Россия может стать совладельцем газотранспортной системы Украины

14
2019-й будет решающим в определении взаимоотношений России и Украины на ближайшее десятилетие. Уже в конце года истекает транзитное соглашение о поставка газа в Европу, а его продление находится под большим вопросом. В марте определится, кто возглавит Незалежную на один или два президентских срока. Вероятнее всего, сменится и руководство «Нафтогаза Украины». В этой ситуации неопределенности в Кремле сделали весьма демонстративный шаг, пригласив на переговоры в Москву оппозиционного украинского политика Виктора Медведчука и кандидата в президента Незалежной Юрия Бойко.





Что же хотела этим добиться российская сторона? Для понимания необходимо видеть общий расклад:

Во-первых, за прошедшие с Майдана пять лет Кремль побил все горшки с Киевом. Наша страна на официальном уровне признана на Украине «агрессором». Любой из кандидатов в президенты из первой тройки рейтинга, придя к власти, будет проводить антироссийскую политику.

Во-вторых, отношения «Нафтогаза» и «Газпрома» едва ли можно называть партнерскими. Стокгольмский арбитраж, явно будучи политически ангажированным, принял сторону Украины и присудил российскому монополисту 2,56 миллиарда долларов штрафа. Теперь украинская компания объявила охоту за активами «Газпрома» за рубежом в целях обеспечения исполнения решения суда.

В-третьих, обходные маршруты вокруг Незалежной у «Газпрома» пока не готовы. «Турецкий поток» и «Северный поток-2» с 1 января 2020 года не будут в состоянии обеспечить европейских потребителей поставками «голубого топливо» в достаточных объемах.

В-четвертых, Германия как главный партнер «Газпрома» по «Северному потоку-2» фактически вынудила Кремль подтвердить готовность сохранить транзит газа через Украину. При этом необходимо учитывать, что украинская ГТС серьезно изношена и требует многомиллиардных инвестиций в ее модернизацию. Позиция европейцев по переговорам состоит в том, чтобы обязать «Газпром» заключить долгосрочный контракт на транзит, минимум на 10 лет, и соответственно принять на себя обязательства по поддержанию газотранспортной системы в рабочем состоянии.

В «Газпроме» от подобной перспективы долгое время шарахались с круглыми глазами. Особый цинизм «партнеров» состоял в том, что российской компании было воспрещено участвовать во владении ГТС Украины, хотя в домайданные времена всерьез обсуждался вопрос о создании некоего международного консорциума с участием «Газпрома».

К чему же пришли в Кремле к концу марта 2019 года? В Москву на поклон явились кум Владимира Путина Виктор Медведчук и кандидат в президенты Украины Юрий Бойко, идущий от оппозиционной партии Медведчука. Внешне их заявления выглядят как «покаяние» перед «старшим братом»:

Мы готовы предложить и рассмотреть разные взаимовыгодные варианты возобновления контракта по транзиту после завершения действующего контракта в конце этого года.


Бойко вполне справедливо указал на то, что Украина может потерять 3 миллиарда долларов в год доходов от транзита газа и не менее 50 тысяч рабочих мест в сере ГТС. Привез кум Путина в Москву и рецепт решения проблемы:

Я уверен, что если мы не сохраним транзит газа через газотранспортный консорциум, что, на мой взгляд, единственное средство, чтобы его сохранить, то поступления в украинский бюджет исчезнут.


Все-таки консорциум? Лет 5 назад это могло быть признано настоящим успехом. Но после строительства двух дорогостоящих обходных маршрутов это выглядит как признание поражения с хорошей миной. Создается впечатление, что в Кремле сдались под напором европейских требований повесить на российский бюджет содержание ветхой украинской трубы, и хотят обеспечить себе хоть какие-то юридические и политические гарантии путем образования консорциума.

Дополнительным «бонусом» такого визита Медведчука и Бойко в Москву является их демонстративная поддержка на президентских и парламентских выборах в Украине. Однако есть подозрение, что подобная поддержка сможет сыграть с пророссийски настроенными политиками злую шутку, поскольку в Киеве за любыми их поступками оппоненты будут видеть «руку Кремля».
14 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    23 марта 2019 13:07
    Поживём, увидим..
  2. +2
    23 марта 2019 13:37
    Ниоткуда не следует, что этих политиков в Москву звали. Они никого, кроме себя, не представляют, поэтому беседа ни к чему не обязывает. Строительство новых трубопроводов никто сворачивать не собирается.
    Весь смысл встречи для российской стороны - показать готовность общаться при наличии у собеседников здравого смысла. Не более.
  3. 0
    23 марта 2019 16:11
    Мы готовы предложить и рассмотреть разные взаимовыгодные варианты возобновления контракта по транзиту после завершения действующего контракта в конце этого года.

    И опять - Россия, дай денег! А то так кушать хочется, что аж нас...ть тебе под дверь нечем!
    Шли бы вы, нэзалэжные. Далеко-далеко...
  4. +5
    23 марта 2019 17:14
    Абсолютно непонятная статья. Из 4-х пунктов, как минимум три не имеют под собой никакой основы.
    Не Кремль побил горшки, а Киев.
    ГазПром уже гарантировал поставки газа в Европу. Без Украины.
    Германия ничего не требует от ГазПрома. Транзит будет, если он экономически обоснован. На сегодняшний день СП-2 абсолютно экономический проект, а транзит через Украину - абсолютно политический проект.
    Пункт второй имеет место быть. И только из-за него никакого согласия не будет.
    ГТС Украины требует 9 млрд. долларов инвестиций. Что сопоставимо со стоимостью Северного Потока -2. И контрольный выстрел: Киев ни за что не допустит участия России в ГТС. Это обсуждалось ещё со времён Ющенко. ГТС это священная корова Украины
  5. 0
    23 марта 2019 18:26
    Цитата: Bakht
    ГазПром уже гарантировал поставки газа в Европу. Без Украины.

    Газпром не может физически исполнить эти обязательства с 1 января 2020 года.
    1. +1
      23 марта 2019 19:14
      Официальная позиция, что ГазПром обязуется осуществлять поставки газа в законтрактованных объёмах. Во всяком случае Венгрия уже получила гарантийное письмо. ГазПром предупредил, что не сможет поставить дополнительные объемы газа в периоды пиковых нагрузок.
      1. 0
        23 марта 2019 19:38
        По словам главы "Нафтогаза" Коболева, "Газпром" уже рассылает соседним с Украиной странам уведомления о прекращении транзита газа через Украину с 2020 года. В "Газпроме" пока не комментируют эту информацию.

        https://www.dw.com/ru/нафтогаз-газпром-свернет-транзит-газа-через-украину/a-48005744
    2. 0
      25 марта 2019 15:51
      Сергей, при всём уважении к Вам, статья получилось какая-то "кривая", более похожа на "заказную".
  6. +1
    23 марта 2019 18:29
    Цитата: Bakht
    Германия ничего не требует от ГазПрома. Транзит будет, если он экономически обоснован.

    Меркель сказала:

    Мы, со стороны Германии, убеждены, что и после строительства "Северного потока 2" роль Украины как транзитной страны должна сохраниться. Это имеет стратегическое значение, и Германия готова сыграть свою роль и оказать содействие. Надо подумать над гарантиями для Украины в том числе.

    Транзит российского газа через Украину будет продолжен после запуска Nord Stream 2 ("Северный поток 2"), если это будет экономически целесообразно

    - заявил президент РФ Владимир Путин.

    Вам не кажется, что кто-то кого-то понудил кое на что, а тот согласился, и лишь пытается сохранить хорошую мину?
    1. +2
      23 марта 2019 19:19
      Нет не кажется. ГазПром официально объявил что включает в себя "экономически обоснованное". Длительный контракт (это как раз требование ГазПрома), низкие транзитные расценки (на уровне предыдущих лет) и отзыв всех исковых заявлений (на дипломатическом языке это называется " урегулирование экономических споров между субъектами договора"). Украина готова к этим условиям?
  7. +2
    23 марта 2019 19:30
    Есть и ещё маленький нюансик. Сам Нафтогаз может быть ликвидирован до конца года. Или в ближайшее время.

    https://ukraina.ru/news/20181029/1021588830.html

    Его не ликвидируют по одной простой причине:- судебные иски к ГазПрому
    РБК Украина три дня назад написала

    команде "Нафтогаза" предстоит к 1 января закончить ключевую реформу – подготовить, а затем передать газотранспортную систему в управление новому независимому оператору (анбандлинг).

    Это требование ЕС. Поэтому вопрос - Бойко и Медведчук просили продлить транзитный контракт или просто просили продавать газ напрямую? Это существенный момент.
    1. +3
      24 марта 2019 17:35
      По поводу визита Бойко и Медведчука.
      "Реверсный газ" для Украины та же фикция, как и весь политбомонд Киева. Киев просто проводил отбор газа из транзитных объёмов и платил странам Европы завышенную цену. Но при отсутствии транзита отбирать будет нечего!!! Поэтому эмиссары и просили прямые поставки газа. О транзите уже речь не идёт.
      ГТС это не просто труба. Это производственный комплекс. Чтобы он функционировал, надо поддерживать давление в магистралях. Если это не делать, то без газа останется вся страна.
      У меня сильное подозрение что эту сладкую парочку послали на разведку. И послали серьёзные люди, которые знают весь расклад. Посыльные не должны вызывать отторжение в Кремле, отсюда и выбор персоналий. Никакие они не пророссийские. Просто другие ещё хуже. Там просто не с кем договариваться.
  8. +2
    24 марта 2019 13:16
    хотя в домайданные времена всерьез обсуждался вопрос о создании некоего международного консорциума с участием «Газпрома».

    Сергею спасибо за статью, но этот пункт явно не доработан. В домайданные времена России было вежливо отказано участвовать в консорциуме! Сейчас ситуация ещё хуже - тогда хоть было с кем договариваться. Думаю, обойдутся временными, типа продления контракта на три месяца, мерами, чтобы снять проблему поставок, а потом будет видно.
    1. +3
      24 марта 2019 17:21
      Просто продление контракта возможно при взаимоисключающих условиях.
      ГазПром хочет просто продления контракта, но тогда цена за транзит останется прежней. Нафтогаз на это пойти не может, потому что у Стокгольмского арбитража возникнет вопрос: "А в чем тогда суть иска к ГазПрому"?
      Чтобы поддержать свой иск, Киев требует повысить плату за транзит. В таком случае стоимость газа для Европы станет дороже чем по Северному Потоку. В этом и есть суть условий ГазПрома. Транзит возможен, если он будет "экономически выгоден".
      Это суперкапкан для Украины. Снизить цену на транзит означает проиграть дело в Стокгольме. Настаивать на повышении цены - значит потерять весь транзит.
      И все требования госпожи Меркель, это просто сотрясание воздуха.
      По большому счёту ГазПрому абсолютно все равно какую стоимость заломит Киев за транзит. Стоимость транзита включена в стоимость газа для конечного потребителя. Но вот иск в Стокгольме критически важен. Стоимость транзита имеет значение для Европы. Поэтому госпожа Меркель что-то там говорит и потирает ручки. Отсутствие транзита через Украину автоматически превращает Германию в газовый хаб для всей Северной Европы.

      Итак, резюмируем:

      ГазПрому надо выиграть суд в Стокгольме и поэтому он будет стоять на прежней цене транзита до победного конца
      Нафтогазу надо выиграть суд в Стокгольме и поэтому он будет стоять за повышение стоимости транзита до победного конца
      Германии надо получить дешёвый газ и потому она будет строить СП-2 и просить СП-3
      США надо убить экономику ЕС и потому они будут на стороне Украины
      В Брюсселе сидят евро чиновники, послушные Вашингтону и потому ЕС против СП-2
      Если в Кремле сидят патриоты, то транзитного соглашения не будет