Иран использовал против США оружие, которое Вашингтон любит применять сам – FT

14 921 37

Эпоха доминирования США в экономической войне закончилась, констатирует Financial Times. Америка давно использует санкции для принуждения противников, но Иран (как и Китай) также обладает мощным экономическим оружием. Вашингтон сам научил оппонентов применять против себя оружие, которое обычно задействует против противников, полагают эксперты.

Фактическое закрытие Ираном Ормузского пролива вызвало потрясение в мировой экономике. Иранская угроза судоходству в Персидском заливе широко рассматривается как асимметричная ответная мера против США и Израиля. Но Иран фактически повторил тактику, которую Америка давно использует в своих санкциях: он превратил ключевой узкий проход в мировой экономике в оружие, чтобы заставить своего противника сдаться.

Это не первый случай, когда администрация Дональда Трампа сталкивается с противодействием со стороны противника, использующего собственное экономическое оружие. Вернувшись к власти, Трамп начал атаку на глобальную торговую систему, введя высокие пошлины как на товары своих друзей, так и на товары своих врагов. Несколько союзников США уступили и быстро заключили торговые соглашения, чтобы сохранить отношения с Вашингтоном.

Но не все страны согласились. Китай остался непреклонен и начал контрнаступление. Когда в конце 2025 года были введены новые экспортные ограничения США, Пекин ответил введением контроля на экспорт редкоземельных элементов. В десятилетия после окончания холодной войны Америка фактически обладала монополией на введение крупных санкций. Сейчас это уже не так. Иран и Китай показали, что эра доминирования США в экономической войне закончилась.

Теперь, развязав очередную американскую войну на Ближнем Востоке, Трамп высвободил гораздо больший набор рисков, пишет FT. Весь мир ощущает на себе последствия широкомасштабного экономического принуждения. Перейдя от санкций «максимального давления» на Иран к открытой войне, США подтолкнули иранцев к применению собственного экономического оружия – перекрытию 20 процентов мировых потоков нефти и газа и одной трети мировой торговли удобрениями, проходящей через Ормузский коридор.

Что означает окончание однополярной эры экономической войны для мировой экономики? Во-первых, очевидно, что США и их союзники столкнутся с серьезными компромиссами, особенно при попытке использовать санкции на нефтяном рынке. Блокада Ирана вызвала такой сильный шок цен на энергоносители, что администрация Трампа временно ослабила санкции в отношении российской нефти.

ЕС, который еще недавно праздновал скорое прекращение поставок российского газа, теперь, возможно, будет вынужден продолжать закупать энергоносители у России, чтобы избежать экономического ущерба. Таким образом, противодействие энергетическому оружию, используемому Тегераном, потребовало ослабления экономической войны против Москвы. Неэффективность санкций – широко распространенное явление.

Действительно, политическая и дипломатическая эффективность санкций снижается. Долгое время можно было утверждать, что санкции, несмотря на их несовершенство, были, по крайней мере, предпочтительной альтернативой открытой войне. После нападений США на Венесуэлу и Иран данное утверждение больше не кажется убедительным. Вместо предотвращения военных действий санкции теперь так же часто прокладывают путь к насильственной эскалации.

Мир, в котором постоянно ведутся экономические войны, рано или поздно перерастет в настоящую войну

– подытоживает британское издание.
37 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +8
    18 марта 2026 08:29
    Китай и Иран научились успешно использовать американское "экономическое оружие" против самих американцев.
    А вот Россия - никак. Руководители у неё какие-то робкие и необучаемые.
    1. +2
      18 марта 2026 09:44
      У терпил свое мышление..пусть ментов позовут против хулиганов.
    2. +2
      18 марта 2026 12:50
      А вот Россия - никак. Руководители у неё какие-то робкие и необучаемые.

      это здесь не причём
      у них там недвижимость финансы и потомки
      поэтому ничего не делают...
    3. +1
      18 марта 2026 17:26
      prior, Иран как-то неправильно свое оружие использует. Смотреть сейчас на Иран страшно и грустно. Так-то, помним, что Россия уже второй раз СВО проводит, сперва в Грузии, сейчас на Украине. Это говорит о чем угодно, но только не о робости росссийского руководства.
      1. 0
        19 марта 2026 08:23
        Смотреть на то, как российское руководство проводит СВО тоже грустно.
        Но речь шла о экономическом противостоянии.
        А здесь России похвастаться нечем. Кто бы где бы в мире в экономическом плане "не чихнул", в России "пандемия" роста цен, падение доллара и рост процента учётной ставки рефинансирования.
        1. +2
          19 марта 2026 19:06
          prior, наоборот, мы-то как раз проводим СВО достаточно хорошо. Россия приросла миллионами новых граждан, большими территориями, сухопутным путем в Крым. При этом российская экономика продолжает развиваться более высокими темпами, чем у США и почти всех стран Европы, а наш уровень жизни почти не упал. Чего-то Вы не то говорите. Так-то Вы не забыли, что Россию обложили огромным количеством санкций, что мы были вынуждены в разы увеличить военные расходы, что идет война, и миллиону военных выплачивают очень приличную зарплату, а также, не дай бог, за ранения и смерти. Так что, наоборот, наша экономика демонстрирует чудеса устойчивости. Запад полагал, что наша экономика рухнет через полгода. Ан нет же. Так что в России много есть, чем хвастаться. Например, сейчас у нас крупнейший танкерный флот. Или, Россия среди мировых лидеров экспорта продовольствия и удобрений. Мы стали первыми в Европе по производству пива, обогнав Германию. Сколько всего хорошего появляется в нашей стране, в наших городах. К слову, в прошлом году наши граждане совершили до 100 млн. турпоездок. От плохой же жизни не путешествуют. У нас, куда не поедешь, почти всюду красота и комфорт. А какие у нас стали замечательные поезда и электрички. Вон уже строят скоростной поезд, из Москвы в Питер или Казань, или в Минск можно будет домчаться буквально за пару часов. Вы хотели сказать, падение рубля. Но, так-то он очень долгое время был стабилен. Вполне уже можно доллару чутка подрасти. Нам же грозились в 2022 г., что доллар будет по 200 руб. Но, сейчас 2026 г. и до этого, тьфу-тьфу, еще очень далеко. И, а Вы знаете много стран, где нет инфляции? Вот, сейчас посмотрим, как станет в Европе при начавшемся росте цен на нефть и газ. Из Германии сегодня написали, что полки магазинов у них уже пустые. Пишут, что народ из Польши и Германии ездит заправляться в Белоруссию и Венгрию.
          1. -2
            20 марта 2026 09:54
            Блажен, кто верует.
            В России уже никогда не будет так, как было до СВО.
            И так, как сегодня, тоже уже никогда не будет.
            Сказки о том, что "мы-то как раз проводим СВО достаточно хорошо" расскажите сотням тысяч вдов, детей сирот, матерям лишившимся своих сыновей и сотням тысяч покалеченных этой войной славян против славян.
            Об экономическом и демографическом ущербе, нанесённого экономике и народу этой войной, вообще ещё рано говорить.
            А ведь российская армия при всём её превосходстве за четыре года не взяла ещё ни одного областного города! А то, что освободила - руины.
            На счёт инфляции. Инфляция - это ловкий способ оправдания воровства. И только.
            1. +1
              20 марта 2026 17:22
              prior, так-то в России сейчас стало гораздо лучше, чем было до СВО. Начиная с того, что почти вся сбежала 5-я колонна. Москва никогда раньше не была такой красивой, настоящий цветущий сад этим летом был. А Казань какая красивая стала, просто удивительно. Разительно поменялась, я ее не узнал прямо. Помним, что в СВО идут воевать добровольцы. Это их осознанный выбор. Напомню, что демография России от СВО только улучшилась. Страна пополнилась многими миллионами новых граждан, белых, русскоязычных, образованных, и трудолюбивых, родственных нам по культуре. И еще пополнится. Т.е. мы приобрели мимнимум в 10 раз больше, чем потеряли. Также мы приобрели массу полезных ископаемых, уникальные черноземы, морские курорты, сотни заводов и фабрик, университеты, ученых и преподавателей. И даже 2 млн. бутылок шампанского Артемовского винзавода. Херсон, однако, брали. Так-то нам всего 2 областных города нужно - Херсон и Запорожье. К Запорожью мы уже на 18 км подошли, так что, полагаю, в этом году возьмем. Не все города руины. Вот, для примера - Бердянск или Мелитополь. Вполне города сохранились. И, целый ряд городов смогли взять почти неразрушенными. Но, так-то, а куда деваться. Когда Гитлера выгоняли, гораздо больше порушили, но вопрос - выгонять или нет, не стоял же. Так-то мне личго пофиг, воруют ли нет. Потому что в мире нет ни одной страны, где не воруют. Увы, это неизбежное зло. Главное, чтобы наша жизнь - улучшалась. Дык, она и улучшается. Я много путешествую и у нас, и за рубежом. И у нас мне нравится гораздо больше.
              1. -1
                21 марта 2026 08:53
                Зачем так много букв, если всё так хорошо?
                Я, например, не могу вторую неделю записаться на приём к окулисту, проживая в Москве. Сейчас снова пойду в поликлинику.
                А ты продолжай рассказывать сказки... и про здравохранение тоже.
                1. 0
                  21 марта 2026 09:14
                  prior, я аргументирую. Привожу подтверждения. Так-то я тоже в Москве живу. И почему-то обычно без проблем записываюсь. Жена посмотрела - у нас и на сегодня можно к глазному пойти, и на 25 марта, и на 28. У нас 4 разных врача в разных подразделениях. Особенно удобно, что запись на прием через Интернет. Раньше же не было такого. Жена говорит, что как-то на УЗИ попасть сложности были - в 7 утра вставала, чтобы записаться. Но, так-то в Москве есть специализированные глазные клиники. Мне помогли в центре глазных болезней им. Гельмгольца. Поставили правильный диагноз. Кроме того, если очень срочно надо, то иду в пару частных клиник, например Медлайн-Сервис. Увы, с возрастом стало больше болезней. То одно, то другое. Приходится чаще посещать и районную поликлиннику и другие медучреждения. Тьфу-тьфу, пока справлялись с моими болячками.
                  1. -1
                    21 марта 2026 09:34
                    Особенно удобно, что запись на прием через Интернет.

                    Именно цифровизация меня взяла и "похоронила". Пришел записываться, а мне говорят, что я "выпал". А я не выпадал, не пропадал, не переезжал. Сегодня записался на среду. Посмотрит, что дальше.
                    1. 0
                      21 марта 2026 09:51
                      prior, поздравляю.
              2. -1
                23 марта 2026 09:40
                Свежий пример, как улучшается жизнь в России.

                Суд Тюменской области обязал ребенка выплачивать кредит за умершую мать.
                Об этом сообщает Ura.ru

                По данным издания, в период с 2023 года женщина брала разные кредиты, их общая сумма составила 370 тысяч рублей. В декабре 2024 года она умерла, оставив после себя невыплаченные займы.

                Изначально предполагалось, что их будут выплачивать родители россиянки, но они отказались от наследства в пользу внучки.
                Девочка получила долю в квартире, земельный участок и четыре тысячи рублей. Общую стоимость наследства оценили в 171 тысячу рублей.

                Отец ребенка согласился, чтобы ребенок «выплатил» кредит своим имуществом. В результате сумму взыскали с девочки.

                Россия превратилась в страну, где все и всё является лишь средством для наживы.
                И такое вам нравится всё больше?! Ну-ну....
                1. +1
                  23 марта 2026 18:28
                  prior, так-то баба зачем-то набрала огромные долги, а виновато государство. Видимо, работать не хотела, а жила на кредиты, которые и не планировала отдавать. Т.е. в ее лености и жульничестве виноват личто Путин. Железная логика.
                  В данном случае очевидно, что девочку подставили родственники - и папаня и дед с бабкой. У девочки хороший шанс, когда вырастет, нанять адвоката и отсудить все обратно.
                  Помним, что в 90-е нам активно прививали, что деньги есть высшая ценность и чтр ради них плевать на мораль и закон. Вот последствия.
                  Читая Ваши посты регулярно вспомниаю про ту, что всегда грязь найдет. Как говорится - и на Солнце бывают пятна. Но нельзя по отдельным случаям судить обо всех.
                  Ни в одной стране мира не живут хорошо все 100% населения. Поэтому странно предъявлять подобные претензии к России.
                  1. -1
                    23 марта 2026 19:10
                    У государства, которому наплевать на детей, нет будущего.
                    А вы, защищающий такое государство........ negative
                    1. 0
                      23 марта 2026 19:24
                      prior, государству тяжело защищать детей от собственных родителей, бабушек и дедушек. Ну и суд у нас отделен от государства, оно не имеет права вмешиваться в их решения. Поэтому решение суда, это не мнение страны.
                      Но, можно оспорить решение суда в вышестоящих инстанциях, вплоть до Верховного суда.
                      Наоборот, в России есть специальная "Правительственная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав" и "Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка."
                      Но, чтобы получить там помощь, надо к ним обратиться. Явно родственники не станут этого делать. Вот и написали бы туда обращение, вместо того, чтобы здесь даром терять время. Или не даром?
                      Сделайте хоть раз чего-нибудь полезное. Или Вы только языком потрындеть, как все у нас плохо?
                      1. -1
                        24 марта 2026 07:39
                        Ну, потрындеть и ты не слаб.
                        За 30 лет население России сократилось на 20 миллионов.
                        Так кто из нас трындит, что всё хорошо?!
                      2. -1
                        24 марта 2026 23:06
                        prior, дык, я говорю, что хорошо сейчас.
                        А 30 лет назад, при Ельцине, была большая задница. Пишут, что демографическая яма 90-х годов чуть ли не сопоставима со временем Великой Отечественной войны.
                        На том фоне жизнь сейчас вплотную приблизилась к райской. Помню, крошечную зарплату (эквивалент 15 долларов) не платили по многу месяцев. Поэтому, теоретически возможно, что уменьшилось, мне лень цифры искать. А Вы их, увы, не привели.
                        Но, помним, что именно при Путине население России скачком прирастало трижды - когда вернули Чечню, когда воссоединились с Крымом, и когда приняли ЛДНР, Запорожскую и Херсонскую области. Это в сумме миллионов 12-13 где-то. Так-то очень круто.
                        Важным показателем качества жизни является средняя продолжительность жизни. И сейчас она у нас на историческом максимуме - 74,2 года. А при Ельцине был провал аж до 63,98 года в 1994 году. А мужчин аж до до 57,6 года. Ужас-ужас.
    4. 0
      19 марта 2026 10:52
      Цитата: prior
      А вот Россия - никак. Руководители у неё какие-то робкие и необучаемые

      Одним словом - "птенцы Бжезинского".
  2. -1
    18 марта 2026 08:44
    Э.. Ктото лапшу массово вешает месяцами...FT наверно.
    Омерика в принципе сама себя обеспечивает Нефтью газом и т.д. Ей пролив не критичен. Ну, потеряет малек денег.
    Важен тем странам ,что по нему снабжаются....
    1. +1
      18 марта 2026 09:24
      Цитата: Сергей Латышев
      Омерика в принципе сама себя обеспечивает Нефтью газом и т.д.

      РФ тоже себя сама обеспечивает нефтью и газом, при этом это не мешает местным торгашам ориентироваться на мировые цены бирж что в США, что в РФ.
      Невидимая рука рыночка всё и порешала, см. рост цен на заправках в США и РФ, wink
      1. 0
        18 марта 2026 11:07
        Енто Вы правы.
        Но в РФ бензин дорожает всегда ,незавмисимо от мировых цен.
        В Омерике не смотрел, но до Ситуации, при Трампе - писали , подешевел и стал чуть ли не дешевле нашего. Если немного подорожал... .потерпят.
        А так, ЮСА свое везут в европу напрямую через океан. И в Китай/азию тоже напрямую ,через океан... им особо залив не нужен...

        Трамп вроде открыто говорил ,что они еще и денег нехило подымают на блокаде ,на подорожании,....
        1. -2
          20 марта 2026 09:53
          В то же время сша экспортер российской нефти. А цены в сша на бензин за месяц, за галлон подросли на доллар примерно. Вчера с одной из штатовских заправок репортаж был и корреспондент говорил о ценах. Но, соглашусь, штаты себя топливом обеспечат. Другое дело, что ту же российскую нефть они покупали за крашенные фантики. А посему и цены на внутреннем рынке легко было держать. В случае же использование продукции только своей нефтянки придется учитывать все затраты.
          1. -1
            20 марта 2026 13:46
            Можно подумать , "использование продукции только своей нефтянки " они считают в золоте и алмазах ,а не в "крашенных фантиках".
            Здесь на сайте прошлые полтора года писали ,что ЮСА искусственно ограничивали добычу нефтегаза на своей территории.
            т.е. при реальной нужде - просто дадут отмашку открыть вентиль. (упрощенно)
            1. 0
              22 марта 2026 21:57
              Разница в том, что крашеные фантики они и есть крашеные фантики. Гораздо проще и приятнее напечатать их нужное количество, отдать очередную расписку в ФРС в виде ценной долговой бумаги и купить определенное число баррелей на стороне.
              Именно поэтому они и ограничивают свою нефтедобычу , что в разы выгоднее за фантики купить на стороне.
              При увеличении же своей добычи- неизбежные и сопутствующие затраты на добычу, транспортировку нефти до НПЗ, производство бензина, зарплату нефтяникам...то есть при подсадке на свою нефтедобычу прибыль будет заметно меньше. А цены, чтобы амерский народ не возбуждался- надо держать 3 долл за галлон.
              1. 0
                23 марта 2026 08:32
                Логично ,чо. И на фига тогда они наращивают добычу у себя и рядом, чтоб везти ее в Ейропу и Азию продавать..
                1. 0
                  24 марта 2026 11:18
                  Ну как нафига? Для того, чтобы свою нефтянку не угробить. Мало ли фантики выйдут из моды, чем тогда заправлять бензобаки , если своя нефтянка будет в руинах?
                  1. 0
                    24 марта 2026 13:46
                    Логика зашибись. поддерживаю
                    1. 0
                      24 марта 2026 18:38
                      Так она уже не раз подтверждалась действиями того же Дональда Фредовича. При вступлении на должность президента он во всеуслышание заявлял, что не дело, что вся американская промышленность сосредоточилась в юго-восточной Азии. Что своим первым делом он будет считать возвращение реального сектора на американский континент. Зачем?-спрашиваю я Вас. Так вот история с американской нефтедобычей прекрасно вписывается в логику Трампа. Ибо когда твоя нефтянка в руинах, когда ты закрыл скважины ,разогнал рабочих, прикрыл свои НПЗ -то ты не только не будешь впаривать свою нефть европе втридорога, а будешь сидеть с голой ж..и иметь на заправках цену на бензин не по 3 долл за галлон а по 300. Ну а нефть из РФ-это приятный бонус, как товар купленный за бесценок. К тому же ,учитывая потребность самих штатов в нефтепродуктов никакого экспорта на РФ, ни Венесуэллы не хватит чтобы их покрыть.
                      1. 0
                        24 марта 2026 18:50
                        Сумбурно написали, но верно.
                        1) импортозамещение ,по нашему. Классический империализм - переводили производство в 3и страны, и переувлеклись. теперь возвращают. Писали - часть уже вернули, часть пвтаются ,часть оставляют все равно тапм.
                        2)Амеровская нефтедобыча и так не умирала. ей то прикручивали, то откручивали заслонку. Куча сайтов с графиками по годпам. Просто у арабов и др. она подешевле , и на спаде можно брать у них ,а на удорожании - продавать..
  3. +3
    18 марта 2026 09:51
    Россия продолжает поставки газа и нефти в Европу, а также урана в США. Рычаги воздействия на заклятых "партнеров" есть, но воля для их использования отсутствует. Жестко отстаивать свои интересы может конституционная республика вроде Ирана, а автократичный олигархический бордель будет действовать как Венесуэла.
    1. -1
      18 марта 2026 17:22
      Earl, нужно быть оптимистом. Нужно отстаивать свои интересы, но не так, как Иран. Я не хочу таких же бомбежек нашей страны. Ну и так-то, на мой взгляд, СВО как раз и показывает, что наши лидеры могут и жесткость проявлять.
      1. 0
        19 марта 2026 13:21
        Как раз СВО показывает, как наше верховное руководство не соответствует и без стратегии,- от "белых перчаток" и не понимания действительности в первый год СВО, до бомбёжек всей энергетики Украины на четвёртый год. РФ не Иран, не создавшый ЯО, у РФ самый большой арсенал ЯО, потому бомбёжки РФ исключены, конечно опосредовано ударами приграничных областей натовским оружием происходит., при попустительстве кремлёвских сидельцев.
        1. 0
          19 марта 2026 18:44
          Владимир Тузаков, все все прекрасно понимали в начале СВО. Вы исходите из неверных предпосылок. Вы думаете, что Россия хотела присоединить украинские территории, в то время как она хотела лишь принудить Украину к миру. По Стамбульским соглашениям Россия не получала ни метра земли. Там лишь ЛДНР становились независимыми в их малых границах. Ну и Украина гарантировала нейтральный внеблоковый статус и ограниченный размер армии. Задача СВО была напугать украинское руководство, принудить его к мирным переговорам и согласовать текст мирных соглашений. Что и было блестяще выполнено в кратчайшие сроки. Уже в апреле наша армия начала выводиться с большей части занятых территорий. Напомню, что мы начали наносить удары по украинской энергетике лишь в ответ на украинские удары по нам. В частности, наш первый "удар возмездия" был нанесен после терракта на Крымском мосту. Так-то стратегия у нас есть и наша армия ей четко следует, а белые перчатки, потому что Украина нам не чужая. А как Вы считаете, удары Ирана проходят по Израилю и по американским базам при попустительстве Тель-Авивских и Вашингтонских сидельцев? Иначе как объяснить, что они не могут им вопрепятствовать. :-) М.б. это просто война, а не попустительство?
          1. 0
            19 марта 2026 19:48
            Раньше были агитаторы от КПСС, несшие заведомую чушь, это была их работа, так вы напоминаете такого агитатора.
            1. 0
              19 марта 2026 20:52
              Владимир Тузаков, раньше были такие антисоветчики. Вот Вы мне их сильно напомнили. Как понимаю, аргументов у Вас нет, и решили перейти на личности? Слив засчитан.
  4. -1
    18 марта 2026 17:19
    Война в Иране является очередным шагом в экономическом противостоянии США и Китая. США хотели захватить иранскую нефть, потому что за счет нее живет китайская экономика. Еще Китай закупал нефть в Венесуэле, но там США уже ее взяли под контроль. А держа в руках нефтяной краник, США смогут диктовать Китаю свои хотелки. Но пока, тьфу-тьфу не срослось. Вот и визит Трампа в Китай отложили.