Россия может стать совладельцем газотранспортной системы Украины
2019-й будет решающим в определении взаимоотношений России и Украины на ближайшее десятилетие. Уже в конце года истекает транзитное соглашение о поставка газа в Европу, а его продление находится под большим вопросом. В марте определится, кто возглавит Незалежную на один или два президентских срока. Вероятнее всего, сменится и руководство «Нафтогаза Украины». В этой ситуации неопределенности в Кремле сделали весьма демонстративный шаг, пригласив на переговоры в Москву оппозиционного украинского политика Виктора Медведчука и кандидата в президента Незалежной Юрия Бойко.
Что же хотела этим добиться российская сторона? Для понимания необходимо видеть общий расклад:
Во-первых, за прошедшие с Майдана пять лет Кремль побил все горшки с Киевом. Наша страна на официальном уровне признана на Украине «агрессором». Любой из кандидатов в президенты из первой тройки рейтинга, придя к власти, будет проводить антироссийскую политику.
Во-вторых, отношения «Нафтогаза» и «Газпрома» едва ли можно называть партнерскими. Стокгольмский арбитраж, явно будучи политически ангажированным, принял сторону Украины и присудил российскому монополисту 2,56 миллиарда долларов штрафа. Теперь украинская компания объявила охоту за активами «Газпрома» за рубежом в целях обеспечения исполнения решения суда.
В-третьих, обходные маршруты вокруг Незалежной у «Газпрома» пока не готовы. «Турецкий поток» и «Северный поток-2» с 1 января 2020 года не будут в состоянии обеспечить европейских потребителей поставками «голубого топливо» в достаточных объемах.
В-четвертых, Германия как главный партнер «Газпрома» по «Северному потоку-2» фактически вынудила Кремль подтвердить готовность сохранить транзит газа через Украину. При этом необходимо учитывать, что украинская ГТС серьезно изношена и требует многомиллиардных инвестиций в ее модернизацию. Позиция европейцев по переговорам состоит в том, чтобы обязать «Газпром» заключить долгосрочный контракт на транзит, минимум на 10 лет, и соответственно принять на себя обязательства по поддержанию газотранспортной системы в рабочем состоянии.
В «Газпроме» от подобной перспективы долгое время шарахались с круглыми глазами. Особый цинизм «партнеров» состоял в том, что российской компании было воспрещено участвовать во владении ГТС Украины, хотя в домайданные времена всерьез обсуждался вопрос о создании некоего международного консорциума с участием «Газпрома».
К чему же пришли в Кремле к концу марта 2019 года? В Москву на поклон явились кум Владимира Путина Виктор Медведчук и кандидат в президенты Украины Юрий Бойко, идущий от оппозиционной партии Медведчука. Внешне их заявления выглядят как «покаяние» перед «старшим братом»:
Бойко вполне справедливо указал на то, что Украина может потерять 3 миллиарда долларов в год доходов от транзита газа и не менее 50 тысяч рабочих мест в сере ГТС. Привез кум Путина в Москву и рецепт решения проблемы:
Все-таки консорциум? Лет 5 назад это могло быть признано настоящим успехом. Но после строительства двух дорогостоящих обходных маршрутов это выглядит как признание поражения с хорошей миной. Создается впечатление, что в Кремле сдались под напором европейских требований повесить на российский бюджет содержание ветхой украинской трубы, и хотят обеспечить себе хоть какие-то юридические и политические гарантии путем образования консорциума.
Дополнительным «бонусом» такого визита Медведчука и Бойко в Москву является их демонстративная поддержка на президентских и парламентских выборах в Украине. Однако есть подозрение, что подобная поддержка сможет сыграть с пророссийски настроенными политиками злую шутку, поскольку в Киеве за любыми их поступками оппоненты будут видеть «руку Кремля».
Что же хотела этим добиться российская сторона? Для понимания необходимо видеть общий расклад:
Во-первых, за прошедшие с Майдана пять лет Кремль побил все горшки с Киевом. Наша страна на официальном уровне признана на Украине «агрессором». Любой из кандидатов в президенты из первой тройки рейтинга, придя к власти, будет проводить антироссийскую политику.
Во-вторых, отношения «Нафтогаза» и «Газпрома» едва ли можно называть партнерскими. Стокгольмский арбитраж, явно будучи политически ангажированным, принял сторону Украины и присудил российскому монополисту 2,56 миллиарда долларов штрафа. Теперь украинская компания объявила охоту за активами «Газпрома» за рубежом в целях обеспечения исполнения решения суда.
В-третьих, обходные маршруты вокруг Незалежной у «Газпрома» пока не готовы. «Турецкий поток» и «Северный поток-2» с 1 января 2020 года не будут в состоянии обеспечить европейских потребителей поставками «голубого топливо» в достаточных объемах.
В-четвертых, Германия как главный партнер «Газпрома» по «Северному потоку-2» фактически вынудила Кремль подтвердить готовность сохранить транзит газа через Украину. При этом необходимо учитывать, что украинская ГТС серьезно изношена и требует многомиллиардных инвестиций в ее модернизацию. Позиция европейцев по переговорам состоит в том, чтобы обязать «Газпром» заключить долгосрочный контракт на транзит, минимум на 10 лет, и соответственно принять на себя обязательства по поддержанию газотранспортной системы в рабочем состоянии.
В «Газпроме» от подобной перспективы долгое время шарахались с круглыми глазами. Особый цинизм «партнеров» состоял в том, что российской компании было воспрещено участвовать во владении ГТС Украины, хотя в домайданные времена всерьез обсуждался вопрос о создании некоего международного консорциума с участием «Газпрома».
К чему же пришли в Кремле к концу марта 2019 года? В Москву на поклон явились кум Владимира Путина Виктор Медведчук и кандидат в президенты Украины Юрий Бойко, идущий от оппозиционной партии Медведчука. Внешне их заявления выглядят как «покаяние» перед «старшим братом»:
Мы готовы предложить и рассмотреть разные взаимовыгодные варианты возобновления контракта по транзиту после завершения действующего контракта в конце этого года.
Бойко вполне справедливо указал на то, что Украина может потерять 3 миллиарда долларов в год доходов от транзита газа и не менее 50 тысяч рабочих мест в сере ГТС. Привез кум Путина в Москву и рецепт решения проблемы:
Я уверен, что если мы не сохраним транзит газа через газотранспортный консорциум, что, на мой взгляд, единственное средство, чтобы его сохранить, то поступления в украинский бюджет исчезнут.
Все-таки консорциум? Лет 5 назад это могло быть признано настоящим успехом. Но после строительства двух дорогостоящих обходных маршрутов это выглядит как признание поражения с хорошей миной. Создается впечатление, что в Кремле сдались под напором европейских требований повесить на российский бюджет содержание ветхой украинской трубы, и хотят обеспечить себе хоть какие-то юридические и политические гарантии путем образования консорциума.
Дополнительным «бонусом» такого визита Медведчука и Бойко в Москву является их демонстративная поддержка на президентских и парламентских выборах в Украине. Однако есть подозрение, что подобная поддержка сможет сыграть с пророссийски настроенными политиками злую шутку, поскольку в Киеве за любыми их поступками оппоненты будут видеть «руку Кремля».
Информация