Почему в России всерьез взялись за неподконтрольный РКН Telegram

8 879 35

С 9 марта 2026 года Роскомнадзор начал процесс замедления работы популярного мессенджера Telegram, что вызвало большой общественный резонанс у российских пользователей, а комментарии по этому поводу стоили депутату от ЛДПР Свинцову членства в парламентской фракции. Зачем же власти столь настойчиво опускают «цифровой занавес»?

По этому поводу звучат различные объяснения – от официальных разъяснений РКН и ФСБ до чуть ли не конспирологических теорий. Где же сокрыто зерно истины?



Позиция Роскомнадзора


Официальная позиция РКН о необходимости замедления (блокировки) работы Telegram заключается в том, что владеющая этим мессенджером компания не соблюдает российское законодательство и не идет на сотрудничество с компетентными органами:

Роскомнадзор по-прежнему фиксирует неисполнение российского законодательства администрацией мессенджера Telegram.

В частности, администрация Telegram не удаляет группы, содержащие запрещенный контент, и не выплачивает наложенные за это штрафы, а также не выполняет требования по размещению серверов на территории РФ и обеспечению защиты персональных данных российских пользователей согласно закону «О связи». Что ж, закон есть закон, и его надо выполнять!

Однако среди заявленных РКН задач есть и такие, с которыми можно самую малость поспорить. Например, борьба с мошенничеством и вымогательством, осуществляемыми посредством мессенджера. Да, после ограничения телефонных звонков мошеннический трафик упал, но сами мошенники-то никуда не делись.

Они просто начали использовать MAX, который позиционируется в качестве безопасной замены Telegram. И почему тогда в целях борьбы с терроризмом и экстремизмом не замедляется работа популярной социальной сети «ВКонтакте», где своих потенциальных жертв находят и пытаются обрабатывать вербовщики из иностранных спецслужб и террористических группировок?

Кстати, по логике наших регуляторов, следующим в очереди на замедление должен стать обычный проводной домашний телефон, по которому мошенники разводят на деньги самых доверчивых российских пенсионеров. Ведь последовательность должна быть во всем, верно?

Военная тайна


Следующий блок аргументации в пользу необходимости как можно скорее заблокировать в РФ Telegram был связан с использованием его российскими и иностранными военными. Как неожиданно выяснилось, наши бойцы в условиях дефицита защищенных средств связи использовали этот мессенджер, что стало сюрпризом, например, для пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова:

Я не специалист, эти вопросы нужно адресовать Министерству обороны. Я не думаю, что можно представить себе, что фронтовая связь обеспечивается посредством Telegram или какого-то мессенджера. Представить себе такое трудно и невозможно. Но в любом случае, конечно, об этом должны говорить специалисты.

18 февраля 2026 года министр цифрового развития Максут Шадаев сообщил, что доступ к переписке в Telegram имеют иностранные спецслужбы, а Центр общественных связей ФСБ заявил о том, что использование этого мессенджера на передовой просто опасно для самих бойцов:

Его применение военнослужащими Вооруженных сил РФ в зоне проведения специальной военной операции в течение последних трех месяцев неоднократно приводило к созданию угрозы жизни военнослужащих.

Очевидно, что подозрения в том, что Telegram перестал быть нейтральным и начал работать на врага, возникли после того, как его владелец Павел Дуров был задержан французскими спецслужбами в Париже. Допустим, это так и в делах военных действительно лучше перестраховаться, чем потом получить неожиданный болезненный удар.

Но тогда почему Минцифры все же решило разрешить использование скомпрометированного Telegram российскими военными на передовой, при этом замедляя его гражданским в тылу? О том, что в зоне СВО мессенджер пока будет работать, заявил на заседании комитета Госдумы по информполитике Максут Шадаев:

Принято решение не ограничивать сейчас работу Telegram в зоне СВО. Но мы надеемся, что за какое-то время наши военные смогут перестроиться и перейти на российские сервисы.

Где логика? Где последовательность?

Частно-государственное партнерство


Несмотря на то что правительство РФ официально наделило мессенджер MAX статусом «национального мессенджера» и с 1 сентября 2025 года он стал обязательным для предустановки на все смартфоны, продаваемые в РФ, этот безальтернативный «убийца Telegram» не является государственным.

По совпадению генеральным директором корпорации VK, которая разрабатывает MAX, является Владимир Кириенко, сын первого замглавы администрации президента Сергея Кириенко, а входящую в него бизнес-группу «Социальные платформы и медиаконтент» возглавляет Степан Ковальчук, двоюродный внук Юрия Ковальчука, владельца банка «Россия».

Что ж, бывает. У толковых вип-чиновников и предпринимателей не менее толковые дети, которые работают на страну. Почему бы и нет? Или лучше бы они прожигали жизнь, покупая дорогие автомобили и швыряясь деньгами в казино, как дети непальской правящей элиты, которая довела свою страну до «революции зумеров» в 2025 году?

Ну и есть еще одна чисто конспирологическая версия, что блокировка Telegram якобы заблаговременно делается для того, чтобы «товарищ майор» потом мог бы присматривать в MAX за самыми буйными после победоносного завершения СВО на Украине. Так уж лучше пусть это будет наш, родной, чем какой-нибудь цээрушник, верно?
35 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    19 марта 2026 14:10
    этот безальтернативный «убийца Telegram» не является государственным.

    Может так проще будет свалить на частника, когда данные с него потекут рекою мошенникам. Скоро к нему заставят привязать всё.
    Говорят что госуслуги если сейчас устанавливать код приходит только на макс а значит установка его в паре с госуслугами обязательна?
    Потом, где то читал, что можно отвязать через вэб версию госуслуг но не точно. Может кто в курсе? А то собрался обновить телефон а доверять и так всяким дырявым организациям данные нет желания, а тут ещё и в этот месенджер.
    1. +13
      19 марта 2026 16:37
      ...Смешались в кучу люди,кони и залпы тысячи орудий...

      На деле все намного проще. Во всех соц.сетях и мессенджерах крутятся бешенные рекламные "бабки".Убрать конкурента используя политические и родственные связи - это было нормально для "святых" 90-х, откуда и вышли все наши руководители.
      "Телега" на СВО - это отдельная песня. Отсутствие в войсках до сих пор нормальной связи - это результат работы Шойгу и его заместителей, которые воровали как в последний раз.
      Блокировка, замедление - это большая глупость с одной стороны и подготовка к очередным выборам с другой. Ну боятся наши начальники и депутаты правды о "себе любимых". Говорят, что власть построенная на вранье не может жить долго. Однако четверть века живет уже.

      Умом Россию не понять....
      1. +3
        19 марта 2026 17:00
        Цитата: Serj Iff
        Блокировка, замедление - это большая глупость с одной стороны и подготовка к очередным выборам с другой. Ну боятся наши начальники и депутаты правды о "себе любимых". Говорят, что власть построенная на вранье не может жить долго. Однако четверть века живет уже. "Умом Россию не понять...."

        по поводу бешеных бабок и рекламы даже спорить не буду и полностью согласен.Про выборы ничего говорить не буду просто напомню что в госдуме гайки закручивают журналистам теперь Тимура Иванова из команды Шойгу нельзя назвать вором только после решения суда а какие суды и как годами они возню возят а потом дела распадаются нельзя больше будет его назвать вором.Ну там ещё дополнения всякие к этому закону,короче кляп добрый вставляют.Так что выходит тут несколько полезных вещей для себя власть решает.
      2. +4
        19 марта 2026 17:53
        Отсутствие в войсках до сих пор нормальной связи - это результат работы Шойгу и его заместителей, которые воровали как в последний раз.

        - страшно поднимать глаза наверх, да? laughing
    2. -3
      19 марта 2026 16:48
      Цитата: Valera75
      Может так проще будет свалить на частника, когда данные с него потекут рекою мошенникам.

      Нет. Просто любая элита, как политически активный класс, лепит страну под себя. Так всегда было, везде было и изменить это не смогли даже большевики. Впрочем, что и почему на самом деле не получилось у большевиков - отдельный и долгий разговор...

      СВО закончится, надо будет создавать народное движение против частного MAX. Либо пусть переводят все на баланс общественного фонда, либо пусть не используют административный ресурс и принуждение в частных интересах. Сейчас и правда не до этого... но когда все закончится..., если доживем...
    3. +1
      20 марта 2026 10:04
      hi Об этом сказал ещё в позапрошлом веке Отто фон Бисмарк:

      Никогда столько не лгут, как во время войны, после охоты и до выборов.

      Что соответствует и нынешнему времени кидка хапуг воров в законе от Киндерсюрприза и иже с ним, а также подготовкой к всенародному волеизъявлению (сарказм).
      angry
  2. +3
    19 марта 2026 14:31
    Не надо копаться в мыслях идиота и искать какие-то резоны в его действиях. Дурное дело. Лучше, сразу приложить силы к устранению ущерба.
  3. +2
    19 марта 2026 14:45
    Где логика? Где последовательность?

    Похоже, нужно обращаться с таким вопросом к магистрам логики и последовательности соловдьевскабеевым. Они точно все логически объяснт и всё разложут по полочкам
  4. -3
    19 марта 2026 14:47
    мы весь народ горячо поддерживаем действия роскомнадзора по наведению порядка в информационной сфере, не дадим иностранным спецслужбам шпионить за гражданами России, но я доверяю нашим отечественным спецслужбам, даже если они наблюдают за гражданами, почему? в чем разница? очевидно что есть наши а есть враги если кто не понял разницу то ему нужно в психушку, дополнительно что знаю про телеграмм, разврат, скрытое продвижение русофобии, мнимая анонимность, телеграмм как будто специально создан для мошенников, я лично там никогда не был как и не был в ватсапе, не хочу светиться у врагов, мне хватало вк, ... толпа тупая безсмыссленная восхищается телеграмом и ватсапом "как удобно" а не понимает что превратилась в баранов послушно идущих за модой за блоггерами реперами и тупой рекламой,... жили когда то и без интернета вообще и жили счастливее чем сейчас, интернет конечно удобен и нужен но он должен быть под контролем наших!! спецслужб для вычисления террористов и идеологических врагов изливающих яд разврат отраву и ложь в души россиян, если кто со мной не согласен то объясните чем телеграмм удобнее вк? я и в ВК пришел на несколько лет позже его открытия и моды на него,.... кто меня минусует тот неумен и не отличает свою страну от чужой, если живу в свей стране то хочу чтобы было хорошо именно в ней, а не в чужой, где не живу и следовательно поддерживаю службы безопасности своей страны в их важной работе, пусть знают про меня но пусть зато знают и и вычисляют каждого врага и террориста, своей !! страны, а не дают возможность тайно вербовать россиян для террора и предательства
    1. +1
      19 марта 2026 15:32
      но я доверяю нашим отечественным спецслужбам, даже если они наблюдают за гражданами, почему? в чем разница? очевидно что есть наши а есть враги если кто не понял разницу то ему нужно в психушку,

      да не нервничай е вы так и на минусы не реагируйте так инфарктно. За нами и без макса следили и будут следить. Сейчас по камерам отловить кого нужно дело пары часов как прослушать звонки и по БС опсоса отследить до метра откуда идут звонки. Понятно что ключи шифрования от макса будут у силовиков да и пусть кто этому возражает?

      дополнительно что знаю про телеграмм, разврат, скрытое продвижение русофобии, мнимая анонимность, телеграмм как будто специально создан для мошенников, я лично там никогда не был как и не был в ватсапе, не хочу светиться

      Не к вам относится то что напишу но как говорится свинья везде грязь найдёт. Я о том что если ты лох тебя развести и телега с ватсапом не нужна меня никогда через телегу никто не вербовал или не пытался обмануть потому что я всяких незнакомых сразу блокирую, криптоаферистов всяких и. т. д
      Сам подход к решению проблем дикий. Когда в стране сливают твои данные вообще все от опсоса, банков до всяких контор а ты телегу банишь а народ в макс палкой загоняешь ну это треш. Загоняешь это как пишут в МГУ дипломы студентам не дают, госуслуги привязывают к максу.
      Надо учить народ как себя вести, детей со школьной скамьи а родителям дома ещё раньше. Силовикам в школах проводить лекции, каждый день по ТВ передачи про это и как что делать если тебя попытались вербовать. А у нас Саша-Таня по ТВ где цель у героев пожрать и потрахаться вместо передач о безопасном поведении в сети.У на фильм не помню фамилию журналиста где интервью брали у тех молодых что совершили теракты не хотели показывать в школах, этот фильм пришлось продавливпть и уверен что в 90% школ его даже не показывали. Усилить закон и сроки в статье за утечку данных людей.
      Вот о чём я всегда говоря про дикую блокаду телеги всегда хотел сказать.
      1. -2
        19 марта 2026 16:49
        Цитата: Valera75
        Надо учить народ как себя вести, детей со школьной скамьи а родителям дома ещё раньше. Силовикам в школах проводить лекции, каждый день по ТВ передачи про это и как что делать если тебя попытались вербовать. А у нас Саша-Таня по ТВ где цель у героев пожрать и потрахаться вместо передач о безопасном поведении в сети.

        с этим согласен, очевидно что для того чтобы создать культурную умную патриотичную детолюбивую, любящую ближнего , создающую семью всем трудностям назло, нацию нужно активно реализовывать 809 указ президента и частью этого должен быть закрыт телеграмм, вы вот считаете себя умным и думаете что вас не обмануть, я в ммм в хопере инвесте и русдоме селенга не участвовал и крипту не покупаю, а многие участвовали и все потеряли глупые, много глупых и им нужно давать только правильную информацию они не я, их легко обмануть в телеграмме и нужно создавать патриотичные фильмы и фильмы про любовь до гроба и счастливые семьи
        1. +1
          19 марта 2026 17:16
          Цитата: владимир1155
          много глупых и им нужно давать только правильную информацию они не я, их легко обмануть в телеграмме и нужно создавать патриотичные фильмы и фильмы про любовь до гроба и счастливые семьи

          А вот с этим у тех кто при власти проблемы.Ну не хотят люди работать и брать на себя ответственность.Это же надо выгнать дармоедов типа армянина что всю советскую классику и мультфильмы испахабил,продвигать и снимать патриотические фильмы,цензурить и не пропускать фильмы которые возводят в культ проституцию,людей потребителей типа как я выше привёл Саш-Тань или бестолковых интернов где о всём что угодно но не о профессии врач.А потом мой товарищ удивляется когда приехала скорая он им мол может вам бахилы дать у меня есть,у тех ноги по колено в снегу и налипло грязи пока шли по подъезду а те отмахнулись,потом ампулу достал укол сделать взял край кофты и ею сломал носик ампулы а на предложение салфетки врач сказал мол да нафиг.Большие проблемы начинаются с малого и с этим малым никто не хочет бороться так как нужно приложить усилий.У нас проще забить на население а потом когда увидят как народ разводят в год на сотни миллиардов начинают метаться с тупыми законами и хвататься за рычаги блокировок.
          1. 0
            19 марта 2026 19:23
            Цитата: Valera75
            продвигать и снимать патриотические фильмы,цензурить и не пропускать фильмы которые возводят в культ проституцию,людей потребителей типа как я выше привёл Саш-Тань или бестолковых интернов где о всём что угодно но не о профессии врач.

            согласен с Вами!
    2. +3
      19 марта 2026 17:36
      мы весь народ горячо,,
      Мания величия?
    3. +1
      21 марта 2026 04:44
      Это такая докладная записка тов.Ежову Н.И.? laughing
  5. +6
    19 марта 2026 14:53
    Странное совпадение позиций: в Украине патриоты требуют заблокировать Telegram – рупор российской пропаганды!
  6. +4
    19 марта 2026 15:06
    И так все ясно ,имхо.
    Другое важно.
    В Т. создано куча групп по интересам, куча бизнеса, бизнес ему доверяет.....
    Барину плевать.
    Макс неудобен , нужный групп не найдешь, подключить боты, как в Т, не выйдет, бизнес не доверяет.....
    Барину плевать.

    Следующий блок аргументации ....
    Минцифры все же решило разрешить использование....военными на передовой, при этом замедляя его гражданским в тылу....

    Барину плевать.
    1. -6
      19 марта 2026 17:01
      Цитата: Сергей Латышев
      Макс неудобен , нужный групп не найдешь, подключить боты, как в Т, не выйдет, бизнес не доверяет.....

      ничего ничего привыкнете, проблемы индейцев шерифа не беспокоят, и хватит бизнесов в телеграмм и ботов, привыкайте к новой реальности и честно работайте, зарабатывайте доверие, ..... в максе
  7. 0
    19 марта 2026 15:19
    Всеобщая слежка за населением - дело лишь времени, а не принципа. Как и во всём: если есть техника, будет и её применение. И винить правительства тут незачем, мы сами такое общество создали, самим в нём и жить. Есть вещи похуже, на которых почти никто внимания не обращает. Искусственный интеллект, бог цифрового безумия, последствия ведения которого в человеческом обществе вообще никому не известны.
  8. -2
    19 марта 2026 15:29
    История показывает, что Железный занавес, это находка товарища Черчилля, англичанина. И вот опять. Хотят народ возмутить.
    Пусть попробуют водку по талонам продавать. laughing love

    Кстати, это бизнес! И талоны можно использовать, и осутствие текстов... Чего клювами щёлкают, не хотят налоги собирать? smile
  9. Комментарий был удален.
  10. +4
    19 марта 2026 15:51
    Вон оно как оказывается, Михалыч

    во всех бедах виновата телега ... однако
  11. +5
    19 марта 2026 16:02
    удачные дети уважаемых людей. Которые не привыкли в конкуренцию. с предскащуемыми результатами
    п.с. поезд - стой, раз, два (с)
  12. +4
    19 марта 2026 17:13
    ...стало сюрпризом, например, для пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова:

    А для этого кремлевского глашатая не является сюрпризом что он в России живет?
  13. +2
    19 марта 2026 19:28
    Какие однако совпадения…Еще и Мираторг, тоже с известным совладельцем! Ребята решили на все наложить свои руки…
  14. -5
    19 марта 2026 19:56
    Пробовал все мессенджеры, но ни на одном не задерживался долго - почему-то все они имеют скрытые настройки и нехило так жрут батарею, что очень заметно на моём телефоне с и без того прожорливым снапдрагтном 888. Самое забавное, что нормально настроить разрешения для мессенджеров не получалось - они тупо переставали отправлять и принимать сообщения без различных разрешений. Максу запретил вообще всё, что только можно, кроме приёма и отправки - работает. Проверял сетевую активность этого недоразумения - практически нулевая. Кстати, после сноса телеги и воцапа телефон стал работать без подзарядки почти трое суток, а с ними только сутки работал. Вопрос: чем занимались эти приложения?
  15. +2
    20 марта 2026 07:53


    Послушайте грефа и станет максимально понятно почему и зачем они всё блокируют.
    1. +1
      20 марта 2026 11:29
      Видел это, даже помоему здесь или на ВО это обсуждали. Красавчик особенно про то если народ прозреет он не захочет что им манипулируют и такие как этот греф боятся образованных.Вроде его слова мол народ должен быть обучен только до народа потребителя, дальше ему знания ни к чему.
  16. Комментарий был удален.
  17. -1
    20 марта 2026 17:29
    Крупнейшие ТГ-каналы один за другим пишут, что Роскомнадзор якобы не справляется с блоки-ровкой всех запрещенных им ресурсов одновременно. Дескать, пропускной способности ТСПУ - технических средств противодействия угрозам - не хватает. Поэтому иногда можно в щёлочку что-то запретное посмотреть и чем-то полезным попользоваться без спецсредств.
    Народ, как водится, по этому поводу страшно ликует. А поводов для этого реально нет никаких. Фарш невозможно провернуть назад. И никакие решения по блокировкам отменены не будут. Ибо всё разумное, в том числе признание собственных ошибок, выглядят во властных очах признаком слабости.
    Соответственно в сложившейся ситуации у властей есть два пути. Отрубить интернет вообще, ввести белые списки и их периодически расширять по мере поступления от сайтов различных доказательств лояльности. Или срочно заняться закупками нового оборудования для ТСПУ, чтобы расширить возможности блокировок. Который из них покажется начальству более привлекательным, остаётся только гадать.

    https://t.me/sevseal/10262#
  18. +2
    21 марта 2026 04:41
    Роскомнадзор тоже не соблюдает законодательство России,но его никто не трогает.
    1. +1
      21 марта 2026 08:07
      Только так:
      1. 0
        21 марта 2026 08:07
        Сарказм конечно))
  19. sap
    +3
    21 марта 2026 11:10
    Пройдут выборы всё устаканится и откроют доступ к телеге.
    Паша правильно не идет на уступки, он помнит печальный опыт с созданным им ВК как его у него отжали и отдали сучёнку Израителеву. С Телегой не получилось вот они и создали МАХ конечный бенефициар которого Миша (Мойша) Шеломов. А поскольку продукт Говно то загнать туда можно только силком, лишив выбора. Все остальные причины это ширма но дырявая.
  20. 0
    23 марта 2026 15:27
    Потому, что это был - последний оставшийся островок "полусвободных СМИ"
    Теперь - все нормально. Остались только соловьевскабеева.
  21. Комментарий был удален.
  22. 0
    23 марта 2026 20:19
    Классика взятия власти по Ильичу из "Советы постороннего"(1917) :

    ..чтобы непременно были заняты и ценой каких угодно потерь удержаны а) телефон, б) телеграф в) ж\д станции, г) мосты в первую голову..

    Со связью уже определились)))