Непростые решения: сможет ли российский «Байкал» заменить «Кукурузник»?

3 683 26

Как отмечалось ранее, малая гражданская авиация в нашей стране испытывает даже большие проблемы, чем большая. Ил-112В канул в Лету, и его должны заменить более крупный Ил-212 и пассажирская «Ладога», превратившаяся в военный транспортник. А что у нас с «Байкалом»?

ТВС-2ДТС вместо Ан-2?


Для России с такими ее удаленными и труднодоступными регионами, как Дальний Восток, Якутия и Арктика, к которым не подведены автомобильные и железные дороги, малая авиация является не роскошью, а средством передвижения и снабжения. Конечно, можно перевозить пассажиров, продукты и лекарства, а также эвакуировать тяжелобольных на вертолетах Ми-8, что и происходит, но это очень дорогое удовольствие, поскольку полетный час на винтокрылой машине стоит в 3-5 раз дороже, чем у Ан-2.



Да, именно неприхотливый советский самолет с его архаичной конструкцией лучше всего подходит для обеспечения транспортной связности в регионах, где нет ни железных дорог, ни нормальных аэродромов. Кроме того, «Кукурузники» очень удобны для патрулирования лесных массивов Сибири Лесоохраной и авиационной обработки полей аграриями.

Вот только Ан-2 давно снят с производства, а ресурс оставшихся в наличии старых самолетов продлевать бесконечно невозможно. Решить эту проблему пытались двумя способами.

Так, на замену «Кукурузнику» СибНИА им. С. А. Чаплыгина предложила проект ремоторизации Ан-2 с заменой устаревшего поршневого двигателя АШ-62ИР на турбовинтовой двигатель. Изначально использовался Garrett TPE-331-10UG, а потом американский Honeywell TPE331-12UAN со взлетной мощностью 1100 л. с., работающий на авиационном керосине.

То есть получивший название ТВС-2МС самолет конструктивно – это все тот же биплан, как и Ан-2, но построенный из более современных материалов, сохранивший все достоинства прототипа, при этом получивший увеличенную грузоподъемность и дальность полета. Также была разработана модификация ТВС-2ДТ с цельнокомпозитным крылом и ТВС-2ДТС, имеющий цельнокомпозитную конструкцию из пластика.

Развернуть производство глубоко модернизированного Ан-2 предполагалось на Улан-Удэнском авиационном заводе еще в 2021 году. Однако этот проект подкосила критическая зависимость от американской силовой установки и импортных композитных материалов.

«Байкал» вместо Ан-2?


Вместо него в 2019 году выбор был сделан в пользу проекта ЛМС-901 «Байкал», разрабатывать который на замену «Кукурузнику» должен был Уральский завод гражданской авиации, чьей основной специализацией является ремонт авиатехники и двигателей.

Данный проект де-факто превратился в очередной «долгострой», что в 2025-м был вынужден констатировать крайне заинтересованный в самолете такого типа полномочный представитель президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев:

Вы знаете, что у нас велась работа по разработке малого самолета «Байкал». Она на сегодняшний день зашла в тупик. То есть самолета «Байкал» у нас не ожидается. Сейчас выходить из ситуации придется ремоторизацией самолетов Ан-2.

Что же пошло не так?

Во-первых, оказалось, что заменить американский двигатель на российский аналог ВК-800СМ было крайне сложной технической задачей. Парадоксально, но разработать турбовинтовой двигатель малой мощности труднее, чем большой. Инженерам УЗГА пришлось создавать его фактически заново и даже привлекать специалистов с закрытого российского филиала Pratt & Whitney в качестве консультантов.

Во-вторых, в ходе летных испытаний в 2024–2025 годах был выявлен целый ряд проблем, поскольку самолет показал неустойчивость на малых скоростях и необходимость использования более длинной взлетно-посадочной полосы. Конструкторам пришлось перерабатывать шасси, изменять конфигурацию хвостового оперения «Байкала» и переносить хвостовое колесо, которое сильно ухудшало обзор пилотам.

В-третьих, из-за всех этих доработок в несколько раз выросла цена легкого самолета, приблизившаяся к 5 миллионам долларов за штуку, что сделало их неконкурентоспособными в глазах потенциальных покупателей, которые начали искать альтернативы, как господин Трутнев.

В 2025-м, ориентируясь на его заявление, все почитали, что «Байкал» тоже приказал долго жить, однако государство вдохнуло новую жизнь в этот проблемный проект, выделив УЗГА дополнительное финансировании и продолжив кадровые перестановки в его руководстве.

Непростые решения


В настоящее время «Байкал» проходит испытания с новой силовой установкой. То, что новым главой УЗГА назначен Олег Доценко, который ранее руководил подразделением «Двигатели» и непосредственно курировал создание турбовинтового мотора ВК-800СМ для самолета, дает основания надеяться на благополучное разрешение этой критической проблемы.

Однако ЛМС-901 все же не может считаться полноценной заменой Ан-2. С одной стороны, «Байкал» имеет крейсерскую скорость, которая достигает 300 км/ч, против 180–190 км/ч у «Кукурузника», большую дальность полета – 3000 км, а с нагрузкой 2 тонны – около 1500 км против 990 км у Ан-2, а также современное бортовое оборудование, позволяющее летать в сложных метеоусловиях и ночью по приборам.

С другой стороны, «Байкал» сможет перевезти всего 9 пассажиров против 12 у «Кукурузника». И, в отличие от советского биплана, он не будет столь неприхотлив к типу аэродрома. Поэтому неудивительно, что господин Трутнев всерьез рассматривает вопрос о ремоторизации авиапарка старых Ан-2 на более современные двигатели.

Вопрос в том, какие именно силовые установки использовать? Много американских двигателей по параллельному импорту в Россию не навозишь. Мощности ВК-800СМ для более тяжелого, чем «Байкал», «Кукурузника» не хватит. Тогда что остается?

Оказывается, под проект ремоторизации 700 находящихся на хранении Ан-2 всерьез рассматривается возможность возобновления производства советского турбовинтового двигателя ТВД-10Б мощностью 960 л. с., что близко к американскому Honeywell TPE331-12 с его 1100 л. с. Реально это или нет?

Вроде бы техническая документация на двигатель сохранилась, но что насчет оборудования и литейных форм для двигателя 60-х годов? Сохранились ли они на заводах и готовы ли отечественные специалисты реализовать в кратчайшие сроки подобный проект? В общем и целом простых решений нет.

Не исключено, что в итоге на роль основной рабочей лошадки российской малой авиации будет претендовать совсем другой самолет, о котором мы подробнее поговорим отдельно далее.
26 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +16
    27 мая 2026 13:03
    Оказывается, под проект ремоторизации 700 находящихся на хранении Ан-2 всерьез рассматривается возможность возобновления производства советского турбовинтового двигателя ТВД-10Б мощностью 960 л.с., что близко к американскому Honeywell TPE331-12 с его 1100 л.с. Реально это или нет?

    Почему страна после страшной войны, унесшей жизни 27 миллионов, смогла за 2 года создать и запустить в производство Ан-2, а бездари заливаемые нефтедолларами за 15 лет так и не смогли сделать замену Ан-2.

    Лучшего доказательства их профнепригодности не найти.
    1. +6
      27 мая 2026 16:30
      Уважаемый Андрей! Если вам лично выдать 5 лярдов и сказать: "Сделай движок для старого АН-2!", вы сможете? Думаю, что нет, и правильно - вы же не специалист в двигателестроении! А у нас кроме специалистов была уничтожена целая школа авиастроителей, производственные мощности, образовательные учреждения для подготовки кадров! Вообще всё! "Юристами и менеджерами", коих за последние 30 лет новоиспеченные институты наплодили миллионами, не могут изобретать и строить авиадвигатели! Вот оно тож... Деньги - не всегда панацея, даже если их количество не поддаётся счету!
      1. +9
        27 мая 2026 19:41
        товарищ Берия в атомистике не разбирался, как и во многом другом тоже. однако тогда смогли
        1. +5
          28 мая 2026 11:48
          таки БЕрия был единственным человеком его круга, кто имел высшее техническое образование, поэтому хоть и не детально, но все же вполне был в курсе ядерной физики.
      2. +5
        27 мая 2026 22:08
        Вы написали полную дичь. Толковые управленцы для этого и существуют чтобы даже с 0 имея административный ресурс создавать производства.
        1. +3
          28 мая 2026 09:26
          Цитата: Андрей Самуйлик
          Вы написали полную дичь. Толковые управленцы для этого и существуют чтобы даже с 0 имея административный ресурс создавать производства.

          Ну то есть проблема не только в отсутствии (недостаточности) технических кадров (многие из которых уехали работать на западные компании), но проблема и в отсутствии достойных, способных и честных руководителей. Всё так...
      3. 0
        28 мая 2026 16:51
        Не у нас была уничтожена а при развале СССР уничтожили. Много производств и КБ остались за пределами России, где почти сразу были уничтожены разными нашими ,,доброжелателями ,, или просто разорвали связи по политическим причинам под вснешним давлением .Перед тем как писать, проблему всё таки надо изучить и это надо учитывать, а не обвинять тех кто не виноват по факту. России пришлось ох как много создавать разных КБ , предприятий и прочего ,а так же налаживать между разными предприятиями и поставщиков взаимодействие для выпуска нужного авиации. И учтите , уже нового , с нуля . Просто если не знаете проблем ,а вы многие тут не знаете и даже близко их не представляете ,что это такое , то и нечего кого то ругать. Сами попробуйте что то разработать и выпустить ,наладив производство , ну хотя бы пирожков. С учётом того ,что в покупке оборудования для выпечки на западе , вам отказано , а своего подобного надо поискать или вообще самим вам начать делать его , так как и на западе подобного нет. Ну а потом поделитесь с нами опытом. А тут целая отрасль ( со смежниками) была восстановлена почти с нулевых позиций по гражданским самолётам.
        Ну а самолёты уже на испытаниях , часть уже предсерийная или пошла малой серией. Кстати Байкал был уже выпущен с американским двигателем в количестве 15 штук , сейчас его просто переделали с нашим двигателем и внесли изменения , которые были выявлены при эксплуатации с ,,американцем,, .линия сборки есть. Другой самолёт , тут указанный , столкнулся тоже с проблемой двигателя .Правда тут не пишут что им заинтересовались военные и его доводят сейчас под их требования. Так что процесс идёт. магистральные пошли в производство. Не быстро конечно пока всё , но надо учитывать и то что происходит в мире и вокруг нас , а так же что ведём СВО и часть ресурсов отвлечена туда.
        По поводу Ил , который упал .Это испытания нового самолёта , тем более его проектировали те кто подобных самолётов ранее не проектировал ,Кб осталось на Украине. Сам борт был ранее спроектирован не плохо но вмешались военные и попросили изменить ширину грузовой кабины и полезли проблемы , а сроки поджимали. по этому и двигатели , ещё сыроватые , поставили . Там так же сыграла роль и не верная оценка командира экипажа при возникновении аварийной ситуации , при правильном принятии решения катастрофы бы не было.
        1. +1
          28 мая 2026 22:17
          Инженерам УЗГА пришлось создавать его (двигатель) фактически заново и даже привлекать специалистов с закрытого российского филиала Pratt & Whitney в качестве консультантов.

          Мне почему то казалось, что УЗГА никогда не занимался проектированием и выпуском двигателей. Ремонт. Да! И вдруг ВК800 - перепроектировал? Правда чужими руками. Явно связано с личной заинтересованностью неких лиц. Завод - прокладка.
      4. +2
        28 мая 2026 18:19
        Цитата: slice7000
        Вообще всё! "Юристами и менеджерами", коих за последние 30 лет новоиспеченные институты наплодили миллионами, не могут изобретать и строить авиадвигатели

        забыли добавить бухгалтеров и психологов. В городе где прошло моё детство и учёба ни осталось ни одного СПТУ, горный техникум закрыли, слышал химтехникуму тоже хана и судьбу меда не знаю,может тоже кирдык. Химики, шахтёры, слесаря, автослесаря, токаря, фрезеровщики, сварщики, крановщики, строители, штукатуры,и многое уже забыл,не нужны стране. Самокат и развози пиццу вот такое тупое стадо нравится таким как Греф.
    2. -3
      28 мая 2026 16:23
      Ну про два года вы хватили. Почитать перед тем как писать , не досуг про АН-2?
      1. +2
        28 мая 2026 18:29
        Читайте:

        Старт разработки (1945): Инициатива Антонова получила поддержку на высшем уровне — самолет, который мог взлетать с небольших полей и перевозить различные грузы, был крайне необходим народному хозяйству.

        Первый полет (1947): Летом 1947 года был построен первый экземпляр, и 31 августа летчик-испытатель П. Н. Володин впервые поднял машину в воздух.

        Серийное производство (1949): В сентябре 1949 года первый серийный самолет сошел с конвейера авиазавода № 473 в Киеве.
  2. +10
    27 мая 2026 13:34
    Профнепригодность=эффективность в менеджмене, однозначно.
    Пока еще есть куча фанатов неба , что на пальцах могут объяснить плюсы и минусы биплана.
    Зато чинуши и приближенные гораздо лучше разбираются как деньги оптимизировать.

    Просто вспомнилось ,что канул в Лету не только "Ил-112В ....Ил-212 и пассажирская «Ладога»" но и Ил-276, и Ту-330. Деньги потрачены, самолетов нет , доходы "елиты" выросли.
  3. +6
    27 мая 2026 13:40
    Дожили - кукурузник повторить не могут... Или не хотят?
    1. +8
      27 мая 2026 17:28
      Люди обучены ,,делать,, деньги, а не самолеты.
    2. +3
      28 мая 2026 18:31
      Цитата: Paul3390
      Дожили - кукурузник повторить не могут... Или не хотят?

      А зачем? Они же говорили что на западе всё купят и нафиг им своё производить.
  4. +5
    28 мая 2026 08:41
    В нынешней системе не появятся ни Сталин, ни Берия, ни Антонов.
    Система рождает только Ходорковских, Чубайсов и Кириллов Дмитриевых, готовых рыть тоннель под Беринговым проливом..
    Полетали в Советском Союзе на Кукурузниках. Хватит.
    Нет своего самолёта, значит нефиг летать, не вписался в рынок.
  5. +3
    28 мая 2026 13:33
    Товарищи, это позор. Отрасль авиастроения уже просто не выдерживает никакой критики. Но я верю, что обещанные тысячи самолетов скоро поднимутся в голубое небо!

    Первым делом - самолёты!
  6. +1
    28 мая 2026 18:02
    Так ведь уже официально написали же недавно:

    Байкал НЕ является заменой для Ан2

    Что тут еще непонятно?

    Тем более, что сертифицированного серийного двигателя как не было, так и нет.
  7. -2
    28 мая 2026 18:04
    Цитата: prior
    В нынешней системе не появятся ни Сталин, ни Берия, ни Антонов.
    Система рождает только Ходорковских, Чубайсов и Кириллов Дмитриевых, готовых рыть тоннель под Беринговым проливом..
    Полетали в Советском Союзе на Кукурузниках. Хватит.
    Нет своего самолёта, значит нефиг летать, не вписался в рынок.

    Ну да. Ходор виноват в том, что ни Ту, ни Ил, ни Миг не сделали за 35 лет ни одного серийного самолета.
    1. 0
      29 мая 2026 09:25
      Да, и этот "Ходор" тоже безусловно виноват как яркий представитель и ставленник , и "сливки" этой воровской системы по развалу страны правящими кланами, и превращения её только в сырьевой придаток наших врагов за последние 35 лет. Егорку Гайдаровского ещё забыли тут!
  8. +1
    28 мая 2026 18:13
    Цитата: svoroponov
    Не у нас была уничтожена а при развале СССР уничтожили. Много производств и КБ остались за пределами России, где почти сразу были уничтожены разными нашими ,,доброжелателями ,, или просто разорвали связи по политическим причинам под вснешним давлением .Перед тем как писать, проблему всё таки надо изучить и это надо учитывать, а не обвинять тех кто не виноват по факту. России пришлось ох как много создавать разных КБ , предприятий и прочего ,а так же налаживать между разными предприятиями и поставщиков взаимодействие для выпуска нужного авиации. И учтите , уже нового , с нуля . Просто если не знаете проблем ,а вы многие тут не знаете и даже близко их не представляете ,что это такое , то и нечего кого то ругать. Сами попробуйте что то разработать и выпустить ,наладив производство , ну хотя бы пирожков. С учётом того ,что в покупке оборудования для выпечки на западе , вам отказано , а своего подобного надо поискать или вообще самим вам начать делать его , так как и на западе подобного нет. Ну а потом поделитесь с нами опытом. А тут целая отрасль ( со смежниками) была восстановлена почти с нулевых позиций по гражданским самолётам.
    Ну а самолёты уже на испытаниях , часть уже предсерийная или пошла малой серией. Кстати Байкал был уже выпущен с американским двигателем в количестве 15 штук , сейчас его просто переделали с нашим двигателем и внесли изменения , которые были выявлены при эксплуатации с ,,американцем,, .линия сборки есть. Другой самолёт , тут указанный , столкнулся тоже с проблемой двигателя .Правда тут не пишут что им заинтересовались военные и его доводят сейчас под их требования. Так что процесс идёт. магистральные пошли в производство. Не быстро конечно пока всё , но надо учитывать и то что происходит в мире и вокруг нас , а так же что ведём СВО и часть ресурсов отвлечена туда.
    По поводу Ил , который упал .Это испытания нового самолёта , тем более его проектировали те кто подобных самолётов ранее не проектировал ,Кб осталось на Украине. Сам борт был ранее спроектирован не плохо но вмешались военные и попросили изменить ширину грузовой кабины и полезли проблемы , а сроки поджимали. по этому и двигатели , ещё сыроватые , поставили . Там так же сыграла роль и не верная оценка командира экипажа при возникновении аварийной ситуации , при правильном принятии решения катастрофы бы не было.

    1. Вообще-то КБ Ил сделало в 70х Ил76, который выпускается до сих пор.
    2. Документацию по ТВРС передали, но самолета готового там не было даже близко. Ну и собственно у МО нет ни ресурсов, ни наработак - как создать самолет. Военные технику эксплуатируют, а не строят. С таким же результатом эти бумаги можно было передать в Министерство сельского хозяйства. Самолет для военных создается совсем по другому. Сначала заказчик дает ТЗ: требуемая скорость, высота полета, дальность, вес полезной нагрузки и (внимание!!!) размер фюзеляжа (т.к. вместо пассажирских сидений там будет техника)
  9. +1
    28 мая 2026 18:17
    Непростые решения: сможет ли российский «Байкал» заменить «Кукурузник»?

    При этих ценах и таких ТТХ - нет. "Кукурузник" - это концепция "дёшево и сердито", а также - быстро и из того, что есть. Ни под один параметр "Байкал" не подходит и близко.
    Не нужен для создания нового "Кукурузника" ни Берия, ни Сталин, ни чёрт, ни господь бог. Нужен только новый Антонов. Только такой человек сможет создать новый самолёт, удовлетворяющий всем вышеприведенным критериям.
  10. +1
    29 мая 2026 15:03
    Цитата: Дваждырождённый
    Да, и этот "Ходор" тоже безусловно виноват как яркий представитель и ставленник , и "сливки" этой воровской системы по развалу страны правящими кланами, и превращения её только в сырьевой придаток наших врагов за последние 35 лет. Егорку Гайдаровского ещё забыли тут!

    Ходор виноват лишь в том, что в начале 00х пикнул, что не прочь баллотироваться на выборах. Если б не пикал, сидел бы сейчас где-то "почти наверху" среди других прихлебателей, нежно улыбался и хлопал в ладоши.
  11. 0
    8 июня 2026 20:38
    Бред, на Ан 2 можно поставить современный турбодизель и Вебасто, и хватит попой тарахтеть, это самое простое решение, дизеля 750 л.с можно в Китае заказать, можно поставить большой винт и высоким качеством, т.к. обороты в 2 раза будут меньше и больше крутящий момент, так же предлагаю, выпустить Ми 2 с дизелем и Ми-34 и Ансат am
  12. +1
    10 июня 2026 07:08
    Не сможет. Денег нет. Расходимся.
  13. 0
    11 июня 2026 16:10
    Это был чистый попил трутнева. Коо такие узга? Никто. Они и не могли ничего разработать. В тот же Новосибирск лучше бы заказ отдали.

    Ппц дожили... кукурузник сделать не можем. Прогресс!