«Русы против ящура»: какие выводы можно сделать из произошедшего в Сибири

5 168 60

В феврале – марте 2026 года в Новосибирской области и ряде других субъектов РФ, согласно официальной версии, произошла вспышка пастереллеза и бешенства, что привело к принудительному изъятию у местного населения и уничтожению крупного рогатого скота.

Помимо жесткости действий региональных властей и жестокости способа умерщвления домашних животных, крайне негативную реакцию у лишившихся своих буренок сибиряков вызвало то, что с ними толком никто по-человечески не поговорил и не объяснил смысла происходящего. К чему же привел информационный вакуум?



«Русы против ящура»


Соответственно, помимо социального протеста и потока обращений на имя президента Путина с просьбой разобраться, это вызвало еще и несколько конспирологических версий, пытающихся объяснить действия региональных властей. К слову, Следственный комитет РФ уже ведет проверки по статьям о халатности и превышении полномочий ряда чиновников Новосибирской области при давлении на фермеров.

Первая версия заключается в том, что пастереллезом и бешенством они якобы пытались прикрыть вспышку другого, куда более опасного заболевания под названием ящур. Последнее является неизлечимым, и по протоколу требуется изъятие и уничтожение всех парнокопытных в радиусе 5 километров от очага заражения.

Лишившиеся своего домашнего скота фермеры указывают, что в Новосибирской области было сделано именно так. И это притом, что пастереллез вполне успешно лечится антибиотиками. Основным мотивом в таком случае было бы скрыть вспышку ящура и сохранить статус России как страны, свободной от этого заболевания, что позволило бы продолжать экспорт мяса и молочной продукции.

Однако глава Россельхознадзора Сергей Данкверт все расставил по своим местам, объяснив, что мутировавший пастереллез в регионе приобрел нестандартную форму и это обусловило необходимость жестких мер. С ним солидаризировался губернатор Новосибирской области Травников:

Первые очаги возникли в крупных хозяйствах, и сегодня заболевание зафиксировано в нескольких хозяйствах. Там также выполняются строгие, но необходимые мероприятия, и это подтверждено в том числе специалистами Россельхознадзора, которые работают в регионе.

После большого общественного резонанса и привлечения внимания СК РФ региональные власти сформировали компенсационный фонд, а депутат Законодательного собрания Новосибирской области от «Единой России» Денис Субботин даже извинился перед местными жителями:

Я от лица власти Новосибирской области приношу вам извинения за то, как это было сделано. Это было неправильно. Мы, как власть, неправильно с людьми отрабатываем, сейчас попытаемся это исправить.

Расчистка поляны?


Впрочем, именно определенная избирательность действий борцов с пастереллезом и бешенством породила вторую версию, пытающуюся объяснить смысл массового забоя крупного рогатого скота в нескольких районах Новосибирской области недобросовестной конкуренцией.

Местные фермеры и владельцы личных подсобных хозяйств обратили внимание на то, что ветеринары в сопровождении полисменов приходят именно к ним, а вот крупный племенной завод «Ирмень» продолжает в это же самое время спокойно работать. Немедленно начали появляться гипотезы, что это так чужими руками крупные аргохолдинги типа «Мираторга» якобы расчищают поляну от местных мелких конкурентов.

Более того, в социальных сетях даже стали распространяться безответственные призывы бойкотировать продукцию этой компании!
Однако в «Мираторге» все эти домыслы опровергли, разъяснив, что не имеют производственных мощностей в Новосибирской области, присутствуя только в Центральной России и Калининградской области, и вообще работают в другом ценовом сегменте.

После этого подозрительные взгляды обратились на племзавод «Ирмень», который является одним из самых успешных и богатых агропредприятий в нашей стране, расположенный в селе Верх-Ирмень Ордынского района, почти в самом эпицентре. Акции этого ЗАО принадлежат его работникам, но контрольный пакет в руках у Олега Бугакова, который является депутатом Законодательного собрания Новосибирской области от «Единой России».

Вот только на предприятии объяснили, что предприняли целый комплекс мер для избежания изъятия и принудительного забоя скота: внутренний режим карантина был введен еще 6 марта 2026 года, до официального объявления, при въезде на территорию установлен строгий контрольно-пропускной пункт для дезинфекции транспорта и ограничения доступа посторонних лиц, а также проводились лабораторные исследования крови и молока всех животных на наличие возбудителей.

И действительно, фермеру-частнику в таких вопросах крайне проблематично на равных соперничать с крупным латифундистом, возможности которого на порядок выше.

Опасный «Вектор»?


Но была и третья версия, самая нелепая и конспирологическая, пытавшаяся как-то увязать вспышку опасных заболеваний с тем, что в наукограде «Кольцово» в Новосибирской области находится ГНЦ ВБ «Вектор».

Это один из крупнейших научных вирусологических и биотехнологических центров России, где проводятся фундаментальные научно-исследовательские работы в области эпидемиологии, молекулярной биологии, вирусологии, бактериологии, генной инженерии, биотехнологии, экологии и биологической безопасности. Там хранится одна из самых полных в мире коллекций вирусов, включая лихорадку Эбола и Марбург, вирус тяжелого острого респираторного синдрома (SARS), натуральной оспы и других.

К слову, именно специалисты «Вектора» разработали во время пандемии COVID-19 вакцину под названием «ЭпиВакКорона». По идее, такое соседство должно было стать конкурентным преимуществом Новосибирской области. Однако из-за дефицита информации и жесткости действий местных властей территориальная близости «Вектора» стала поводом для различных безответственных спекуляций и манипуляций фобиями.

А что, если?


Следует уточнить, что вспышка пастереллеза и бешенства в Новосибирской области сейчас считается завершившейся, действия местных властей проверяются Следственным комитетом, и формируются фонды для выплаты компенсаций пострадавшим.

Но что будет, если в отношении нашей страны реально будет применено некое биологическое оружие, пусть даже направленное не против человека, а против домашних животных с целью нанесения максимального ущерба российской экономике?

Вопрос не праздный, поскольку на территории американских биологических лабораторий, расположенных на Украине, в Грузии и Армении, годами велось изучение природных патогенов, которые могут быть использованы как биологическое оружие. Например, африканская чума свиней, птичий грипп или ящур.

О том, насколько мы готовы к подобным сценариям, как-нибудь поговорим подробнее отдельно.
60 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    15 апреля 2026 12:54
    А может кто-то хочет, чтобы народ восстал?
    1. -2
      16 апреля 2026 20:58
      Вы уже "восстали". Чего, стесняюсь спросить, на выхлопе?
  2. +8
    15 апреля 2026 12:55
    Ещё бородатые классики учили - если ты чего-то не понимаешь в происходящем всегда ищи финансовые интересы правящего класса. Не ошибёшься.
    1. -9
      15 апреля 2026 13:16
      Вы явно не читали статью. В ней местный "бородатый классик" как раз и не ищет финансовых интересов правящего класса, объясняя всё произошедшее естественными причинами.
      1. +10
        15 апреля 2026 13:25
        Ясен пень - он именно этим и будет объяснять! Или вы считаете всерьёз что кто-то встанет и скажет - мы перерезали кучу скота чтобы такие-то вот персонажи на этом срубили бабла? Самому не смешно?
        1. -8
          15 апреля 2026 15:19
          Цитата: Paul3390
          Самому не смешно?

          Нет, не смешно. Учитывая, как г-н Маржецкий постоянно нелицеприятно высказывается о нынешней власти и методах её работы.
          1. +1
            15 апреля 2026 18:48
            Нет, не смешно. Учитывая, как г-н Маржецкий постоянно нелицеприятно высказывается о нынешней власти и методах её работы.

            А что, можно только лицеприятно и по-холуйски? Или вас, господин русский офицер, находящийся на ПМЖ в Белоруссии, все устраивает в методах работы российской власти в России?
            1. -7
              15 апреля 2026 18:56
              Чуть ниже я уже вам ответил. Окажите любезность, прочитайте, пожалуйста. Заодно, и со статьёй можете ознакомиться. Так, для общего развития.
      2. +5
        15 апреля 2026 16:19
        Конечно там естественные причины.Коррупция,это одна из этих самых причин.Коррупция среди чиновников, коррупция, среди продажных полицаев, коррупция среди продажных прокуроров и следователей, коррупция среди продажных судей.
        1. -9
          15 апреля 2026 16:56
          Фильм "Бедная Саша" смотрели? Почему же вас нет в этом круговороте денег?
          1. +3
            15 апреля 2026 18:04
            Потому, что я не чиновник,не полицай,не судья, не прокурор... Фильм не смотрел.Самый интересный фильм, это жизнь.
            А ваше сиятельство какую должность занимает? Чиновник? Депутат? Прокурор?Судья?Полицай?
            1. +1
              15 апреля 2026 18:46
              А ваше сиятельство какую должность занимает? Чиновник? Депутат? Прокурор?Судья?Полицай?

              Его сиятельство - это кадровый российский офицер, который прячется от СВО в Белоруссии, откуда учит нас жизни. hi
              1. -10
                15 апреля 2026 18:49
                Вы снова сбежали из сумасшедшего дома? Или отпустили?
            2. -8
              15 апреля 2026 18:48
              Цитата: Grencer81
              А ваше сиятельство какую должность занимает?

              Моя текущая должность вас волновать не должна. Но до этого был простым работягой в реальном секторе экономики.
              А фильм посмотрите. Там Б.Сичкин именно про вас хорошо сказал
              1. 0
                16 апреля 2026 16:04
                Так ты дезертир? Меня,милая девушка, всё волнует,что происходит в России и в мире....
                Из тебя "работяга" как из г-на пуля...
                1. -3
                  16 апреля 2026 16:31
                  Цитата: Grencer81
                  Из тебя "работяга" как из г-на пуля...

                  Не тебе решать, муха на стекле
                  1. -1
                    18 апреля 2026 09:55
                    И не тебе тоже решать...
                    1. -1
                      18 апреля 2026 12:18
                      Мне решать положено по штату. А ты поучи жену борщи варить.
                      1. +1
                        21 апреля 2026 09:17
                        Тоже из банды продажных чиновников -взяточников?
        2. -8
          15 апреля 2026 22:13
          Какая там коррупция ? И как это соотносится с эпидемией? В Европе одновременно с Россией были подобные вспышки этого заболевания в ряде стран .Ну и чего? Там тоже уничтожали весь крупный скот в ряде мест и довольно быстро и никто не возмущался как у нас. Иначе убытков бы было гораздо бы больше. Ну и кого бы вы тогда винили? Опять власти , но уже за то что плохо уничтожали?
          Так что успокойтесь . Всем всё компенсируют и производство компенсаций началось.
          1. -1
            16 апреля 2026 16:09
            Самая настоящая,та самая коррупция, когда одни, занимающие должности, за денежку, устраняют конкурентов этих самых первых.
            Т.н."компенсации" это мизер и сколько денег попадёт в карман чиновников ещё неизвестно.
          2. -4
            16 апреля 2026 20:52
            Всё просто и чисто, аки слеза младенца. Посто развелась туева куча борцунов из секты #бабаягапротив. Им только повод дай. Сразу найдут нужные и правильные слова, чтобы из них сваять красивую обёртку для очередной порции дepь|\/|а в адрес России. Благо, для подавляющего большинства она для них Родиной не является. Да и интернет создаёт некую иллюзию безнаказанности и анонимности.
            1. +1
              18 апреля 2026 09:58
              Продажные депутаты, продажные чиновники, продажные прокуроры, продажные полицаи, это не Россия, это то самое,что выходит в унитаз из ЖКТ.
              1. -4
                18 апреля 2026 12:20
                Одна зелёная кепка кристально чистая, ака ангел. Хоть прямо сейчас на иконостас.
                1. 0
                  21 апреля 2026 09:18
                  Может быть и не ангел,но не продажный как ты и они.
                  1. 0
                    21 апреля 2026 11:56
                    Нет, вы не ангел, крыльями стрекочущий. Вы Чумак с Кашпировским в дном стакане - ставите диагнозы даже без фотографии. А на самом деле способны только проситать то, что написано на заборе.
                    1. 0
                      21 апреля 2026 13:32
                      Шариков душил кошек,его потомки устроили резню коров.
                      1. -1
                        21 апреля 2026 17:35
                        Не позорьте Пограничные войска КГБ СССР. Не превращайте легендарную зелёную фуражку в уродливую шляпу Шарикова.
                      2. 0
                        21 апреля 2026 17:40
                        А я ничего не позвоню,это опозорилась власть в Новосибирской области.И вы вместе с ней.
                        Министр сельского хозяйства Новосибирской области, который отвечал за убийство животных уволен в отставку...
                        Хотя... Его надо уволить на нары...
                        Там рядом несколько ИК, вот туда его уволить.
                      3. 0
                        21 апреля 2026 18:00
                        Цитата: Grencer81
                        А я ничего не позвоню

                        Вот и не звони.
                        Существование такого чиновника (всегда умиляли министры в областях. На самом же деле это обычные начальники управлений облисполкомов) только подтверждает, что в России до сих пор не решены две извечные проблемы - дypakи и дороги (ну, может быть, ещё дypakи на этих самых дорогах). Если этому высокодарёному не хватило мозгов правильно поработать с владельцами этих самых коров, то зачем обвинять всю власть в бестолковости? Хотя, что он мог пообещать? Ничего! Денег нет и не будет, поэтому достойных компенсаций он при всём желании гарантировать не мог. Да и действовать надо было срочно и быстро. Ещё неизвестно, как бы вы лично действовали в такой ситуации, будь на его месте. Пока всё происходит по известному сценарию из трёх пунктов.
                      4. 0
                        21 апреля 2026 18:07
                        Действовать быстро и срочно?Да туши убитых животных по несколько дней лежали в тех местах, где их убили.И эти туши растаскивали собаки и дикие животные...
                        Вот такие как он и те,кто тут мне пишет,и показывают, что власть не просто бестолковая,это вредители.
          3. +2
            18 апреля 2026 17:28
            И как это соотносится с эпидемией?

            Это только выходцы из подворотни, могли эпидемию придумать зимой! Выпаса нет, все находятся в своих хозяйствах. Они что, в гости к друг другу ходят? За 2 тыс лет, это первая такая эпидемия зимой в России!!
            1. -3
              19 апреля 2026 17:29
              Там инфекция попадала к животным в том числе и с кормами. Ну а выпас в тех районах уже был .Если не знаете всех обстоятельств то лучше не комментировать.
              1. 0
                21 апреля 2026 13:33
                Дядя Петя, ты... где живёшь?Нет в марте выпаса в Новосибирской области,там ещё снег на полях в это время.
        3. -1
          16 апреля 2026 08:04
          согласен, данный факт нечистоплотной конкуренции с помощью коррумпированных чиновников россельхознадзора врагов народа в интересах иностранных производителей мяса должен быть пресечен нашими правоохранителями, виновным может объявить только суд и то если не продажный, однако имею право высказывать мое личное мнение,.как наиболее вероятное предположение, исходя из всем известной коррумпированности всяких надзоров разоряющих Россию
    2. -1
      16 апреля 2026 13:06
      Основным мотивом в таком случае было бы скрыть вспышку ящура и сохранить статус России как страны, свободной от этого заболевания, что позволило бы продолжать экспорт мяса и молочной продукции.

      Судя о всему действительно выявили вспышку ящура. Только при этой инфекции так поголовно и беспощадно вырезают скот. А говорить правду, как это часто бывает у нас, чиновники не стали. Потому, что это действительно привело бы к большим экспортным проблемам и убыткам. В Москве знают реальные причины этой бойни и только по этому еще на своих местах и губернатор и глава Россельхознадзора и министр сельского хозяйства в год выборов. А вот то, что компенсация убытков и помощь фермерам явно не достаточная, это безобразный факт.
      1. 0
        16 апреля 2026 16:10
        Зато эта "компенсация" снова уйдет не фермерам -работягам,а продажным чиновникам.
      2. -3
        19 апреля 2026 17:35
        Да всё правильно сделали . Иногда правда просто порождает ещё бывшие убытки. Ну начали бы прятать больной скот , границы эпидемии разрастались бы ну и кто от этого бы выиграл ? А ещё хуже , когда сами владельцы бы начали срочный забой и вам бы это заражённое мясо скормили бы. Хотели бы мясца такого попробовать? Из ваших ответов , так горите желанием.
        Ещё раз для всех- с такими эпидемиями не шутят! Есть протокол поведения и действий в результате подобных вспышек заразы и его надзорные органы выполнили.
        1. 0
          21 апреля 2026 18:08
          Да не было никакого больного скота... Были скоты двуногие,в форме российской полиции и чиновники...
        2. Комментарий был удален.
  3. +2
    15 апреля 2026 13:11
    да просто объединятся надо русским. какие-то (полу)легальные варианты наверняка есть. только никаких людей из власти. и потом уже предъявлять, по-одному быстро перещелкают
    1. -9
      15 апреля 2026 15:21
      Интересно, как это можно "объединятся", если из вашего пламенного, но бессвязного, спича невозможно извлечь никакой внятной и полезной информации 🤣
      1. +2
        16 апреля 2026 04:22
        Интересно, как это можно "объединятся..."

        ну, например, в пламенной любви к власти и олигархату...как это делаете вы, свпроновы, игоряши...

        только как утверждают злые языки(наверно врут) почему-то предпочитают любить Путина и систему из Минска, а не из Костромы или Орла...
    2. -1
      16 апреля 2026 04:20
      да просто объединятся надо русским.

      только "гузским"?? а татарам, якутам, чувашам не надо???

      вы уже "объединились" в 1991-м, сбросили обжиравших вас таджиков и молдаван...только почему-то вслед за этим сбрасыванием стали стремительно вымирать...

      ах да, Ленин виноват...
  4. -12
    15 апреля 2026 13:13
    Жду комментариев от известного борца за права коров местной Моны Лизы баварского разлива.
  5. +6
    15 апреля 2026 16:26
    Я проживаю в соседнем с Новосибирской областью Кузбассе.Но последствия этой резни, этого убийства и беспредела, чувствую и здесь.
    У животных, которых пустили под нож, никто не брал никаких анализов, просто бандиты, одетые в форму полицаев МВД РФ совместно с чиновниками врывались в частные подворья и устраивали резню.
    Часто это происходило в отсутствие законных владельцев животных.
    Никто никаких документов, которые разъясняли,что происходит,не предоставил.
    Даже бандиты из 90-х такое не творили.
    1. -1
      19 апреля 2026 17:43
      Так чувствуете или были свидетелем? А то чувства многих тут родились из напечатанного разной прессой , которая как бы очень далека от мест вспышки заразы и не в курсе как и что происходит в этих случаях. Ещё раз - уничтожение заразы тем быстрее чем быстрее уничтожение потенциальных разносчиков. Попрятали бы скот , а если он больной? Времени на анализы в таком случае практически нет .
      1. 0
        21 апреля 2026 09:24
        Не было никакой заразы, был заказ от агрокомпаний местных и неместных агроолигархов.
        А зарезанный скот потом по несколько дней валялся кучами,пока его не сожгли.
        Официальное враньё здесь не прилепить...
  6. -2
    15 апреля 2026 16:47
    Путешествуя по Америке,Ильф и Петров заметили одну особенность.Все продукты питания выглядят как обычно.Но не имеют ни вкуса,ни запаха. Выглядят аппетитно,а начинаешь есть-просто никакие.А ведь это работа агрохолдингов. К ним присоединились обычные фермеры,и начали колоть скотину разными снадобьями, повышающими привес скота. Как бы у нас такого не было. Просторы большие, позволяющие есть нормальную пищу.На зависть врагам.
    1. -9
      15 апреля 2026 18:54
      В одной маленькой, но гордой стране прислушались к вашему совету. Как итог, угробленная экономика. Это исторический факт. Это Шри-Ланка
      1. 0
        16 апреля 2026 04:24
        Как итог, угробленная экономика.

        а до этого Шри-Ланка процветала и входила в топ стран мира по качеству жизни после Люксембурга??? хахаха...
        1. -4
          16 апреля 2026 10:00
          Цитата: Николай Волков
          а до этого Шри-Ланка процветала и входила в топ стран мира по качеству жизни после Люксембурга??? хахаха...

          Нет, не ёрничайте. Но и с голоду не пухла. Просто индусы на всё смотрят философски и очень терпеливы. Представьте, как бы себя повело население любой европейской страны в такой ситуации?
  7. +3
    15 апреля 2026 17:06
    Если отбросить все предположения, то я видел множество видео, где власть не объясняла зачем она делает. Люди спрашивают, что за болезнь, а им это секретная болезнь.
  8. +2
    15 апреля 2026 17:37
    Все просто.
    У бояр мясо и так всегда есть. Хоть с Ейропы , хоть Азии.
    А на деревенских и прочих им чихать.
    Денег из Казны? выплатят чтото. Даже "Ку" благодарности якобы уже организовали.
    А ветеринарка и информированность..... "это другое"
    1. 0
      15 апреля 2026 18:05
      200 руб.за кг живого веса...Вот такие выплаты.
      1. +1
        16 апреля 2026 04:26
        ну если вспомнить, что у нас один "персонаж" с 50-ю рублями что-то там покупал не так давно, то 200р - это аж в 4 раза больше good

        Правительство на другой планете живёт, родной!

        а там судя по рассказам "инопланетного" Игоряши М. всё действительно не так уж и плохо request
  9. +2
    17 апреля 2026 08:43
    мутировавший пастереллез в регионе приобрел нестандартную форму

    Мутировавший беспредел чиновников в регионе приобрел нестандартную форму и это обусловило беззаконие проводимых действий.
    Вина всему мутировавшие традиционные ценности мутировавших чиновников.
    И управы на этих мутировавших чиновников в России нет, потому что мутировали не только чиновники, но и все остальные государственные органы.
  10. +1
    20 апреля 2026 12:09
    Почему никто не был уволен из чиновников и никто не ушёл в отставку? Единая Россия удачно паразитирует
  11. 0
    20 апреля 2026 12:42
    Однако глава Россельхознадзора Сергей Данкверт все расставил по своим местам, объяснив, что мутировавший пастереллез в регионе приобрел нестандартную форму и это обусловило необходимость жестких мер.

    Вообще то похоже на биологическую войну.
  12. 0
    21 апреля 2026 13:35
    Цитата: svoroponov
    Да всё правильно сделали . Иногда правда просто порождает ещё бывшие убытки. Ну начали бы прятать больной скот , границы эпидемии разрастались бы ну и кто от этого бы выиграл ? А ещё хуже , когда сами владельцы бы начали срочный забой и вам бы это заражённое мясо скормили бы. Хотели бы мясца такого попробовать? Из ваших ответов , так горите желанием.
    Ещё раз для всех- с такими эпидемиями не шутят! Есть протокол поведения и действий в результате подобных вспышек заразы и его надзорные органы выполнили.

    Ты вообще сам то откуда? Надзорные органы даже ни одного доказательства не показали людям.
    А то и врывались во двор как бандиты,пока хозяев дома не было.