Промышленность России вернулась в 90-е

19 515 50

Экономика РФ проходит сложный период. Эксперты пишут, что настроения в российской промышленности достигли точки, за которой начинается уже не стагнация, а системная перестройка. Такого мнения придерживается проект «Разумная Россия», который занимается «концептуальными инициативами для счастливого будущего страны».

В публикации отмечается, что сводный индекс промышленного оптимизма Института народнохозяйственного прогнозирования (ИНП) РАН в марте опустился до -20 пунктов. За всю историю наблюдений хуже было только три раза: при пандемии коронавируса в 2020 году, при кризисе 2008-го и при хаосе 1990-х годов.



Но если раньше это были шоковые сценарии, то сегодня мы наблюдаем 16 месяцев подряд устойчивого пессимизма – бизнес перестал верить в восстановление спроса. Индекс оптимизма рухнул ниже уровней пандемии, и это не дно

– уточняется в материале Telegram-канала «Разумная Россия 2.0» (новый и единственный официальный канал проекта).

Эксперты объяснили, что логика происходящего банальна – промышленность столкнулась с ситуацией, которой не было даже в кризис 2014-2015 годов, – с полной остановкой внутреннего спроса в РФ. Известный российский экономист Сергей Цухло, заведующий лабораторией конъюнктурных опросов Института экономической политики им. Е. Т. Гайдара, специализирующийся на анализе реального сектора промышленности, мониторинге финансово-экономического состояния предприятий и проблемах дефицита кадров (проводит опросы руководителей промышленных предприятий и делает оценку индекса промышленного оптимизма), подсчитал, что индекс спроса в марте обновил минимум, который наблюдался при пандемии, уйдя в минус 35 пунктов.

Предприятия теперь не жалуются на ключевую ставку Центробанка (ЦБ РФ) или логистику как на абстрактную угрозу. Но у них появилась головная боль еще большего масштаба. Они фиксируют факт того, что их продукция перестала находить покупателя. В условиях, когда рост зарплат населения исчерпал себя, а реальная прибыль предприятий продолжает уменьшаться, промышленность оказалась зажата между дорогим кредитом и затоваренным складом.

Например, было обращено внимание на состояние металлургии – сектора, который традиционно выступает «канарейкой в угольной шахте» для всей индустрии в РФ. Так, Магнитогорский металлургический комбинат (ММК), один из крупнейших в мире и России производителей стали (обеспечивает в РФ 20% рынка), сообщил, что его мощности загружены лишь на 60%. ММК не просто сокращает инвестиции, а остановил шахту и готовится к массовому увольнению управленческого персонала. При этом гендиректор ММК Павел Шиляев прямо указал на превышение действующих мощностей в два раза над существующими потребностями рынка. Более того, на ММК не ожидают оживления спроса даже к концу 2026 года, а это нехорошая тенденция. Учитывая, что в 2025-м ММК уже получил чистый убыток 14,9 млрд руб. и фактически находится не в антикризисном управлении, а в настоящей борьбе за выживание.

В угольной отрасли состояние еще хуже. Она уже находится в состоянии острейшего кризиса, сопоставимого с ситуацией 90-х годов ХХ века. По данным Росстата, 2025 год отрасль закончила с совокупным убытком в 408 млрд руб. Причем пропорция ужасает – каждая добытая тонна угля принесла экономике РФ почти тысячу рублей убытка. Доля прибыльных компаний рухнула до 33,9%, что стало худшим показателем среди всех отраслей. Основных факторов два: западные санкции и «крепкий рубль», который невыгоден экспортерам из-за дорогой логистики, съедающей всю прибыль. Российские банки уже даже начали создавать резервы, так как доля «плохих» кредитов в секторе «металлы и уголь» выросла с 2,8% до 7,6%.

Мы наблюдаем не просто циклический спад, а структурный коллапс модели, которая работала последние 20 лет. У страны нет спроса на сырье и металл в тех объемах, которые были заложены в инвестциклы прошлых лет. Пока индекс промышленного оптимизма находится на уровнях 90-х, ждать от бизнеса инвестпрограмм или найма персонала не приходится

– делают вывод эксперты проекта «Разумная Россия».

В свою очередь, эксперты Telegram-канала «Ламповый Преемник» прокомментировали материал. Они считают, что ситуация складывается не очень хорошая и надо с этим что-то делать.

Конечно, Владимир Путин поручил сделать структурную перестройку экономики, но, наверное, не вот это имел в виду… Если так пойдет, то мы точно доиграемся до перестройки, которую не «заказывали», со всеми вытекающими последствиями в духе 80-90-х годов

– подытоживается мнение Telegram-канала «Ламповый Преемник».
50 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +18
    26 марта 2026 16:56
    То ли еще будет.... Владим Владимыч не знает. Он ясно же сказал своим боярам - восстановить рост экономики. А они его обманули.
    1. +10
      26 марта 2026 18:05
      "Шо?! Опять?!"
      1. +6
        26 марта 2026 18:10
        Таки да.... Пользуются доверчивостью Кота Леопольда Белоперчаточного.
    2. +9
      26 марта 2026 19:09
      Цитата: Alex_Kraus
      То ли еще будет.... Владим Владимыч не знает. Он ясно же сказал своим боярам - восстановить рост экономики. А они его обманули.

      Да конечно не знает, царь же хороший, это бояре сволочи laughing это все телега виновата, запретить и все наладится
  2. +4
    26 марта 2026 17:03
    Вы что - хотите чтобы было как в девяностые?!

    говорили нам... Неужели кто-то "им" ответил - хотим?
    1. +13
      26 марта 2026 17:13
      Вот только новые 90-е заиграют и новыми красками..
  3. +14
    26 марта 2026 17:06
    не стагнация, а системная перестройка

    не спад, а отрицательный рост. не обнищание, а дауншифтинг. не говно, а натуральные удобрения.

    ага слышали уже подобные песенки.

    «концептуальными инициативами для счастливого будущего страны».

    сборище бездельников на гос зарплате, занимающихся профессиональным трепаним языков. знаем таких.

    и откуда вообще взяться пессимизму у бизнеса, всё же так здорово идёт - индустрия запретительства и цензуры показывает взрывной рост уже несколько лет подряд! радуйтесь мать вашу. пессимизировать скоро тоже запретят
  4. +6
    26 марта 2026 17:06
    Я дилентант, поэтому и вопрос такой - а дешевле металл никак не сделать?
    1. +12
      26 марта 2026 19:48
      Нет. Цена на российский металл сделанный на российском ( с американскими акционерами) заводе, определяется на лондонской товарной бирже металлов. рф же независимая, суверенная страна)
  5. +10
    26 марта 2026 17:11
    Это ещё НАТО даже на войну не пришла.. laughing
  6. +14
    26 марта 2026 17:17
    Как можно сравнивать с 90- ми?Пусть,тогда загибались,но заводы,совхозы были ! А сейчас даже стельки в обувь завозят из Польши.И те заминированы
    1. +17
      26 марта 2026 17:28
      Ага.. в 90-е если совсем туго было - мог поехать, нарвать яблок, или свинью выкормить - и продать на рынке..
      Сейчас ни садов яблочных, ни свиней домашних, зато, если что и продашь - карту заблокируют, или штраф выпишут за "уход" от налогов..
      Новая реальность нам ещё не то готовит..
      1. -6
        26 марта 2026 23:19
        Роман070280, прочитайте про яблочный сад Гигант на Кубани. 50 сортов яблок на 3000 гектарах. Пишут, что в прошлм году в России произведено 2 млн. тонн яблок.
        Вы просто описали времена безхозяйственности. Когда можно было спокойно пойти и украсть чужое. А сейчас все уже чье-то.
        1. +3
          27 марта 2026 10:05
          Я смотрю на полки в магазинах.За редким исключением,российских овощей-фруктов не наблюдается.Кубанских яблок точн
          1. -2
            27 марта 2026 12:27
            Карельский, а в наших магазинах всегда есть и российские и импортные овощи-фрукты. Российское обычно дешевле. Яблок сортов 5 всегда. Конечно, экзотика всякая, типа манго и авокадо, как и бананы - не наша. Эх, вот на даче у нас был хороший магазинчик, все недорого и вкусно. 100% овощей и фруктов и прочих продуктов - российские. Даже вино только наше. Но, крайний год обеднел совсем, говорят хозяин уехал на свою кавказскую родину, а без него контактов с поставщиками нет.
    2. -7
      26 марта 2026 23:14
      Карельский, так-то в 90-е все позакрывали. И так-то это мы огурцы в Польшу завозим.
      Поисковик нашел 19 российских производителей стелек. Всяких специальных медицинских в разы больше.
  7. -7
    26 марта 2026 17:18
    То хто такое напИсал , точно нуждается в их помощи...
  8. +1
    26 марта 2026 17:23
    доля «плохих» кредитов в секторе «металлы и уголь»

    Ориентированные на экспорт в ЕС металлурги и угольщики действительно имеют кучу проблем.
    И лесопереработка в европейской части РФ - примерно в том же положении, если не хуже.

    И в целом инерция от снижения экспортной выручки за минеральные ресурсы до февраля 2026 включительно + эффект от все еще высокой ставки ЦБ будут сбивать темпы экономики весь I и II квартал.

    Без учета фактора Ирана оживление ожидалось в IV квартале.
    С учетом Ирана - вероятно начнется с III квартала и будет сильнее.

    Так то, еще старина Байден грозился :

    «Экономика России занимала 11-е место в мире», — написал Байден о месте российской экономики до начала спецоперации в Донбассе. «Скоро она даже не войдет в число первых 20-и»

    (прим: речь идет о номинале)
    И основания делать такие прогнозы у него вполне были.

    Но по итогам 2025 экономика РФ наоборот, вышла на 8-9 место.
  9. +7
    26 марта 2026 17:27
    Все нормально, до " коммунизма," уже осталось всего ничего! "Титаник" не даст соврать, интересно капитан уйдет на дно вместе с кораблем или нам это доверит?
    Вопрос риторический!
  10. +7
    26 марта 2026 17:37
    Известный российский экономист Сергей Цухло, заведующий лабораторией конъюнктурных опросов Института экономической политики им.
    Е. Т. Гайдара

    Эти та куда со своими анализами?
  11. +7
    26 марта 2026 17:47
    заведующий лабораторией конъюнктурных опросов Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара

    Дальше можно было не продолжать. Придёт время, когда этот институт будет гореть вместе с Ельцин-центром.

    Владимир Путин поручил сделать структурную перестройку экономики

    Перестройка наоборот? Да ну, не может быть? :) А вообще, да, неплохо было бы. Обанкротить олигархов и выкупить предариятия по бросовой цене в государственную собственность. Вернуть в родную гавань так сказать. Но, достаточно было бы признать преватизацию незаконной.
    При нынешней общественно-экономической формации у РФ нет будущего. Нужно меняться, эволюционировать, как говорит утконос в рекламе.
    1. +7
      26 марта 2026 19:54
      Олигархи вдвое распухли в списке форбс с 22 года, им нынешняя война мать родна. А электорат еще одной перестройки не потянет, имхо.
  12. -5
    26 марта 2026 18:03
    Да не нойте вы все. Идет война требующая огромных ресурсов. Запад нас обложил со всех сторон, не дает торговать, пытается арестовывать все и вся. А мы держимся.. Зажрались вы господа.
    Всем тяжело, промышленности тоже. Действительно надо перестраиваться, а то многие привыкли жить на дотации от государства...
    1. +5
      26 марта 2026 19:57
      Торговля идет. С этим самым "вражеским" западом. До сих пор франция и испания берут спг, италия газ с турецкого потока. сга покупает уран и удобрения.
  13. +8
    26 марта 2026 18:05
    Господи, какая глупость! Послушайте Первый канал и перши Самого и , я Вас уверяю, кофий двойной можно пить без сахара!...
    Недолго, правда... А если серьёзно - задолбала эта перманентная липа и в экономике, и на СВО, и в т.н. ПолитИк.
  14. +6
    26 марта 2026 18:08
    ну этот итог закономерен из за массовых запретов вов сех сферах жизни бщества...массовых доплнительных поборов и сборов с налогами и массовых препятствий ....вот и результат. У людей не резиновые кошельки и семейные бюджеты. Вот предел и настал.
    1. -5
      26 марта 2026 23:22
      Шкипер, так-то у нас сейчас больше свободы, чем в других странах, и чем было во времена СССР. Автор же написал, что причина проблем для отдельных категорий - угольщиков и металлургов - санкции и стабильный рубль. Но если рубль упадет, вы первый побежите с криками все пропало.
  15. +5
    26 марта 2026 18:35
    промышленность столкнулась с ситуацией, которой не было даже в кризис 2014-2015 годов, – с полной остановкой внутреннего спроса в РФ.

    Так вы ещё выше цены задерите..
  16. +4
    26 марта 2026 19:10
    Опять ссылки на какието анонимные каналы запрещенного почти Телеграмма.
    Наши Миллиардеры забогатели на СВО. Радоваться надо.
    И смотреть ТВ
  17. +8
    26 марта 2026 19:29
    Предприятия теперь не жалуются на ключевую ставку Центробанка (ЦБ РФ) или логистику как на абстрактную угрозу. Но у них появилась головная боль еще большего масштаба.

    Вспоминается советский фильм "Щит и меч" . Сцена в детском концлагере в Германии. "Дети теперь не жалуются"... "Все у нас хорошо. Здоровье у нас хорошее".
    Пришли неизбежные последствия десятилетий хронически дорогих кредитов, которые по масштабу заслоняют саму проблему.
    То что старательно губили у всех на глазах теперь наконец погублено.
    А что вы все хотели? Пока страна лжет сама себе и молчит - колониальная власть делает. Вот и сделала.
    Теперь можно войну с Европой устраивать, чтобы та окончательно решила "русский вопрос" и поставила в нем точку.
  18. +1
    26 марта 2026 20:36
    Верно утверждали еэсовцы с 2022 года: санкции разорвут экономику России в клочья. А сколько было на этом сайте смешков, да эти санкции блин нам только на пользу... Внутреннего спроса нетути, на внешний спрос продать нечего. Кроме нефти. Очень здорово.
    1. -4
      26 марта 2026 23:24
      Алекспан, тьфу, тьфу, не разорвали пока. В статье пишут, что проблемы есть у угольщиков и металлургов. Но это не вся российская экномика.
  19. -6
    26 марта 2026 23:08
    Промышленность России не может вернуться в 90-е, потому что тогда промышленности уже не было. Все заводы и фабрики позакрывали. Автор намеренно сгущает краски и провоцирует всепропальческие настроения. Именно из-за подобных статей и уменьшается индекс оптимизма.
  20. -3
    26 марта 2026 23:13
    Хочется спросить этот коллектив умников ,а в ЕС и в мире наверное все прекрасно в отличие от России ?
    В мощной Германии например или даже в Китае ?

    Все это пустая болтовня бездельников и либералов , потому что ВСЯ мировая промышленность в 2025–2026 годах переживает спад, характеризующийся снижением индекса деловой активности что указывает на сокращение производства, затоваривание складов и слабый спрос. Кризис охватывает развитые страны и крупные экономики, сопровождаясь ростом цен на энергоносители.
    Вот так обстоят дела во всём мире и в России еще не хуже всех
  21. +1
    27 марта 2026 00:57
    допрыгались,кузнечики
  22. +5
    27 марта 2026 02:42
    Страно институт гайдара музей ельцина,хотя их должны давно снести как убийц России,но нет живут и здравствуют с молчаливого согласия путина,яблоко от яблони недалеко падает.
  23. +4
    27 марта 2026 03:20
    Десятилетиями производство средсив производства умирало. Владельцы заводов добивали станки и выводили прибыль в офшоры. Но экономика как-то держалась на высокой цене на природные ископаемые.
    А теперь Мишустин вынужден говорить, что и 1.3% - это, конечно, ниже, чем ожидалось, но тоже все-таки рост. Какие будут цифры, когда оборонка сойдет с 3х-сменного графика, экономисты даже боятся представить.
  24. +4
    27 марта 2026 03:22
    Цитата: Шамиль Расмухамбетов
    Страно институт гайдара музей ельцина,хотя их должны давно снести как убийц России,но нет живут и здравствуют с молчаливого согласия путина,яблоко от яблони недалеко падает.

    Семье дали слово, что их не тронут. Вдова Эльцина по-прежнему пользуется охраной, поворами, горничными, гос дачей, служебными машинами и тд и тп. За счет налогоплательщиков разумеется. И охрана там - не та, что на входе в Пятерочку.
  25. +1
    27 марта 2026 08:48
    за эту вполне прогнозируемую, скажу больше специально искусственно созданную и спланированную врагами ситуацию отвечает экономический блок правительства
    1 повышение НДС
    2 создание коррупционных бюрократических структур и нормативов, надзоров проверяющих не разрешающих
    3 выплаты возвратов ндс импортерам
    4 массовый бесполезный распил без пользы обществу собранных налогов правительством
    экономический блок нужно менять и сажать, как исправили ситуацию в МО так нужно исправлять ситуацию в экономическом блоке правительства
    1. +1
      28 марта 2026 11:49
      Нужно... Но как же они сами себя посадят?
  26. +1
    27 марта 2026 09:13
    Все мировые экономические кризисы капитализма разрешались мировыми войнами!

    Общая попытка международных "своих буржуинских( в том числе и принудив кремлёвских западохолопов из "своих необуржуинских")" упредить&разрешить "бескровно" очередной мировой кризис мировой же "пандемией ковида"-не удалась, хотя и чуть потянула время до начала Третьей мировой империалистической войны( первые очаги которой уже вспыхнули и разгораются)!
  27. 0
    27 марта 2026 09:31
    Впервые на важнейший у большевиков вопрос:"может ли тупая кухарка управлять государством?" решительно ответил Ленин:"Может и должен!".Но в последние 30 лет этот постулат привел к неожиданным отрицательным результатам.
  28. +1
    27 марта 2026 10:44
    Известный российский экономист Сергей Цухло, заведующий лабораторией конъюнктурных опросов Института экономической политики им. Е. Т. Гайдара,

    - понятно чьи выкормыши подготовили подобную аналитику))) Вот только гляжу вокруг и ничто не напоминает 90. Ценники в магазинах по несколько раз не переписывают , доступных продуктов в магазинах в изобилии, если судить по наполненным тележкам и корзинкам сограждан, зарплаты, судя по ценам на хоккейные матчи, проходящего сейчас плэй-офф и то, что арены забиты под завязку- тоже на уровне. Как ножеман могу засвидетельствовать, как три года назад ждал изготовление складня в мастерской Чебуркова два месяца, стоимостью род 50 000, так и сейчас столько же жду. А нож это отнюдь не товар первой необходимости. А нож это отнюдь не товар первой необходимости, да еще за такую цену. Так что говорить о том что наступают снова 90- измышления поклонников Егора Тимурыча, который точно знал как довести страну до ручки.
  29. 0
    27 марта 2026 14:26
    согласен, такого спада в продажах я не помню, всё стоит, долги растут... а ведь ВВП предупреждали, что хороводы с Нибиуллиной ему дорого обойдутся, нельзя душить промышленность и население дорогим кредитом и безденежьем, но у той то заказ был от англосаксов - удушить российскую промку, и она енго выполнила, а вот почему на это повелся ВВП... я не понимаю, или он тоже выполняет заказ англосаксов?
    1. +1
      27 марта 2026 14:42
      Цитата: Недруг Пшеков
      нельзя душить промышленность и население дорогим кредитом и безденежьем

      Смотря в каких раскладах.
      Нужно было перекачать ресурсы на ВПК и СВО, а где их взять?
      СВО - это очень дорогостоящее мероприятие.

      Взяли у гражданской промышленности и населения. Частично через инфляцию, частично - приглушив инвестиционную активность второстепенных отраслей. Для этого и подняли ставку, но сохранили конвертируемость рубля и приемлемый курс.
      Для нового производства есть ФРП, там ставка 3-5%.

      А еще в 2025 произошло снижение экспортной выручки за минеральные ресурсы на 38 млрд $, В январе 2026 - еще на 4,3 млрд, февраль не лучше. (а март дойдет до экономики только в мае).

      Еще одним фактором стал рост рублевых депозитов, максимума они достигли на 01.01.2026 в 62.4 трлн р, на 01.02 зафиксировано снижение на 1 трлн. Резкое снижение ставки приведет к резкому снятию потерявших привлекательность депозитов, что даст скачек курса $ и инфляции, а это в свою очередь еще больше подхлестнет снятие средств. Таким образом, осторожная политика ЦБ по снижению ставки является верной, и только если в мае пойдет большой приток валюты, будут резоны ускорить снижение ставки ЦБ.

      В целом, текущее состояние российской экономики, с учетом всех привходящих факторов, гораздо лучше ожиданий и прогнозов.
    2. 0
      28 марта 2026 11:45
      Потому что он и есть главный буржуй в стране.
  30. +2
    27 марта 2026 17:59
    По закону спроса и предложения цены на металл и уголь должны упасть. Но, почему-то в РФ экономические законы не работают. Нефть дорожает - бензин дорожает, но, нефть дешевеет - бензин дорожает. Ноносонс!
    Почему российские автомобили такие дорогие? — Потому, что металл дорогой. Почему металл дорогой - потому, что уголь дорогой и т.д. и. т. п.
    Отсюда напрашивается вывод, что в экономике решает не рынок, а преступный синдикат КГБ и криминала. Олигополия.
    Дешевый металл - это дешёвые корабли, танки. Но, олигархи будут просить помощи у государства, но цены сбавлять не станут.
    1. +1
      28 марта 2026 11:41
      Все так.Наши буржуи привыкли "делать бизнес" на экспорте, "за валюту" или накручивая цены на внутреннем рынке. Другой экономике они "не обучены"...
  31. Комментарий был удален.
  32. +1
    28 марта 2026 11:36
    Во как... Рубль крепкий виноват. Экспорт давит и валюту не приносит... А что в России уже металл никому не нужен?
  33. 0
    28 марта 2026 22:08
    Кто то ещё приклоняется перед Гайдаром, он же был главным редактором журнала коммунист.
    Или у нас в стране у власти остались коммунисты. Вот поэтому американцы и не приняли нас в НАТО.