Кончились денежки. Резервный фонд РФ подчищен до дна
Сегодня, 1 февраля, Резервный фонд РФ прекратил своё существование. Он был объединён с Фондом национального благосостояния России.
Отныне Фонд национального благосостояния (ФНБ), который по первоначальному замыслу правительства служил для балансировки пенсионной системы, заменил резервный фонд в качестве источника финансирования бюджета.
Идея консолидации резервного фонда и ФНБ принадлежит Минфину РФ. Она была впервые озвучена летом прошлого года. Инициатором же создания в стране стабилизационного фонда является бывший министр финансов А. Кудрин, ныне возглавляющий Центр стратегических разработок. Он считает, что было бы рационально управлять единым инструментом, то есть общим резервным фондом.
Напомним, Резервный фонд РФ в тучные годы, а именно с 2008 года, аккумулировал нефтегазовые доходы. Именно деньги от нефти и газа, накопленные в фонде, покрывали в кризисные годы дефицит федерального бюджета.
Теперь та же функция закреплена за Фондом национального благосостояния. Деньги ФНБ пойдут в казну в том случае, ежели мировая цена на нефть, оказывающая решающее влияние на наполнение федерального бюджета, упадёт ниже сорока долларов за баррель.
При достаточно дорогой нефти средства фонда останутся в кубышке. В настоящее время никаких поводов для паники не имеется: мировые цены на сорт «Brent», на который принято ориентироваться при ценообразовании на российские сорта нефти, находятся на уровне около 70 долларов за баррель, а время от времени и превышают 70. На фоне снижения запасов нефти в США фьючерсы на март стоят уже дороже 70 долларов за бочку. Никаких причин ожидать сильного снижения цен не отмечается. К тому же остаётся в силе соглашение ОПЕК+ об ограничении нефтедобычи.
Вероятно, относительно стабильная ситуация на рынке нефти вкупе с относительно высокой ценой на минеральное сырьё позволила бюджетным планировщикам скорректировать расходы ФНБ на финансирование дефицита бюджета. Запланировано постепенное снижение соответствующих расходов: в 2018 году предусмотрено потратить на это 1,114 трлн. руб., в 2019 и 2020 гг. — соответственно 4,5 млрд. руб. и 3,8 млрд. Очевидно, прогнозируемые показатели 2019 и 2020 гг. при высокой цене на нефть впоследствии тоже будут уменьшены.
В текущем году дефицита в бюджете может и не быть: для этого ценам на нефть достаточно сохраниться на текущем уровне. Запланированный дефицит в 1,3% от ВВП при таких ценах попросту не состоится: при цене в 70 долларов за баррель или около того в ФНБ поступят дополнительно примерно три процента ВВП. Это означает, что упомянутые выше 1,114 трлн. руб. останутся в кубышке.
Использованы фотографии: http://ria.ru
Отныне Фонд национального благосостояния (ФНБ), который по первоначальному замыслу правительства служил для балансировки пенсионной системы, заменил резервный фонд в качестве источника финансирования бюджета.
Идея консолидации резервного фонда и ФНБ принадлежит Минфину РФ. Она была впервые озвучена летом прошлого года. Инициатором же создания в стране стабилизационного фонда является бывший министр финансов А. Кудрин, ныне возглавляющий Центр стратегических разработок. Он считает, что было бы рационально управлять единым инструментом, то есть общим резервным фондом.
Напомним, Резервный фонд РФ в тучные годы, а именно с 2008 года, аккумулировал нефтегазовые доходы. Именно деньги от нефти и газа, накопленные в фонде, покрывали в кризисные годы дефицит федерального бюджета.
Теперь та же функция закреплена за Фондом национального благосостояния. Деньги ФНБ пойдут в казну в том случае, ежели мировая цена на нефть, оказывающая решающее влияние на наполнение федерального бюджета, упадёт ниже сорока долларов за баррель.
При достаточно дорогой нефти средства фонда останутся в кубышке. В настоящее время никаких поводов для паники не имеется: мировые цены на сорт «Brent», на который принято ориентироваться при ценообразовании на российские сорта нефти, находятся на уровне около 70 долларов за баррель, а время от времени и превышают 70. На фоне снижения запасов нефти в США фьючерсы на март стоят уже дороже 70 долларов за бочку. Никаких причин ожидать сильного снижения цен не отмечается. К тому же остаётся в силе соглашение ОПЕК+ об ограничении нефтедобычи.
Вероятно, относительно стабильная ситуация на рынке нефти вкупе с относительно высокой ценой на минеральное сырьё позволила бюджетным планировщикам скорректировать расходы ФНБ на финансирование дефицита бюджета. Запланировано постепенное снижение соответствующих расходов: в 2018 году предусмотрено потратить на это 1,114 трлн. руб., в 2019 и 2020 гг. — соответственно 4,5 млрд. руб. и 3,8 млрд. Очевидно, прогнозируемые показатели 2019 и 2020 гг. при высокой цене на нефть впоследствии тоже будут уменьшены.
В текущем году дефицита в бюджете может и не быть: для этого ценам на нефть достаточно сохраниться на текущем уровне. Запланированный дефицит в 1,3% от ВВП при таких ценах попросту не состоится: при цене в 70 долларов за баррель или около того в ФНБ поступят дополнительно примерно три процента ВВП. Это означает, что упомянутые выше 1,114 трлн. руб. останутся в кубышке.
Использованы фотографии: http://ria.ru
Информация