Тегеран хочет начать принудительную дедолларизацию глобальной торговой системы – CNN

7 277 45

Эскалация напряженности на Ближнем Востоке, очередной виток которой начался с войны США и Израиля с Ираном, запустил глобальные экономические процессы, ощущающиеся в разных точках планеты. Например, Тегеран не только управляет де-факто рынком сырья, но и поднимает вопрос, о котором давно забыл разношерстный блок БРИКС.

По сведениям, полученным телеканалом CNN от одного из старших должностных лиц Ирана, Тегеран изучает вариант разрешения ограниченному количеству танкеров с сырой нефтью проходить через Ормузский пролив, но только при условии, что расчеты за эти поставки будут производиться в китайской валюте, юанях.



Руководство Ирана обдумывает сценарий, при котором возможность воспользоваться Ормузским судоходным проливом может быть предоставлена для некоторого числа нефтяных судов, но только если платежи за нефть будут номинированы в юанях КНР

– цитируется источник в материале.

Как утверждает этот же собеседник телеканала, подобная мера входит в число элементов новой стратегии Тегерана по установлению контроля над морским трафиком в данном проливе не только на время войны, но и вероятного будущего перемирия.

В четверг, как ранее информировал телеканал NDTV, два индийских танкера, «Пушпак» и «Паримал», благополучно транзитом миновали пролив, в то время как суда, следующие под флагами США, европейских стран и Израиля, по-прежнему сталкиваются с препятствиями и угрозой атаки со стороны вооруженных сил Исламской Республики.

Уже несколько дней морское судоходство через излучину Ормузского пролива – жизненно важного коридора для экспорта энергоресурсов из Персидского залива на глобальный рынок – практически парализовано в результате военных действий США и Израиля против Ирана.

В сложившихся тяжелых условиях, а не по собственной доброй воле, Тегеран старается начать дедолларизацию мировой торговой системы, по крайней мере значительного ее сырьевого сектора. Этот шаг весьма выгоден не только Китаю, но и другим странам, в том числе России. Пока неясны перспективы инициативы, однако Иран уже сделал очень много в противостоянии с США, чего не решались сделать ранее никто, так что можно ожидать упорности и в рассматриваемом вопросе.

Вопрос устранения расчетов в долларах звучит давно, вот только реализовать его не спешат даже члены БРИКС. Теперь загнанный в угол Иран, член блока, для которого все преграды после начала войны сняты, повышает ставки и продвигает подзабытую идею.
45 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    14 марта 2026 09:14
    Иранская таможня даёт "добро", но пошлина в юанях.
    Про российские газ и нефть в рублях все уже давным-давно забыли.
    А сколько было слов!
    1. -1
      14 марта 2026 09:48
      Почему забыли? Во взаимной торговле с Китаем и Индией в нац валютах идет торговля. А Китай все-таки основной торговый партнер Ирана. Так что юани тут вполне логичны. Главное в другом. Что по доллару наносится очередной удар.
      1. 0
        14 марта 2026 09:52
        С Китаем всё понятно. Зависимость России от Китая гораздо больше, чем Китая от России. А остальные? Речь тогда шла не о Китае.
        1. 0
          14 марта 2026 10:02
          ...привет, Влад,
          остальные помалкивают в тряпочку.
          А с Китаем не всё так просто.
        2. -2
          14 марта 2026 10:03
          Ну что намного больше зависимость не скажу. Хотя бы потому, что поставка углеводородов для Китая,а особенно в тот период энергетического кризиса-вещь архиважная. А учитывая наш "разворот на восток" - именно в Китай и Индию теперь идут поставки. И неоднократно указывалась, в том числе и в официальных заявлениях, что расчеты при взаимной торговле между КНР и РФ, в нац валютах, достигли 95 и более проц. Сейчас, сдается мне уже под 100. То же и с Индией. В свое время, с год назад была очень популярна тема-куда будем девать индийские рупии , которых на счетах РФ, за торговлю той же нефтью, накопилось предостаточно. Потом был договор с индийскими товарищами, в котором говорилось, что рупии РФ будет тратить на закупку индийских товаров (по ценам внутреннего индийского рынка!) и будет возможность вкладывать рупии в инвестиции для создания с Индией совместных предприятий. Наверное наподобие тех, кто собирается выпускать наши Суперджеты. Как обстоят дела в торговле с Ираном-не знаю. Но,видя его политику,сомнений в том, что и тут нац валюты имеют место быть-практически не остается. А это крупнейшие игроки на азиатском рынке.
          1. -3
            14 марта 2026 10:08
            Да они и соврут недорого возьмут,всю дорогу одно вранье научились у американцев врать.
            1. -1
              14 марта 2026 10:18
              Как говорил т. Сталин-

              Других писателей у меня для Вас нет

              ))) А у меня нет, да и быть, наверное не может, других официальных данных как от наших должностных официальных лиц, на этот счет. И если им не верить-то верить остается только засланным казачкам, которых здесь водится в изобилии типа Перунов61 и Романов.А им только уши раскройте-они нарассказывают столько ,что и не переваришь)))
          2. 0
            14 марта 2026 10:08
            Я не про Индию и Китай, я про вот это:

            До 31 марта 2022 года правительство РФ, ЦБ и "Газпром" должны по поручению президента Владимира Путина представить доклад об изменении валюты платежа на рубли за поставки газа в недружественные страны
            1. 0
              14 марта 2026 10:37
              Ну Венгрия, по крайней мере, оплачивает газ рублями.

              Глава министерства иностранных дел Венгрии Петер Сийярто сообщил, что страна согласна оплачивать российский газ рублями. Он отметил, что голубое топливо продолжает поступать в Венгрию, несмотря на прекращение поставок в Болгарию.

              Это было ,правда в 22 году до введения санкций против Газпромбанка.
              Но еще тогда , тот же Сиярто сообщал что нашли в Венгрия юридический способ обойти санкции против Газпромбанка.
              В в сентябре 25 года Сиярто заявил что новый контракт по поставке газа из РФ подписан. -https://eadaily.com/ru/news/2025/09/09/vengriya-podpishet-samyy-dolgiy-kontrakt-na-nerossiyskiy-gaz
              А согласно условиям контракта идет оплата газа за рубли. Так что, хотя в 25 году Сиярто об этом не говорит прямо-до этого он не раз подчеркивал что оплата за газ идет за рубли, согласно условиям конттракта.
              1. -2
                14 марта 2026 11:04
                Разве Венгрия включена в список недружественных стран?
                1. -1
                  14 марта 2026 11:07
                  Нет, но это европа. Тем более что сейчас вряд ли вопрос о поставке углеводородов в недружественные страны имеет интересные перспективы. Особенно в свете того, что сказал недавно Верховный про разработку механизма о прекращении поставки углеводородов в европу ,кроме Венгрии и Словакии.
      2. -1
        14 марта 2026 10:00
        ...очень сомневаюсь, что Си покупает нашу нефть за рубли
        1. -3
          14 марта 2026 10:14
          Новак: Россия продает около 40% нефти и газа в рублях, еще 40% — в юанях
          Российская нефтегазовая отрасль продает около 80% нефти и газа в рублях и юанях, сообщил вице-премьер Александр Новак. По его словам, на российскую и китайскую валюты приходится по 40% в расчетах. Он отметил, что доля доллара и евро «сведена к минимуму».

          Ну вот так было 2 года назад в марте 24 года.
          1. +1
            14 марта 2026 11:13
            сообщил вице-премьер Александр Новак

            Я верю Новаку ровно столько же, сколько тому генералу, который доложил о взятии Купянска.
            Если бы это было правдой, то у нас давно бы нефть оценивали в рублях и юанях, а не в долларах.
            1. -1
              14 марта 2026 11:20
              Ну ,если не верите Новаку-верьте тогда экономистам из незалежной))) Он,к слову-официальное должностное лицо. Доллар, несмотря на все потрясения до сих пор остается мировой резервной валютой. То есть универсальным платежным средством. Вот когда от него откажутся в этом качестве-тогда и нефть будут оценивать в рублях и юанях. Но то ,что нефть ,в том числе и российскую, оценивают в долларах-не означает что в долларах за нее и платят.Вот Вам слова Силуанова-

              Россия и Китай практически полностью перешли на расчеты в национальных валютах, 99,1% расчётов происходит в юанях и рублях, заявил во вторник министр финансов РФ Антон Силуанов на 11-м Российско-Китайском финансовом диалоге в Пекине.

              Или ему то же не верите? А еще на эту тему говорил и Мишустин-

              Доля рубля и юаня во взаиморасчетах России и Китая превысила 95%, заявил председатель правительства России Михаил Мишустин в начале переговоров в Москве с премьером Госсовета КНР Ли Цяном.
              1. -2
                14 марта 2026 11:26
                председатель правительства России Михаил Мишустин

                А в России есть правительство?
                Кучка чиновников, которые только и делают, что распределяют деньги - это правительство?
                Мишустин рта ни разу не открыл, чтобы не сослаться в своих действиях на волю, решения, предписания, постановления, указания Путина. Это председатель правительства?!
                1. -3
                  14 марта 2026 11:45
                  То есть я так понял из российских официальных должностных лиц Вы не верите некому?)))А кому тогда верите, можно вопрос?)))
                  Что же касается Мишустина,как Председателя Правительства-во многом его заслуга что доллар у нас не по 200,как нам обещали западные партнеры. А уровень жизни населения, за время СВО, можно сказать, не изменился. Более того, столь нужную продукцию ВПК удалось кратно нарастить так, что та же европа стала скулить , хотя ,в начале СВО орала на всех углах, что скоро ракеты у РФ закончатся.
                  1. -1
                    14 марта 2026 11:51
                    Эта власть отучила верить кому-бы то ни было.
                    И это у неё прекрасно получилось.
                    1. -2
                      14 марта 2026 17:31
                      Влад, "эта власть" хотя бы по ночам не забирает "воронками" таких, как ты. Была о тебе лучшего мнения.
                      1. 0
                        15 марта 2026 08:21
                        Сомоса, конечно, мерзавец. Но это наш мерзавец.
                        И мы будем ему помогать, ...

                        Наша власть, конечно, ещё та власть. Но это наша власть. И мы будем её защищать, ...

                        Джекки. Сходства не находишь?
                      2. 0
                        16 марта 2026 14:06
                        Влад, не нахожу, мой +
                    2. -3
                      15 марта 2026 12:04
                      Вашу прекрасную подругу я уже ткнул носом в финансовую отчетность Банка РФ и в его справку под поэтическим названием " «Валютная структура расчетов за поставки товаров и оказание услуг по внешнеторговым контрактам по географическим зонам и валютам государств в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 05.03.2022 № 430-р». Теперь настала Ваша очередь)))-https://cbr.ru/statistics/macro_itm/external_sector/etg/
                      Скачиваете справку, открываете вкладки по экспорту и импорту по годам и с изумлением убеждаетесь что в 25 году при экспорте на расчеты в рублях приходится 53,7 проц, на валюты недружественных стран-14,4 проц,в прочих валютах-31,9 проц По импорту цифры примерно те же-в рублях 54,4 проц, с недружественными странами 15 проц,в прочих валютах 30,6 проц))))
                      Только не говорите мне ,что Вы и финансовой отчетности Банка РФ не верите))))))
                      1. 0
                        16 марта 2026 14:14
                        ...тыкай себя,
                        а не верю Эле, Грефу и их хозяевам, стоит только набрать в поисковике "Кому на самом деле принадлежит Центральный Банк России?"
                      2. -1
                        16 марта 2026 16:55
                        Более того, Центробанк, согласно его Устава является незавимой организацией , не подчиняющийся даже российской власти. По сути дела он задумывался, как филиал ФРС в РФ.И до недавнего вемени был таким. Одной из основных его задач был контроль за эмиссией рубля, которая должна была соответствовать долларовой составляющей экспорта. ( согласно воззрениям Н. Старикова и его книге "национализация рубля"). То есть все в рамках Бреттон Вудской системы, куда Россия вступила после подписания ЕБН, соответствующего соглашения. Кстати, де юре, Россия оттуда еще не вышла. Но де факто, Центробанк давно уже эмиссию проводит в таком обьеме, какой нужен экономике. И по мнению экономиста М. Хазина рост российской экономики, даже в условиях санкций был благодаря впрыску денежной массы и недостаточной денежной эмиссией в предыдущие годы. Сейчас, без сомнения,несмотря на все уставы контроль за Ценробанком , со стороны государства имеет место быть.
                      3. -1
                        17 марта 2026 09:03
                        тёзка, да я в курсе, мир?
                      4. 0
                        17 марта 2026 09:54
                        Конечно)) мы , вроде, особо и не ссорились.
                      5. 0
                        19 марта 2026 14:42
                        ...ну да, тут ко мне некто "дормидонт" неравнодушен: на любой мой коммент, как на красную тряпку реагирует
                  2. 0
                    14 марта 2026 17:24
                    Верить нужно только себе... как говорил оберштурмфюрер СС Мюллер
                    Тёзка, да ты совсем глупый, чувак
                    1. Комментарий был удален.
                    2. -3
                      15 марта 2026 11:52
                      Сеньора, для начала ознакомьтесь с первоисточником-

                      Верить никому нельзя, даже себе, мне - можно

                      Вот так звучала фраза в оригинале ))))А во-вторых, чтобы обвинять других в глупости надо доказать, что у самой что-то есть в черепной коробке)))
                      А для таких умных и во всем сомневающихся я предоставлю ссылочку на документ финансовой отчетности Банка РФ , который носит название-«Валютная структура расчетов за поставки товаров и оказание услуг по внешнеторговым контрактам по географическим зонам и валютам государств в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 05.03.2022 № 430-р» -https://cbr.ru/statistics/macro_itm/external_sector/etg/
                      Там есть данные, за последие годы и по импорту и по экспорту. Так вот , берем 25 год.
                      Берем сначала экспорт за 25 год. В российских рублях за экспорт товаров получено 53,7 проц.
                      В валютах государств по перечню недружественных государств-14,4 проц
                      В прочих валютах-31,9 проц.
                      А теперь импорт , тоже 25 год.
                      Выручка за импорт в рублях составила 54,4 проц
                      С недружественными государствами по перчню недружественных-15 проц
                      В прочих валютах-30,6 проц.
                      Как же Вы,с Вашим то умом да заглотили не разобравшись. Это я про сотые доли процента,ессно))))
                      1. -1
                        16 марта 2026 14:17
                        скоко буковок-то напечатал, может хватит пикироваться?
                        достал уже, сам умом не блещешь.
          2. -1
            14 марта 2026 17:21
            Да, я читала эту справку перед тем как дала коммент, ты не оригинален.
            Доля этих нац. платежей - сотые процента, не нужно всё заглатывать, не разобравшись
            1. -2
              15 марта 2026 11:16
              Ну в таком случае поделитесь Вашими данными про сотые доли процента. Заглатывать, безусловно не стоит, но делать выводы , противоречащие официально озвученной информации резонно в том случае, если существует альтернативный и заслуживающий доверия источник.
      3. Комментарий был удален.
        1. 0
          15 марта 2026 11:27
          И прекрасно! В данном случае важно то, что доллару наносится мощный удар как мировой резервной валюте.
          1. 0
            15 марта 2026 18:11
            Нашу правоту подтверждает то, что нас заминусили
          2. 0
            19 марта 2026 14:50
            ...фигня, Тёзка, это нашему рублю бьют по мозгам "нашими" финансовыми блоками, это для них слабый рубль способ "стабильности"
    2. +2
      14 марта 2026 11:30
      Цитата: prior
      Иранская таможня даёт "добро", но пошлина в юанях.
      Про российские газ и нефть в рублях все уже давным-давно забыли.
      А сколько было слов!

      Так говорил про это кто - балабол
  2. 0
    14 марта 2026 10:45
    Тегеран хочет ....

    Дворник Ахмат тоже много чего хочет... но исправно отстегивает долю местному начальству...
    1. +1
      14 марта 2026 10:50
      И не говорите)))Так исправно отстегивает, что вынес большую часть системы ПРО, которую американцы так трепетно строили на Ближнем Востоке)) И еще для американского и европейского "начальства" перекрыл пролив)))) Но начальство уже погрозило пальцем и сказало что пошлет корабельный эскорт для сопровождения танкеров!!!)))Как бы их судьба не повторила судьбу других эскортниц с острова Эпштейна)))
    2. +1
      14 марта 2026 17:34
      ...и складирует мешки с селитрой в подвалах наших домов
      1. -2
        15 марта 2026 12:08
        Я по крайней мере не слышал, чтобы дом взлетел а воздух, хоть один, от запасов селитры, как это было более 20 лет назад. Может у Вас другие данные?
  3. -2
    14 марта 2026 14:17
    БРИКС только тогда будет чего-то стоит, когда превратиться в военно-политический союз. В период перестройки мироустройства необходимо для продвижения экономических решений силовое прикрытие. В принципе военная мощь стран входящих в БРИКС сопоставима с НАТО и странами ориентированными на Запад. Если бы существовал военно-политический блок, то сейчас Россия и Китай могли в открытую вписаться на стороне Ирана в этот конфликт. Я имею ввиду открыто помогать. Сбивать те же ракеты, например. Да в этом случае США и Израиль вряд ли бы решились на агрессию.
    1. -1
      14 марта 2026 17:28
      ...и не надейтесь, это те ещё вампиры, которые сoсут Россию
      1. -2
        15 марта 2026 12:13
        А где власть поступает по другому? Мы же сами выбрали капитализм. Народ захотел рынка и прочих рюшек. Но власть не только сосет,но и дает))Вопрос лично к Вам-квартира в которой Вы живете или Ваши родители, случаем не перешла к Вашей семье бесплатно во времена СССР? А сколько Вы или Ваши родители или дети платили за высшее образование полученное в стране в которой живете? А как много платите за медицинское обслуживание? И при рождении ребенка, случаем,не получали выплаты в виде материнского капитала?)))
        1. -1
          16 марта 2026 14:01
          это кто "мы"?
          Я капитализм не выбирала, даже мой дядька (полковник в отставке) не выбирал, его обманули ЕБН и Ко. И да, за моё высшее уже платил дядя, да и за медицину тоже. Только платная медицина ему вышла боком: заменили хрусталик... а заодно и сожгли нерв. А до материнского капитала мне дела нет.
  4. 0
    14 марта 2026 18:13
    Ну все-таракан занялся приватизацией квартиры laughing