Почему СССР проиграл компьютеры – и Россия повторяет тот же сценарий

6 234 23

На заре появления электронно-вычислительных машин (ЭВМ) в мире у СССР и США были разные приоритеты. На это обратил внимание российский аналитик, блогер и журналист Юрий Баранчик, который в Telegram-канале обрисовал историческую и современную ситуации, выясняя, почему чиновники за деревьями не видят леса?

Он отметил, что в 60-е и 70-е годы ХХ века ЭВМ в СССР ассоциировались с крупными вычислительными центрами. Это были настоящие инфраструктурные объекты, встроенные в советскую плановую экономику. В то время, с учетом существовавшей логики, персональный компьютер выглядел не просто фантастикой, а бессмысленным отклонением от выбранной экономической модели.



При этом в США персональный компьютер появился, так как сложился спрос: бизнес, университеты и частные лица. В СССР такого спроса не было, так как государство было единственным заказчиком, а ему не нужен был ПК для гражданина, ему нужны были системы управления, оборонные вычисления и планирование. А без спроса нет и приоритета, следовательно, не будет и предложения. В современной России все выглядит точно так же.

В зацементированной системе (неважно, советской или капиталистической) управленец не получает бонус за риск и инновацию, но несет ответственность за провал. В такой конфигурации любое «экзотическое» направление (ПК, сетевые технологии, позже – дроны) автоматически воспринимается как угроза карьере. Отсюда типовая реакция: дискредитировать новое, как «ерунду»

– уточнил он.

Баранчик пояснил, что IT-технологии (развитие компьютеров, интернета и других элементов) требуют горизонта 10-20 лет и допускают непредсказуемость результата. Поэтому они плохо вписываются в жесткое планирование чиновников. Приоритет получают небольшие улучшения существующего, а не создание нового класса продуктов на перспективу.

В 60-е годы у американцев в лице IBM был большой интерес к советской технологии. У СССР был очень приличный задел, но дальше он не расширялся, не распространялся. Причина подобного застоя не в технологиях, а в отсутствии экосистемы: массового производства, программного рынка, пользовательской среды.

Это не «русская проблема» и не уникальный советский дефект. Это типовой эффект крупных иерархических систем: они хорошо масштабируют уже понятные решения, плохо работают с радикальной новизной, склонны недооценивать технологии, которые сначала выглядят как игрушка, и переходят к их признанию только после внешнего шока. В США ошибались не меньше (те же оценки ПК в начале 1970-х), но там была среда, где альтернативные идеи могли выжить и получить финансирование. В СССР и, во многом, современной России, такой параллельной среды не было, поэтому ошибка становилась системной

– объяснил он.

Баранчик добавил, что ключевая проблема позднего СССР и современной России не в госучастии, а в монополии одного заказчика и одном канале принятия решений. Терпимость к риску в РФ также получила свою специфику: «придворным компаниям» можно почти все, а независимому игроку пробиться со своей идеей проблематично. В случае с РФ речь даже не о бюджете, а о том, чтобы разработчика выслушал чиновник, который бы хоть как-то понимал, что ему вообще говорят. Поэтому вносить изменения надо, в первую очередь, именно в этом узле.

Для ускорения инновационного мышления и его реализации в РФ необходима двухконтурная архитектура: базовый и экспериментальный контуры. Базовый контур закрывает инфраструктуру и оборону (длинные программы, стабильное финансирование, KPI по надежности и масштабированию).

Экспериментальный контур будет заниматься высокорискованными и прочими проектами: короткие циклы, портфельная логика (много малых ставок), допустимость 70-80% тупиковых проектов без санкций для исполнителей. Причем этот контур должен быть институционально изолирован, чтобы его не задавили отчетностью, но при этом должны быть конкретные сроки исполнения. Тут не должно быть персональной ответственности за неудачу, но надо сохранить ответственность за нарушение процедур. В данном контуре карьера должна зависеть от качества постановки гипотез, скорости итераций и честности отчетности, а не от процента провалов.

В РФ должен сложиться плюрализм заказчика, т. е. государство останется крупнейшим игроком, но не будет единственным. Требуются независимые бюджеты и мандаты у нескольких агентств, региональные программы, отраслевые корпорации, университеты. Между ними должна быть конкуренция за решения, что снимает ситуацию, когда одно ведомство (или конкретный чиновник в уютном кресле) может «убить» направление одной своей фразой.

Должна существовать встроенная конкуренция команд и стандартов. Даже внутри госсектора надо запускать проекты параллельно сразу несколькими командами с разными архитектурами и допущениями. Победитель определяется по измеримым результатам и стоимости дальнейшего внедрения серийного производства. Потребуется поддержка открытых стандартов и модульность, чтобы не запирать систему в одной технологической ветке.

Если массового спроса снизу нет, его надо создать сверху, путем программы госзакупок, которые его сформируют: школы, медицина, муниципалитеты, армия. Причем, чтобы это не были «не имеющие аналогов образцы», а гарантированные серии, т. е. была массовость.

Важно создать связку науки, образования и производства. Лаборатории при университетах должны обладать правом создавать малые предприятия, должна появиться мобильность кадров между НИИ и производством, открытые репозитории (цифровое место хранения и управления данными) и стандарты, что поможет ускорить переход от прототипа к серии.

Несмотря на доминирование внутреннего заказчика, российским компаниям надо стремиться выйти на внешние рынки, развивая экспорт, совместные проекты и лицензирование. Внешний спрос однозначно повысит качество продукции и не даст затягивать сроки.

Как это выглядело бы на практике? Госпрограмма формирует портфель из 100–150 перспективных идей по направлению (вычисления/ИИ/дроны), распределяет их между 20–30 независимыми (!) командами. Через 6–12 месяцев остается 20–30 проектов с подтвержденной динамикой, им дают крупные закупки и доступ к производственным мощностям. Через 2–3 года – 3–5 решений выходят в массовую серию. Остальные закрываются без санкций для людей, но с фиксацией уроков, выводов и прочего полезного опыта «как не надо делать»

– предложил он.

Баранчик считает, что нужна система, где план задает направление и обеспечивает масштаб, а встроенная конкуренция, многоканальный заказ и допустимость провала обеспечивают появление нового. Без подобного подхода любая модель будет централизованной, и принципиально отвергать то, что не укладывается в текущую картину мира или «голову одного конкретного человека».
23 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    26 апреля 2026 13:34
    "Насущые" задачи...
    Как можно что-то реформировать в закостенгелой тупиковой, ориентированной на экспорт энергоносителей, олигархической системе?
    Какие могут быть улучшения, если государство не способно выполнить свою основную функцию – обеспечить обороноспособеость страны?
    Страна на на пути к распаду, а "интеллектуалы" изливают прожекты!
  2. +4
    26 апреля 2026 13:53
    Причина подобного застоя не в технологиях, а в отсутствии экосистемы

    Нет. Причина - в одной из тайн Советского Союза. Когда было неожиданно принято решение о переходе на американские технологии, IBM-360 и PDP. Несмотря на то что имелись собственные не уступающие компетенции. Кто это и решил и зачем - непонятно и по сию пору.
    1. -2
      26 апреля 2026 14:04
      Там история вполне понятная, не было унификации, весь этот зоопарк машин с разной архитектурой трудно поддерживать, советская экономика попросту не потянула бы.
      1. +3
        26 апреля 2026 14:34
        И - что мешало эту унификацию провести? Тем более - разумные предложения были. Но принятое решение - ставило жирный крест на любых собственных разработках. И - неизбежно ставило в зависимость от Запада в важнейшей сфере. Последствия этого решения - икаются тухлым до сих пор.
      2. +1
        27 апреля 2026 20:54
        Советская машина МИР единственная в мире умела работать с формулами а не считать по ним. Да - элементная база была слабой и быстродействие не очень НО - Япошки ее с потрохами купили. И повторили. БЭСМ, Минск были для своего времени мощными системами. Но пришел академик Глушков (Киев кстати) и на этом все быстро заглохло. 20% отличия от оригинала и патентное право не работает. Убрали из IBM системы коррекции ошибок и вот "новая" современная советская машина готова. Академик подтвердил свое академство.
      3. 0
        3 мая 2026 16:27
        (Паул3390) Замечание. Не зря у И.Сталина был мощный аппарат контрразведки (запад старался угробить СССР). НО тенденции не исчезли, такое происходило и далее, более тайными средствами. Вредительство было почти повсюду,. Как пример:В Брежневские времена советских иголок ушко было такое малое, что затянуть нитку без лупы не выйдет, советские шурупы были с неглубоким шлицов, что быстро проскальзывало, часто искусственно создавались разные дефициты, даже болтов М10 , как самых распространённых,. советские нитки были очень слабыми и быстро рвались, приводя в негодность обувь, пошивные изделия. (Всё это на своём опыте испытал, сравнивая импортные изделия). Действовала пятая колонна воздействия на качество изделий, производства, в этом и странные решения по вычислительной технике с "зоопарком", несовместимости соединительных устройств в радиоэлектронике и пр.(Малый камень и большой воз перевернёт). Кто исполнитель массово саботажа, - главными были еврей (,Позже большинством эмигрировавшие в Израиль), занимавшие высокие посты в промышленности, экономике, управлении, КБ. Почему КГБ такое не заметило, возможно по той же причине, в Андроповской КГБ уже главенствовали те же евреи ( Имели такое влияние, только евреям разрешили выезд, другим нациям нет). Деятельность еврейской пятой колонны в последние десятилетия в СССР еще не расследовано, но результаты явно покажут их главную роль в развале СССР и последующем превращении РФ в феодальный капитализм (Гайдаро- чубайсовские деятели). Вывод: Еврейское сообщество СССР, сразу после ВОВ переметнулось на сторону США, а значит во время "холодной войны" стали скрытыми врагами СССР. И.Сталин такое заметил и готовил отправить всех евреев из европейской части в Биробиджан, да не успел, не те же евреи постарались.
    2. +3
      26 апреля 2026 16:42
      Цитата: Paul3390
      Нет. Причина - в одной из тайн Советского Союза. Когда было неожиданно принято решение о переходе на американские технологии, IBM-360 и PDP

      Тайны нет.В конце 1966 было совместное заседание ГКНТ и АН СССР. На нем министр радио промышленности Калмыков и президент АН Келдыш открыто лоббировали копирование линии IBM. Инициатором был Калмыков.

      Академики Дородницын, Лебедев и Сулим были категорически против. Но остались в меньшинстве.

      Большие начальники уже тогда держали нос по ветру и знали, откуда он дует.
      Это только на Западе и Востоке преступления совершаются в тайне, но не в России......В 1991 это увидели вообще все, но опять ничего не поняли. Быть такими-Судьба.
      1. 0
        26 апреля 2026 17:25
        Главная тайна в том, что мы такие. Это детсадовское оправдание, что " СССР проиграл". Это мы проиграли, когда жили в СССР, а теперь проигрываем, когда живём в РФ
        Так же, как в начале 20 века генерал Драгомиров говорил :"считаю пулеметы нелепостью", так и в начале 60 х многие полагали, что ЭВМ БЭСМ-6 не нужна...:" На ней просто нечего считать" . Так же в наше время думали и что беспилотники не нужны и что свой Старлинк не нужен.. Ничего не нужно.. ... laughing

        Можно обратиться к рассказу Лескова "Левша"... И все станет понятно.
    3. +1
      26 апреля 2026 21:26
      Цитата: Paul3390
      Причина подобного застоя не в технологиях, а в отсутствии экосистемы

      Нет. Причина - в одной из тайн Советского Союза. Когда было неожиданно принято решение о переходе на американские технологии, IBM-360 и PDP. Несмотря на то что имелись собственные не уступающие компетенции. Кто это и решил и зачем - непонятно и по сию пору.

      Кто решил так ? - Верха ! Покупать готовые машины, не парась со своими, не напрягая электронную промышленность, не развивая...
  3. +5
    26 апреля 2026 14:13
    Баранчик считает, что нужна система, где план задает направление и обеспечивает масштаб, а встроенная конкуренция, многоканальный заказ и допустимость провала обеспечивают появление нового.

    Без снятия санкций это бессмысленно, у России попросту нет столько человеческих ресурсов и денег, чтобы обеспечить весь комплексный цикл разработки и производства. К примеру у нас раньше были разработчики процессоров, после того как все российские компании в 2022 потеряли доступ к производственной площадке TSMC эти разработчики попросту ненужны стали, поскольку негде производить их процессоры. Сейчас они очевидно разбежались по всему миру и работают в иностранных компаниях.
  4. Комментарий был удален.
  5. +3
    26 апреля 2026 14:43
    Народ начал писать фантастику...
    Ничего уже не изменить.
  6. +4
    26 апреля 2026 14:49
    В РФ любой успешный инновационный бизнес закончится в СИЗО с бутылкой из под шампанского. И потом - у нас то черный август, то самоизоляция, то самомобилизация, то марш справедливости, то блокировки. Какой ещё бизнес?! И кредиты под 30%.
  7. +2
    26 апреля 2026 15:33
    инженеров растить надо было начать лет 7-10 назад, причем не только it. а не всякие шаманы, киркоровы, хоккеисты беззубые и попы в рясах. Кущайте полной ложкой, учитывая, что сырье подорожало ненадолго
  8. -3
    26 апреля 2026 20:42
    Баранчик......... Ну этот всё обо всём знает, даже о том чего нет и не было.
    Давайте подождём года два - три и потом поговорим об этом , что и как в российской электронной промышленности.
    Ну а Баранчику придётся наверно признать себя вруном . Вот не могу понять, как можно делать такие заключения человеку , если ты не вхожь к разработчикам и конструкторам и не знаешь конкретно на какой стадии отечественные российские разработки.
    1. -5
      27 апреля 2026 09:43
      Россия, как и СССР, не имеет мирового рынка сбыта. А это значит, что "стадии отечественных российских разработок" будут на том же уровне, на каком были советские в своё время.
      Отсутствие рынка и массового спроса убьёт рентабельность.
      А если учесть, что разработчиков, программистов и конструкторов в том же Китае в сотни, если не тысячи раз больше, то .......Не хочется о грустном.
      1. +1
        29 апреля 2026 14:04
        у вас не верные оценки. даже если рынок сбыта будет мал всё равно этот сектор мы будем развивать. Почему , тут ясно .
        Теперь о литографе . Наши уже сделали действующую модель ( там вроде и белорусы поучаствовали) и идёт подготовка к выпуску промышленного образца. Пока 350 нм с уменьшением до 96 нм и вроде идут работы в перспективе на 28 нм . Выпуск первого заложен на 2027 , начало 2028. Это из материалов по прошедшей выставке электронной промышленности и совещания в правительстве. Но что там и как, нам никто не скажет. Как сказал один ведущий разработчик , уже есть попытки сорвать сроки со стороны и не допустить создание установки в России в ближайшие сроки для подобных разработок. Так что пока нам придётся подождать пару лет, но я уверен, наши сделают. Кстати , наш литограф будет на порядок дешевле в производстве чем западные . Там и ещё очень интересные электронные новинки упоминали , уже нашей разработки , поставленные в массовое производство .Ну и были разработки и технологии производства по разной элементарной базе в первую очередь для космоса, как новые так и модернизированные .
        1. 0
          30 апреля 2026 08:01
          С кем я спорю?!
          Вы же всё знаете. И то, что нет ещё ни одного литографа, хотя информации о нём уже лет пять.
          Про электронную литографию уже давно никто не вспоминает. И о том что динамические параметры российских микросхем до сих пор измеряются на «Хьюлетт-Паккарде» ещё советских годов выпуска. И что цена выпускаемых в России микросхем высокой степени интеграции на порядок дороже аналогов. И что выпускников профильных вузов на производстве единицы.
          Единственное, с чем соглашусь, что для МО микросхемы продолжат выпускать не зависимо от их стоимости.
          Продолжайте витать в розовых облаках путинских проектов..
          Кстати, хоть один из них выполнен в полном объёме?
  9. Voo
    +1
    28 апреля 2026 01:47
    Почему СССР проиграл компьютеры – и Россия повторяет тот же сценарий

    Потому, что страна в тот момент вошла в период создания олигархата, которым собственно плевать кто производит продукт, они очень далеки от понятий близких патриотически настроенным согражданам. Основная их задача - постоянное получение быстрой прибыли. Чем больше, тем лучше. Поэтому они побыстрому все распродали и вложились в то, что быстро приносит бабло, а это нефтегазовая промышленность и недвижимость. И вокруг этих отраслей, приносяших прибыль, толколтня елитариев продолжается до сих пор.
    1. +1
      29 апреля 2026 14:15
      Все эти граждане еврейской национальности, в большинстве своём. Вот так и указывайте, имеющие двойное а то и тройное гражданство. Это они в основном стали олигархами ,а наворовав , слились из страны сами или их выпроводили. Это именно эта когорта нанесла максимальный вред российской экономике.
      Сейчас в основном остался именно российский капитал , который заинтересован в развитии страны. Эти больше возвращают ( там наши капиталы начали грабить ,,честные западные ,, правители ) , чем вывозят . Да и интерес появился к укреплению России, как защитнику их капиталов.
      Так что накал ругани их стоит снизить. Раз капитализм в России то и капиталисты будут , это однозначно. Ну а опять ,всё отнять и поделить , то этого не будет.
      Я так понял что чем менее состоятельные тут граждане тем больше критики от них . Зависть к чужому богатству - грех . Нарабатывайте своё , если вам это по уму и возможностям. Ну а немощным , слабым и малым жить поможет государство, исходя из своих возможностей и ваших налогов.
      1. Voo
        0
        29 апреля 2026 23:12
        Вот так и указывайте, имеющие двойное а то и тройное гражданство.

        Думаете у вовочки двойное, тройное гражданство?
  10. RRR
    0
    5 мая 2026 09:22
    Извините коль что напишу не по плану автора, но по жизни я прошел путь "от расчетов таблиц 72 строки на 36 колонок для расчета динамики ДВС" на болгарском калькуляторе с "обратной польской записью" до разработки переферийных плат ЭВМ практически самообразованием. Все рождение вычислительной отрасли в СССР произошло при мне. А начиналось оно с "грох по столу кулаком" в высоких кабинетах и вылилось в создание монстров - всяческих АСУ с бегающими по заводам девочками в белых халатах и так и лезущих под работающий кран или где поопаснее. Самой большой ошибкой в СССР было полное отрицание необходимости выпуска "настольных ЭВМ" т.е. персональных компьютеров. Самой маленькой достойной инженерной ЭВМ в СССР была МИР-1 (машина для инженерных расчетов) поражавшая тогда скоростью вывода результатов на печать Zoemtron - как немецкий пулемет MG-42 с языком программирования Алмир-65. Братья армяне тогда выпускали серию ЭВМ Наири - , с таким же чахоточным устройством печати Consul. Но как в басне: кучер знает куда едет... и завез он нас совсем в другую сторону. И пока СССР городил всякие там БЭСМ от 2-й до 6-й "проклятые янки" уловили "куда все движется" и начали выпускать ЭВМ габаритами с обычный рабочий стол (1000 серия ЭВМ PDP). Кстати МИР-1 внешне - копия одной из них.
    "Русские" сильно обиделись отставанию и начали "ваять" серию ЭВМ "Электроника-60/100" на "рассыпухе", т.е. 1 штатовская м/схема счетчик заменялась почти десятком м/сх низкой интеграции технологию производства которых опять же "позаимствовали" у США. И появились монстры высотой почти 2м50сми весом около 500кг (зато в унифицированных стойках и наконец-то с "родным советским дисплеем 15ИЭ00 чего-то фрязинского завода" (самым тяжелым в мире, даже кубинские дисплеи были вдвое легче и схемно совершеннее). Успех вдохновил,, под Москвой построили Зеленоград с ОО и заводом "Ангстрем" и тогда стало всем Ангстрёмно - ну никак не получалось снизить процент брака выпускаемых м/сх ниже 70%.
    И кучи зон в цехах делали - обычная, чистая, совсем чистая, "для духов операторов" и руки им спиртом мыли... и маски на лицо надевали. В общем - целая опупея получилась, кино пора снимать. А тут еще пресловутая производственная кооперация по которой из Армении получали м/сх и электролитические конденсаторы - "самые микросхемные и конденсаторные в мире", которые попав на платы работали как настоящие диверсанты. При вскрытии порой были видны лишь ножки-выводы, а самых кристаллов не было. Вот так и двигалось производство "компьютеров" в СССР, увы. А нам после их получения приходилось их чинить. Инженерам, бухгалтерам, работникам складов - ждать починки. Как говорится - и хочется в рай, да грехи не пускают.
  11. 0
    5 мая 2026 16:32
    Баранчик- он и есть баранчик. И совершенно не в теме ! Главная ошибка в СССР была совершена тогда ,когда производство ЭВМ отдали в Министерство Радиопромышленности , а компоненты разделили- транзисторы, транзисторные матрицы ( сборки), интегральные схемы (чипы) производил МинЭлектронПром, а резисторы,конденсаторы и др.комплектацию , платы и финишную сборку - МинРадиоПром , который и пролоббировал принятие стандарта ЕС ЭВМ в котором за основу была положена американская IBM- 360. Хотя в Союзе имелись отличные собственные разработки. И с тех пор СССР - только догонял..увы.
  12. 0
    7 мая 2026 05:39
    Да, все верно, отказавшись от красного компьютера, мы себя обрекли на коллапс, но есть выход, это создание своей оси на базе винды 10, никто не мешает ее вскрыть и развивать