Варианты СВО: инерция по наждачной бумаге и инициатива Запада с широким фронтом

7 271 29

В настоящее время наблюдается инерциальный вариант развития российской СВО на украинской территории. Об этом 2 апреля сообщил аналитик, блогер и журналист Юрий Баранчик, который у себя в блоге прокомментировал ситуацию на фронте и аспекты геополитики.

Он отметил, что, судя по новостям с линии боевого соприкосновения, СВО идет по самому предсказуемому сценарию.



Инерционный в смысле логики: Россия удерживает инициативу на земле, линия фронта постепенно смещается, Украина несёт потери, но при этом её военный и государственный ресурс не разрушается, потому что помогают снаружи. Мы вроде бы побеждаем, но победить никак не можем

– уточнил он.

По его мнению, основной особенностью этого сценария является отсутствие перехода количества в качество. На тактическом и оперативном уровне ВС РФ могут улучшать свое положение на фонте, занимать территории, разрушать инфраструктуру и снижать боеспособность ВСУ, но на стратегическом уровне противник по-прежнему остается в игре за счёт внешнего ресурса, т.е. поддержки Запада. Поэтому точка условной победы России над Украиной смещается неопределенно далеко вправо.

Инерционный сценарий создает иллюзию, что время работает на того, кто движется вперед. Но в реальности время работает на того, кто лучше встроен в длинные циклы воспроизводства. Россия выигрывает пространство, но Запад пытается выиграть структуру войны. И небезуспешно, достаточно оценить суммы вкладываемых денег и масштабы понемногу разворачивающихся производств

– добавил он.

Аналитик объяснил, что линейная экстраполяция темпов продвижения при таком сценарии не работает. В данном случае линейная экстраполяция это расчет на то, что «если сейчас движемся, значит дойдем до крупных городов за столько-то». Вот именно этот расчет и не работает, т. е. прогнозировать что-то бессмысленно. По мере приближения к большим урбанизированным участкам местности, водным рубежам и зонам максимальной плотности обороны ВСУ, темп продвижения ВС РФ неизбежно падает, а цена каждого взятого под контроль метра увеличивается. Одновременно возрастает значение не только того, что происходит в зоне СВО, но и промышленной, мобилизационной, финансовой и внешнеполитической составляющих.

При такой конфигурации у России имеется три системные проблемы. Первая – разрыв между успехами на фронте и политическим результатом – продвижение ВС РФ имеется, но от этого статус Украины не меняется, также, как и готовность Запада пересмотреть свою позицию по отношению к Москве. Вторая – устойчивость внешнего контура Киева – пока Запад всесторонне поддерживает Украину, в том числе технологической интеграцией и производственной кооперацией, украинская система может быстро восстанавливаться, что делает любые потери частично обратимыми. Третья – эффект изматывания – систематическое давление на Россию через ее экономику, кадровый ресурс, систему управления и общественное ожидание.

Сценарий не требует резкого изменения модели ведения войны, не создает немедленных рисков прямого столкновения с НАТО и позволяет сохранять инициативу без перехода к непредсказуемым шагам. Это режим управляемого давления, в котором Россия постепенно ухудшает положение противника. Ну, если он вдруг не станет сильнее, чем мы спрогнозировали. А то, что анализ наш может быть небезупречен, показывает то, что наша локальная вроде бы операция затянулась в пятый год

– обозначил он.

С его слов, инерционный сценарий не может привести к достижению заявленных целей, если они понимаются как изменение статуса Украины, а даст территориальные изменения, ослабление ВСУ, перегрузит украинскую экономику и социальную систему. То есть он не гарантирует ни демилитаризации, ни денацификации, так как не разрушает механизм устойчивости киевского режима, как антироссийского проекта. Говоря простыми словами – перед нами стратегически незавершенный сценарий, который дает движение, но не дает развязки, позволяет выигрывать эпизоды, но не обеспечивает выхода из самой логики затяжной войны с наиболее нужным результатом.

Если формулировать его предельно жестко, то инерционный сценарий – это ситуация, в которой Россия может выигрывать на поле боя и одновременно не приближаться к окончательному решению задачи. И ключевой риск здесь не в поражении, а в том, что война становится самоподдерживающейся системой, где каждый следующий шаг требует новых ресурсов, но не меняет правил игры. Причем мы воюем за свои, а противник – нет

– подчеркнул он, с намеком на движение по инерции на наждачной бумаге.

Но, надо также учитывать, что терпение Запада небезгранично. Поэтому с этой стороны есть несколько возможных сценариев дальнейшего развития обстановки. Например, когда Запад ощутит, что нужно поднять темп противостояния. В данном случае совсем необязательно говорить о прямом вмешательстве НАТО в конфликт на Украине, а об изменении его конфигурации так, чтобы Россия утратила возможность концентрировать усилия и регулировать темп. Ключевая идея – навязанная многотеатровость – Украина остается основным ТВД, но к нему добавляется устойчивое давление на других направлениях (Прибалтика, Балтийское море, Финляндия, Северная Атлантика и друге). Тут Западу совсем необязательно воевать, достаточно создать постоянное напряжение, которое будет вынуждать Москву жить в режиме ожидания расширения конфликта. Сам факт наличия второго контура давления заставляет перераспределять ресурсы и играть от обороны даже без перехода к полномасштабным боевым действиям. То есть произойдет переход от линейной войны к одновременному распределению внимания на разные местности. Москва ведь не сможет игнорировать происходящее.

При таком сценарии Россия сталкивается с тремя необходимостями: одновременно удерживать инициативу на Украине; не допустить, чтобы северный фланг превратился в зону инициативы Запада; избежать утраты контроля и прямой войны с Североатлантическим альянсом. Причем последнее, самое сложное, так как весь смысл сценария – подвести Россию к ситуации, когда любое ее действие приводит к наращиванию встречных мер реагирования.

Вплоть до ядерной войны, которую мы не любим. Даже ограниченные ответы могут интерпретироваться, как повод для дальнейшего наращивания присутствия НАТО, а отсутствие ответа – как слабость, которую можно использовать для усиления давления. Классический цугцванг

– разъяснил он.

Он заметил, что пока поле боя в украинском конфликте не выходит за рамки двух государств, значительная часть европейцев воспринимает происходящее, как происходящее «где-то там» и терпит дорогую поддержку Украины и антироссийскую вакханалию. Однако, если на повестке окажется, например, Балтийский регион, то конфликт уже начнет восприниматься, как непосредственный вопрос безопасности Европы, что облегчает русофобам обоснование дальнейших финансово-юридических мер по вовлечению в противостояние.

При таком раскладе у России имеется три ключевых риска. Первый – стратегическое распыление ресурсов – даже если их много и позволяют вести несколько направлений, качественно падает концентрация усилий (интеллектуально-прогностических, административных и прочих). Второй – утрата инициативы – в эскалационном сценарии темп задается извне, а Россия переходит к стратегической обороне. Третий – рост вероятности неконтролируемой эскалации, которую России сложно обработать, оценить и отреагировать качественно.

При этом у сценария есть и своя внутренняя логика для Запада. Если украинский театр сам по себе не дает желаемого результата, расширение географии давления позволяет изменить баланс без прямого входа в войну. Это способ повысить цену для России, не переходя формально красные линии

– предположил он.

Он думает, что СВО потеряет смысл, если Украина уйдет с позиции приоритетного ТВД. Конфликт превращается из понятного, и хоть как-то предсказуемого, в систему с множеством переменных и большой неопределенностью.

Если формулировать предельно сжато, то этот сценарий – это ситуация, в которой Россия рискует выиграть ни одно направление до конца, потому что вынуждена одновременно удерживать несколько. И именно в этом его стратегическая угроза

– подытожил он.
29 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    2 апреля 2026 21:49
    великий наностратег знает что делает, все идет по плану laughing
  2. +5
    2 апреля 2026 21:51
    Надо же-"инерционный"-а 4 года какой был-реактивный?
  3. I Z
    0
    2 апреля 2026 22:01
    Это бы хорошо почитать ВВП и Генштабу!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
  4. +6
    2 апреля 2026 22:06
    Мы вроде бы побеждаем, но победить никак не можем

    Где и в чем мы побеждаем??
    Судя по сводкам - как минимум равные результаты..
    За нами количество ударов, за хохлами качество..
    На 10 трансформаторных будок - 1 НПЗ..
    1. -7
      2 апреля 2026 23:54
      Какое качество? Или ты по руинской арифметике считаешь?
      1. Комментарий был удален.
    2. -8
      3 апреля 2026 04:44
      Роман070280, мы наступаем, освобождая наши территории. И мы больше убиваем ВСУ-шников. А дальние удары почти на проведение СВО не влияют.
  5. +4
    2 апреля 2026 22:24
    Как по мне все не так радужно, за счёт ракет и авиации преимущество конечно, но какой ценой потерь все это нашей стране обходится леопольд не говорит...
    1. -8
      3 апреля 2026 04:48
      Алексей Владимиров, а какой ценой нам ВОВ обошлась? Но вопрос воевать с фашистами или не вовеать, ведь не стоял же.
      Так и сейчас. Мы начали СВО не по своей иницативе, нас к этому вынудили, напав на ЛДНР.
      Поэтому и нет других вариантов, кроме как пройти этот путь до конца. Благо идти гораздо ближе, чем до Киева. Мы предлагали Украине, освободить самой наши территории. Она отказывается. Так что нет другого пути. Только вперед.
      1. -1
        3 апреля 2026 08:45
        Ученый по имени Игорь М нет ЛДНР.
        Есть ЛНР и ДНР .
        Можно и у США потребовать освободить Аляску .
        У Казахстана северные области .
        1. -1
          3 апреля 2026 23:46
          aslan642, а вместе - ЛДНР.
          Ну, так и попросите, я согласен.
  6. +2
    2 апреля 2026 23:55
    Конфликт на Украине в рамках СВО не решаем в принципе, ибо Россия воюет с Северной Европой. Соответственно поражение Северной Европе надо наносить в Северной Европе. Но, на сегодня мы имеем НАТО, с их 5 статьей. И что же делать?
    Ждать развала НАТО и потом бить по Прибалтике, Норвегии, Финляндии. У поленьев есть шанс отморозиться. Украина в этом сценарии гарантированно скатывается в Гражданскую войну, и дальше продолжает денацифицироваться своими силами.
  7. -6
    3 апреля 2026 04:41
    Налицо классическое непонимание целей и задач СВО. Автор исходя из неверных предпосылок, делает неправильные выводы.
    Главная цель СВО сейчас, когда задача защиты ЛДНР уже выполнена, это освобождение новых российских территорий. Именно поэтому в первую очередь важны подвижки фронта, о которых так пренебрежительно рассуждает автор. И тут СВО не может длиться вечно, как опасается автор, как только наша армия выйдет на границу и сформирует защитную зону, СВО можно будет завершать.
    Никто не ставил задачи сменить режим на Украине или наголову разбить ВСУ. Именно поэтому их стараются вытеснять из городов, угрожая обходом с флангов, а не берут их сразу в кольцо. Это ускоряет наше наступление и приближает завершение СВО. А в кольце ВСУ могут месяцами сидеть, задерживая дальнейшее продвижение.
    И демилитаризация с денацификацией Украины не является самоцелью. Это метод достижения целей СВО. Но как только цели СВО будут достигнуты, этим можно дальше не заниматься. И тогда мы выходим из логического тупика, в который загнал себя автор - он правильно заметил, что демилитаризция невозможна, пока есть поддержка Запада.
    Еще автор почему-то не учитывает то, что один ресурс Украины - конечен и невосполним. Это сами люди. По мере продвижения СВО, набирать новых бойцов ВСУ становится все сложнее. И уже виден конец этого ресурса. И тем самым Западу уже невозможно усилить противодействие нашей армии - сколько оружия не передай Украине - уже некому будет воевать. И Украина и Россия в этом плане в одинаковом положении - и они, и мы воюем своими людьми (так-то иностранцы есть и у них, и у нас, но основу войск составляют граждане Украины и граждане России).
    Теперь о противостоянии с Западом. Автор не учитывает, что в СВО главным образом воюют мобилизованные и добровольцы. В то время как наша профессиональная армия вовлечена сильно ограничено. Это именно для того, чтобы имелась возможность пресечь будушие атаки на нас с Запада, не останавливая СВО.
    Так что именно "инерционный сценарий" приведет нас к победе в СВО. Именно инерционный сценарий дает нам политический результат - освобожденные территории. И путь этот отнюдь не бесконечен. Потому уже освобождено 90% от тех территорий, которые требуется освободить. Как я люблю говорить - осталось доосвободить всего 10%. При сохранении темпов наступления 2025 года, это еще на год, маскимум на 1,5 года.
    1. +4
      3 апреля 2026 05:35
      Может в таком случае, как вы любите излагать, автомат в руки и в штурмы, в жерло нескончаемой войны? Ну и что, что вам будет за 70 или того. Может ваши теплокалории будут той последней каплей в чаше весов этой недовойны .
      1. -2
        3 апреля 2026 22:18
        Thumbs, я именно, что любитель излагать, как Вы правильно заметили. Стрелять из автомата и пистолета, я умею, конечно. Но вот с беганьем у меня уже серьезная проблема - старенький я для этого. Поэтому могу только обеспечивать информационную поддержку СВО и громить ВСУ-шников, окопавшихся на этом сайте, только виртуально. Но ведь и это немало.
        Так-то СВО не бесконечна. Завершение близко, ибо сделано уже 90% работы.
  8. +3
    3 апреля 2026 09:14
    Мы вроде бы побеждаем, но победить никак не можем

    "Тянут-потянут, вытянуть не могут."
    Классическая русская сказка о Репке.
    Где же та "Мышка", которая позволит наконец эту СВО вытянуть?
    Может эта "мышка" - удары по центрам принятия решений на территории Украины?
    Или украинские удары по центрам принятия решений в Москве? belay
    Сколько может эта ситуация оставаться наполовину беременной?!
    1. -1
      3 апреля 2026 09:23
      Цитата: prior
      удары по центрам принятия решений на территории Украины?

      Пока в "коалиции буйных" хватает стран, готовых делать реальные взносы на оплату банкета - на Украине будет очередь из панов-атаманов, жаждущих встать на освоении этих денег. Так что "ударами по центрам" добьемся лишь небольшого продвижения в той очереди.

      Надо думать, как снизить мотивацию тех стран, которые все еще платят.
      (и это явно не удары по их территории, от таких ударов мотивация только повышается).
      Их кстати не так много, и с каждым выпавшим спонсором будет расти нагрузка на оставшихся.
      1. +2
        3 апреля 2026 09:36
        будет очередь из панов-атаманов

        Работа украинских ТЦК показывает какова мотивация у простых смертных.
        Думаю, регулярные удары по ЦПР дали бы аналогичный эффект.
        А снос жд вокзала в Киеве прекратил бы навсегда политический туризм в незалежную.
        А без всего этого - слова, слова, слова....и продолжение СВО.
        1. 0
          3 апреля 2026 09:46
          Цитата: prior
          Работа украинских ТЦК показывает какова мотивация у простых смертных.
          Думаю, регулярные удары по ЦПР дали бы аналогичный эффект.

          Странная логика. ТЦК отправляют на убой, мотивация соответствующая.
          в ЦПР - осваивают деньги, и большие деньги. Готовых рискнуть за большие деньги хватало во всех временах и странах.

          Цитата: prior
          ..и продолжение СВО.

          И продолжение СВО.
          А ведь по прогнозам доброжелателей в РФ уже 3 года как тому назад должно было быть не продолжение СВО, а аллес капут и грызня между ставшими незалежными друг от друга улусами.
          1. 0
            3 апреля 2026 09:57
            Для вас "доброжелатели" РФ авторитет?
            Для меня мусор из общества "эпштейнов".
            1. -3
              3 апреля 2026 10:11
              Цитата: prior
              Для вас "доброжелатели" РФ авторитет?

              Для меня авторитет - аргументы, логика, цифры.
              Даже если их приводят доброжелатели.

              И факты-цифры в 2022 выглядели очень скверно.
              То что мы из тех раскладов выкарабкались (ну или почти выкарабкались) - это экономическое чудо и разгильдяйство супостата.
              1. +3
                3 апреля 2026 10:46
                Местоимение "мы" тут не к месту. Есть конкретный "он".
                В 2022 году "мы" ниоткуда не выкарабкивались.
                "Мы" вляпались и по полной.
                Чем только думали эти "мы".
                1. 0
                  3 апреля 2026 13:13
                  Цитата: prior
                  Местоимение "мы" тут не к месту. Есть конкретный "он".

                  Есть те, кто за него голосовал, как и за обнуление сроков.
                  И их большинство в стране. И даже если лично вы не голосовали - это выбор наших сограждан, т.е. наш, т.е. "мы".

                  Разумеется, не касается торчащей на сайте украинской группы провокаторов.
                  1. +1
                    3 апреля 2026 17:26
                    После результата "146%" о голосовании вообще лучше молчать.
                    Если ни один проголосовавший не знает, как засчитан его голос, о выборах не стоит говорить вообще.
                    Очковтирательство официально именуемое выборами.
                    1. -1
                      3 апреля 2026 22:37
                      prior, опросы общественного мнения, проводимые даже иностранцами и иноагентами, показывает, что большая часть российских граждан поддерживает нашего президента и его решения.
                      И надо понимать, что некоторое количество недовольных есть всегда и везде. Так что на их мнение можно наплевать и забыть.
                      1. +1
                        4 апреля 2026 08:08
                        Ну, что поделать, "дормидонтов" и "игорьков" у нас ещё хватает. request
                2. -1
                  3 апреля 2026 22:33
                  prior, можно подумать, что у нас были другие варианты.
                  Когда в ход против ЛДНР пошли танки, уже не место для дипломатии. Слишком поздно. Против танков помогут только другие танки. И то, на 7 лет смогли оттянуть этот момент.
                  Но, нельзя отрицать, что Россия смогла извлечь пользу даже из "вляпывания", получив миллионы новых граждан и обширные территории.
              2. -2
                3 апреля 2026 22:30
                Nelton, ну и прозорливость и предусмотрительность нашего президента. В 2014 г. он четко представил, что нас будет ждать впереди и 8 лет тщательно готовил к этому нашу страну.
      2. -1
        3 апреля 2026 22:26
        Nelton, так-то мотивация уже снижается. Чем выше цены на нефтегаз и удобрения, тем меньше достанется Украине от еврогейских денег.

        Евросоюз не может выделить Украине обещанный кредит в размере €90 млрд из-за мирового топливного кризиса, а среди европейских чиновников всё чаще звучит мнение о необходимости восстановить энергетические контракты с Россией.
    2. -1
      3 апреля 2026 22:23
      prior, и можем, и вытянем.
      Во-первых, удары по центрам принятия решений наносились и наносятся. Но надо понимать, что радикально это завершение СВО не приближает. Поскольку на место убитых, в том числе, Натовцев, приходят новые. Так-то Натовцев как раз проще всего заменить, потому что их военных больше.
      Это только в голове у некотрых противников "режыма" ситуация пловинчатая. Потому что уже 90% дела сделано.