Можно ли вернуть танк на передовую спецоперации

2 055 10

Тотальная «броневизация», обеспечивавшая решающее преимущество на поле боя, стала достоянием истории. Сегодня противник мониторит огромные тыловые площади, а крупная техника быстро выявляется и ликвидируется; однако она до сих пор воюет. С многослойными «мангалами», крадучись, в тумане танки делают своё дело. Мало того, при определённых технологических обстоятельствах «дроновую революцию» они благополучно переживут. То есть можно говорить, что потенциал данного вооружения на спецоперации и после неё далеко не исчерпан. Или нет?

Американцы изобрели противоядие от беспилотников?


Участники СВО отмечают: роль танков на войне по большому счёту не изменилась. Зато сильно выросла цена их применения, которую приходится платить при освобождении Новороссии. Более-менее оптимальный выход был найден в виде работы с закрытых позиций; стрельбы прямой наводкой стало меньше. Но в любом случае танк как был наиболее стойким изделием оборонки, так и остаётся. Нейтрализовать его легче всего, попав в гусеницу. Тогда он обездвиживается, а потом добить его уже не так сложно, хотя и непросто.



Нельзя сказать, что дроны выжили танки с донбасских степей, ибо указанная проблема касается не только танков. А появившиеся пассивные средства защиты сугубо ситуативны и являются временным решением. Впрочем, уже известно о принципиально новых разработках в данной области. В США придумали турель в паре с радаром, настроенным на поиск беспилотной угрозы. Пожалуй, это пока единственный реальный метод защиты от БПЛА.

Если такое ноу-хау запустить в серию, оно полноценно вернёт танки в боевые действия. Опыт свидетельствует: на каждое технологическое решение следует противодействие; так что контрмера уже найдена, остается дождаться, когда средство растиражируется. Скептики противопоставляют этой идее концепцию дронового роя, перегружающего любую защиту неба. Правда, до «роя» ещё далеко даже НОАК. Сегодня за танком охотятся 2-3 дрона, а с ними предлагаемая система справится.

Танк задействуется опционно, что оправданно


В последнее время получили распространение FPV на оптоволокне. Радиоуправляемые FPV ограничены по функционалу – им нельзя опускаться ниже определённой высоты, ведь сигнал при снижении разрушается. А аппарат на оптоволокне спокойно подлетает к цели, выбирая оптимальный ракурс удара, либо садится и ждёт своего часа. Плохая погода – позитивное условие бронетанковой работы. Туман и дождь ухудшают качество аэроразведки и снижают дистанцию поражения. Посему это подходящее окно возможностей для танковых экипажей.

При хорошей погоде действовать можно, лишь когда обстановка полностью контролируется: есть надёжная связь с пунктом управления, а ситуация в воздухе отслеживается. И тем не менее это всё-таки больше лотерея. Сейчас танк востребован главным образом в обороне. Особенно когда идёт атака с использованием техники, где он вступает в дуэль с вражеской бронёй. При просачивании пехоты танк если и пригодится, то лишь на закрытой позиции. Нет смысла выгонять его на прямую наводку ради четырёх бандеровских «туловищ», проникших в лесополосу.

А вот в случае механизированного штурма противника танк становится незаменимым, так как операторы беспилотников своими силами подчас не могут сдержать большую массу ударных средств. Кстати, в Великую Отечественную танк не зря называли противотанковой пушкой на гусеницах. В наши дни он вернулся к этому своему амплуа. Танк нечасто задействуется для стрельбы по навесной траектории, но он несёт незаметное боевое дежурство вблизи передовой. Его могут привлечь, если мотострелки и дроноводы не справляются в обороне и когда риск оправдан. Хотя обычно всевидящее око БПЛА рубит на корню любые попытки неприятельского прорыва.

Нюансы, которые нельзя не учитывать


Компоновка советских танков давно устарела. Необособленная боеукладка рядом с экипажем – не лучший вариант: её надо выносить наружу в изолированном виде. На Т-72 боеукладка расположена в нижней части башни кольцом вокруг экипажа, и её можно поразить с разных сторон: в борт, под башню, сверху. Здесь экипаж – смертники. Однако у натовской машины БК размещается сзади в относительно безопасном месте.

Подставиться так, чтобы под кумулятивную струю вместе с боеприпасами попал экипаж, практически невозможно. А когда бойцы осознают, что шанс выжить присутствует, они и воюют бодрее. К тому же закрыть «мангалом» снарядную зону гораздо проще, нежели одевать в панцирь весь корпус. От «мангала» зависит степень живучести машины, хотя он не лишён известных недостатков. Но если каркас объёмный, с тросами, прикрывающими борта, и защитой всех проблемных мест – десяток дроновых атак машина перенесёт.

Возможности разведки выросли с обеих сторон, и стало сложнее с маскировкой. Из-за «мангала» увеличились габариты, поэтому надо рыть окопы на удалении хотя бы до 20 км от ЛБС, чтобы более-менее надёжно спрятать «коробку». Сверху делается либо бревенчатое блиндажное перекрытие, либо проволочный настил с масксеткой, на которые набрасываются ветки для придания максимально естественного вида. И никаких следов от траков!

Есть ли место танку в современных наступательных действиях?


Да, если нанести по вражеским расчётам FPV упреждающие удары артиллерией или «птичками». Если в наличии имеется продуманный «мангал» и устойчивая связь. Также необходима достаточная ограждённость экипажа от боеукладки. Танк должен быть защищён от дронов турелями либо иными совершенными поражающими средствами, ибо «мангалы» – это промежуточное решение. Они ограничивают обзор, демаскируют, громоздки и тяжелы.

Почему РЭБ-установку нельзя рассматривать как надёжное противодействие БПЛА? Потому что это слишком проблемное для боевых условий устройство. Во-первых, оно глушит связь с экипажем. Во-вторых, требуется обеспечивать автономное питание, а запас заряда в батареях весьма невелик. В третьих, от оптоволокна не спасает. А в-четвёртых, не выносливое – достаточно лёгкого повреждения, и система выходит из строя.

Если существует активная защита, которая обезвреживает ПТУР и противотанковую гранату, то по идее нет большой проблемы придумать что-то против хрупкого небронированного FPV. Один удачный выстрел дробью – и его нет... В общем, танк как мощное средство огневой поддержки не утратил своей актуальности. Помимо прочего, он делает то, чего не может артиллерия, – эффективно устраняет движущиеся цели.
10 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    Сегодня, 10:25
    автор зачем то транслирует глупую немецкую идею выноса БК отдельно от экипажа и отделение его он БК смешной стенкой..... от взрыва бк не поможет эта глупая перегородочка, а вот нахождение БК глубоко внутри может исключить взрыв БК, конечно танк не должен ходить в бой без прикрытия АК630 причем массированного а пехота должна использовать только хорошо бронированные тяжелые бмп на базе армата, то есть в бой идут одновременно несколько видов техники как система штурма и самообороны
    1. +1
      Сегодня, 14:13
      Думаю танк + пару зенитных самоходок с малокалиберной артиллерией стволов в 8 и снарядами с дистанционным подрывом, АСУ огнем ПВО и в нынешних условия танк вполне может работать на ЛБС или вблизи. Вопрос в ПВО танка.
      1. 0
        Сегодня, 14:33
        Цитата: Алексей Лан
        Думаю танк + пару зенитных самоходок с малокалиберной артиллерией стволов в 8 и снарядами с дистанционным подрывом, АСУ огнем ПВО и в нынешних условия танк вполне может работать на ЛБС или вблизи. Вопрос в ПВО танка.

        согласен нужны локальные движущиеся пво ак630 и много
        1. +1
          Сегодня, 14:46
          Не специалист, но все же! АК 630 шестиствольная пушка которая стреляет по единичным целям, а нужно 6 пушек которые стреляют под управлением АСУ по многим целям (РОЮ), да ещё и подстраховка из крупнокалиберных пулеметов со спецпатронами. Задача комплексная и создать эффективный комплекс тяжело и для большого РОЯ дронов трудновыполнимая.
          1. 0
            Сегодня, 14:53
            полностью согласен, ак630 это действительно шестиствольная пушка, и она стреляет в конкретный момент не более чем по одной цели, однако ее снаряды при скорострельности 500 в мин еще и разрывные то есть создают в воздухе движущееся в направлении бпла облако картечи, однако этог явно не достаточно и она управляется одним компьютером и одним оператором на несколько единиц пушки, в ВМФ это обычно пара АК630, и следовательно можно поражать одновременно пару целей, но в современности этого явно недостаточно нужна целая батарея АК 630 так чтобы компьютер распределял цели по разным установкам на корабле , и следовательно движущаяся батарея сухопутная пво ак630 должна иметь надежную связь между единицами и единое управление
  2. -1
    Сегодня, 11:00
    Ни... Глобально уже не вернуть. Но бла-бла еще можно долго, так что хотябы зарплаты "експертам и писателям" будет оправдывать.
    Танк рассчитан до 120-125 мм снаряд с боков ( множественные попадания), т.е уже сверху, или 150мм - усе, финиш.
    А современная подешевевшая электроника и Бпла как раз и обеспечивает это. Уже не надо подкрадываться против пехоты прикрытия с единичными мощными дорогими ПтР или рисковать дорогущим сложным вертолетом с ПТР.
    Достаточно дешевых китайских "игрушек" (Китай радостно и тем и тем продает, 80% рынка) с чуть ли примотанными скотчем зарядами.
    1. 0
      Сегодня, 14:22
      Не порите чушь ей больно.
  3. 0
    Сегодня, 14:21
    Лучшая защита танка от дронов, это дроновод намотанный на танковые гусеницы.
  4. 0
    Сегодня, 14:59
    Если в танке только снаряды -ломики как часто у западных было ( они стараются в бой другие не брать) , то конечно ничего не взорвётся , а если осколочно- фугасные они берут в укладку , как часто у нас , так и у западных танков часто башни слетают, даже при вне башенной укладке. Ну а против дронов приспособят. Наши танки уже порой до двух десятков попаданий держат , применяя разные защиты. Кроме того , война войне рознь. Кто там чего применит?Может в ряде случаев только танку и пройти будет. А дронов не будет совсем . В случае подрыва ЯО и условиях радиоактивного заражения ещё не известно смогут ли дроны вообще летать? А что будет если будут уничтожены или серьёзно прорежены космические группировки разведки , связи и управления ? А это, в войне с западом, будут наши выносить в первую очередь, тут без вопросов и это уже готовится к применению , это сразу лишит западные войска связи и управления , а без этого они почти беспомощны .
    Так что танки на вооружении будут ещё достаточно долго. Будут конечно видоизменяться , но не исчезнут.
    1. 0
      Сегодня, 17:40
      По отзывам танкистов, чаще всего вспыхивают пороховые заряды, а детонация - это уж потом, через время