СМИ, плакатов вдоль дорог с героями СВО и о наборе добровольцев в ряды ВС РФ, больше спецоперация никак жителей страны не касается.

В период Великой Отечественной войны воевал весь народ. У станков тогда стояли 12-13-летние дети. Сейчас этого нет и близко. Поэтому сравнивать эти войны даже по длительности некорректно. Хотите, чтобы было быстро и больно? Так тогда воюйте сами! А если желаете умничать, то терпите. Иран с Ираком воевали 10 лет, а этот конфликт очень похож на ирано-иракскую войну, особенно если учесть «войну городов»

– добавил он.

Военкор указал, что на самом деле позитива немного, война – это потери, поэтому хотелось бы, чтобы из этого конфликта РФ вынесла хоть какие-то уроки.

Хотя, если честно, пока в полной мере этого не видно. Я был несколько воодушевлен в конце 22-го и в 23-м гг., потому что за счет мобилизации пришло большое количество новых и молодых людей, состоявшихся во многом в гражданской жизни. Было видно, что в армии, наконец, подул позитивный ветер перемен, но его, к сожалению, в последнее время проглотила армейская бюрократия. И фактически 25-й год продемонстрировал всесилие этой бюрократии. А армии понравилось воевать так – получать награды, зачастую имитировать бурную деятельность, мало что меняя, понравилось получать большие финансовые средства

– описал он.

Котенок признал, что в своих выступлениях президент РФ Владимир Путин говорит все верно, в какой-то части СВО – действительно война за независимость России, за свой исторический путь.

Это совершенная правда. Есть только одно «но»: за независимость и собственный исторический путь не воюют таким образом

– думает Котенок.

Военкор считает, что даже проведение еще одной волны мобилизации не исправит сложившейся ситуации.

Хорошо, предположим, соберем завтра группировку сразу в 500 к штыков. Сразу вопрос – для чего? В теории – насытить боевые порядки и т. д., а в реальности высоки шансы, что многих из них, к сожалению, убьют достаточно быстро. Если еще в 2023 г. в нормативных актах ВС РФ было прописано обязательное минимальное обучение перед отправкой на ЛБС, людей учили по 3 месяца. А сейчас опять бывает так, что люди попадают на фронт на 3-й (!) день после заключения контракта! Или через неделю, через две сразу уходят в штурмы. Каков результат? Понятно какой. С такими полководческими тенденциями можно угробить и не такую группировку

– возмутился он.

Военкор объяснил, что в погоне за красивым докладом некоторые забыли, что военнослужащих надо предварительно вооружить, обучить, технически оснастить, и тогда они станут серьезной боевой единицей.

Кстати, с оснащением. У нас до сих пор выпускают ролики о суперсовременных танках Т-90 «Прорыв». Но их не так много на фронте. Да и танк уже давно превратился в механизм для стрельбы с ЗОП (закрытой огневой позиции). К тому же у нас на 4-й (!) год войны так и не появилась бронетехника инфраструктуры тыла и так и не переработан опыт использования БМП, БДМ и колесных БТР отечественного производства. То есть складывается впечатление, что желания что-то изменить нет

– сокрушался он.

Котенок также привел в пример ВСУ. С его слов, в попытке контрнаступления в Днепропетровской области ВСУ продвинулись тремя бронегпруппами, что говорит о наличии обученного личного состава, налаженной связи военнослужащих с тактическим командованием и качественной бронетехнике, которая выдерживала по несколько попаданий fpv-дронов, не имея дополнительных защитных средств.

Он утверждает, что ВС РФ бронегпруппами не ведут наступательные действия уже достаточно давно.

Ответы почему – лежат на поверхности. Мы можем долго говорить о новой тактике малых штурмовых групп, о просачивании [инфильтрации] и т. д. Но чем плоха малая штурмовая группа? Докладываю: тем, что часто это дорога в один конец, т. к. при ранении никто никого вытаскивать не будет, ибо как не смогут. Пошла пятерка, если 2 – «300» группа не б/г, даже вытащить своих не сможет. Трое двоих не вытащат. Группа должна быть высокообученной: сам себя перемотал, сам себя обезболил, дождался/выполз к эвакуационной группе, которая смогла бы подскочить на медицинской броне и вытащить человека хотя бы на каком-то этапе. Проблемы и с такими машинами. И о какой высокообученности штурмовика может идти речь, если человек без году неделя на войне?

– описал обстановку он.

Котенок против ведения наступательных действий малыми группами.

Малая группа из двух человек пошла вперед. Одного убили, что сделает оставшийся? При этом на самый верх ушел доклад о взятии села. А на деле это не тактика, а вынужденная необходимость. Не до жиру, быть бы живу

– раскритиковал он.

Военкор понимает, что замыслы российского командования зачастую весьма грамотны. Сложности возникают в среднем управленческом звене на уровне «майор-полковник». Появляется соблазн засесть в посадке и исполнять радиоигру, после чего появляются «кредитные доклады» о взятии какого-то населенного пункта.

Вывод – система нужна в реформе целиком. Эта система в ВС РФ, которую, к сожалению, не удалось сломать при Сердюкове, продолжает деградировать. Как ни относись к советской власти, но в период острых кризисов она старалась выдвигать самых умных и инициативных. Другой вопрос, что она с ними делала потом, когда все заканчивалось. Но в период кризиса шли вперед максимально эффективные люди, которые приносили результат, а не доклад

– привел пример он.

Касательно боеспособности соединений ВС РФ военкор также выразил свою точку зрения. В настоящее время продолжают оставаться эффективными подразделения 45-й бригады СпН ВДВ, частично подразделения ВДВ, 155-я и 81-я бригады морской пехоты и Силы беспилотных систем в виде «Рубикона». И это тот костяк, на котором сейчас держатся все российские силы в зоне поведения СВО.

Два вывода, которые напрашиваются сами собой. Очевидно, развитие ВС РФ немыслимо без реформы, реорганизации всего военного механизма и прежде всего боевого управления. Задачу достижения целей СВО никто не снимал, пусть она может быть отложена в связи с возможной приостановкой боевых действий. Тем более что, судя по всему, нам снова предстоит большая война

– подытожил он.
29 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +13
    26 февраля 2026 17:23
    Автор прав, без кардинальных изменений в ВС РФ, вялотекущее кровавое противостояние продолжится до бесконечности. В частности, смотрел недавно видео доклады главных ВС РФ по робототехнике и по связи, с маршальскими звездами на погонах, по поводу связи "Старлинк".. Ранее думал, что НГШ один такой "дуб", но те двое превзошли полностью НГШ. Доклады по содержанию формальные с отрицанием "Старлинк" и хвастливые по имеющейся связи ВС РФ (зная реалии на ЛБС). Вывод: такие "дубы" в море военных действий непременно только "тонут", и без достижения результатов.
    1. +3
      26 февраля 2026 18:10
      Доклады по содержанию формальные с отрицанием "Старлинк" и хвастливые по имеющейся связи ВС РФ

      Часто говорят о том, что у нас нет идеологии.
      Так вот это очень похоже на неё!
    2. -1
      27 февраля 2026 15:26
      про танки с закрытых позиций... уже не первый раз эту чушь транслируют довольно высокопоставленные управленцы... использование танков с закрытых позиций это временное решение, для усиления арты, но провозглашать его как правильное на перспективу нельзя...

      еще в цусиме оказалась что артиллерия среднего калибра бесполезна, затем отменили и артиллерийские линкоры, блоггеры считают что и сейчас артиллерия 130 мм на кораблях бесполезна, как она оказалась бесполезной на ПЛ в ВОВ, я считаю что на кораблях бесполезна и артиллерия 100 мм, время таких пушек ушло, сейчас ракетный век, если кто забыл, таким образом переходим на калибр 30 и 57 мм, этого достаточно, с условием наличия ракеты и торпед, недавно я восхищался ак630, это шестиствольный морской автомат очень кстати против бпла,
      итак возвращаемся к танкам и сухопутной артиллерии, СВО показала что артиллерия 120-122-130 мм устарела, также как и танковая пушка 125, нет у танка сейчас возможности штурмовать позиции с ходу, настолько далеко летают средства поражения, настолько противник хорошо видит каждый танк каждого солдата, однако тактика малых рупп это тоже вынужденная мера, тактически ущербная как и констатирует Котенок, что делать:
      1 если ствольная артиллерия? то только калибра 152 и 203 мм с закрытых позиций
      2 полностью снять с производства танки бмп и бтр! показавшие себя уязвимыми еще в чеченскую когда пехота предпочитала ездить на броне
      3 создать штурмовую машину на базе танковой брони, с аналогом автомата ак 630 для уничтожения бпла
      4 создать штурмовую машину пехоты на базе арматы, с отсеком для десанта и пушкой 30-57 мм
      5 эти три машины (1 артиллерийский традиционный танк т90, т80, т72, 2 новый танк подавления бпла с ак630 , 3 новая бмп на базе танковой брони) на единой базе могут стать полноценными штурмовыми подразделениями нового времени!!
  2. +5
    26 февраля 2026 18:08
    А если желаете умничать, то терпите. Иран с Ираком воевали 10 лет
    То есть складывается впечатление, что желания что-то изменить нет

    Значит будем терпеть.

    развитие ВС РФ немыслимо без реформы, реорганизации всего военного механизма и прежде всего боевого управления.

    Уже и кровати переставлять пробовали, а толку все равно нет.
    1. 0
      28 февраля 2026 12:42
      Значит - "дело было не в бабине"...
  3. +7
    26 февраля 2026 18:19
    В настоящее время продолжают оставаться эффективными подразделения 45-й бригады СпН ВДВ, частично подразделения ВДВ, 155-я и 81-я бригады морской пехоты и Силы беспилотных систем в виде «Рубикона»

    Если я правильно понял мнение автора, то в сухом остатке получается, что воевать могут и умеют только эти подразделения? Автор, видимо, целенаправленно не стал упоминать про части СпН ГРУ ГШ РФ. А что же наши доблестные мотострелки, танкисты, артиллеристы и прочие, вообще воевать не умеют? Так получается?
  4. +10
    26 февраля 2026 18:21
    Военкор верно охарактеризовал ход СВО, интенсивность боевых действий, применение вооружения и боевой техники, тактику действия подразделений. Безусловно, потихоньку заходим в позиционный тупик. Складывается впечатление, что меняться ничего не будет. Политическое руководство стремиться к окончанию конфликта путем договорняка (мирного соглашения в духе Анкориджа). А как дальше будет - увидим.
  5. +7
    26 февраля 2026 18:55
    Я не горел желанием подводить итоги, поскольку от выполнения целей и задач спецоперации еще очень далеко, а тут вдруг заговорили о перемирии. Судя по всему, дело к нему и идет. Замиряться будем на каких рубежах и как преподносить это поредевшему народу? Или вообще не преподносить?

    интересно но почитаем дальше

    По мнению военкора, ситуация на фронте близка к тупику, в какой-то степени линия боевого соприкосновения (ЛБС) практически застыла.

    а нам говорят чт омы прём как танки а когда многие тут пишут что ползём как улитка за год взяв несколько десятков деревень их критикуют а тут Котёнок такое пишет.

    Сейчас таких союзников нет. А «квазисоюзник» Китай откровенно зарабатывает на нас, радикально подняв нам ценник. Если для всего мира китайцы подняли цены на свою продукцию на 23% с лишним, то для РФ рост составил почти 300%!

    а нам много лет рассказывали что у нас союзников хоть отбавляй.А тут Котёнок такое пишет.Во дела!

    фактически 25-й год продемонстрировал всесилие этой бюрократии. А армии понравилось воевать так – получать награды, зачастую имитировать бурную деятельность, мало что меняя, понравилось получать большие финансовые средства

    во дела!
    Тут на сайте некоторые турбики даже в такое не верили а Котёнок берёт и рвёт наверное правду-матку иль чешит?

    Если еще в 2023 г. в нормативных актах ВС РФ было прописано обязательное минимальное обучение перед отправкой на ЛБС, людей учили по 3 месяца. А сейчас опять бывает так, что люди попадают на фронт на 3-й (!) день после заключения контракта! Или через неделю, через две сразу уходят в штурмы. Каков результат? Понятно какой. С такими полководческими тенденциями можно угробить и не такую группировку

    тут пишет что проблемам уж как 3 года а они так и не решены и людей неподготовленными кидают в бой а значит большие потери с нашей стороны получается?

    Кстати, с оснащением. У нас до сих пор выпускают ролики о суперсовременных танках Т-90 «Прорыв». Но их не так много на фронте. Да и танк уже давно превратился в механизм для стрельбы с ЗОП (закрытой огневой позиции). К тому же у нас на 4-й (!) год войны так и не появилась бронетехника инфраструктуры тыла и так и не переработан опыт использования БМП, БДМ и колесных БТР отечественного производства. То есть складывается впечатление, что желания что-то изменить нет

    снова критика

    – сокрушался он.

    что произошло что он так сокрушается?

    Котенок также привел в пример ВСУ. С его слов, в попытке контрнаступления в Днепропетровской области ВСУ продвинулись тремя бронегпруппами, что говорит о наличии обученного личного состава, налаженной связи военнослужащих с тактическим командованием и качественной бронетехнике, которая выдерживала по несколько попаданий fpv-дронов, не имея дополнительных защитных средств.

    наверное он не прав,у нас тут некоторые пишут что хохлы почти кверху лапками лежат.

    Ответы почему – лежат на поверхности. Мы можем долго говорить о новой тактике малых штурмовых групп, о просачивании [инфильтрации] и т. д. Но чем плоха малая штурмовая группа? Докладываю: тем, что часто это дорога в один конец, т. к. при ранении никто никого вытаскивать не будет, ибо как не смогут. Пошла пятерка, если 2 – «300» группа не б/г, даже вытащить своих не сможет. Трое двоих не вытащат. Группа должна быть высокообученной: сам себя перемотал, сам себя обезболил, дождался/выполз к эвакуационной группе, которая смогла бы подскочить на медицинской броне и вытащить человека хотя бы на каком-то этапе. Проблемы и с такими машинами. И о какой высокообученности штурмовика может идти речь, если человек без году неделя на войне?

    короче много критики и возмущения от военкора.Если столько наговорил значит сильно допекло.
    1. -4
      26 февраля 2026 19:49
      После ряда многочисленных и неудачных попыток мы, всё-таки, облажались.
      За 4 года взято три стратегических сарая. ЭТА армия собирается воевать вообще?
      1. -3
        27 февраля 2026 06:54
        Иди воюй или как ты здесь пишешь. бздш?
        1. +1
          27 февраля 2026 17:55
          А ты чо - военком Кто ты такой, чтобы указывать мне, ветерану БД, что мне делать? Я своё отвоевал, прибыл оттуда. Понял, .... тыловой? Сам-то чего здесь сидишь, победитель?
      2. 0
        28 февраля 2026 12:46
        Уверяю вас - Эта армия готова. И командиры на поле боя-тоже. Ну а те, кто выше - не знаю, до каких границ простирается их мера готовности и желание.
  6. Комментарий был удален.
  7. 0
    26 февраля 2026 19:47
    Праздновать нечего - это точно. Хотя - можно ведь и наступивший позорнейший позор отпраздновать.
  8. +2
    26 февраля 2026 19:55
    Реформ никаких не будет, но болтовня о реформах будет продолжать звучать из каждого утюга.
    1. sap
      0
      26 февраля 2026 20:29
      Да и то до дня окончания выборов! Потом и это заглохнет. Это народу сво война а буржуям путинским СВО мать родна!
  9. +2
    26 февраля 2026 20:04
    Печально такое узнавать на пятый год войны! Хотя сам ход СВО даёт подсказку про ситуацию в армии.
  10. 0
    26 февраля 2026 22:19
    А чёй-то главнокомандующий ничего нам не поведал! Всё-таки 4 года СВО,обьяснил-бы нам тёмным - что к чему и что по чём?! В начале СВО его речь была ого-го!
    1. +1
      28 февраля 2026 12:49
      Суровая реальность бытия внесла некоторые (малые) коррективы в готовые планы, на которые реагировать для этого budlo смысла нет. Как-то так, по-моему выходит. Грустновато...
  11. +3
    26 февраля 2026 22:34
    Со своего дивана я вижу войну "СВО" примерно так же, как Котенок, а не как по ТВ "инициатива в наших руках".
    1. +1
      28 февраля 2026 12:50
      Вы не один такой. И слава Б-гу, по-моему! ИМХО.
  12. +5
    27 февраля 2026 06:20
    Лектор торчит во главе государства Российского двадцать седьмой год. Госдеп не дал расползаться ядерным материалам, технологиям, из Союза, из России, что возможно только при целости государства, без коллег Путина сделать это не возможно было. "Не дал ход распаду!" Кто СССР убил, кто правит страной по ключевым направлениям? Не коммунисты же! Коллеги Путина! Особисты предатели, заговорщики развалили Союз, сегодня они представляют параллельные структуры управления Западом, не особо скрывая свои интересы. Запретная ставка на банковскую деятельность, "охлаждение экономики", на фоне разглагольствования про патриотизм, но с легализацией антироссийской политики ЦБ, вместо придания ему нативных надзорных функций. Конституцией все идеологии запрещены, Гарант продвигает капиталистическую! А должно быть по науке! Какая реформа при не соответствии должностным требованиям Главы государства с его назначенцами и повсеместным присутствием особистов-оборотней, контролирующих жизненно важные и производственные процессы? Роботы спутники, дроны, наземные, плавающие, подводные в многотысячном количестве где? Имеем повсеместную политику не противления злу насилием.
  13. +1
    27 февраля 2026 08:53
    и правильно что наши не наступают бронегруппами и мясными штурмами, вон укрофашисты пошли в атаку и положили несколько их бригад к бандере , что же делать? очевидно что тактик аВС РФ правильная но ,
    1 нет одного крайне необходимого звена, мобильного комплекса подавления бпла прямо над штурмующими частями, для этого его нужно разработать (работа уже идет) и наладить массовый выпуск обеспечив его для всех наступающих частей, тогда и танк и бмп приобретут смысл в качестве штурмовых машин.
    пеленг и подавление операторов бпла укрофашистов, разработка антидроновых патронов всех возможных калибров, автоматический счетверенный пулемет 7.62, автоматическая пушка 30 мм, 57 мм.
    2 подавление экономики и инфраструктуры противника , нанесения ему тяжелых потерь, подавление его воли сопротивлению, втч использование ТЯО по тем городам где сильны укрофашисткие настроения и где среди жилой застройки распределены мастерские про производству дронов и иных вооружений
    1. +2
      28 февраля 2026 14:21
      нет одного крайне необходимого звена, мобильного комплекса подавления бпла прямо над штурмующими частями, для этого его нужно разработать (работа уже идет) и наладить массовый выпуск обеспечив его для всех наступающих частей, тогда и танк и бмп приобретут смысл в качестве штурмовых машин.

      Конечно, это проблема из проблем. Решив её, а это многогранная (ПВО с земли, уничтожение дронов дронами, РЭБ, уничтожение пунктов БПЛА, РЭБ против спутников) трудная проблема особо не двинешься колоннами и массой войск. Похоже над этим работают, но нужно не затягивать противник также предпринимает свои меры. Конечно, серия маломощных ядерных воздушных взрывов в районе прорыва расчистила бы всё электронное управление, но кто ж это позволит и санкционирует.
      1. +1
        28 февраля 2026 17:01
        Цитата: Алексей Лан
        Конечно, это проблема из проблем. Решив её, а это многогранная (ПВО с земли, уничтожение дронов дронами, РЭБ, уничтожение пунктов БПЛА, РЭБ против спутников) трудная проблема особо не двинешься колоннами и массой войск. Похоже над этим работают,

        согласен, поддерживаю
  14. 0
    27 февраля 2026 09:44
    Да, уж, если кто и знает как и что надо делать, так это блохеры. На них вся надежда. На них Рассея стоит!
    1. +2
      28 февраля 2026 12:53
      Может и стоит. Ну не на саркастически же настроенных блохерах с другой стороны ...
  15. -2
    27 февраля 2026 12:40
    Военкор Котёнок. Далее можно не обсуждать, это не вонкор а военблохер. Его к передовой не подпускают на выстрел Кинжала . А свои познания он получает из прессы разного калибра и направленности.
    1. +1
      28 февраля 2026 12:52
      Вероятно, вы у него за спиной стояли, когда он материалы для статьи собирал?
  16. -1
    28 февраля 2026 12:34
    Военкор подчеркнул, что российское руководство делает все, чтобы основная часть населения РФ не почувствовала на себе проведение СВО.

    И у нашего руководства это отлично получается. Население и вправду не чувствует, что страна ведёт какие-либо военные действия.